logo
Бабков

Масштаб 1.1000 Сечение горизонталей через I м V

121 у-56 е.

74.15

Рис. ХХШ.11. Оформление данных о месторождениях

1 растительный грунт; 2 — супесь, 3 — суглинок; 4 — гравий с мелким песком; « — мелкий замера; к — предельные кривые гранулометрического состава гравийной смеси; 10 — мощность закрепительный столб; 13*- линия геолого-литологическою разреза:■ту/ж

ж\

Ш 16 „апП®

2,50 2„80

ИР

Геолш-литолвгичесний разрез 1'1

080 Мас>&т1!бы: бертикальный /:/Ш ' горизонтальный 1'2СУП

'от

юа

а.',мм

О,?"

72,05 140 2.00

гГгпгГг^т

2,10 2,30

  1. 03

    1. 20

VII ;

1,35

170

1,20'

2,50 3,00

й<г> ■ й ?

Дорожно-строительных материалов!

песок; б —глина; 7 — место взятия пробы и ее номер; 5 —уровень грунтовых вод и время йскрышн (числитель) и полезного слоя (знаменатель); 11—контур месторождения; 12 — ■''' — номер выработки (числитель), отметка устья (знаменатель

)ветриванием. В месторождениях известняка, отличающегося большей неоднородностью, расстояние между выработками принимают не более 100 м. Подсчет запасов материалов ведут по формуле

У = /гср5, (ХХШ.8)

где 5 — площадь участка месторождения, которую целесообразно исполь- зввать для разработки. Она определяется наибтлее выгодным соотношением толщины слоя вскрытия и разрабатываемого материала; йср — средняя толщина слоя матерйала, определяемая как среднее арифметическое из всех выработок ял площади 5

§ ХХ1П.7. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИЗЫСКАНИЯХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Полевые работы иа изысканиях автомобильных дорог часто про­водятся вдали от населенных пунктов. Жизнь в лагерных условиях и характер выполняемых работ, нередко связанных с опасностью, требуют, чтобы при организации изыскательских партий з'делялось большое внимание соблюдению правил техники безопасности и про­изводственной санитарии. Работающие должны быть обеспечены спец­одеждой, индивидуальными защитными приспособлениями и сред­ствами оказания первой помощи при заболеваниях и несчастных слу­чаях. На лагерных стоянках должны обеспечиваться нормальные санитарно-гигиенические условия

Все инженерно-технические работники обязаны до выезда пройти инструктаж по технике безопасности4. С местными рабочими инструк­таж проводят до начала работ.

Перед выездом на работы в районы, где возможны заболевания ма­лярией, энцефалитом, а также эпидемическими болезнями, сотруд­никам изыскательской партии обязательно делают профилактические прививки, а также проводят с ними специальный инструктаж в меди­цинских учреждениях.

В местах распространения ядовитых змей изыскатели должны всегда иметь при себе шприц и противозмеиную сыворотку. В таеж­ных и тундровых районах, изобилующих комарами и мошкарой, каждого сотрудника изыскательской партии снабжают накомар­ником и составами для смазывания открытых частей тела.

При работах зимой сотрудники изыскательской партии должны иметь теплую одежду и обувь. В сильные морозы лицо смазывают тонким слоем вазелина, а при температурах ниже —30° С полевые работы допустимы только по специальному разрешению.Для изыскательского лагеря выбирают возвышенные сухие чи­стые места, желательно вблизи от источников воды и топлива. Для предотвращения опасности пожара лес вокруг лагеря очищают от хвороста и валежника, Палатки окапывают канавками, предотвра­щающими затекание воды. Костры допускается разводить только на специальных площадках не ближе 10 м от палаток. Горючие и сма­зочные материалы хранят в металлической таре в специально обо­рудованных полевых складах, располагаемых не ближе 100 м от па­латок и легковоспламеняющихся материалов.

Не ближе 50 м от ла1еря должны быть оборудованы уборные и ямы для нечистот.

