§ XXXV.2. Средства информации водителей об условиях движения. Ограждения и направляющие устройства
Для ознакомления водителей с дорожными условиями на маршруте их следования и предписания им безопасных и соответствующих оптимальным условиям использования дороги режимов движения устанавливают дорожные и путевые знаки и производят разметку проезжей части. Перечень применяемых знаков регламентирован ГОСТ 10807—71 «Знаки дорожные», разработанным применительно к положениям международной конвенции.
Дорожные знаки делятся на четыре группы:
предупреждающие, которые информируют водителя о приближении к опасному участку и о необходимости проезда его с повышенной внимательностью при соответствующем снижении скорости. Такими мостами являются, например, пересечения с другими дорогами в одном уровне, сужения дороги, участки, где дорогу могут перебегать дети, появляются домашние и дикие животные, места камнепадов н др.; 12В* 359
запрещающие, которые вводят жестко регламентированные правила движения, необходимые для безопасности или четкой организации движения (запрещение проезда, стоянки, остановки, поворота или разворота, ограничение скорости и др.);
предписывающие, которые вводят режимы движения, обязательные для всех или части участников движения (указания обязательных направлений движения, полос движения, выделяемых только для легковых автомобилей, пешеходных и велосипедных дорожек и т. д.),
указательные, которые сообщают об особенностях дорожной обстановки или информируют о приближений к местам, где меняются дорожные условия или расположены те или иные объекты (дороги с односторонним движением, участки скоростных дорог, ответвления, ведущие в тупик, автозаправочные станции и пункты технического обслуживания, пункты питания и медицинской помощи и др ) Ряд указательных знаков связан с чисто дорожными условиями, Они информируют едущих о нашленовании населенных пунктов, направлениях ответвляющихся дорог, указывают расстояния до крупных населенных пунктов. На автомобильных магистралях с высокими скоростями движения эти знаки устанавливают иа специальных фермах над проезжей частью (рис. XXXV.5).
Е конце каждого километра ставится километровый знак, указывающий расстояния до начала и конца дороги.
Рис. XXXV 5. Указательные знаки на автомобильной магистрали
ЧИрки"1 - <
Рис. ХХХУ.6. Сигнальные столбики на бровке земляною полоша и ограждения на разделительной полосе
Места расстановки дорожных знаков должны быть предусмотрены в проекте дороги на основе анализа графиков скоростей движения или коэффициентов безопасности и пропускной способности
Для правильного использования проезжей части автомобилями на ней наносят линии разметки, которыми выделяют полосы движения или обозначают места пешеходных переходов, посадочные площадки, зоны запрещения стоянки или остановки транспортных средСТв. Разметку выполняют согласно ГОСТ 13508—74 «Разметка дорожная».
Продольная разметка бывает прерывистой и сплошной. Сплошную разметку пересекать запрещается. Если на участке разрешается обгон с выездом на полосу встречного движения только для одного направления движения, то наносится двойная линия разметки — сплошная и прерывистая. Прерывистую линию наносят с той стороны, откуда разрешено пересечение.
Для уверенного управления автомобилем водитель должен быть ориентирован в направлении дороги на достаточно большом расстоянии. Для этого в местах, где съезд с земляного полотна представлял бы существенную опасность, по бровкам дороги устанавливают сигнальные столбики (рис. ХХХУ.6) либо тумбы из пластмассы, бетона или дерева.
Сигнальные столбики не предназначены для задержания автомобиля и поэтому не рассчитаны на удар автомобиля. На прямых участках дорог расстояние между столбиками принимают Б0 м, на кривых в зависимости от их радиусбв — от 5 до 25 м.
На участках дорог, где съезд с дороги может вызвать происшествия е тяжелыми последствиями или наезд автомобиля на опоры путепроводов либо мачты освещения, ставят прочные ограждения, которые могут удержать транспортные средства от выезда с дороги или падения с моста. Они бывают металлическими из полос специального проката, тросовыми или железобетонными.
Ограждения устанавливают иа обочинах в 0,5 м от бровки земляного полотна на прочных опорах. Их рассчитывают на наезд грузового автомобиля под углом 20° со скоростью 50 км/ч. Ограждения должны обладать податливостью, чтобы при их деформации при наезде автомобиля в сопротивление вовлекалось несколько пролетов и гашение кинетической энергии автомобиля происходило на относительно большом пути прогиба ограждения, г. е. отрицательное ускорение при удержании автомобиля имело бы небольшую величину.
На автомобильных магистралях с большой интенсивностью движения ограждения ставят и на разделительной полосе (см. рис. XXXIV.!).
