logo
Бабков

§ XXI.3. Задачи и принципы регулирования рек у мостов

Неблагоприятное развитие русловых деформаций на мостовом переходе может привести к повреждениям сооружений. Чтобы сделать неизбежные русловые деформации безопасньгмп для основных тран­спортных сооружений, в состав мостового перехода включают регу­ляционные сооружения различной формы, конструкции и назначе­ния. Форму и размеры сооружений устанавливают исходя из кон­кретных задач регулирования.

Правильный подход к проектированию регуляционных сооружений возможен только па основе прогноза русловых деформаций на длитель­ный срок. Русловые деформации различны на реках разных типов, по­этому регуляционные сооружения приобретают специфическую форму в зависимости от типа реки.

На равнинных реках с поймами в большинстве случаев мостом пере­крывают не только русло, по и некоторую часть поймы. Распределение расхода реки между руслом и пойменной частью отверстия моста, а следовательно, и размывы на этих частях отверстия зависят, в частно­сти, от того, как пойменные воды подводятся к мосту.

Чтобы разгрузить пойменный участок отверстия моста от излиш­него количества воды (см. § XX.3) и ликвидировать опасный местный размыв у конуса насыпи, применяют пойменные струенаправляющие незатопляемые сооружения (рис. XXI. И). Течение под мостом ста­новится близким к прямолинейному и равномерному, местный размыв отодвигается вверх против течения к голове струенаправляющего со­оружения, а в ряде случаев уменьшается.

Рис, XXI.И. Схема защиты конуса от размыва: а — размыв при отсутствии регулирования; б — размыв при устройстве незатонляемых С1р>е- направляю!днх сооружений

При наличии струенаправляющих пойменных сооружений размыв распространяется вниз по течению тем медленнее, чем длиннее эти сооружения, особенно если пойменным сооружениям придать такую форму в плане, чтобы вблизи моста ширина сжатого потока почти пе изменялась.

Поименные струи, текущие к отверстию моста параллельно пой-, менной насыпи, должны перед моемом изменить свое направление на перпендикулярное к первоначальному. Для этого они должны быть сначала принудительно искривлены, а затем выпрямлены. Поэтому очертанию верховых дамб, вдоль которых будут протекать поймен­ные струи перед мостом, придают переменную кривизну. Вдали от моста их кривизна должна быть значительной (на этом участке про­исходит искривление и поворот струй), а непосредственно у моста, где совершается выпрямление струй — малой.

Малая кривизна сооружений у моста обеспечивает и малую ско­рость размыва под мостом.

Чем большая кривизна будет придана стенкам потока — струе- направляющим дамбам, расположенным выше моста по течению, тем на меньшем протяжении может совершиться поворот пойменных струй в отверстие .моста. Однако кривизна дамб не должна быть больше топ, при которой обеспечивается безотрывное обтекание их водными струями.

Если допустить объединение потока, вытекающего из мостового отверстия, с водными массами на поймах непосредственно у моста, то пойменные воды будут присоединяться к потоку, расход и скорость его увеличатся, а иоюк окажется сжатым. Чтобы предохранить устой моста от подмыва, возможною в таких условиях, устраивают, кроме верховых, низовые пезатоплясмые струенаиравляющне дамбы, расхо­дящиеся под углом, свойственным начальному участку растекающеюся спокойного потока. Этот угол не превышает 10—12°, поэтому отклоне­ние низовых струенаправляющих дамб от оси потока составляет 5— 6", Сопряжение прямолинейных низовых струенаправляющих дамб с кри­волинейными верховыми следует осуществлять по дуге круга. Длина низовой струенаиравляющей дамбы достаточна, если она не меньше по­ловины длины верховой дамбы

Рекомендуемые очертания почти эллиптических струенаправляю­щих криволинейных дамб определяются уравнениями

^ = —агсапе (XXI 13)

х= — Я(соза -|-1п , (XXI 14)

! \ * где а^=агс5т[ 1 —) .

