§ XXIII.1. Организация работы изыскательской
ПАРТИИ
На выполнение проектно-изыскательских работ проектные организации получают от заказчиков задания, в которых указаны пункты, через которые должна пройти проектируемая дорога, примерное ее протяжение и категория дороги, сроки представления проекта. Стоимость изыскательских и проектных работ устанавливают на основе задания на проектирование но утвержденному «Сборнику цен на проектные и изыскательские работы».
Для производства изысканий больших маршрутов трассу разбивают на участки протяжением по 50—100 км в зависимости от сложности рельефа и наличия участков со сложным геологическим строением таким образом, чтобы изыскания всего маршрута были закончены к одному сроку. Границы участков—места смыкания изыскательских партий, обычно назначают в местах, где не потребуются варианты трассы — вблизи населенных пунктов или мостовых переходов.
Изыскания каждого участка поручают одной изыскательской партии, выделяя на переходы больших рек специальные партии.
При работе на одном маршруте нескольких партий их объединяют в экспедицию, возглавляемую начальником экспедиции, который осуществляет общее руководство и координацию их деятельности, утверждает выбранную трассу, контролирует качество съемочных работ и решает на месте возникающие у начальников изыскательских партий вопросы. Обычно в штат экспедиции входят также главный инженер (заместитель начальника экспедиции), который является автором комплексного проекта дороги, геолог и инженер по искусственным сооружениям. Все они являются помощниками начальника экспедиции по своему кругу'вопросов. Кроме того, имеются помощник начальника изыскательской партии по хозяйственной части, бухгалтер, кладовщик, лаборанты, радист и др. Руководители экспедиции регулярно посещают изыскательские партии, проверяют качество работ и помогают в решении сложных вопросов.
При работе в отдаленных местностях для руководства полевыми подразделениями могут быть использованы портативные приемо-пере- дающие радиостанции. Радиотелефонные переговоры ведут в определенные часы, согласованные с соответствующими подразделениями Министерства связи, 132 ■ Состав изыскательских партии зависит от сложности природных н климатических условий района проложен и я 1расеы. Иногда партия может быть расчленена па несколько групп —дорожных или геологических отрядов.
Изыскательская партия, работающая в средних условиях пересеченного рельефа, состоит из 40—50 чел. В нее входят: начальник партии и его помощник (главный инженер проекта), инженер-геолог и инженер-дорожник, старшие техники -пикетажист, нивелировщик, по топографическим и геологическим съемкам, съемке бассейнов, поперечников и по камеральной работе, буровой мастер, водитель, заЕ- хоз, десятник и 25—30 рабочих.
Для работы по вешению линии и измерению углов требуются четыре рабочих, па пикетаж — четыре, на съемку бассейнов — два, нивелирование — шесть, на грунтово-геологнческие обследования — пять, на топографическую съемку и съемку поперечников —■ пять рабочих.
Дополнительные рабочие необходимы в "лесистой местности для рубки просек, при обследованиях больших болот, а также при выполнении специальных видов работ —съемки мостовых переходов, разведки геофизическими методами, обследования оползневых участков и др.
До выезда изыскательской партии на место работ должны быть составлены план и календарный график работ, четко распределены обязанности между сотрудниками и проведен их инструктаж, решен вопрос об обеспечении изыскательской партии рабочей силой'и транспортными средствами.
Все 1 еодезичеекге и гидромефичеекпе инструменты, геологическое оборудование, радиоаппаратура, фотоаппараты и фотопринадлежности дотжны быть тщательно осмотрены и выверены.
Партия должна быть снабжена инструментами и походным инвентарем, чертежными и канцелярскими принадлежностями, бумагой, ведомостями и бланками, полевыми журналами, комплектами инструкций, таблиц и справочных пособий. Начальник изыска 1ельскоп партии должен иметь документы, разрешающие производство геодезических и инжеперночеологических съемочных работ, рубку просек в лесу и обследование существующих мостов, а также документы, обеспечивающие необходимое содействие местных организаций. Начальнику партии выдается четкое задание на производство изысканий.
