§ XXXII.5. Проектирование серпантин
Во многих случаях место для развития трассы на крутом косогоре очень ограничено и трассу приходится прокладывать зигзагами. Вписывание кривых внутрь образующихся острых углов становится невозможным, так как длина кривой много меньше, чем сумма ее тангенсов, и поэтому продольный уклон дороги на участке кривой значительно превышает допустимый. В таких случаях применяют кривые, описанные с внешней стороны утла поворота, называемые серпантинами (рис. XXXII.13).
Серпантина состоит из основной кривой К, стягиваемой центральным углом у, и обратных (вспомогательных) кривых. Между концами обратных кривых н основной кривой серпантины должно быть достаточное расстояние для размещения переходных кривых или прямых вставок, отгонов виража и уширения проезжей части (рис. XXXII,14).
Расстояние между вершинами обратных кривых А — В — «шейка» серпантины при малой величине острого угла серпантины а определяется условиями размещения земляного полотна.
28Э
Ю ЗаЛ 726
Для расчета элементов серпантины при определении длины трассы (рис. XXXII. 14, а) задаются значениями радиусов основной и обратных кривых Я и г, прямой вставки т и находят угол поворота обратных кривых р. Длина тангенса обратной кривой равна
Т = г 18-5-.
2
Расстояние от вершины угла обратной кривой до начала основной кривой серпантины АЕ — Т + /и. Из треугольника АОЕ определяем:
*Р= *
Г + т р
г — + т
где Я — радиус основной кривой серпантины, м.
Рис, XXXII. 13. Общий вид серпантины
Рис, XXXII.14. Серпантины:
а — первого рода; б — второго рода, э ~ первого рода со смещенным центром основной кривой; г — несимметричная первого рода
Выражая в предыдущей формуле р через Я ц решая получающееся квадратное уравнение, находим
А ^+ > + (XXXIII)
" 2 + Я
Расстояние от вершины угла обратной кривой до вершины утла серпантины определяют из выражения
СОК р 5И1 Р
Центральный угол у, стягивающий основную кривую серпантины, равен
7 = 360°—2 (90е—Р) —а = 180° + 2(5—а.
Длина основной кривой серпантины
^ = (XXXII2)
180е 4 '
Полная длина серпантины
5 = 2 (Ко -гт) + К, (XXXII 3)
где Ко — длина обратной кривой, м
Эти данные достаточны для разбивки серпантины на местности.
Рассмотренную серпантину, у которой обратные кривые расположены выпуклостью в разные стороны, радиусы их равны и длины Ю* 291Рис XXXII 15.
а — план серпантины с решением системы водоотвода; 6 — продольный
П — прямая; ПК — переходная
прямых вставок одинаковы, называют симметричной серпантиной первого рода.
При проектировании серпантин основное внимание уделяют обеспечению устойчивости земляного полотна и нормальных условий движения автомобилей, а также по возможности обеспечению •наименьшего объема земляных работ. Для серпантин выбирают пологие участки устойчивых склонов, стремясь обеспечить разбивку основной кривой серпантины возможно большим радиусом. Очертание серпантины необходимо приспосабливать к рельефу местности. Поэтому иногда устраивают серпантины с обратными кривыми, обращенными выпуклостью в одну сторону (серпантины второго рода) со смещенным центром основной кривой, а также с основными и обратными кривыми, описанными дугами разных радиусов (см. рис. XXXII.14', б).
Серпантины проектируют иа плане местности в горизонталях, располагая их в соответствии с особенностями рельефа. Наивыгоднейшее расположение и форму серпантины устанавливают путем сравнения вариантов.
При проектировании группы серпантин по плану в горизонталях изготавливают в масштабе шаблоны кривых (кружки) различных 29
2 -Проект серпантйнм: профиль; а—поперечный профиль в характерных местах кривая; КК — круговая кривая
радиусов и при помощи этих шаблонов намечают варианты разнообразных типов серпантин. На крутых косогорах следует предусмотреть, чтобы снег с одной серпантины не попадал при очистке на Другую, расположенную ниже. Для сравнения вариантов вычерчивают продольные и поперечные профили, наносят проектную линию
Таблица ХХХП.З
Величина элементов серпантин при ' расчетной скорости движения, км/ч Элементы серпантины ' | 30 | 20* | 15* |
Минимальный радиус основной • кри | 30 | 20 | 15 |
вой, м |
|
|
|
Уклон внража, | 60 | 60 | 60 |
Длина переходной кривой, м | 30 | 25 | 20 |
Уширение проезжен части, м | 2,2 | 3,0 | 3 5 |
Наибольший продольный уклон, до | 30 | 35 | 40 |
пустимый в пределах серпантинй, %о |
|
|
|
* Допускаются только иа дорогах IV и V категорий.
(рис. XXXII.15) и определяют объем работ с учетом геологического строения местности.
Геометрические элементы серпантины назначают в зависимости от принятой скорости и интенсивности движения (табл. ХХХП.З).
По строительным нормам и правилам расстояние между концом вспомогательной кривой одной серпантины и началом вспомогательной кривой соседней серпантины должно быть возможно большим и во всяком случае не меньше: для дорог II и III категории 400 м; для дорог IV категории 300 м; для дорог V категории 200 м. Однако даже в этом случае (см. рис. XXXII.12) участки дорог с серпантинами имеют низкие транспортно-эксплуатационные качества. Скорость движения по ним низка, часто возникают дорожно-транспортные происшествия, а зимой их трудно очищать от снега, так как снег, счищенный с верхней ветви серпантины, попадает на нижнюю. Поэтому при изысканиях горных дорог необходимо внимательно изучить все возможности, позволяющие избежать устройства серпантин.
