§ XIX. 1. Задачи и принципы гидрологических расчетов
Сооружения мостовых переходов взаимодействуют с водным потоком и подвергаются опасности затопления, подмыва и размыва текущей водой, а также повреждения ледоходом. Степень опасности повреждения сооружений при прочих равных условиях определяется высотой половодья, или паводка, которая меняется из года в год. Мостовые переходы должны выполнять свои функции в течение долгого срока службы (обычно не менее столетия). За это время на реке могут появиться не только малые, но и большие половодья, в том числе превышающие те, которые были уже зафиксированы.
Чтобы сооружения перехода были запроектированы и построены правильно, т. е. были всегда устойчивы и их можно было нормально эксплуатировать в течение всего срока службы, необходимо расчет размеров и конструкций сооружений основывать на точном прогнозе возможных высот половодий н паводков.
Каждое половодье (или паводок) характеризуется несколькими показателями: величиной максимального расхода <Зтах, отметкой наивысшего уровня воды Нтйх, максимальной скоростью течения, продолжительностью и т. д. Основным показателем является расход воды, величина которого формируется в процессе стока на водосборе вне места расположения мостового перехода. Поэтому прогноз условий, опасных для сооружений мостовых переходов, может быть сведен к прогнозу максимальных годовых расходов воды в реке и к последующему определению вторичных характеристик потока по гидрометрическим кривым.
Для больших рек прогноз величин максимальных расходов выполняют, как правило, на основе статистических данных о режиме водного стока реки за период, предшествующий постройке мостового перехода. Только для рек с площадью водосбора менее 30 000 км2 в случае, если непосредственные наблюдения за режимом реки не проводились, разрешается применение норм стока по СН 435-72.
Прогноз базируется на следующих представлениях об изменчивости характеристик речного стока:
годовой цикл стока закономерен, отображает смену времен года и тип питания реки;
ежегодные колебания фазовоодпородных характеристик стока, например максимальных расходов или объема стока весенних половодий, подчинены закону больших чисел, т. е, средине величины этих характеристик устойчивы независимо от продолжительности наблюдена
закономерности колебаний стока свободных рек относительно устойчивы в периоды, продолжительность которых равна нескольким столетиям (т. е. превышает срок службы сооружений мостовых переходов), так как за это время не может произойти существенных изменений в климате и почвенном покрове бассейна реки. Поэтому закономерное! и колебаний стока, установленные по данным за предшествующий период, могут считаться действующими и для последующего периода;
величины характеристик стока являются случайными для каждого данного года, и поэтому они не могут быть прогнозированы по срокам появления. Возможен только вероятностный прогноз характеристик сгока, в частности максимальных расходов.
Для установления средних значений максимальных годовых расходов за длительный период времени и закономерностей их колебаний используются статистические данные наблюдений за режимом реки на постоянных гидрологических постах в период, предшествующий проектированию мостового перехода. Отбору этих данных /должно быть уделено большое внимание. Нельзя объединять фазоворазнородные расходы. Например, если на реке бывают половодья как от таяния снега, так и от ливней, то при прогнозировании весенних половодий нельзя использовать данные о ливневых паводках даже за те годы, когда они превышали полозодья от талых вод. Необходимо тщательно анализировать условия стока в каждом году, чтобы исключить влияние таких естественных факторов, искажающих истинную картину максимального стока, как подпор, ледяные заторы и т. п., когда нарушается закономерная связь расходов и уровней воды (см. рис. XVIIIЛ 1).
Должно быть также учтено, что влияние хозяйственной деятельности человека на территории бассейна может существенно изменять высоты паводков. Агролесомелиоративные мероприятия, изменение системы землепользования, вырубка леса могут менять условия стока на огромных площадях водосбора. Иногда может оказаться целесообразным использовать для прогноза режима реки только те данные, которые характерны для последующих лет, когда будет эксплуатироваться мостовой переход. Сильно меняют условия стока гидроэнер1етцчеекне сооружения на реках. Поскольку деятельность человека на реке не является случайной, а направлена на ее планомерное использование, то расходы воды в случае регулирования стока не могут считаться случайными. Поэтому применение статистических приемов прогноза высоты половодий ограничено свободными реками.
Результаты прогноза, основанного на статистических данных, должны подвергаться всесторонней проверке главным образом путем сопоставления с натурными данными о прошедших паводках. Это позволит избежать грубых ошибок, хотя некоторая погрешность неустранима в связи с известной схематизацией явлений, которая допускается при конкретном расчете по ограниченному количеству данных о режиме реки.
