logo
Бабков

§ XXVI.2. Подготовительные работы

Изыскания мостового перехода начинают с подготовительных работ (камеральный период), во время которых собирают и изучают гидрологические материалы по предполагаемому району перехода водотока, выбирают возможные целесообразные места перехода на основании изучения картографических и геологических материалов, предварительно трассируют переход по всем вариантам, устанавли­вают объемы изыскательских работ в период полевых обследований, подготавливают партию к выезду в поле на подробные технические изыскания, комплектуют персонал и оборудование.

При отсутствии достаточного картографического материала или гидрологических данных, необходимых для обоснования необходи­мости строительства и в первую очередь выбора возможных вариан­тов перехода, выполняют натурные обследования различных мест перехода с небольшими топографическими съемками и устанавливают морфологические характеристики водотока (глубину потока, ширину русла и разлива реки, шероховатость русла и пойм).

Изучают литературные источники и все имеющиеся материалы по гидрологии, топографии и геолоши района перехода, собирают и обобщают данные о судоходстве, сплаве и других видах использо­вания водотока, сведения о мостах, паромных переправах на пересе­каемой реке и т. д.

Основные гидрологические материалы могут быть найдены в из­даниях:

Сведения об уровнях воды на реках и озерах СССР за период о 1891 по 1935 г.;

Материалы по режиму рек СССР (данные по 1935 г.);

Гидрологические ежегодники (данные с 1936 г. по настоящее время);

Ресурсы поверхностных вод СССР, материалы водного кадастра СССР: серия I. Гидрологическая изученность; серия II. Основные гидрологические характеристики (данные по 1962 г.); серия III. ресурсы поверхностных вод (научные обобщения); > Материалы по максимальному стоку талых вод рек СССР;

Каталог отметок наивысших уровней воды рек и озер СССР;

Материалы по максимальному стоку дождевых паводков рек СССР,

Дополнительные гидрологические материалы можно найти в ар- дивах организаций, ведущих проектно-изыскатсльские работы на Греках (железнодорожные и дорожные органы, организации Мннреч- [флота, лесосплава и Минэнерго). Метеорологические данные, иногда Существенно уточняющие гидрологическую характеристику района, ■и гидрологические данные за последние годы можно получить из кли­матических справочников или затребовать от местных органов Гидро­метеослужбы СССР.

| Для характеристики какого-либо пункта на реке необходимы сле­дующие сведения: уровни воды, ежегодные и максимальные годовые ра ряд лет; кривая расхода Н = / (5) или данные для ее построения; Даты наступления фаз стока и отметки характерных горизонтов — первой подвижки льда, высокого ледохода, ледостава, меженного уров- [ 187 ня и т. д., кривые скоростей течения в главном русле реки и на поймах или данные для их построения; величины уклона поверхности воды иа подъеме и спаде паводков; сведения о русловых деформациях; све­дения о взаимном влиянии сливающихся рек для выявления подпора; прочие сведения, включая данные о силе и -направлении ветра, вол­нообразовании и т. д.

Топографические материалы в виде карт различных масштабов могут быть получены в Главном управлении геодезии и картографии и А1инистерстве речного флота (лоцманские карты). Полезные топо­графические материалы могут быть извлечены из ранее разрабатывав­шихся проектов переходов через реку или устройств для использова­ния реки.

Геологические сведения о месте перехода можно найти в литератур­ных источниках и проектных материалах прошлых лет. Особое вни­мание следует уделять выявлению возможных неблагоприятных усло­вий для расположения мостового перехода (карсты, оползни, мощные грунтовые воды на берегах речной долины), а также конкретной ха­рактеристике грунтов у места перехода реки.

Изучение опыта эксплуатации существующих мостовых переходов на исследуемом водотоке составляет одну из важных задач изысканий. На эти работы обязательно должно быть отведено время в календарных планах проведения изыскательских работ. Данные о существующих мостах и сооружениях на переходах и характеристика их работы во время паводков могут быть получены от местных органов железно­дорожного транспорта и автодорожной службы, а в случае необхо­димости— путем непосредственного обследования сооружений на месте.

По вопросам судоходства должны быть затребованы официальные данные от Министерства речного флота или Управления но освоению малых рек об отнесении участка реки в месте перехода к той или иной судоходной категории и о специальных условиях, выдвигаемых ор­ганами судоходства для учета при проектировании мостового пере­хода.

Такие же официальные данные необходимо получить от органи­заций, ведающих сплавом на реке. Желательно получение планов о указанием траекторий судов и плотов иа участке реки, ближайшем к проектируемому мостовому переходу.