- Глава XVIII Общие сведения о переходах через водотоки
- § XVIII.1. Основные понятия. Виды переходов через водотоки
- § XVII 1.3. Речные долины и русла рек. Типы питания рек
- Глава XIX Гидрологические расчеты при проектировании мостовых переходов
- § XIX. 1. Задачи и принципы гидрологических расчетов
- § XIX.2. Методика прогноза максимальных расходов воды в реках
- § XIX.3. Определение уровней воды и скоростей течения, соответствующих максимальным расходам
- Глава XX Расчет отверстий больших и средних мостов
- § XX.1. Основные положения расчета отверстии мостов
- § XX.2. Учет природных деформации русел при проектировании мостовых переходов
- § XX 5. Расчет размывов на пойменных участках отверстий мостов
- § XX.7. Расчет отверстии больших и средних мостов
- 1. Если глубина заложения подошвы фундамента назначается но глубине залегания прочных пород, используемых в качестве основания 72
- Глава XXI Проектирование подходов к мостам и регуляционных сооружений
- § XXI. 1. Условия работы поименных насыпей
- § XXI.2. Проектирование поименных насыпей
- § XXI.3. Задачи и принципы регулирования рек у мостов
- § XXI,4. Конструкции регуляционных сооружений
- Глава xxiг
- § XXII. 1. Виды проектно-изыскательских работ
- § XXII 3. Требования к техническому проекту
- § XXII.5. Рабочие чертежи
- § XXI 1.7. Использование при проектировании автомобильных дорог электронно-вычислительных машин
- Глава XXIII Изыскания автомобильных дорог
- § XXIII.1. Организация работы изыскательской
- § Xx111.2. Проложение трассы на местности
- Масштаб 1.1000 Сечение горизонталей через I м V
- Глава XXIV Сравнение вариантов автомобильных дорог1
- § XXIV. 1. Сравнение вариантов дороги по строительным и эксплуатационным затратам
- § XXIV.2. Оценка вариантов автомобильных дорог, по пропускной способности
- Глава XXV
- § XXV. 1. Стереомодель местности
- Глава XXVI Технические изыскания мостовых переходов
- § XXVI. 1. Задачи и состав изыскании
- § XXVI.2. Подготовительные работы
- § XXVI.4. Гидрометрические работы
- § XXVI.5. Гидрологические работы
- § XXVI.6. Инженерно-геологические работы
- § XXVI.?. Особенности изысканий для реконструкции мостовых переходов
- § XXVI.8. Состав проекта мостового перехода
- Глава I содержит анализ режима реки на основе подробного описания характеристик водотока как топографических и метеорологических, так и гидрологических.
- Глава IV содержит результаты инженерно-геологических работ, имеющих первостепенное значение для выбора схемы сооружений перехода.
- Глава XXVII
- § XXVII.!. Особенности реконструкции дорог
- § XXVII.2. Прогнозирование интенсивности движения на реконструируемой дороге
- § XXVI 1.3. Технические изыскания при реконструкции дорог
- § XXVII.5. Реконструкция дороги в плане и продольном профиле
- § XXVII.6. Реконструкция дороги в поперечном профиле
- § XXVI 1.7. Мероприятия по устранению пучин
- § XXVII.8. Реконструкция и усиление дорожиой одежды
- Глава XXVIII Проектирование дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII. 1. Особенности проложения трассы в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII 2 конструкция земляного полотна дорог в районах вечной мерзлоты
- Проектирование дорог в заболоченных районах
- § XXIX.1. Образование, характеристика и виды болот
- § XXIX.2. Проложение трассы в болотистых районах
- § XXIX.3. Обследование болот при трассировании дороги
- § XXIX.4. Конструкция земляного полотна " на болотах
- Глава XXX
- § XXX. 1. Эрозия почв и образование оврагов
- § XXX.2. Трассирование дорог в зоне оврагов
- § XXX.3. Устройство плотин на пересечениях оврагов
- Глава XXXI Проектирование дорог в карстовых районах
- § XXXI.1. Карстовые процессы
- § XXXI.2. Проектирование дорог в карстовых районах
- Глава XXXII Проектирование дорог в горной местности
- § XXXII.1. Особенности горных районов
- § XXXII.2. Устойчивость горных склонов
- § XXXI 1.4. Развитие линии по склонам и перевальные дороги
- § XXXII.5. Проектирование серпантин
- § XXXI 1.6. Тоннели
- § XXXII.7. Продольный профиль горных дорог
- § XXXII.8. Поперечные профили горных дорог
- § XXXII.9. Проложение дороги по участкам осыпей и камнепадов
- § XXXII.10. Пересечение селевых выносов
- § XXXII.12. Защита дорог от лавин
- 1Ранииа распространения воздушной волны; сплошная линия — первый вариант трассы. Иупк1нрная линия — второй вариант трассы; 11л — прыгающая лавина. Лл — лотковая лалцт
- § XXXII.13. Особенности проектирования автомобильных дорог в сейсмических районах
- Глава XXXIII Проектирование автомобильных дорог в засушливых районах
- § XXXIII.1. Особенности засушливых районов.
- Глава XXXIV Особенности проектирования автомобильных магистралей
- § XXXIV. 1. Технические условия на проектирование автомобильных магистралей
- Глава XXXV Оборудование и благоустройство дорог
- § XXXV.1. Комплекс мероприятий по обслуживанию движения
- § XXXV.2. Средства информации водителей об условиях движения. Ограждения и направляющие устройства
- § XXXVI.1. Планировка уличной сети и элементы городских улиц
- § XXXVI 2. Поперечные профили улиц
- § XXXVI.4. Горизонтальная и вертикальная планировки
- § XXXVI.5. Проектирование перекрестков и городских площадей
- § XXXVI 7. Подходы к городским мостам
- § XXXVI.8. Планировка городских набережных
- 6Оглавление