§ XXI 1.7. Использование при проектировании автомобильных дорог электронно-вычислительных машин
Проектирование автомобильных дорог в своей основе вариантпо. Проектировщик, выполняя каждую из работ, делает предварительно ряд прикидок, сопоставляя в уме или на бумаге несколько возможных решений. Чем более он опытен, тем легче он находит оптимальное решение и тем выше вероятность его получеДш. Однако в большинстве случаев расчеты, необходимые для сравнения, громоздки и даже сопоставление результатов нескольких вариантов расчета не дает гарантии получения наилучшею ответа. Характерным примером является определение коэффициента устойчивости откосов методом цилиндрических поверхностей, когда в связи с весьма большим числом возможных вариантов расположения центров кривых скольжения и их радиусов нельзя быть уверенным, что найденное значение коэффициентов устойчивости действительно наименьшее
Расчеты инженерных сооружений точными методами часто бывают крайне сложны. Многие процессы, которые при проектировании дорог рассматриваются упрощенно, например теплопередача в многослойных дорожных одеждах и земляном полотне или движение автомобиля по неровному покрытию, на самом деле выражаются дифференциальными уравнениями, не решаемыми в общем виде, но поддающимися исследованию на аналоговых электронных машинах.
При разработке проектов автомобильной дороги необходимо выполнять большое количество однотипных вычислительных работ: подсчет объемов земляного полотна, определение площадей укрепления откосов и русел искусственных сооружении, расчет отверстий многочисленных малых искусственных сооружений и др. Все эти расчеты весьма трудоемки. Для предотвращения ошибок их фактически выполняют дважды, поручая проверять каждый сделанный расчет другому работнику. Все эти особенное!и проектирования автомобильных дорог делают необходимым широкое использование ' электронных вычислительных машин.
Разработанные головными проектными организациями программы для ЭВМ, каждая из которых потребовала значительных затрат труда высококвалифицированных специалистов, могут быть использованы малыми проектными организациями, арендующими для этого машинное время в вычислительных центрах.
Современные электронные вычислительные машины открывают ши- роаайшие перспективы повышения качества проектирования дорог и сокращения его сроков. Выполняя сотни тысяч арифметических дей- ствгг*[ п секунду, они позволяют решать разнообразные задачи в соот- к-л> ветствии с вводимыми в них закодированными программами управления, определяющими последовательность проводимых операций. При этом они запоминают большое количество необходимых исходных данных, хранят в памяти результаты промежуточных вычислений и используют их по мере надобности.
Сочетание электронных вычислительных машин с графопостроителями, вычерчивающими чертежи, дает возможность автоматизировать процесс проектирования.
Эти особенности электронных вычислительных машин раскрывают широкие возможности увеличения вариантности проектирования и поисков оптимальных решений. В одних случаях поиск оптимального варианта, удовлетворяющего предусмотренным программой критериям сравнения, осуществляется самой машиной. В других случаях проектировщик, оценивая получаемое решение, меняет исходные данные, добиваясь улучшения решений с учетом соображений, дополнительных к заложенным в про! рамме критериям оптимальности.
Однако высоко оценивая роль электронных вычислительных машин при проектировании дорог, не следует забывать, что они лишь выполняют составленную для них программу — алгоритм, указывающий точно установленный порядок действий.
Электронная вычислительная машина может уменьшить колпчеаво специалистов, работающих над проектом и ускорить его выполнение, но не может их заменить в поисках путей улучшения качества проекта. Машина не может мыслить за инженера. В ее возможности лишь несколько повысить качество проектов слабых проектных организаций. Расширение круга задач, решаемых при помощи вычислительных- машин, и повышение, точности расчетов зависят в первую очередь от развития теории проектирования дорог, от повышения технического уровня Специалистов-дорожников и учета ими службы построенных, по их проектам дорог.
В настоящее время проектные организации широко используют в своей практике расчеты на электронных вычислительных машинах.
Из больщего числа разработанных программ наибольшее распространение имеют: программы взаимоувязки элементов плана трассы (прямых, круговых и переходных кривых), намеченной проектировщиком через контрольные точки; нанссепИе проектной линии, удовлетворяющей заданным критериям оценки вариантов при фиксированном положении трассы; подсчет рабочих отметок поперечных профилей на коеогорных участках; подсчеты координат для разбивки переходных кривых и виражей; определение объемов работ; расчеты толщины конструктивных слоев дорожных одежд с выбором наиболее экономичного варианта; расчеты осадок и проверка устойчивости земляною полотна на слабых основаниях; расчеты отверстий искусст венных сооружений.
При высоких требованиях к плавности трассы дорог и их гармоничному сочетанию с окружающим ландшафтом получило распространение построение перспективных изображений участков дороги при помощи связанных С ЭВМ графопостроителей.
настоящее время ведется интенсивная работа по созданию единой системы автоматизированного проектирования автомобильных
г.,0 131 дорог — комплекса взаимоувязанных программ, охватывающих все виды проектных работ—от нроложения трассы по топографической основе или математической модели местности до составления смет и проектов организации работ.