Наконец, существенное влияние на выбор расчетных расходов и расположение мостовых переходов могут оказать данные о работаю- ющих и проектируемых гидротехнических сооружениях на реке.

Характеристика русла реки и природных русловых деформаций должна быть установлена путем сравнения планов реки, снятых в раз­ные годы, и анализа других материалов, которые могут быть полу­чены от различных организаций, эксплуатирующих водный путь и инженерные сооружения на реке.

Сбор и тщательный анализ возможно большего количества мате­риалов, характеризующих водоток, позволяют резко сократить число вариантов мест перехода реки и обойтись при решении ряда вопросов без трудоемких полевых работ, 188Трассирование вариантов дороги в местах возможного пересечения реки на первой стадии выполняют, как правило, по картам исходя цз общего направления дороги. Переход не должен стеснять судоход­ство и сплав и нарушать работу существующих сооружений, находя­щихся в пределах разлива реки; необходимо обеспечивать экономич­ность всего перехода в целом как в отношении строительной стоимости и затрат по содержанию сооружений, так и по транспортным расходам на перевозки.

Со стороны судоходства и сплава к вариантам места перехода предъ­являются требования, сведенные в НСП 103-52. Русло реки в месте расположения моста должно быть устойчивым в отношении глубин и плановых перемещений. Мосты должны располагаться на плесах малой кривизны на расстояниях не менее чем тройная длина каравана судов от вышележащих перекатов и не менее чем полуторная длина кара­вана от нижележащих перекатов. Нельзя допускать отклонения на­правления течения от направления граней опор судоходных пролетов, а общая косина пересечения потока мостом не должна превышать 10°.

Для выполнения этих требований избегают переходов судоход­ных и сплавных рек по перекатам, для которых характерно большое различие в направлении струй при высоких и низких горизонтах, и по плесам большой кривизны, опасным в отношении навала судов на мостовые опоры и размыва речного берега. Эти участки неблагоприят­ны и для мостов через несудоходные реки, так как переход по перекату, как правило, связан с удлинением подтопляемых подходов к мосту, а переход через узкое русло большой кривизны — с увеличением от­верстия моста или глубины заложения фундаментов опор.

Для достижения устойчивости и минимальной стоимости соору­жений при выборе места перехода должны быть удовлетворены сле­дующие требования: близость к основному направлению дороги; минимальная ширина пойм; отсутствие в русле островов, вызывающих необходимость увеличения отверстия моста; удобство проложения трассы по склонам речной долины; надлежащее удаление от располо­женных выше по течению плотин, шлюзов и мест возможных ледяных заторов, а на сплавных реках и заломов бревен; благоприятное гео­логическое строение русла и пойм в районе перехода.

На пойлтах рек трасса подходов должна быть по возможности пер­пендикулярной к течению высоких вод и не пересекать озера и старо- речия. Не рекомендуется делать на поймах повороты трассы. При трас­сировании переходов через извилистые реки не следует допускать, чтобы насыпи на поймах были расположены близко от излучин русла, так как это грозит разрушением подходов к мосту при дальнейшем искривлении русла. Для сокращения объема земляных работ желатель­но располагать трассу иа более высоких отметках поймы.

При пересечении горных рек место перехода чаще всего опреде­ляется возможностью выхода трассы за пределы речной долины, а на блуждающих реках — желательностью пересечения реки в месте наиболее узкой зоны блуждания речного русла.

Существенное влияние на выбор мест перехода оказывает гео­логическое строение отдельных участков реки, так как глубина зало- ження опар моста и качество пород и грунтов, на которых они могут быть основаны, определяют в значительной степени стоимость стро­ительства мостового перехода. На перекатах коренные породы обычно располагаются глубже, чем иа плесах, но залегание их в первом случае более спокойное, чем во втором.

Рекомендуется назначать места переходов выше впадения при­токов, так как при этом мостовой переход не попадает в зону выноса донных наносов из устья притока, что обычно связано с появлением островов в русле. Однако если при таком пересечении реки направ­ление трассы вызывает необходимость постройки второго мостового перехода через этот приток, то вопрос о выборе места перехода (выше или ниже притока) следует решать технико-экономическим расчетом, особенно если это связано с постройкой пойменного моста.

Варианты места перехода, назначаемые при составлении технико- экономического обоснования постройки мостового перехода и подле­жащие обследованию при изысканиях, не всегда характеризуются одновременно всеми желаемыми качествами, перечисленными выше. Кроме того, наилучший по техническим качествам вариант часто не может быть принят, так как при этом значительно удлиняется трасса дороги.

