logo
Бабков

§ XXIX.4. Конструкция земляного полотна " на болотах

Земляное полотно па болотах проектируют в насыпях в соответ­ствии с требованиями к возвышению бровки земляного полотна в мес­тах о длительным стоянием поверхностных вод (см. § VI 1.7).

Поверхность болота обычно имеет весьма малый уклон. Поэтому проектную линию, кроме участков па подходах к мостам, проекти­руют горизонтальной или с малыми продольными уклонами. Конст­рукции земляного полотна назначают в зависимости от категории дороги, глубины болота, вида и плотности торфа, а также степени капитальности устраиваемой одежды

Наиболее надежными, но и дорогими в строительстве являются насыпи, возводимые на прочном минеральном дне болота. Их строя г на дорогах о усовершенствованными капитальными типами покрытий , при глубине болота до 4 м и на дорогах с усовершенствованными об­легченными покрытиями на болотах глубиной до 2 м (рис. ХХ1Х.4,а). Торф удаляют экскаваторами, взрывами на выброс или другими спо­собами. Крутизну откосов земляного полотна ниже поверхности бо­лота назначают в зависимости от плотности торфа, 1 : 0,5 до вертикаль­ных При мягком, легко деформирующемся торфе, возможно ополза­ние крутых откосов с повреждениями земляного полотна.

На дорогах с переходными и низшими типами покрытий на болотах I о устойчивыми торфами можно возводить земляное полотно с I использованием несущей способности торфа с частичным выторфовы- ^ ванием (рис. XXIX.4, б) или без выторфовывания (рис. XXIX.4, в).

Торф является упругим материалом и при проезде автомобилей сжимается под насыпью, которая прогибается. Чтобы прогиб дорожной одежды не достигал опасной для ее прочности величины, толщина слоя торфа, оставляемого под насыпью, не должна после уплотнения превышать при переходных покрытиях 1/3, а при низших 1/2 толщи­ны минеральной части насыпи (см рис. XXIX.4, б).

Осадка земляною полотна па торфяном основании может затягц. ваться па несколько лет. Наиболее эффективным методом ускорения осадки является устройство вертикальных песчаных дрен диаметром 20—30 см, размещаемых по расчету через 3—5 м (рис. XXIX.4, г). Действие вертикальных дрен основано па сокращении пути фильт­раций воды, выжимаемой из основания.

На болотах с торфом сравнительно жидкой консистенции, способ­ным выжиматься в стороны под действием веса насыпи, могут найти применение конструкции земляного полотна с продольными дренаж­ными прорезями в торфе, заполненными песком. Зажатый между пес­чаными прослойками торф постепенно осушается и уплотняется подве­сом насыпи.

Илы, обладающие в уплощенном состоянии сопротивлением сдви­гу, при должном обосновании можно оставлять под насыпью при усло­вии постепенного послойного ее возведения с контролем, чтобы каса­тельные напряжения в основании не превышали возрастающего по мере уплотнения сопротивления сдвигу.

При необходимости обеспечения' на дороге через болота продоль­ного водоотвода канавы глубиной 0,6—0,8 м, устраивают не ближе 2 м от насыпи с продольным уклоном пе менее 5°/00 и обязательным выво­дом вод!,: в пониженные места.

20.) м над у роди ем к Вы или поверхностью Полота

Рис. XXIX 4 Поперечные профили земляного полотна на болоте:. а — насыпь на болотах I типа * полным выторфовываннем; б— насыпь на болотах I и И типа с частичным выторфовываннем, в — насыпь на болотах I и II типа бе) выторфовыва- нни; г— насыпь на болоых I и II типов глубиной до 6 м с вертикальными дренами; д — насыпь на болотах II и III типов с посадкой на миперальтое дно, с — то -ке, с потружением

на торфяно;"! ковер, — земляное полотно на сплошном деревянном настиле: / — поверхность болота перед отсыпкой; 2— гори шит поды ? —выдавливающийся болотный грунт, 4 — прижимной брус ,:т см, 5 — косой настил а- >■ см; в — продольные

лежни сч, ;; — п ;, <<:< .п. пастил, покрытый 5—10 см м'.а, А' — юрфжгоП ковер-

сплавина

'Луш/уут ^ш^шшшшттшшяшшь

1

0,5-0,9

-*1 ^^— г- 1

. 1. /1 V- А?