- Глава XVIII Общие сведения о переходах через водотоки
- § XVIII.1. Основные понятия. Виды переходов через водотоки
- § XVII 1.3. Речные долины и русла рек. Типы питания рек
- Глава XIX Гидрологические расчеты при проектировании мостовых переходов
- § XIX. 1. Задачи и принципы гидрологических расчетов
- § XIX.2. Методика прогноза максимальных расходов воды в реках
- § XIX.3. Определение уровней воды и скоростей течения, соответствующих максимальным расходам
- Глава XX Расчет отверстий больших и средних мостов
- § XX.1. Основные положения расчета отверстии мостов
- § XX.2. Учет природных деформации русел при проектировании мостовых переходов
- § XX 5. Расчет размывов на пойменных участках отверстий мостов
- § XX.7. Расчет отверстии больших и средних мостов
- 1. Если глубина заложения подошвы фундамента назначается но глубине залегания прочных пород, используемых в качестве основания 72
- Глава XXI Проектирование подходов к мостам и регуляционных сооружений
- § XXI. 1. Условия работы поименных насыпей
- § XXI.2. Проектирование поименных насыпей
- § XXI.3. Задачи и принципы регулирования рек у мостов
- § XXI,4. Конструкции регуляционных сооружений
- Глава xxiг
- § XXII. 1. Виды проектно-изыскательских работ
- § XXII 3. Требования к техническому проекту
- § XXII.5. Рабочие чертежи
- § XXI 1.7. Использование при проектировании автомобильных дорог электронно-вычислительных машин
- Глава XXIII Изыскания автомобильных дорог
- § XXIII.1. Организация работы изыскательской
- § Xx111.2. Проложение трассы на местности
- Масштаб 1.1000 Сечение горизонталей через I м V
- Глава XXIV Сравнение вариантов автомобильных дорог1
- § XXIV. 1. Сравнение вариантов дороги по строительным и эксплуатационным затратам
- § XXIV.2. Оценка вариантов автомобильных дорог, по пропускной способности
- Глава XXV
- § XXV. 1. Стереомодель местности
- Глава XXVI Технические изыскания мостовых переходов
- § XXVI. 1. Задачи и состав изыскании
- § XXVI.2. Подготовительные работы
- § XXVI.4. Гидрометрические работы
- § XXVI.5. Гидрологические работы
- § XXVI.6. Инженерно-геологические работы
- § XXVI.?. Особенности изысканий для реконструкции мостовых переходов
- § XXVI.8. Состав проекта мостового перехода
- Глава I содержит анализ режима реки на основе подробного описания характеристик водотока как топографических и метеорологических, так и гидрологических.
- Глава IV содержит результаты инженерно-геологических работ, имеющих первостепенное значение для выбора схемы сооружений перехода.
- Глава XXVII
- § XXVII.!. Особенности реконструкции дорог
- § XXVII.2. Прогнозирование интенсивности движения на реконструируемой дороге
- § XXVI 1.3. Технические изыскания при реконструкции дорог
- § XXVII.5. Реконструкция дороги в плане и продольном профиле
- § XXVII.6. Реконструкция дороги в поперечном профиле
- § XXVI 1.7. Мероприятия по устранению пучин
- § XXVII.8. Реконструкция и усиление дорожиой одежды
- Глава XXVIII Проектирование дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII. 1. Особенности проложения трассы в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII 2 конструкция земляного полотна дорог в районах вечной мерзлоты
- Проектирование дорог в заболоченных районах
- § XXIX.1. Образование, характеристика и виды болот
- § XXIX.2. Проложение трассы в болотистых районах
- § XXIX.3. Обследование болот при трассировании дороги
- § XXIX.4. Конструкция земляного полотна " на болотах
- Глава XXX
- § XXX. 1. Эрозия почв и образование оврагов
- § XXX.2. Трассирование дорог в зоне оврагов
- § XXX.3. Устройство плотин на пересечениях оврагов
- Глава XXXI Проектирование дорог в карстовых районах
- § XXXI.1. Карстовые процессы
- § XXXI.2. Проектирование дорог в карстовых районах
- Глава XXXII Проектирование дорог в горной местности
- § XXXII.1. Особенности горных районов
- § XXXII.2. Устойчивость горных склонов
- § XXXI 1.4. Развитие линии по склонам и перевальные дороги
- § XXXII.5. Проектирование серпантин
- § XXXI 1.6. Тоннели
- § XXXII.7. Продольный профиль горных дорог
- § XXXII.8. Поперечные профили горных дорог
- § XXXII.9. Проложение дороги по участкам осыпей и камнепадов
- § XXXII.10. Пересечение селевых выносов
- § XXXII.12. Защита дорог от лавин
- 1Ранииа распространения воздушной волны; сплошная линия — первый вариант трассы. Иупк1нрная линия — второй вариант трассы; 11л — прыгающая лавина. Лл — лотковая лалцт
- § XXXII.13. Особенности проектирования автомобильных дорог в сейсмических районах
- Глава XXXIII Проектирование автомобильных дорог в засушливых районах
- § XXXIII.1. Особенности засушливых районов.
- Глава XXXIV Особенности проектирования автомобильных магистралей
- § XXXIV. 1. Технические условия на проектирование автомобильных магистралей
- Глава XXXV Оборудование и благоустройство дорог
- § XXXV.1. Комплекс мероприятий по обслуживанию движения
- § XXXV.2. Средства информации водителей об условиях движения. Ограждения и направляющие устройства
- § XXXVI.1. Планировка уличной сети и элементы городских улиц
- § XXXVI 2. Поперечные профили улиц
- § XXXVI.4. Горизонтальная и вертикальная планировки
- § XXXVI.5. Проектирование перекрестков и городских площадей
- § XXXVI 7. Подходы к городским мостам
- § XXXVI.8. Планировка городских набережных
- 6Оглавление