В горной местности для устройства лагеря следует избегать уча­стков камнепадов, подножий скал с нависшими козырьками, высохших русел горных рек и дна узких ущелий, в которых при сильных ливнях возникают бурные потоки.

До начала работы в юрах все сотрудники изыскательских партий должны быть обучены правилам восхождения и спуска по горным скло­нам, а в высокогорных районах — использованию альпинистского оборудования, правилам страховки, режима работы и движения в ус­ловиях недостатка кислорода. В непогоду, туман, снегопад и в силь­ный ветер, до просыхания земли после дождя работы .в горах следует прекращать. При работе в опасных местах—над обрывами, на кар­низах ущелий, осыпях и крутых склонах — работающий должен быть обвязан веревкой, которую надежно закрепляют либо держат, под­тягивая или ослабляя при его передвижении. Следует учитывать, что темнота в горах наступает быстро после захода солнца и работы поэтому необходимо прекращать заблаговременно.

При работе в необжитых районах каждое изыскательское подраз­деление должно иметь аварийное снаряжение, включающее два вы­веренных компаса, топо1 рафическую карту или схему местности, аптеч­ку, спички в водонепроницаемой оболочке, охотничье ружье с запасом патронов, неприкосновенный запас продовольствия (а в пустынях и воды), нож, топор, веревку, ракетницу с комплектом ракет. Все сотруд­ники должны быть обучены ориентировке по компасу, солнцу, звездам и местным предметам.

Отправляющиеся по неизвестному маршруту должны оставлять в лагере схему своего предстоящего движения, по пути делать затесы или обламывать ветки, оставлять на видных местах записки на высоте груди па кустах, деревьях, а также делать земляные прикопки.

Запрещается уход из лагеря без разрешения руководителя работ. Отсутствие по неизвестным причинам одного н даже группы членов изыскательской партии в малонаселенных и ненаселенных районах следует рассматривать как чрезвычайное происшествие, требующее принятия срочных мер.

Розыски заблудившихся должны вести не менее чем два отряда по плану, разработанному начальником изыскательской партии с уче­том местных условий. Поисковые отряды должны выбирать ночные и Дневные стоянки на возвышенных местах и обязательно разводить костры.Услышав шум спасательного самолета, заблудившиеся должны Увеличить: днем — дым, ночью — пламя костра. При затяжке поисков, на видных издалека высотах располагают дежурные посты для осу­ществления световой или звуковой сигнализации (дым, огонь, флаги, удары колокола, ракеты, выстрелы н т. п.). По возможности, следует привлечь к поискам самолеты или вертолеты и обратиться за помощью к местному населению.

Следует держать в курсе поисков местные партийные и советские организации.

При обследовании топких и сплавинных болот надо соблюдать осторожность, чтобы не провалиться в «окна». Рабочие должны идти не рядом, но настолько близко друг к другу, чюбы в случае надоб­ности оказать помощь товарищу, протянув шест или бросив веревку Каждый сотрудник должен иметь вешку длиной не менее 2 м для про­верки плотности верхней коры болота.

При переправке изыскательской партии через реку вброд вначале сотрудник, хорошо умеющий плавать, обвязавшись веревкой, конец которой держат на берегу, обследует глубину и скорость течения воды Брод с обеих сторон обозначают вехами в 1,5—3 м от оси перехода.

Переходить реку Еброд без охраны можно только при глубине до 0,6 м при скорости течения реки не более 3 м/с и до 0,4 м при скорости, претышающей 3 м/с. При большей глубине или скорости течения можно переходить вброд только па привязи к веревке, которую; закрепляют на берегу. Не умеющие плавать переходят реку в сопровождении то­варищей. Глубина брода при переправе верхом не должна превышать 1,3 м при скорости течения до 2 м и 0,8 м при скорости 3—4 м/с. Ло­шадь следует направлять под утлом против течения, движение должно быть плагным, непрерывным, ноги у всадника должны быть вынуты из стремян.