§ ХХХУ.З. ОЗЕЛЕНЕНИЕ ДОРОГ
Древесные и кустарниковые насаждения на дорогах могут предназначаться для технических целей (предохранение дорог от снежных заносов, создание защиты от резких порывов ветра в местах выхода дороги из зоны затишья на открытое место), а также для архитектурно- художественною оформления дороги.
Снегозащи тные насаждения представляют собой густые многорядные полосы деревьев и кустарников, которые задерживают снег, сме-
Рис. ХХХУ.7. Декоративное озеленение а — декоративные группы деревьев я кустарников на полосе отвода, 5 — членение лист вен- декоративными группами 1 — ряды снегозаш,и!ных насаждений или опушка леса; 2 — декоративные группы разных 5 — рядовые
к
ООО о о'оооооо
й I
Сто
автомобильных дооог:
вых рядовых посадок хвойными; в — оживление вяла опVшкI^ леса ркдовымя поселками ч иа полосе отвода,
Объем приносимого за -и му снега, м8/м | Чивло рядов в полове | Необходимая ширин* попооы земли " | Расстояние от бровка дороги до посадок я |
25 | 2 | 4 | 15-25 |
50 | 4 | 9 | 30 |
75 | 6 | 12 | 40 |
100 | 6—8 | 14 | 50 |
150 | 6—8 | 19 | Ь5 |
200 | 8—10 | 22 | 70 |
таемый к дороге ветром с прилегающих полей. Простейшим видом снегозащитных насаждений являются живые изгороди — густые двухрядные посадки деревьев или кустарников, за которыми отлагается снег.
Снегосборные лесные полосы состоят из нескольких рядов деревьев с низкой плотной кроной, окаймленных со стороны поля одним-двумя рядами плотного кустарника. При большом числе рядов в посадки вводят и высокие деревья (ель, сосну, березу, тополь). Лесная полоса создает на пути переносимого ветром снега преграду, снижающую скорость ветра, что приводит к отложению снега в лесной полосе и вблизи от нее. Количество рядов зависит от объема приносимого за зиму снега, (табл. ХХХУ.1).
Для устройства снегозащитных полос необходим дополнительный отвод, причем полоса от дороги до спелозащитных насаждений остается в ведении землепользователей
Декоративные насаждения предназначаются для украшения дороги, уменьшения ее однообразности, придания ей живописности, увязки дороги с окружающей местностью. По принципам компоновки они бывают трех типов, (рис. XX XV.7):
регулярного, когда деревья и кустарники располагаются параллельно бровке дороги, в строго определенном порядке, иа постоянном расстоянии друг от друга. Чтобы устранить однообразие и монотонность регулярных посадок, периодически меняют виды деревьев или включают в регулярные посадки отдельные декоративные группы деревьев;
ландшафтного, когда декоративные посадки размещают в пределах полосы отвода деревьев и кустарников в виде групп разного размера и состава, увязанных с придорожным ландшафтом, Существующей растительностью и формами рельефа;
смешанного, когда на фоне регулярных рядовых посадок размещают ландшафтные группы, особенно подчеркивая ими пересечения й примыкания дорог, подходы к мостам.
Проекты озеленения разрабатывают с привлечением ландшафтных архитекторов-озеленителей, подбирающих для каждого участка дороги хорошо произрастающие на нем породы деревьев и кустарников. 364Глава XXXVI Проектирование городских улиц
- Глава XVIII Общие сведения о переходах через водотоки
- § XVIII.1. Основные понятия. Виды переходов через водотоки
- § XVII 1.3. Речные долины и русла рек. Типы питания рек
- Глава XIX Гидрологические расчеты при проектировании мостовых переходов
- § XIX. 1. Задачи и принципы гидрологических расчетов
- § XIX.2. Методика прогноза максимальных расходов воды в реках
- § XIX.3. Определение уровней воды и скоростей течения, соответствующих максимальным расходам
- Глава XX Расчет отверстий больших и средних мостов
- § XX.1. Основные положения расчета отверстии мостов
- § XX.2. Учет природных деформации русел при проектировании мостовых переходов
- § XX 5. Расчет размывов на пойменных участках отверстий мостов
- § XX.7. Расчет отверстии больших и средних мостов
- 1. Если глубина заложения подошвы фундамента назначается но глубине залегания прочных пород, используемых в качестве основания 72
- Глава XXI Проектирование подходов к мостам и регуляционных сооружений
- § XXI. 1. Условия работы поименных насыпей
- § XXI.2. Проектирование поименных насыпей
- § XXI.3. Задачи и принципы регулирования рек у мостов
- § XXI,4. Конструкции регуляционных сооружений
- Глава xxiг
- § XXII. 1. Виды проектно-изыскательских работ
- § XXII 3. Требования к техническому проекту
- § XXII.5. Рабочие чертежи
- § XXI 1.7. Использование при проектировании автомобильных дорог электронно-вычислительных машин
- Глава XXIII Изыскания автомобильных дорог
- § XXIII.1. Организация работы изыскательской
- § Xx111.2. Проложение трассы на местности
- Масштаб 1.1000 Сечение горизонталей через I м V
- Глава XXIV Сравнение вариантов автомобильных дорог1
- § XXIV. 1. Сравнение вариантов дороги по строительным и эксплуатационным затратам
- § XXIV.2. Оценка вариантов автомобильных дорог, по пропускной способности
- Глава XXV
- § XXV. 1. Стереомодель местности
- Глава XXVI Технические изыскания мостовых переходов
- § XXVI. 1. Задачи и состав изыскании
- § XXVI.2. Подготовительные работы
- § XXVI.4. Гидрометрические работы
- § XXVI.5. Гидрологические работы
- § XXVI.6. Инженерно-геологические работы
- § XXVI.?. Особенности изысканий для реконструкции мостовых переходов
- § XXVI.8. Состав проекта мостового перехода
- Глава I содержит анализ режима реки на основе подробного описания характеристик водотока как топографических и метеорологических, так и гидрологических.