До выезда па полевые работы личный состав партии-должен изучить материалы технико-экономического обоснования. Нужно собрать и изучить картографические, литературные и справочные материалы по району изысканий. В этот же период детализируют с учетом рельефа и ситуации по картам и аэрофотоснимкам направление трассы, в принципе ранее намеченное в технико-экономическом обосновании. Устанавливают контрольные точки, определяющие положение дороги — участки пересечения больших водотоков, железных дорог и автомобильных дорог высших категорий, приближения к населенным пунктам или прохода через них, расположение основных углов поворота и т. д. При этом не учитывают мелкие подробности рельефа.
Избранное в общих чертах направление трассы детально изучают по стерсомоделям местности или по топографическим картам крупного масштаба с горизонталями и подробной ситуацией местности. При использовании карт необходимо обращать внимание на год их съемки, так как за несколько десятилетий местность может сильно измениться — населенные пункты разрастаются, появляются новые промышленные предприятия, строятся железные дороги, прокладываются газопроводы и линии электропередач, которые мо!ут потребовать изменения избранного в камеральных условиях направления трассы.
В процессе изучения проложения трасы на карге намечают места, которые необходимо особенно детально обследовать на местности.
Следует избс!ать распространенной ошибки, заключающейся в преимущественном учете при трассировании положения дороги в плане. Необходимо одновременно анализировать продольный «профиль, соответствующий каждому участку плана, с точки зрения удачности сочетания продольных уклонов и обеспечения пространственной плавности трассы.
Тщательное предварительное изучение района изысканий позволяет правильно оценить объем предстоящих полевых рабо! и степень их сложности, наметить порядок проведения изысканий и определить необходимый состав и оборудование изыскательской партии.
Перечень оборудования, необходимого для работы современной изыскательской партии, весьма обширен. Он включает геодезические инструменты, гидрометрическое снаряжение, инструменты и механизмы для инжсиерн0-1с0л01нчсскнх работ (буровые станки), транспортные средства и снаряжение, лагерное и хозяйственное оснащение (налами, походные кровати, спальные мешки, переносные железные печи для работы в холодное время года), кухонную и столовую посуду, спецодежду, фотопринадлежности, чертежные и канцелярские принадлежности, медикагленты и культинсевтарь. При работе в малонаселенных и отдаленных районах партию снабжают охотничьим оружием и приемо-передаточными станциями для радиотелефонных переговоров Для снабжения партии, работающих в отдаленных районах, продовольствием и хранения записного имущества организуют базы экспедиции, рассчитанные на обеспечение потребностей изыскательской экспедиции на весь рабочий период.
Транспортные средства (автомобили повышенной проходимости, гусеничные вездеходы, моторные катера и лодки, вертолеты, вьючные лошади) обычно заблаговре.менно арендуют в специализированных месшых организациях района изысканий. Для малых транспортных работ — перевозки инструментов, материалов, продовольствия и самих работников пользуются подводами или вьючными животными.
Полевые изыскания имеют большое значение, даже если проектирование ведется в основном по материалам аэрофотосъемки. Детальный осмотр местности дает возможность существенно дополнить обоснованность проектных решений в части земляного полотна, оценки гидрологических условий и проектирования системы водоотвода.
Следует учитывать, что обширные возможности фотограмметрии, существенно облегчая работы изыскателей и способствуя выбору на- 134 илучшей трассы, не могут все же полностью исключить необходимость наземных изысканий. Расходы на проектно-изыскательские работы обычно не превышают 1,5% от стоимости строительства дороги. Между тем любое совершенствование проектных решений по данным обследований на местности способствует существенному снижению затрат на постройку дороги.
Обязательным условием высококачественной разработки проектов являются полнота и надежность нолевых материалов. Поэтому все материалы полевых геодезических, почвенно-грунтовых и прочих схемок должны быть обработаны, пока изыскательские партии находятся вблизи от места работ. Это позволяет в случае обнаружения ошибок провести поверочные измерения.
Все журналы геодезических измерений (угломерный, пикетажный, нивелировочный, тахеометрический и др.) должны обрабатываться исполнителями вечером в день съемки. После сверки и определения невязок вычерчивают план трассы, продольные и поперечные профили, планы отдельных сложных мест, схемы существующих искусственных сооружений, составляют ведомость прямых, кривых и углов поворота, реперов и т. д. На продольные профили начерно наносят проектную линию, проверяя, пе превышены ли допускаемые продольные уклоны и обеспечиваются ли требования водоотвода. Своевременно проявляют все снятые фотографии отдельных мест трассы и, используя негативы, в специальном журнале делают их привязку к пикетажу, записывая те особенности, которые было решено зафиксировать на снимке.