Для насыпей, под которыми 1ставлен торф, должны быть про­верены устойчивость и рассчитана осадка методами, описанными в § XIV.7. Если коэффицент устой­чивости недостаточен, должны быть предусмотрены меры по его повышению путем устройства'при- грузочных берм, предварительного осушения основания, частичного Ьыторфовывания и других меро­приятий.

| Конструкции земляного полот­на с оставлением торфа под насы­пями получают в последние годы Йри строительстве дорог на б^отах рее большее распространение. Они Требуют меньшего объема земляных |)абот и пе создают трудностей, связанных о планировкой на по­лосе отвода выжатого из под на­сыпи торфа В то же время удается обеспечить завершение осадки насыпей в удовлетворяющие требованиям организации работ сроки.

Стоимость возведения земляного полотна автомобильных дорог на болотах зависит от способа производства работ и глубины болот (рис. XX IX.5)

На болотах с торфяной коркой, подстилаемой жидким торфом или сапропелем, а также на болотах сплавинного типа насыпи возводят с погружением на минеральное дио болота после того, как верхний слой торфа будет удален с помощью взрывов или перегрузки.

Возможна отсыпка насыпи с погружением сплавины на дно (см. рис. XXIX 4, е).

Глубокие болота иногда бывает целесообразно пересекать железо­бетонными эстакадами В отдельных случаях при значительной глу­бине болота устройство эстакад из сборных железобетонных конструк­ций позволяет значительно сократить сроки строительства автомо­бильной дороги.

Дороги низших категорий можно строить непосредственно на по­верхности торфяного слоя, а при достаточной его толщине и на сплавине. Для распределения веса на большую площадь поверхности болота и предотвращения сосредоточенного давления насыпь отсыпают на бревенчатые настилы (см рис. XXIX.4, ж). В этих случаях канавы на сплавинных болотах не устраивают, так как это ослабляет сплавину и может вызвать ее разрушение.

Глубина долота,н

Рис. XXIX 5. Относительная стоимость постройки различных типов земляно­го полотна дорог II ка!егории на бо­лотах лрн разной толщине слоя торфа (но И. Е. Ешеньеву):

1 и 2 — эстакады на сваях с пролетами 6 и И? м 3 — полное вытоуфовывание; 4 ~ вьпорфовывание на толщины слоя тор* фа. 5 — насыпь на деревянных снаях, 6 — насыпь на вертикальных дренах; 7—мас­сивная насыпь с ерш ручкой

При проложенпи трассы по болотам, дно которых имеет большой Поперечный уклон, для предотвращения сползания насыпи, еопровож- !) Зли 7:в 257

дающегося обычно боковым выпиранием торфа, необходимо произво­дить полное выторфовывание и выравнивать дно болота. При попереч­ном уклоне более 100°/00 рекомендуется делать па дне болота уступы или взрыхлять его взрывами. Иногда о низовой стороны насыпи от­сыпают каменную упорную призму — банкет, удерживающий насыпь от сползания.

Насыпи на болотах следует, как правило, отсыпать из дренирую­щих грунтов. При отсутствии их в районе строительства при зна­чительной дальности возкн в нижней части насыпей разрешается использовать глинистые грунты при условии, что организация строительства обеспечивает их отсыпку в сухой котлован и уплотнение.

Верхняя часть насыпи во всех случаях должна удовлетворять требованиям к "земляному полотну в местах длительных застоев воды

На участках пересечения болот для пропуска постоянных ручьев и поверхностных вод, а также для уравнивания горизонтов воды, на­капливающейся с обеих сторон насыпи, должны быть построены ис­кусственные сооружения. При определении расчетного расхода учи­тывают особенности стока с болот. Заболоченность уменьшает годовой объем стока бассейна в связи с тем, что испарение е поверхности мо­хового покрова на 15—20% превышает испарение с водной поверх­ности.

Кроме того, поверхность болота из-за обилия мелких неровно­стей, кочек и растительности аккумулирует значительное количест­во влаги.

При выборе типа искусственных сооружении на болотах предпоч­тение отдают мостам.

Наиболее целесообразно искусственные сооружения располагать у края болота, что уменьшает и упрощает работы по устройству " опор и возведению насыпи на подходах Для воды прорывают под­ходные русла.

Если дорога пересекает сплавинное болото, в котором имеется течение воды, размеры искусственного сооружения назначают в за­висимости от глубины и скорости потока. При малых расходах можно устраивать фильтрующие насыпи.

Насыпи на подходах возводят после постройки мостов Если минеральное дно болота имеет уклон к мосту, торф в пределах моста полностью удаляют, заменяя его минеральным грунтом во избежание продольного сползания насыпи и выжимания торфа под мостом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Евгеньев И Е Строительство автомобильных дорог через болота. М «Транспорт», 1968 220 с.

Евгепьев И Е, Казарновский В Д Земляное полотно автомобильных дорог на слабых грунтах, М., «Транспорт», 1976. 271 с.

258