\ к /Первым уравнением (бисинусоизы) пользуются при сильно работа­ющих поймах, так как очертание дамбы получено исходя из постоян­ства скорости обтекающей ее струи. Второе уравнение предполагает

постепенное увеличение скорости вдоль дамбы от нуля в головной ее части по зависимости

ь'и = г>м 1' соз а

(XXI.15)

и должно применяться при слабо работающих гюймах. Расчетный па­раметр

Л = : 3.

Длину верховой струенаправляющей дамбы определяют по мест­ным условиям. Можно воспользоваться приводимой ниже грубо ориен­тировочной связью длины дамбы 1В с отверстием моста в зависимости от коэффициента стеснения потока

:1,75

0,13

2,0 0,6

2,5 0,75

1,2 О

1,25 0,15

1,5 0,3

Под длиной !в подразумевается суммарная длина двух верховых дамб при двусторонних поймах или длина одной дамбы при односто­ронней пойме.

Суммарную длину между двумя дамбами следует распределять про­порционально относительным расходам, притекающим с пойм к мосту. Для разбивки криволинейных дамб применяется табл. XXI. 4, где даны координаты точек ее оси через равные промежутки длины.

Криволинейные струенаправляющие пойменные сооружения умень­шают нагрузку водой пойменных участков отверстий мостов. Однако в некоторых случаях необходимо разгрузить русловую часть отверстия, чтобы уменьшить русловые размывы. При этом отказ от струенаправ­ляющих сооружений не является эффективным средством, так как а этим связано появление глубоких местных размывов у конусов моста.

Для увеличения водопропускной способности пойменного участка отверстия моста рекомендуется использовать срезки (рис. XXI. 12),

т. е. искусственно увеличивать глу­бину на этой части отверстия, одно­временно устраивая пойменные струенаправляющие сооружения.

Уширение русла па мостовом переходе эффективно только в том случае, если новая, увеличенная ширина всегда необходима реке и если не будет происходить процесса восстановления обычной ширины русла, свойственной данному уча­стку речной долины. Увеличенная ,, ширина русла устойчива, если пой­ма затопляется часто и работает . достаточно интенсивно (см. § XX.7). Криволинейные струенаправ­ляющие сооружения не являются Рис. ХХ1.12. Схема устройства срезки единственным типом регуляцион- 10

2

Таблица XXI.4

Кооодипаты оси струенаправляющей дамбы при

Л'!

= нм Т'соза

точки

.5

x

v

Я

X

у

н

к

к

«

«

я

1

0

2,321

1,435

0

2,084

0,875

2

0,2

2,300

1,237

0,2

2,033

0,686

3

0,4

2,243

1,036

0,4

1,860

0,545

■1

0,6

2,151

0,870

0,6

1,713

0,424

5

0,8

2,027

0,710

0,8

1,543

0,324

б

1,0

1 ,886

0,570

1,0

1,354

0,243

7

1 ,2

1,632

0,453

1,2

1,168

0,177

8

1,4

1,556

0,348

1,4

0,972

0,121

9

1,6

1,375

0,254

1,6

0,773

0,077

10

1,8

1,186

0,193

1,8

0,575

0,042

11

2,0

1,000

0,134

2,0

0,381

0,018

12

2,2

0.805

0,087

2,2

0,178

0,004

13

2,4

0,610

0,050

2,38

0

0

14

2,6

0,410

0,023

2,6

—0,219

0,006

15

2,8

0 210

0.006

2,8

—0,421

0,022

16

3,01

0

0

3,0

—0,620

0,043

17

3,2

—0,192

0,005

3,2

—0,819

0,064

18

3,4

—0,393

0,020

3,4

— 1 ,0!"

