§ XXIX.4. Конструкция земляного полотна " на болотах
Земляное полотно па болотах проектируют в насыпях в соответствии с требованиями к возвышению бровки земляного полотна в местах о длительным стоянием поверхностных вод (см. § VI 1.7).
Поверхность болота обычно имеет весьма малый уклон. Поэтому проектную линию, кроме участков па подходах к мостам, проектируют горизонтальной или с малыми продольными уклонами. Конструкции земляного полотна назначают в зависимости от категории дороги, глубины болота, вида и плотности торфа, а также степени капитальности устраиваемой одежды
Наиболее надежными, но и дорогими в строительстве являются насыпи, возводимые на прочном минеральном дне болота. Их строя г на дорогах о усовершенствованными капитальными типами покрытий , при глубине болота до 4 м и на дорогах с усовершенствованными облегченными покрытиями на болотах глубиной до 2 м (рис. ХХ1Х.4,а). Торф удаляют экскаваторами, взрывами на выброс или другими способами. Крутизну откосов земляного полотна ниже поверхности болота назначают в зависимости от плотности торфа, 1 : 0,5 до вертикальных При мягком, легко деформирующемся торфе, возможно оползание крутых откосов с повреждениями земляного полотна.
На дорогах с переходными и низшими типами покрытий на болотах I о устойчивыми торфами можно возводить земляное полотно с I использованием несущей способности торфа с частичным выторфовы- ^ ванием (рис. XXIX.4, б) или без выторфовывания (рис. XXIX.4, в).
Торф является упругим материалом и при проезде автомобилей сжимается под насыпью, которая прогибается. Чтобы прогиб дорожной одежды не достигал опасной для ее прочности величины, толщина слоя торфа, оставляемого под насыпью, не должна после уплотнения превышать при переходных покрытиях 1/3, а при низших 1/2 толщины минеральной части насыпи (см рис. XXIX.4, б).
Осадка земляною полотна па торфяном основании может затягц. ваться па несколько лет. Наиболее эффективным методом ускорения осадки является устройство вертикальных песчаных дрен диаметром 20—30 см, размещаемых по расчету через 3—5 м (рис. XXIX.4, г). Действие вертикальных дрен основано па сокращении пути фильтраций воды, выжимаемой из основания.
На болотах с торфом сравнительно жидкой консистенции, способным выжиматься в стороны под действием веса насыпи, могут найти применение конструкции земляного полотна с продольными дренажными прорезями в торфе, заполненными песком. Зажатый между песчаными прослойками торф постепенно осушается и уплотняется подвесом насыпи.
Илы, обладающие в уплощенном состоянии сопротивлением сдвигу, при должном обосновании можно оставлять под насыпью при условии постепенного послойного ее возведения с контролем, чтобы касательные напряжения в основании не превышали возрастающего по мере уплотнения сопротивления сдвигу.
При необходимости обеспечения' на дороге через болота продольного водоотвода канавы глубиной 0,6—0,8 м, устраивают не ближе 2 м от насыпи с продольным уклоном пе менее 5°/00 и обязательным выводом вод!,: в пониженные места.
20.) м над у роди ем к Вы или поверхностью Полота Рис. XXIX 4 Поперечные профили земляного полотна на болоте:. а — насыпь на болотах I типа * полным выторфовываннем; б— насыпь на болотах I и И типа с частичным выторфовываннем, в — насыпь на болотах I и II типа бе) выторфовыва- нни; г— насыпь на болоых I и II типов глубиной до 6 м с вертикальными дренами; д — насыпь на болотах II и III типов с посадкой на миперальтое дно, с — то -ке, с потружением на торфяно;"! ковер, — земляное полотно на сплошном деревянном настиле: / — поверхность болота перед отсыпкой; 2— гори шит поды ? —выдавливающийся болотный грунт, 4 — прижимной брус ,:т см, 5 — косой настил а- >■ см; в — продольные лежни сч, ;; — п ;, <<:< .п. пастил, покрытый 5—10 см м'.а, А' — юрфжгоП ковер- сплавина 1 0,5-0,9 -*1 ^^— г- 1 . 1. /1 V- А?'Луш/уут ^ш^шшшшттшшяшшь
| Конструкции земляного полотна с оставлением торфа под насыпями получают в последние годы Йри строительстве дорог на б^отах рее большее распространение. Они Требуют меньшего объема земляных |)абот и пе создают трудностей, связанных о планировкой на полосе отвода выжатого из под насыпи торфа В то же время удается обеспечить завершение осадки насыпей в удовлетворяющие требованиям организации работ сроки.
Стоимость возведения земляного полотна автомобильных дорог на болотах зависит от способа производства работ и глубины болот (рис. XX IX.5)
На болотах с торфяной коркой, подстилаемой жидким торфом или сапропелем, а также на болотах сплавинного типа насыпи возводят с погружением на минеральное дио болота после того, как верхний слой торфа будет удален с помощью взрывов или перегрузки.
