§ XXVIII. 1. Особенности проложения трассы в районах распространения вечномерзлых грунтов
Вечномерзлымн (многолстнемерзлыми) называют грунты, содержащие замерзшую воду и имеющие температуру ниже 0° С в течение длительного периода времени, измеряемого десятками тысячелетий. Вечномерзлые грунты распространены на 47% территории СССР, они занимают большую часть его азиатской территории (рис. ХХУП1.1). Мощность слоя мерзлых грунтов возрастает к северу страны и у берегов Северного Ледовитого океана превышает 500 м.
В мерзлой толще грунтов всегда содержится лед—от кристаллов в порах между грунтовыми частицами и тонких прослоек между структурными агрегатами до толстых ледяных жил в трещинах мерзлого грунта и погребенных слоев льда. При оттаивании содержащие лед мерзлые грунты оказываются избыточно увлажненными, а возведенные на них сооружения претерпевают значительную осадку.
Многолетние наблюдения за вечной мерзлотой показывают, что она постепенно, хотя и очень медленно, отступает к северу. Поэтому вечную мерзлоту около южной границы ее распространения иногда называют деградирующей.
Верхний слой грунта, который в теплое время года оттаивает, а зимой вновь замерзает, называют деятельным слоем. Если он соединяется с поверхностью вечной мерзлоты, последнюю называют сливающейся.Глубина оттаивания грунта определяется его теплопроводностью и количеством поступающего в него тепла. В каждом конкретном месте толщина деятельного слоя зависит от рельефа местности и экспозиции склонов, от состава и влажности грунтов, растительного покрова и климатических факторов. На южных склонах грунт оттаивает на ббль-
шую глубину, чем на северных. Глинистые грунты имеют большую теплопроводность, чем, например, торфяники. Поэтому в большинстве случаев вблизи от поверхности торфяпо-моховых болот — «марей» залегают мерзлые грунты. Растительность, особенно моховой покров и кустарники, затеняя грунт, способствуют тому, что в таких местах вечная мерзлота расположена значительно ближе к поверхности грунта, чем на открытых местах. Средние толщины деятельного слоя для СССР указаны в табл. XXVI 11.1.
В зависимости от условий климата, рельефа, грунтов и растительности различают несколько видов залегания вечной мерзлоты по глубине и в плане (рис. XXVIII.2).
Мерзлые грушы водонепроницаемы. Поэтому в нижней части деятельного слоя происходит накопление воды от таяния льда, образующегося в результате процессов зимней миграции влаги и от проникания дождевых и талых вод. Избыток воды просачивается через толщу деятельного слоя, стекая от поверхности мерзлого грунта. В зоне, примыкающей к поверхности вечномерзлого грунта, грунт всегда имеет повышенную влажность (рис. XXVIII.3).
Постройка дороги вносит изменения в природный режим вечно- мерзлых грунтов. Влияние этих изменений нельзя недоучишвать, принимая те или иные проектные решения. Вырубка па придорожной полосе деревьев и кустарников и удаление или повреждение мохового покрова способствует увеличению мощности деятельного слоя. При оттаивании пылеватые льдонасытцениые вечпомерзлые грунты из практически твердого состояния переходят в разжиженное, растекаясь под действием собственного веса. Поэтому часто откосы выемок, устроенных в зимнее время, весной, оттаивая, сплывают на дорогу. Оттаивание мерзлых оснований под насыпями в зависимости от количества льда, содержащегося в грунте, вызывает дополнительные осадки или полное расползание насыпей.
Разрушениям способствует то обстоятельство, что поверхность протаявшего под дорогой вечномерзлого грунта имеет вогнутое очертание. Это вызывает скапливание грунтовой воды, ускоряющей дальнейшее оттаивание. На участках с близким к поверхности расположением мощных слоев льда при таянии могут возникать провальные озера (термокарстовые явления) В отдельных случаях возведение насыпей может вызвать поднятие вечной мерзлоты.