Максимальный расход определенной величины может быть охарактеризован вероятностью его превышения еще большими расходами. Если какой-либо расход является расчетным для сооружений мосто
вого перехода, при котором запасы устойчивости сооружений будут исчерпаны. то вероятность превышения этого расхода будет одновременно вероятностью опасных условий работы сооружений. Вероятность превышения расхода выражается в долях единицы и справедлива для каждого года, так как с определенной степенью вероятности можно ожидать превышения расчетного расхода в любом году. Чем больше максимальный расход, тем меньше вероятность его превышения еще более значительными расходами.
Вероятность превышения может быть отнесена не только к одному году, но и к длительному периоду времени. В этом случае можно отождествлять вероятность превышения с частотой, т. е. с числом случаев превышения за этот период. Например, если вероятность превышения максимального расхода весеннего половодья, которое бывает 1 раз в год, равна 0,02 в каждом году, то это одновременно обозначает, что такой максимальный расход будет превышен еще большими: в среднем 1 раз за каждые 50 лет; 2 раза за 100 лет и т. д, Превышение за длительный срок почти достоверно.
Нормы частоты нарушения нормальных условий эксплуатации, т. е. ограничений перевозок и скорости движения автомобилей, и нормы частоты возникновения опасности повреждения сооружений устанавливаются техническими условиями проектирования автодорожных мостов.
Вероятность превышения расчетных максимальных расходов половодий меняется соответственно народнохозяйственному значению видов транспорта, а также в зависимости от вида сооружений (табл. XIX.1).
В связи с этим к нормам проектирования железнодорожных мостовых переходов предъявляют более высокие требования, чем к нормам для автодорожных переходов.
Категории доры
Таблица XIX.I
Гнп сооружении
Мосты
Трубы
» и дерриятьтр малые мосты Пойменные насыпи
I — III и городские
IV и V I
II, III и городские IV и V
1:100 1:50 1:100 1:50
1:33
То же, что и для мосто
вПринципиальная схема обоснования расчетной вероятности превышения паводка (ВП) показана на рис. XIX. 1. На графике по оси ординат отложены приведенные стоимости мостового перехода, определенные при проектировании его по паводкам с различной ВП. Полностью устойчивые при любых паводках переходы имеют большую строительную стоимость, но перерывов движения по ним нет. Наоборот, переходы, запроектированные по низким паводкам, дешевы, . но велики эксплуатационные расходы но перевозкам в связи с перерывами движения, а также расходы по восстановлению перехода, повреждаемого высоким паводками. Некоторой ВП (ось абсцисс на рис. Х1Х.1) соответствует минимум приведенной стоимости Ст1г1. Это и есть наивыгоднейшая вероятность превышения, которую следует принимать за расчетную. Подобного рода расчеты служат основанием для составления расчетных норм ВП паводков.
- Глава XVIII Общие сведения о переходах через водотоки
- § XVIII.1. Основные понятия. Виды переходов через водотоки
- § XVII 1.3. Речные долины и русла рек. Типы питания рек
- Глава XIX Гидрологические расчеты при проектировании мостовых переходов
- § XIX. 1. Задачи и принципы гидрологических расчетов
- § XIX.2. Методика прогноза максимальных расходов воды в реках
- § XIX.3. Определение уровней воды и скоростей течения, соответствующих максимальным расходам
- Глава XX Расчет отверстий больших и средних мостов
- § XX.1. Основные положения расчета отверстии мостов
- § XX.2. Учет природных деформации русел при проектировании мостовых переходов
- § XX 5. Расчет размывов на пойменных участках отверстий мостов
- § XX.7. Расчет отверстии больших и средних мостов
- 1. Если глубина заложения подошвы фундамента назначается но глубине залегания прочных пород, используемых в качестве основания 72
- Глава XXI Проектирование подходов к мостам и регуляционных сооружений
- § XXI. 1. Условия работы поименных насыпей
- § XXI.2. Проектирование поименных насыпей
- § XXI.3. Задачи и принципы регулирования рек у мостов
- § XXI,4. Конструкции регуляционных сооружений
- Глава xxiг
- § XXII. 1. Виды проектно-изыскательских работ
- § XXII 3. Требования к техническому проекту
- § XXII.5. Рабочие чертежи
- § XXI 1.7. Использование при проектировании автомобильных дорог электронно-вычислительных машин
- Глава XXIII Изыскания автомобильных дорог
- § XXIII.1. Организация работы изыскательской
- § Xx111.2. Проложение трассы на местности
- Масштаб 1.1000 Сечение горизонталей через I м V
- Глава XXIV Сравнение вариантов автомобильных дорог1
- § XXIV. 1. Сравнение вариантов дороги по строительным и эксплуатационным затратам
- § XXIV.2. Оценка вариантов автомобильных дорог, по пропускной способности
- Глава XXV
- § XXV. 1. Стереомодель местности
- Глава XXVI Технические изыскания мостовых переходов
- § XXVI. 1. Задачи и состав изыскании
- § XXVI.2. Подготовительные работы
- § XXVI.4. Гидрометрические работы
- § XXVI.5. Гидрологические работы
- § XXVI.6. Инженерно-геологические работы
- § XXVI.?. Особенности изысканий для реконструкции мостовых переходов
- § XXVI.8. Состав проекта мостового перехода
- Глава I содержит анализ режима реки на основе подробного описания характеристик водотока как топографических и метеорологических, так и гидрологических.