0,085

19

3,6

—0,592

0 041

3,5

— 1,117

о.сиь

20

3 8

—0 791

0,062

21

4,0

—0,990

0,082

22

4,2

— 1,189

0,103

Примечания. 1. Точка с координатами Л'- 0 и 0 соответствует месту примы­кания дамбы к мосту.

2. 5—длина дамбы от се головы до дачной точки.

ных сооружений, применяемых для улучшения работы мостовых переходов через равнинные реки.

Ряд существующих мостов, построенных без учета возможных рус­ловых деформаций, страдает от подмывов в связи с недостаточным за­глублением фундаментов опор. Чтобы мосту не угрожала постоянная опасность разрушения, следует либо реконструировать опоры моста, либо защитить эти опоры от подмыва различными мерами, либо, на­конец, отодвинуть размыв от моста вверх против течения.

Чтобы отодвинуть размыв на некоторое расстояние от моста, строят прямолинейные параллельные струенаправляющие дамбы (рис. XXI,13, а), при помощи которых сжатое сечение потока переме­щается вверх против течения к входу в пространство между дамбами, расположенному вдали от моста. Размыв в этом сжатом сечении приво­дит к интенсивному выносу наносов вниз по течению, т. е. под мост. В [ре­зультате этого размыв под мостом уменьшается. Полное прекращение Размыва возможно в том случае, если зона размыва на входе в прост­ранство между сооружениями будет заиливаться в периоды между па­водками. Следовательно, такая мера защиты моста от подмыва особенно эффективна па тех реках, где движение наносов достаточно интен­сивно

.

Если река очень мало иссет наносов, то разгтыв под мостом хотя и замедляется после постройки прямолинейных дамб, но не прекращается и развивается из года в год, пока размыв не охватит всего пространст­ва между дамбами, т. е. споьа будет наблюдаться и под мостом.

В отдельных случаях необходимо применять струенаправляющие сооружения комбинированного очертания, когда криволинейная дамба удлиняется при помощи прямолинейной вставки (см. рис. XXI. 13, б).

Русловые деформации, угрожающие устойчивости моста и поймен­ных насыпей, необязательно связаны со стеснением водотока В ряде случаев опасными являются и природные русловые деформации.

Меандрирующие реки отличаются изменчивостью положения рус­ла в плане. Если меандрирующая река судоходна, то изменение по­ложения русла стечением времени может привести к неблагоприятному расположению судового хода относительно опор моста. Кроме того, перемещение берегов русла может угрожать устойчивости струена­правляющих сооружений ш и насыпей подходов, расположенных на поймах. Известны случаи, когда прижим русла к откосу насыпи или к откосу струенаправляющей дамбы приводил к существенным повреж­дениям. Поэтому на меандрир\тощих рекач часто приходится выпол­нять работы по укреплению берегов.

Иногда перемещение русел меандрирующих рек происходит настоль­ко интенсивно, что петли отдельных излучин сближаются и возможен их прорыв. Перед таким прорывом излучина русла занимает, как правило, весьма неблагоприятное положение по отношению к сооруже­ниям мостового перехода. В пжих случаях целесообразно искусствен­но спрямлять русло и отторгать часть русловой излучины, превращая сс в староречье (рис. XXI.14).

Устройство искусственного спрямления приводит к местному уве­личению уклона и транспортирующей способности потока, т. е. к интенсивному размыву в месте спрямления с выносом значительного количества наносов в русло вниз по течению. Деформация русла после устройства спрямления распространяется вверх и вниз по течению и сопровождается постепенным уменьшением уклона. Но этот процесо всегда сопряжен со значительными плановыми деформациями русла, так как всякому уменьшенному уклону русла соответствует увеличен­ная извилистость. Поэтому спрям­ление должно сопровождаться бере­гоукрепительными работами, имею­щими целью закрепить плановые границы русла на участке спрям­ления.

Регуляционные сооружения на мостовых ттереходах через блуж­дающие реки существенно отли­чаются от сооружений на равнин­ных реках, так как задачи регули­рования меняются.