При изысканиях в сложных природных услових для выполнения большого объема камеральных работ в состав партии включают специальных техников, занятых только оформлением материалов.
Изыскательская партия должна собрать также материалы, необходимые для разработки в проекте раздела «Организация строительства». При этом должны быть выяснены следующие вопросы:
возможность размещения подразделений строительной организации в находящихся в районе трассы населенных пунктах;
возможность получения электроэнергии и условия подключения к энергосети, расположение баз топлива и смазочных материалов;
возможность разгрузки на близлежащих железнодорожных станциях массовых строительных грузов и необходимое их дооборудование;
наличие площадок для устройства автобаз, размещения асфальтобетонных и цементобетонных заводов, заводов железобетонных конструкций, возможности обеспечения их водой; особенность строительного сезона и т. д.
Дружная и производительная работа изыскательской партии во многом определяется сплоченностью ее коллектива, развершванием социалистического соревнования за повышение качества работ, сокращение сроков их проведения, экономию средств и материалов. Руководство партии должно повседневно проводить политико-воспитательную работу с личным составом, уделять время технической учебе и организовывать досуг технического персонала и рабочих. Работа партии должна быть ритмичной, без гонки и авралов. В отдаленных местностях изыскательская партия должна поддерживать связь в местными партийными и советскими органами.
Выезд партии из района изысканий разрешается лишь после завершения всех камеральных работ по обработке собранных данных, при полной уверенности в их точности, правильности и достаточности.
По окончании полевых работ трассу и материалы, полученные при изысканиях, принимает комиссия из представителей организации, заказывающей проект.
Комиссия имеет право потребовать изменения отдельных участков трассы и сбора дополнительных материалов.
По возвращении с изысканий партия представляет следующие материалы, дающие характеристику проложения дороги: топографическую карту с вариантами трассы и указанием местоположения карьеров; детальный план трассы в масштабе 1 : 10 000 (для горной местности 1 : 5000) и отдельных сложных мест в масштабе 1 : 5000— 1 : 500; продольный профиль и поперечные профили местности в характерных местах; расчеты отверстий искусственных сооружений и схемы существующих мостов и труб на используемых участках дороги; данные почвенно-грунтовых и инженерно-геологических обследований и поиска месторождений дорожно-строительных материалов; карты согласований выбранного направления трассы; нолевые журналы и пояснительную записку.
- Глава XVIII Общие сведения о переходах через водотоки
- § XVIII.1. Основные понятия. Виды переходов через водотоки
- § XVII 1.3. Речные долины и русла рек. Типы питания рек
- Глава XIX Гидрологические расчеты при проектировании мостовых переходов
- § XIX. 1. Задачи и принципы гидрологических расчетов
- § XIX.2. Методика прогноза максимальных расходов воды в реках
- § XIX.3. Определение уровней воды и скоростей течения, соответствующих максимальным расходам
- Глава XX Расчет отверстий больших и средних мостов
- § XX.1. Основные положения расчета отверстии мостов
- § XX.2. Учет природных деформации русел при проектировании мостовых переходов
- § XX 5. Расчет размывов на пойменных участках отверстий мостов
- § XX.7. Расчет отверстии больших и средних мостов
- 1. Если глубина заложения подошвы фундамента назначается но глубине залегания прочных пород, используемых в качестве основания 72
- Глава XXI Проектирование подходов к мостам и регуляционных сооружений
- § XXI. 1. Условия работы поименных насыпей
- § XXI.2. Проектирование поименных насыпей
- § XXI.3. Задачи и принципы регулирования рек у мостов
- § XXI,4. Конструкции регуляционных сооружений
- Глава xxiг
- § XXII. 1. Виды проектно-изыскательских работ
- § XXII 3. Требования к техническому проекту
- § XXII.5. Рабочие чертежи
- § XXI 1.7. Использование при проектировании автомобильных дорог электронно-вычислительных машин
- Глава XXIII Изыскания автомобильных дорог
- § XXIII.1. Организация работы изыскательской
- § Xx111.2. Проложение трассы на местности
- Масштаб 1.1000 Сечение горизонталей через I м V
- Глава XXIV Сравнение вариантов автомобильных дорог1
- § XXIV. 1. Сравнение вариантов дороги по строительным и эксплуатационным затратам
- § XXIV.2. Оценка вариантов автомобильных дорог, по пропускной способности
- Глава XXV
- § XXV. 1. Стереомодель местности
- Глава XXVI Технические изыскания мостовых переходов
- § XXVI. 1. Задачи и состав изыскании
- § XXVI.2. Подготовительные работы
- § XXVI.4. Гидрометрические работы
- § XXVI.5. Гидрологические работы
- § XXVI.6. Инженерно-геологические работы
- § XXVI.?. Особенности изысканий для реконструкции мостовых переходов
- § XXVI.8. Состав проекта мостового перехода
- Глава I содержит анализ режима реки на основе подробного описания характеристик водотока как топографических и метеорологических, так и гидрологических.