Окончательно место перехода должно быть выбрано путем де­тального сравнения всех возможных целесообразных вариантов. В тех случаях, когда варианты имеют одинаковую приведенную стои­мость, предпочтение отдают варианту с мостовым переходом, вно­сящим меньшие изменения в режим водотока.

Сравнивать варианты мест перехода следует для участка трассы между неизменными, одинаковыми для всех вариантов граничными пунктами с учетом стоимости дороги на подходах (рис. XXVI.!),

Рис. XXVI 1 Варианты пересечения реки:

а —А—В — общие 1 раницы для сравнения вариантов 1—111, б—вынос трассы перехода ^а пределы юрода

Большое влияние на выбор мест пересечения реки оказывает ин­тенсивность движения по дороге. Чем больше объем перевозок, т. е. чем больше эксплуатационные расходы на перевозки, учитываемые при сравнении вариантов, тем более выгодными оказываются ко­роткие варианты трассы даже с увеличенной стоимостью строительства сооружений. В соответствии с этим места перехода рек автомобиль­ными дорогами I нли II категории стараются мало отклонять от общего направления трассы. Для дорог III категории отклонение места перехода по техническим причинам от общего направления трассы может быть иногда значительным. Для дорог IV и V категорий дорогие мостовые переходы через значительные водотоки являются определяющими точками, проход через которые часто существенно меняет положение трассы дороги в плане на большом протяжении. Мостовые переходы на дорогах высоких категорий следует распола­гать вне населенных пунктов.

Размер участка реки, в пределах которого могут быть намечены це­лесообразные варианты мостового перехода, в большой степени зави­сит от ширины разлива реки и расположения трассы дороги относи­тельно пересекаемого водотока. Чем больше река и чем ближе направ­ление трассы к направлению речной долины, тем больше зона целе­сообразных вариантов перехода. Так, например, при изысканиях до­роги Москва—Горький—Казань—Свердловск рассматривались ва­рианты пересечения Волги, расположенные на участке рекп длиной 80 км.

§ ХХУ1.3. ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПА ПОДРОБНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗЫСКАНИЯХ МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ

За камеральным периодом изысканий и составлением технико-эко­номического обоснования необходимости строительства перехода сле­дует период подробных технических изысканий, включающий полевые, геодезические, геологические, гидрометрические, гидрологические и другие работы, предшествующие составлению технического проекта мостового перехода. Объем топографических съемок должен быть доста­точным для детального обоснования выбора варианта места перехода и для проектирования сооружений. В состав топографических работ входят прежде всего съемки двух планов: а) ситуационного, охваты­вающего зону всех возможных вариантов положения трассы мостово­го перехода; б) детального, в крупном масштабе и горизонталях, необ­ходимого для непосредственного проектирования сооружений пере­хода — подходов к мосту, регуляционных сооружений и т. п.Ситуационный план снимают в тех случаях, когда картографичес­кие материалы, собранные в период камеральных работ, недостаточны или устарели. Особенно осторожно следует подходить к использова­нию для трассирования карт старых съемок при реках с подвижным руслом, карт слишком мелких масштабов, особенно в районах, хозяй­ственная деятельность которых сильно развилась со времени преж­них топографических съемок. В то же время эти старые карты весьма

полезны для оценки подвижности русла реки. В качестве ситуацион­ного плана перехода допустимо использование топографических карт масштаба не мельче чем 1:25 ООО, а для крупных рек 1:50 ООО. Следует весьма тщательно сопоставлять карты с натурой, внося после полу­инструментальных съемок новых ситуационных объектов мелкие до­полнения. Если исправлений слишком много или новые контуры рус­ла сильно отличаются от старых, снимают заново ситуационный план по всей территории, где могут быть расположены варианты трассы до­роги на переходе.

Ситуационный план по каждому варианту перехода снимают на всю ширину разлива реки с запасом по 200 м в стороны за линии уре­зов воды при расчетном горизонте для насыпи. Длину участка съемок по речной долине принимают не менее чем в 1,5 раза больше, чем ши­рина разлива вверх и вниз от предварительно намеченной по карте трассы перехода. Если варианты трассы расположены близко один от другого, снимают общий ситуационный план с запасом по длине не ме­нее 1,5 ширины разлива вверх от верхнего по течению варианта и одной ширины разлива вниз от нижнего. Указанные размеры плана должны быть увеличены в тех случаях, когда необходимо показать ситуацию на местности, хотя и удаленную от мостового перехода, но могущую повлиять на расчеты в проекте и расположение сооружений. Например, при широких поймах съемками должны быть целиком охвачены прото­ки и рукава (от их истока до устья), на которых могут понадобиться дополнительные пойменные мосты (рис. XXVI.2, а).