Возможна отсыпка насыпи с погружением сплавины на дно (см. рис. XXIX 4, е).
Глубокие болота иногда бывает целесообразно пересекать железобетонными эстакадами В отдельных случаях при значительной глубине болота устройство эстакад из сборных железобетонных конструкций позволяет значительно сократить сроки строительства автомобильной дороги.
Дороги низших категорий можно строить непосредственно на поверхности торфяного слоя, а при достаточной его толщине и на сплавине. Для распределения веса на большую площадь поверхности болота и предотвращения сосредоточенного давления насыпь отсыпают на бревенчатые настилы (см рис. XXIX.4, ж). В этих случаях канавы на сплавинных болотах не устраивают, так как это ослабляет сплавину и может вызвать ее разрушение.
Глубина долота,н Рис. XXIX 5. Относительная стоимость постройки различных типов земляного полотна дорог II ка!егории на болотах лрн разной толщине слоя торфа (но И. Е. Ешеньеву): 1 и 2 — эстакады на сваях с пролетами 6 и И? м 3 — полное вытоуфовывание; 4 ~ вьпорфовывание на толщины слоя тор* фа. 5 — насыпь на деревянных снаях, 6 — насыпь на вертикальных дренах; 7—массивная насыпь с ерш ручкой
дающегося обычно боковым выпиранием торфа, необходимо производить полное выторфовывание и выравнивать дно болота. При поперечном уклоне более 100°/00 рекомендуется делать па дне болота уступы или взрыхлять его взрывами. Иногда о низовой стороны насыпи отсыпают каменную упорную призму — банкет, удерживающий насыпь от сползания.
Насыпи на болотах следует, как правило, отсыпать из дренирующих грунтов. При отсутствии их в районе строительства при значительной дальности возкн в нижней части насыпей разрешается использовать глинистые грунты при условии, что организация строительства обеспечивает их отсыпку в сухой котлован и уплотнение.
Верхняя часть насыпи во всех случаях должна удовлетворять требованиям к "земляному полотну в местах длительных застоев воды
На участках пересечения болот для пропуска постоянных ручьев и поверхностных вод, а также для уравнивания горизонтов воды, накапливающейся с обеих сторон насыпи, должны быть построены искусственные сооружения. При определении расчетного расхода учитывают особенности стока с болот. Заболоченность уменьшает годовой объем стока бассейна в связи с тем, что испарение е поверхности мохового покрова на 15—20% превышает испарение с водной поверхности.
Кроме того, поверхность болота из-за обилия мелких неровностей, кочек и растительности аккумулирует значительное количество влаги.
При выборе типа искусственных сооружении на болотах предпочтение отдают мостам.
Наиболее целесообразно искусственные сооружения располагать у края болота, что уменьшает и упрощает работы по устройству " опор и возведению насыпи на подходах Для воды прорывают подходные русла.
Если дорога пересекает сплавинное болото, в котором имеется течение воды, размеры искусственного сооружения назначают в зависимости от глубины и скорости потока. При малых расходах можно устраивать фильтрующие насыпи.
Насыпи на подходах возводят после постройки мостов Если минеральное дно болота имеет уклон к мосту, торф в пределах моста полностью удаляют, заменяя его минеральным грунтом во избежание продольного сползания насыпи и выжимания торфа под мостом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Евгеньев И Е Строительство автомобильных дорог через болота. М «Транспорт», 1968 220 с.
Евгепьев И Е, Казарновский В Д Земляное полотно автомобильных дорог на слабых грунтах, М., «Транспорт», 1976. 271 с.