Трассу автомобильных дорог в зоне распространения вечномерз- лых грунтов следует по возможности прокладывать по участкам с наиболее благоприятными условиями грунтов п рельефа, отдавая преиму-
Таб лица XXVIII 1
Мощность деятельною ^лос!1 мв южных районах рагпро- I[мнений мерзлых толщ Грунты деятельного слоя в районах Коайнего Севера
Песчаные
1,0 -1,8 0.1--1,2 2,5—4,5 1,0—2,5
е
печпочсрзлых грунтов на территории СССР:
(-южная танина распространения печпомериых грунтов. ; —н.омчия температуры грунтов на глубине 10 м; 3 - зпп отдельный островов вещГомерзлых грунтов с ,акс„мальнш, ,олщнной ж. Г, см. «.-мни -а.Г'Т™ до
грунтов с максимальной толщиной до 100 и; 5 - то же, с преобладающей толщинои от 100 до 21*1 м, 6 - то же. от 200 до 300 и 7 —то же, от 300 до 400 м, 8 — то же, от 400 до 500 ч, 9 —по же. более ^00 и, 10 ■
мерных грунтов толщиной более 500 м
Рис. XVIII 1. Схематическая карта распрос!ряпепия
участки распространения вечно-Рис XXVIII 2 Виды залегания вечномерзлых грунтов: в — вертикальный разрез ,\,ерзлых гели около южной границы вечной мерзлоты, 6— распределение мерзлых грунтов в плане; 1 — слой сезонного промерзания и оттаивания (деятельный слой): 2 — условная современная южная граница верной мерзлоты; 3 — ложный талик, 4—островная мерзлота; 5 — талик; 6 — сплошная мерзло[а; 7 — линза мерзлого 1рунта
щество сухим местам, на которых изменение режима вечной мерзлоты и оттаивание грунтов не отражаются на устойчивости земляного полотна.
Применительно к условиям зоны распространения вечномерзлых грунтов целесообразно различать следующие типы местности:
сухие места с обеспеченным поверхностным стоком — каменистые возвышенности, крутые склоны сопок, участки с близким залеганием коренных скальных пород или сложенные на глубину 10 м и более каменистыми, гравелистыми и песчаными сухими грунтами, а также супесчаными и непросадочными глинистыми грунтами без ледяных прослоек (влажность менее 0,77 о г предела текучести). Строительные свойства таких грунтов не меняются при замерзании и оттаивании. При обеспеченном стоке мощность деятельного слоя на таких участках бывает не менее 2,5 м;
Рис. ХХУШ.З Примерное распределение влажности по глубине в зоне распространения вечномерзлых грунюв: поверхность грунта; 2 — деятельный верхняя поверхность вечно- грунта. 4 —вечномерзлый грунт 1 слой; 3 мерзлого
переувлажненные (мокрые) места — мари, заболоченные тальвеги и пониженные места рельефа с развитым мохоторфяным покровом, с необеспеченным водоотводом и избыточным увлажнением. Грунты глинистые, сильнопросадочные с влажностью выше границы текучести, содержащие линзы льда толщиной более 10 см. Летнее оттаивание не превышает 1 м.
Дороги следует стремиться прокладывать в насыпях с рабочими отметками, гарантирующими снегонсзапосимоеть. Выемки допустимы лишь в скальных породах и в сухих грунтах.
- Глава XVIII Общие сведения о переходах через водотоки
- § XVIII.1. Основные понятия. Виды переходов через водотоки
- § XVII 1.3. Речные долины и русла рек. Типы питания рек
- Глава XIX Гидрологические расчеты при проектировании мостовых переходов
- § XIX. 1. Задачи и принципы гидрологических расчетов
- § XIX.2. Методика прогноза максимальных расходов воды в реках
- § XIX.3. Определение уровней воды и скоростей течения, соответствующих максимальным расходам
- Глава XX Расчет отверстий больших и средних мостов
- § XX.1. Основные положения расчета отверстии мостов
- § XX.2. Учет природных деформации русел при проектировании мостовых переходов
- § XX 5. Расчет размывов на пойменных участках отверстий мостов
- § XX.7. Расчет отверстии больших и средних мостов
- 1. Если глубина заложения подошвы фундамента назначается но глубине залегания прочных пород, используемых в качестве основания 72
- Глава XXI Проектирование подходов к мостам и регуляционных сооружений
- § XXI. 1. Условия работы поименных насыпей
- § XXI.2. Проектирование поименных насыпей
- § XXI.3. Задачи и принципы регулирования рек у мостов
- § XXI,4. Конструкции регуляционных сооружений
- Глава xxiг
- § XXII. 1. Виды проектно-изыскательских работ
- § XXII 3. Требования к техническому проекту
- § XXII.5. Рабочие чертежи
- § XXI 1.7. Использование при проектировании автомобильных дорог электронно-вычислительных машин
- Глава XXIII Изыскания автомобильных дорог
- § XXIII.1. Организация работы изыскательской
- § Xx111.2. Проложение трассы на местности
- Масштаб 1.1000 Сечение горизонталей через I м V
- Глава XXIV Сравнение вариантов автомобильных дорог1
- § XXIV. 1. Сравнение вариантов дороги по строительным и эксплуатационным затратам
- § XXIV.2. Оценка вариантов автомобильных дорог, по пропускной способности
- Глава XXV
- § XXV. 1. Стереомодель местности
- Глава XXVI Технические изыскания мостовых переходов
- § XXVI. 1. Задачи и состав изыскании
- § XXVI.2. Подготовительные работы
- § XXVI.4. Гидрометрические работы
- § XXVI.5. Гидрологические работы
- § XXVI.6. Инженерно-геологические работы
- § XXVI.?. Особенности изысканий для реконструкции мостовых переходов
- § XXVI.8. Состав проекта мостового перехода
- Глава I содержит анализ режима реки на основе подробного описания характеристик водотока как топографических и метеорологических, так и гидрологических.