Масштабы ситуационных планов, как правило, принимают 1:25000 для крупных рек с шириной русла не менее 1000 м и 1:10 000 для прочих рек. Съемку ситуационных планов проводят теодолитамн-та- хеоме[рами (реже мензулами). Основой для съемки и нанесения плана служит замкнутый полигон (рис. XXVI.2, б), располагаемый возмож­но ближе к границам съемки, стороны которого измеряются двойным визированием (вперед и назад) по дальномеру. Углы измеряют одно-

о с Нрстароик

°игч «Г 'р. °■

Л/тцаЗь детапьтщ съемок

о й О о 0

01, о?,... о В - Вадпасты

Рис. XXVI 2 Ситуационный план перехода реки:

Кцстярник/оЛ

'

3

1 - 192

микрогриашуляцип

а — план; 5 — основа для съемки плана ■ замкнутый полигон, 2 — диагональный ход; 3—висячий ход. 4-

минутным теодолитом при двух положениях трубы. Отметки вершин полигона определяют тригонометрическим нивелированием с двойным визированием. Высотные отметки должны быть привязаны хотя бы в одной точке полигона к общей системе точной нивелировки (ближай­шей марке, реперу).

Точность рабог по разбивке полигона определяется следующими нормами:

линейная невязка при замыкании полигона — 1:300;

угловая невязка при замыкании полигона — 15Уп мин (я — чис­ло вершин полигона);

высотная невязка 0,8^10 м {Ь — общая длина полигона, км; О — средняя длина одной прямой, км).

Внутри полигона прокладывают диагональные ходы, в том числе обязательно по обоим берегам речного русла, и висячие ходы для съем­ки ситуации в местах, которые не могут быть охвачены съемкой с основ­ного полигона или диагональных ходов.

В связи с тем, что очертание русла должно быть изображено на пла­не возможно более точно, а также потому, что при гидрометрических работах делаются многочисленные промеры русла, привязываемые к береговой опорной сети, при съемке русла часто применяют микрофи- апгуляциго (см. рис. XXV.2, б).

Базис триангуляции длиной не менее ширины ручного русла раз­бивают на ровном и открытом участке местности. Базис измеряют стальной лентой дважды с допустимым расхождением не более 1,2000. Вершины треугольников располагают на берегах в местах, удобных для визирования на реку при промерах глубин, с таким расчетом, что­бы углы треугольников были не меньше 30—40°. Все углы при верши­нах измеряют одноминутным, а лучше 30-секундным теодолитом. Пе­ред нанесением сетки триангуляции на план выполняют увязку углов треугольников.

Съемку ситуации и основных контуров рельефа производят тео­долитом-тахеометром, измеряя расстояния по дальномеру с фиксацией азимутов, а высотные отметки — с дополнительным отсчетом верти­кальных углов. Высотную съемку проводят только в основных точках (возвышенности, резкие понижения на поймах, бровки речного русла, отметки дна в характерных местах, уровни воды, бровки и дно старо- речий и т. п.). Ситуационные детали снимают только по контурам в плане (границы леса, кустарника, болот, урезы воды в пойменных озе­рах и т. п.).

На ситуационный план наносят положения гидростворов и водо­мерных постов, а также границы разлива и намечаемых детальных съе­мок в горизонталях участка поймы и русла (см. рис. XXVI.2, а).

План в горизонталях снимают по вариантам перехода реки, под­лежащим детальному сопоставлению, т. е. примерно равноценным, или только по варианту перехода, выбранному при составлении тех­нико-экономического обоснования как бесспорный, наилучший.

Съемки плана в горизонталях выполняют чаще всего с опорной ли­нии, которой служит трасса дороги на переходе, разбитая и прониве- 7 Эак. 726 193

лированная при окончательном трассировании. Ширину плана в го­ризонталях принимают ту же, что и для ситуационного, а длину — достаточную для проектирования всего комплекса сооружений мосто­вого перехода (рис. ХХУ1.3).