- Глава IV содержит результаты инженерно-геологических работ, имеющих первостепенное значение для выбора схемы сооружений перехода.
- Глава XXVII
- § XXVII.!. Особенности реконструкции дорог
- § XXVII.2. Прогнозирование интенсивности движения на реконструируемой дороге
- § XXVI 1.3. Технические изыскания при реконструкции дорог
- § XXVII.5. Реконструкция дороги в плане и продольном профиле
- § XXVII.6. Реконструкция дороги в поперечном профиле
- § XXVI 1.7. Мероприятия по устранению пучин
- § XXVII.8. Реконструкция и усиление дорожиой одежды
- Глава XXVIII Проектирование дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII. 1. Особенности проложения трассы в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII 2 конструкция земляного полотна дорог в районах вечной мерзлоты
- Проектирование дорог в заболоченных районах
- § XXIX.1. Образование, характеристика и виды болот
- § XXIX.2. Проложение трассы в болотистых районах
- § XXIX.3. Обследование болот при трассировании дороги
- § XXIX.4. Конструкция земляного полотна " на болотах
- Глава XXX
- § XXX. 1. Эрозия почв и образование оврагов
- § XXX.2. Трассирование дорог в зоне оврагов
- § XXX.3. Устройство плотин на пересечениях оврагов
- Глава XXXI Проектирование дорог в карстовых районах
- § XXXI.1. Карстовые процессы
- § XXXI.2. Проектирование дорог в карстовых районах
- Глава XXXII Проектирование дорог в горной местности
- § XXXII.1. Особенности горных районов
- § XXXII.2. Устойчивость горных склонов
- § XXXI 1.4. Развитие линии по склонам и перевальные дороги
- § XXXII.5. Проектирование серпантин
- § XXXI 1.6. Тоннели
- § XXXII.7. Продольный профиль горных дорог
- § XXXII.8. Поперечные профили горных дорог
- § XXXII.9. Проложение дороги по участкам осыпей и камнепадов
- § XXXII.10. Пересечение селевых выносов
- § XXXII.12. Защита дорог от лавин
- 1Ранииа распространения воздушной волны; сплошная линия — первый вариант трассы. Иупк1нрная линия — второй вариант трассы; 11л — прыгающая лавина. Лл — лотковая лалцт
- § XXXII.13. Особенности проектирования автомобильных дорог в сейсмических районах
- Глава XXXIII Проектирование автомобильных дорог в засушливых районах
- § XXXIII.1. Особенности засушливых районов.
- Глава XXXIV Особенности проектирования автомобильных магистралей
- § XXXIV. 1. Технические условия на проектирование автомобильных магистралей
- Глава XXXV Оборудование и благоустройство дорог
- § XXXV.1. Комплекс мероприятий по обслуживанию движения
- § XXXV.2. Средства информации водителей об условиях движения. Ограждения и направляющие устройства
- § XXXVI.1. Планировка уличной сети и элементы городских улиц
- § XXXVI 2. Поперечные профили улиц
- § XXXVI.4. Горизонтальная и вертикальная планировки
- § XXXVI.5. Проектирование перекрестков и городских площадей
- § XXXVI 7. Подходы к городским мостам
- § XXXVI.8. Планировка городских набережных
- 6Оглавление