Глубина брода для лошадей с вьюком составляет 0,4 м при ско­рости реки 3—4 м/с и 0,6 м при скорости течения 1,5—2 м/с.

На участке навесной переправы исходный берег должен быть выше противоположного.

Применяемые для навесных переправ веревки или канаты должны иметь не менее чем 7,5-кратный запас прочности и разрывающее усилие не менее 600 кгс/см2.

При передвижении по льду, особенно в весеннее время, когда он становится рыхлым, надо соблюдать осторожность и периодически проверягь толщину льда. Для прохода человека с грузом при общем весе до 100 кгс лед должен иметь толщину не менее 8—10 см, а для проезда автомобиля —не менее 30—35 см. По тонкому льду работники должны идти цепочкой, держась за одну, общую веревку, чтобы, если кто-либо один провалится под лед, остальные могли оказать ему по­мощь.

На ледяных переправах пассажиры должны выходить из автомо­билей, а водители ехать с открытыми дверцами кабины со скоростью не более 10 км/ч.

При движении но лесу или через кустарник надо стараться не уда­рить идущих сзади отогнутыми ветвями и не поранить остриями ве­шек, треног, ломов, топоров и других инструментов. Поэтому идти по тропинкам нужно не ближе чем в 3—5 м друг за другом.

При рубке просек деревья валят в промежутки между соседними, не заваливая поперечные просеки и дороги, 160

Со с троны, куда должно упасть дерево, его подрубают иа высоте от 1/2 до 2/3 диаметра ствола примерно иа 1/3 толщины. Затем с про­тивоположной стороны несколько выше подруба дерево подпиливают, пока оно не начнет наклоняться.

В момент падения дерева рабочие должны отойти от пня в сторону на 3—4 м.

При съемках на существующих дорогах с интенсивным движением автомобилей в 50—100 м с обеих сторон от работающего звена изыска­телей выставляют рабочих-регулировщиков с красными и желтыми флажками.

Во время съемочных работ на пересечениях железных дорог для наблюдения за движением поездов выделяют специального ра­бочего, с тем чтобы он заблаговременно давал сигнал о прибли­жении поезда.

Запрещается выполнять эти работы в непогоду и при плохой видимости.

Высоту подвески проводов воздушных линий электропередач оп­ределяют расчетом поданным съемки угломерным инструментом с раз­битого па дороге базиса.

Запрещается непосредственное измерение высоты подвескн про­водов шестом или вешкой.

Перед использованием плавучих средств необходимо убедиться в полной их исправности и отсутствии течи. Должно иметься необхо­димое оборудование—весла, уключины, багры, веревки, ковши и ведра для водоотлива, спасательные приборы.

Максимально допускаемая нагрузка лодки устанавливается в за­висимости от ее устойчивости (валкости).

Возвышение бортов над водой должно быть не менее 20 см, а в ветреную погоду — 40 см.

К выполнению гидрометрических работ на мостовых переходах допускаются только сотрудники, умеющие хорошо плавать и гре­сти.

На гидрометрических работах, инженерно-геологических изы­сканиях, буровых, горнопроходческих и геофизических работах и при работах в песчаных пустынях необходимо выполнять правила техники безопасности, предусмотренные специальными инструкциями иа эти виды работ.

Все указанные работы должны выполняться только в присут­ствии технического персонала.

Несчастный случай на изысканиях, в результате которого постра­давший потерял трудоспособность более чем на Три рабочих дня, не­обходимо регистрировать по особой форме с установлением причин несчастного случая и виновников.

Инженерно-технический персонал должен внимательно изучить правила техники' безопасности и следить, чтобы рабочие зналн и со­блюдали эти правила.

Руководители изыскательских экспедиций, партий, отрядов и бригад несут ответственность за несчастные случаи, связанные с на­рушением охраны труда.

6 Зак. 726 ]61