- Глава IV содержит результаты инженерно-геологических работ, имеющих первостепенное значение для выбора схемы сооружений перехода.
- Глава XXVII
- § XXVII.!. Особенности реконструкции дорог
- § XXVII.2. Прогнозирование интенсивности движения на реконструируемой дороге
- § XXVI 1.3. Технические изыскания при реконструкции дорог
- § XXVII.5. Реконструкция дороги в плане и продольном профиле
- § XXVII.6. Реконструкция дороги в поперечном профиле
- § XXVI 1.7. Мероприятия по устранению пучин
- § XXVII.8. Реконструкция и усиление дорожиой одежды
- Глава XXVIII Проектирование дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII. 1. Особенности проложения трассы в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII 2 конструкция земляного полотна дорог в районах вечной мерзлоты
- Проектирование дорог в заболоченных районах
- § XXIX.1. Образование, характеристика и виды болот
- § XXIX.2. Проложение трассы в болотистых районах
- § XXIX.3. Обследование болот при трассировании дороги
- § XXIX.4. Конструкция земляного полотна " на болотах
- Глава XXX
- § XXX. 1. Эрозия почв и образование оврагов
- § XXX.2. Трассирование дорог в зоне оврагов
- § XXX.3. Устройство плотин на пересечениях оврагов
- Глава XXXI Проектирование дорог в карстовых районах
- § XXXI.1. Карстовые процессы
- § XXXI.2. Проектирование дорог в карстовых районах
- Глава XXXII Проектирование дорог в горной местности
- § XXXII.1. Особенности горных районов
- § XXXII.2. Устойчивость горных склонов
- § XXXI 1.4. Развитие линии по склонам и перевальные дороги
- § XXXII.5. Проектирование серпантин
- § XXXI 1.6. Тоннели
- § XXXII.7. Продольный профиль горных дорог
- § XXXII.8. Поперечные профили горных дорог
- § XXXII.9. Проложение дороги по участкам осыпей и камнепадов
- § XXXII.10. Пересечение селевых выносов
- § XXXII.12. Защита дорог от лавин
- 1Ранииа распространения воздушной волны; сплошная линия — первый вариант трассы. Иупк1нрная линия — второй вариант трассы; 11л — прыгающая лавина. Лл — лотковая лалцт
- § XXXII.13. Особенности проектирования автомобильных дорог в сейсмических районах
- Глава XXXIII Проектирование автомобильных дорог в засушливых районах
- § XXXIII.1. Особенности засушливых районов.
- Глава XXXIV Особенности проектирования автомобильных магистралей
- § XXXIV. 1. Технические условия на проектирование автомобильных магистралей
- Глава XXXV Оборудование и благоустройство дорог
- § XXXV.1. Комплекс мероприятий по обслуживанию движения
- § XXXV.2. Средства информации водителей об условиях движения. Ограждения и направляющие устройства
- § XXXVI.1. Планировка уличной сети и элементы городских улиц
- § XXXVI 2. Поперечные профили улиц
- § XXXVI.4. Горизонтальная и вертикальная планировки
- § XXXVI.5. Проектирование перекрестков и городских площадей
- § XXXVI 7. Подходы к городским мостам
- § XXXVI.8. Планировка городских набережных
- 6Оглавление