Рис. XXI.13. Схемы прямолинейных струенаправляющих дамб

Переходы через блуждающие ре­ки стесняют русло, и мосты на та­им

Рис. XXI. 14. Пример спрямления русла

ких реках не имеют пойменных участков отверстия. Поэтому струе­направляющие дамбы в этом случае пе обязательны.

Реки, протекающие в зоне аккумуляции, имеют скорость, которая превышает размывающую для берегов. Берега предгорных рек на ряде участков размыты, и русло в их пределах имеет излишне большую ши­рину. На таких участках движение наносов происходит лишь на ши­рине активной зоны русла, меньшей, чем вся ею ширина. При этом ак­тивная зона может перемещаться по ширине русла, приближаясь то к одному, то к другому берегу.

Отверстие моста имеет ширину либо равную ширине активной зоны реки В„, либо меньше этой ширины.

Движение наносов в реках обычно происходит скоплениями — побочнями, отмелями. Естественно, что скопления наносов испыты­вают перед проходом через створ моста значительные деформации в связи с уменьшением ширины фронта переноса наносов.

Если нет плавною перехода от участков большой ширины русла к мостовому отверстию малой ширины, то неизбежна задержка скоп­лений наносов. Поскольку в скоплениях переносится подавляющая масса руслоформирующих наносов, то задержка скоплений перед мос­том означает дефицит наносов в подмостовом сечении. Следовательно, под мостом будут происходить значительные размывы, вызванные недостачей наносов. Чтобы избежать этого размыва, который может оказаться катастрофическим для моста, следует плавно ограничивать ширину русла на участке перед мостом, постепенно уменьшая ее от ширины, свойственной реке в свободном состоянии, до ширины отвер­стия моста (рис. XXI. 15, а)_ Ширину ограничивают при помощи валов, сходящихся к мосту, которые в этом случае направляют не струи воды, а подвижные скопления наносов.

Береговые валы одновременно постепенно изменяют ширину п глу­бину русла и защищают насыпн подходов к мосту и берега русла. На всем протяжении береговых валов прежний берег русла оказывается прикрытым береговым валом и непосредственному воздействию потока не подвергается.

Очертание береговых валов в..плапе должно быть плавным, чему соответствует и плавное изменение глубин по длине регулируемого

участка реки. Непосредственно перед мостом полезно создать уча­сток почти неизменной ширины по­тока от створа к створу. При этом скорость развития русловых дефор­маций под мостом существенно сни­жается. Важно отметить также, что принудительные углубления русла, связанные со сжатием пото­ка, начинаются лишь со створа, ширина которого равна ширине ак­тивной наносонесущей зоны русла.

Рис. XXI.15. Регуляционные сооруже­ния у мостов Через блуждающие реки:

а — сходящиеся дамбы, б — дамбы с гор-

ловштн перед мостом; I— <аделка в берег; 2 — высокий берег

Используя идею создания очага размыва перед мостом, впервые

примененную при устройстве прямолинейных дамб у мостов через равнинные реки, можно запроектировать и построить сооружения, которые, с одной стороны, обеспечат плавное подведение скоплений наносов к мостовому переходу, а с другой — обеспечат уменьшение глубины потока под мостом за счет растекания потока после прохода через очаг размыва (рис. XXI. 15, б). Совершенно необходимо заводить верховые участки береговых валов за пределы разлива, чтобы предотв­ратить свал зоны больших глубин к насыпям подхода к мосту.

При помощи регуляционных сооружений и мероприятий на мосто­вых переходах устраняют причины неблагоприятного развития русло­вых деформаций. Однако активные регуляционные меры всегда приме­няют вместе с пассивными для непосредственной защиты сооружений от размыва. Это касается как самих регуляционных сооружений, стро­ящихся обычно из грунта и защищенных от размыва укреплениями различного рода, так и берегов рек и насыпей подходов.