- Глава IV содержит результаты инженерно-геологических работ, имеющих первостепенное значение для выбора схемы сооружений перехода.
- Глава XXVII
- § XXVII.!. Особенности реконструкции дорог
- § XXVII.2. Прогнозирование интенсивности движения на реконструируемой дороге
- § XXVI 1.3. Технические изыскания при реконструкции дорог
- § XXVII.5. Реконструкция дороги в плане и продольном профиле
- § XXVII.6. Реконструкция дороги в поперечном профиле
- § XXVI 1.7. Мероприятия по устранению пучин
- § XXVII.8. Реконструкция и усиление дорожиой одежды
- Глава XXVIII Проектирование дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII. 1. Особенности проложения трассы в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII 2 конструкция земляного полотна дорог в районах вечной мерзлоты
- Проектирование дорог в заболоченных районах
- § XXIX.1. Образование, характеристика и виды болот
- § XXIX.2. Проложение трассы в болотистых районах
- § XXIX.3. Обследование болот при трассировании дороги
- § XXIX.4. Конструкция земляного полотна " на болотах
- Глава XXX
- § XXX. 1. Эрозия почв и образование оврагов
- § XXX.2. Трассирование дорог в зоне оврагов
- § XXX.3. Устройство плотин на пересечениях оврагов
- Глава XXXI Проектирование дорог в карстовых районах
- § XXXI.1. Карстовые процессы
- § XXXI.2. Проектирование дорог в карстовых районах
- Глава XXXII Проектирование дорог в горной местности
- § XXXII.1. Особенности горных районов
- § XXXII.2. Устойчивость горных склонов
- § XXXI 1.4. Развитие линии по склонам и перевальные дороги
- § XXXII.5. Проектирование серпантин
- § XXXI 1.6. Тоннели
- § XXXII.7. Продольный профиль горных дорог
- § XXXII.8. Поперечные профили горных дорог
- § XXXII.9. Проложение дороги по участкам осыпей и камнепадов
- § XXXII.10. Пересечение селевых выносов
- § XXXII.12. Защита дорог от лавин
- 1Ранииа распространения воздушной волны; сплошная линия — первый вариант трассы. Иупк1нрная линия — второй вариант трассы; 11л — прыгающая лавина. Лл — лотковая лалцт
- § XXXII.13. Особенности проектирования автомобильных дорог в сейсмических районах
- Глава XXXIII Проектирование автомобильных дорог в засушливых районах
- § XXXIII.1. Особенности засушливых районов.
- Глава XXXIV Особенности проектирования автомобильных магистралей
- § XXXIV. 1. Технические условия на проектирование автомобильных магистралей
- Глава XXXV Оборудование и благоустройство дорог
- § XXXV.1. Комплекс мероприятий по обслуживанию движения
- § XXXV.2. Средства информации водителей об условиях движения. Ограждения и направляющие устройства
- § XXXVI.1. Планировка уличной сети и элементы городских улиц
- § XXXVI 2. Поперечные профили улиц
- § XXXVI.4. Горизонтальная и вертикальная планировки
- § XXXVI.5. Проектирование перекрестков и городских площадей
- § XXXVI 7. Подходы к городским мостам
- § XXXVI.8. Планировка городских набережных
- 6Оглавление