Тахеометрическую съемку ведут одноминутным или 30-секундным теодолитом-тахеометром, причем дополнительные ходы применяют, как правило, только замкнутые, выходящие обоими концами на трас­су перехода. Точность разбивки дополнительных ходов пе должна быть ниже указанной: угловая невязка —3]/п мин.; линейная не­вязка — 1:3000; высотные отметки вершин углов дополнительных хо­дов определяют нивелированием с предельной невязкой АОУЬ + 4Ь мм Оде Ь — общая длина хода, км). В исключительных случаях допуска­ется определение высотных отметок на дополнительных ходах при по­мощи тахеометра, но в этих случаях допускаемая невязка устанавли­вается вдвое меньше, чем при съемке ситуационных планов, т. е. 0,4У Ьй м. Для нивелирования в районе съемки детального плана устанавливают реиеры, привязываемые двойной нивелировкой к мар­кам или реперам точной нивелировки. Расхождение между нивелирны­ми ходами при привязке допускается пе более ЗОУЬ мм.

Сечение рельефа крупномасштабных планов принимают через 1 м. Если горизонтали, проведенные через 1 м, пе дают доста­точного представления о рельефе поверхности, проводят дополнитель­ные горизонтали через 50 см по высоте. Масштабы детальных планов принимают 1:5000 для больших и 1:2000—1:1000 для прочих рек.

Кроме съемки планов, в состав геодезических работ на мостовых переходах входит разбивка вариантов трассы дороги на переходе, разбивка створов, необходимых для гидрологических и гидравлических расчетов, и створов, на которых будут производиться гидрометричес­кие наблюдения. Обычно эту работу выполняют до съемки детального плана. Профили всех створов вычерчивают отдельно; положение ство­ров обязательно привязывают к полигону, служившему основой для съемки плана, и наносят на план с показанием пикетажа, углов пово­рота и т. д.

Рис. ХХУ1.3, Схема границ съемок детального плана (цифрами обозна­чены номера стоянок тахеометра)

Створы провешивают по теодолиту. Линии измеряют стальной лен­той двойным промером. Неприступные расстояния измеряют с раз­бивкой треугольников и аналитическим вычислением длин сторон тре­угольника но базису и трем изме­ренным углам при вершинах тре­угольника; можно применять и другие приемы. При наличии тео­долитов высокой точности с преци­зионным дальномером можно при­менять дальномер для определения неприступных расстояний. Точ­ность работ по разбивке створов должна быть особенно высокой. Высотные отметки точек на ство­рах определяют нивелированием с

той же точностью, что и привязку местных реперов к маркам точной нивелировки, т. е. с допустимой невязкой 30 У^/. мм. Угловая невязка при смыкании нескольких вариантов трассы перехода не должна пре­вышать п мин, а линейная— 1:2000 для равнинной и холмистой местности и 1:1000 — для гористой.

Разбивка всех створов (провешивание, пикетаж, нивелирование) сопровождается съемкой ситуационного обычного плана не менее чем по 100 м в стороны от створа. Этот план наносят на профиль створа. На плане особенно точно должны быть отображены границы расти­тельных массивов, местных понижений и т. п., которые необходимо знать при использовании профилей для расчетов при проектировании.

На переходах через блуждающие реки значительный объем геоде­зических работ выполняют при разбивке достаточно большого числа створов русла, необходимых при установлении связи глубин русла с его шириной к = / (В) и определения так называемой «нормальной» ширины русла В0. Эти створы провешивают, разбивают по ним пике­таж, фиксируют положение меженного уровня воды и следов прохода высоких половодий, выполняют нивелировку дна. Съемка ситуацион­ного плана (полосы) в этом случае не является необходимой. Особое внимание должно быть обращено на положение снимаемых створов. В первую очередь должны быть сняты створы, расположенные в узких местах речного русла (теснинах), по осям сооружений, стесняющих русло, и т. д. Некоторое количество створов должно быть снято на участках явного блуждания, где русло характеризуется излишней ши­риной. Все снимаемые створы должны быть расположены в зоне, где величины расходов воды и наиосов одинаковы. Обычно протяжение такой зоны пе превышает нескольких десятков километров.

При выборе места мостового перехода в пересеченной неисследо­ванной местности, для которой нет точных топографических карт и вы­бор общего направления трассы сильно затруднен, удобно применять аэрофотосъемку. Осматривая местность с самолета и применяя выбо­рочную фотосъемку характерных мест, устанавливают возможные по­ложения трассы и удобные места перехода через водотоки. При таких рекогносцировочных полетах (аэровизуальные изыскания) легко вы­яснить основные размеры и очертания реки в плане, а также наиболее показательные элементы речной долины. Затем может быть выполне­на аэрофотосъемка намеченного места перехода для составления фото­планов и топографических карт.