- Глава IV содержит результаты инженерно-геологических работ, имеющих первостепенное значение для выбора схемы сооружений перехода.
- Глава XXVII
- § XXVII.!. Особенности реконструкции дорог
- § XXVII.2. Прогнозирование интенсивности движения на реконструируемой дороге
- § XXVI 1.3. Технические изыскания при реконструкции дорог
- § XXVII.5. Реконструкция дороги в плане и продольном профиле
- § XXVII.6. Реконструкция дороги в поперечном профиле
- § XXVI 1.7. Мероприятия по устранению пучин
- § XXVII.8. Реконструкция и усиление дорожиой одежды
- Глава XXVIII Проектирование дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII. 1. Особенности проложения трассы в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII 2 конструкция земляного полотна дорог в районах вечной мерзлоты
- Проектирование дорог в заболоченных районах
- § XXIX.1. Образование, характеристика и виды болот
- § XXIX.2. Проложение трассы в болотистых районах
- § XXIX.3. Обследование болот при трассировании дороги
- § XXIX.4. Конструкция земляного полотна " на болотах
- Глава XXX
- § XXX. 1. Эрозия почв и образование оврагов
- § XXX.2. Трассирование дорог в зоне оврагов
- § XXX.3. Устройство плотин на пересечениях оврагов
- Глава XXXI Проектирование дорог в карстовых районах
- § XXXI.1. Карстовые процессы
- § XXXI.2. Проектирование дорог в карстовых районах
- Глава XXXII Проектирование дорог в горной местности
- § XXXII.1. Особенности горных районов
- § XXXII.2. Устойчивость горных склонов
- § XXXI 1.4. Развитие линии по склонам и перевальные дороги
- § XXXII.5. Проектирование серпантин
- § XXXI 1.6. Тоннели
- § XXXII.7. Продольный профиль горных дорог
- § XXXII.8. Поперечные профили горных дорог
- § XXXII.9. Проложение дороги по участкам осыпей и камнепадов
- § XXXII.10. Пересечение селевых выносов
- § XXXII.12. Защита дорог от лавин
- 1Ранииа распространения воздушной волны; сплошная линия — первый вариант трассы. Иупк1нрная линия — второй вариант трассы; 11л — прыгающая лавина. Лл — лотковая лалцт
- § XXXII.13. Особенности проектирования автомобильных дорог в сейсмических районах
- Глава XXXIII Проектирование автомобильных дорог в засушливых районах
- § XXXIII.1. Особенности засушливых районов.
- Глава XXXIV Особенности проектирования автомобильных магистралей
- § XXXIV. 1. Технические условия на проектирование автомобильных магистралей
- Глава XXXV Оборудование и благоустройство дорог
- § XXXV.1. Комплекс мероприятий по обслуживанию движения
- § XXXV.2. Средства информации водителей об условиях движения. Ограждения и направляющие устройства
- § XXXVI.1. Планировка уличной сети и элементы городских улиц
- § XXXVI 2. Поперечные профили улиц
- § XXXVI.4. Горизонтальная и вертикальная планировки
- § XXXVI.5. Проектирование перекрестков и городских площадей
- § XXXVI 7. Подходы к городским мостам
- § XXXVI.8. Планировка городских набережных
- 6Оглавление