258
- Глава XVIII Общие сведения о переходах через водотоки
- § XVIII.1. Основные понятия. Виды переходов через водотоки
- § XVII 1.3. Речные долины и русла рек. Типы питания рек
- Глава XIX Гидрологические расчеты при проектировании мостовых переходов
- § XIX. 1. Задачи и принципы гидрологических расчетов
- § XIX.2. Методика прогноза максимальных расходов воды в реках
- § XIX.3. Определение уровней воды и скоростей течения, соответствующих максимальным расходам
- Глава XX Расчет отверстий больших и средних мостов
- § XX.1. Основные положения расчета отверстии мостов
- § XX.2. Учет природных деформации русел при проектировании мостовых переходов
- § XX 5. Расчет размывов на пойменных участках отверстий мостов
- § XX.7. Расчет отверстии больших и средних мостов
- 1. Если глубина заложения подошвы фундамента назначается но глубине залегания прочных пород, используемых в качестве основания 72
- Глава XXI Проектирование подходов к мостам и регуляционных сооружений
- § XXI. 1. Условия работы поименных насыпей
- § XXI.2. Проектирование поименных насыпей
- § XXI.3. Задачи и принципы регулирования рек у мостов
- § XXI,4. Конструкции регуляционных сооружений
- Глава xxiг
- § XXII. 1. Виды проектно-изыскательских работ
- § XXII 3. Требования к техническому проекту
- § XXII.5. Рабочие чертежи
- § XXI 1.7. Использование при проектировании автомобильных дорог электронно-вычислительных машин
- Глава XXIII Изыскания автомобильных дорог
- § XXIII.1. Организация работы изыскательской
- § Xx111.2. Проложение трассы на местности
- Масштаб 1.1000 Сечение горизонталей через I м V
- Глава XXIV Сравнение вариантов автомобильных дорог1
- § XXIV. 1. Сравнение вариантов дороги по строительным и эксплуатационным затратам
- § XXIV.2. Оценка вариантов автомобильных дорог, по пропускной способности
- Глава XXV
- § XXV. 1. Стереомодель местности
- Глава XXVI Технические изыскания мостовых переходов
- § XXVI. 1. Задачи и состав изыскании
- § XXVI.2. Подготовительные работы
- § XXVI.4. Гидрометрические работы
- § XXVI.5. Гидрологические работы
- § XXVI.6. Инженерно-геологические работы
- § XXVI.?. Особенности изысканий для реконструкции мостовых переходов
- § XXVI.8. Состав проекта мостового перехода
- Глава I содержит анализ режима реки на основе подробного описания характеристик водотока как топографических и метеорологических, так и гидрологических.
- Глава IV содержит результаты инженерно-геологических работ, имеющих первостепенное значение для выбора схемы сооружений перехода.
- Глава XXVII
- § XXVII.!. Особенности реконструкции дорог
- § XXVII.2. Прогнозирование интенсивности движения на реконструируемой дороге
- § XXVI 1.3. Технические изыскания при реконструкции дорог
- § XXVII.5. Реконструкция дороги в плане и продольном профиле
- § XXVII.6. Реконструкция дороги в поперечном профиле
- § XXVI 1.7. Мероприятия по устранению пучин
- § XXVII.8. Реконструкция и усиление дорожиой одежды
- Глава XXVIII Проектирование дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII. 1. Особенности проложения трассы в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII 2 конструкция земляного полотна дорог в районах вечной мерзлоты
- Проектирование дорог в заболоченных районах
- § XXIX.1. Образование, характеристика и виды болот
- § XXIX.2. Проложение трассы в болотистых районах
- § XXIX.3. Обследование болот при трассировании дороги
- § XXIX.4. Конструкция земляного полотна " на болотах
- Глава XXX
- § XXX. 1. Эрозия почв и образование оврагов
- § XXX.2. Трассирование дорог в зоне оврагов
- § XXX.3. Устройство плотин на пересечениях оврагов
- Глава XXXI Проектирование дорог в карстовых районах
- § XXXI.1. Карстовые процессы
- § XXXI.2. Проектирование дорог в карстовых районах
- Глава XXXII Проектирование дорог в горной местности
- § XXXII.1. Особенности горных районов
- § XXXII.2. Устойчивость горных склонов
- § XXXI 1.4. Развитие линии по склонам и перевальные дороги
- § XXXII.5. Проектирование серпантин
- § XXXI 1.6. Тоннели
- § XXXII.7. Продольный профиль горных дорог
- § XXXII.8. Поперечные профили горных дорог
- § XXXII.9. Проложение дороги по участкам осыпей и камнепадов
- § XXXII.10. Пересечение селевых выносов
- § XXXII.12. Защита дорог от лавин
- 1Ранииа распространения воздушной волны; сплошная линия — первый вариант трассы. Иупк1нрная линия — второй вариант трассы; 11л — прыгающая лавина. Лл — лотковая лалцт
- § XXXII.13. Особенности проектирования автомобильных дорог в сейсмических районах
- Глава XXXIII Проектирование автомобильных дорог в засушливых районах
- § XXXIII.1. Особенности засушливых районов.
- Глава XXXIV Особенности проектирования автомобильных магистралей
- § XXXIV. 1. Технические условия на проектирование автомобильных магистралей
- Глава XXXV Оборудование и благоустройство дорог
- § XXXV.1. Комплекс мероприятий по обслуживанию движения
- § XXXV.2. Средства информации водителей об условиях движения. Ограждения и направляющие устройства
- § XXXVI.1. Планировка уличной сети и элементы городских улиц
- § XXXVI 2. Поперечные профили улиц
- § XXXVI.4. Горизонтальная и вертикальная планировки
- § XXXVI.5. Проектирование перекрестков и городских площадей
- § XXXVI 7. Подходы к городским мостам
- § XXXVI.8. Планировка городских набережных
- 6Оглавление