§ XXIX.1. Образование, характеристика и виды болот
Болотами называют избыточно увлажненные участки земной поверхности, на которых большую часть года застаивается вода Остатки влаголюбивой болотной растительности, подвергшиеся неполному разложению при затруднительном доступе воздуха и большой влажности, образуют отложения торфа. Участки, на которых застаиваются поверхностные воды или происходит их систематическое переувлажнение грунтовыми водами, однако торфяной покров отсутствует или имеет толщину менее 30 см, называют заболоченными.
Болота в СССР занимают почти 7% территории. Они широко распространены в районах, где количество выпадающих осадков превышает испарение, а средние температуры летних месяцев невелики. В Белоруссии ими покрыто 22,8% площади, в Ленинградской обл. — 18, в Карельской АССР — около 18%. Большие заболоченные пространства расположены в Западной Снбирн на равнинных водоразделах речных систем.
По условиям расположения и питания водой различают верховые и низинные болота. Верховые образуются при застое атмосферных осадков на водораздельных участках, имеющих малые уклоны. Они на всю толщину состоят из торфа (рис. XXIX.1,«)
В процессе образования верховые и низовые болота проходят несколько стадий. Обра ованпе верховых болот начинается с появления
ЕЗ- I р— - 2 ГТГ-З ЕТ1 - * ЕИ! - 5 Ю - 7 ЕШЗ - 8 ЕШ-В сэж -ю ШЗ -11
Рис XXIX 1 Схема расположения растительности на болотах: а — верховое болото, 6 — зарастающий с берегов мелкий водоем; в — нарастание сплавины
иа глубоком озере,
/ — сфагноЕый торф с пнями сосны 2 ~ пущицево-сфагиовый торф; 3 — осоковый и лесной торф, 4 — шейхиериево-сфагновый торф; 5 —гипиовпй торф 6— осоковый торф; 7 — трост* пиковый и камышовый торф, 8 — сапропелевый торф, 9 — сапропелит; 10— торф сплавины!
11 — тонкий и
д
в густом лесу, на лесных пожарищах и на лугах мха «кукушкин лен», одерживающего в себе воду. Начинается торфообразовагельный процесс. По мере зарастания и утолщения слоя торфа поверхность болота повышается. Водный баланс поверхностных слоев изменяется и происходит постепенная смена растительности на все более и более влаголюбивую
При нарастании слоев торфа условия жизии деревьев ухудшаются. Деревья начинают угнетаться и гибнуть; последними исчезают береза и сосна. Заключительной фазой образования верхового болота является появление белого мха — сфагнума, который обладает чрезвычайно большой водоудерживающей способностью и быстро растет, питаясь атмосферной влагой. Нижние слои сфагнума отмирают, образуя сфагновый торф. Середина большого сфагнового болота может возвышаться над краями на 6—8 м, нарастая на 1,0—2,0 см в год. Болото в этой стадии называется моховым В дальнейшем на верховых болотах могут возникать застои воды — мочажины.
Низинные болота образуются в результате зарастания водоемов. Заболачивание идет от берегов к середине (рис. XXIX.1, б). У берегов появляются осока, тростинки, камыши; иа больших глубинах плавающая растительность (кувшинки, аир) Их отмирающие остатки повышают дно водоема и постепенно растительность продвигается к его середине. Дно также повышается за счет образования ила — оседающих глинистых частиц, образующих пористые водонасыщенные отложения, а 1акже сапропеля — специфических отложений, образующихся в водоемах преимущественно из остатков обитающих в них микроскопических животных, растений и продуктов их жизнедеятельности В середине водоема появляются плавающие растения, (кувшинки, ряска, аир), постепенно затягивающая всю поверхность сплошным зыбким ковром — сплавиной, образованным их корневищами и мхами (рис. XXIX 1, в). Сплавина постепенно утолщается за счет нарастания растений, пока не соединится с отложениями на дне водоема. Со временем на сплавине появляются травянистая растительность и кустарники. Над ключами и глубокими местами водоемов часто остаются «окна» — незаросшие участки водной поверхности. Сплавнна толщиной 3—4 м может выдержать нагрузку до 350 кгс/см2. " Торфу присваивают название по растительности, которая послужила для его образования. Имеются торфы травянистые (тростниковый, осоковый), моховые (сфагновый, гипновый), лесные (ольховый) н др. Если в образовании торфа принимали участие два вида растительности, первым в названии указывается тог вид, который содержится в большем количестве (например, трявяно-осоковьш).
В связи с последовательной сменой в процессе роста болота рзс- тений-торфообразователей торфяные напластования обычно имеют слоистое строение.Торф обладает большой влагоечкостью и может удерживать воды в 10—20 раз больше своей массы в воздушно-сухом состоянии. Влагоем- кость торфа зависит от степени разложенности, т. е. от степени превращения растительных остатков в безструктурную гумусовую массу. Сильно разложившийся торф не содержит заметных на глаз расти- /тельных оста!ков. Сжатый в руке он хорошо продавливается между ( пальцами, не выделяя воды.
/ В торфе всегда содержатся минеральные частицы, количество ко- / торых определяет его зольность. На низовых болотах зольность достигает 12—15%. Плотность торфов зависит от степени разложенности и упло'1 нения. Мало разложившиеся торфы имеют плотность 0,6—0,7 т/м1', сильно разложившиеся— 1,1 т/м3. Водопроницаемость уменьшается по мере разложения торфа. Хорошо разложившийся плотный торф практически водонепроницаем.
Проектирование дорог в болотистых районах требует весьма внимательного предварительного изучения и исследования болота. При-
Таблица XXIX 1 Характеристики | !ипы болотных групгоп | |||||
I | п | 111 | ||||
1-А | 1-Б | Н-А | п-в | 111 -А | III-Б | |
Осушен- НЫЙ ИЛИ плотный | Рыхлый полностью аодона- сыщениый | Уплотненный | Водона сыщенный | Уплотненный | Жидкий | |
Входящие в тип 1рущы | Торф | Минерализованный торф, органические илы (сапропель) | Органо-минераль- ный ил, грунт, заторфовапный грунт | |||
Содержание волокон крупнее 0,25 мм, % по объему | 60 | 60-Ю | 10 | |||
Содержание минеральных веществ, % по массе | 2—12 | 10—40 | 40 | |||
Структура | Губчато волокнистое строение, высокое структурное сцепление | Маловолокнис- тая раздробленная или гелеобразиая структура | Слабоагрегатная или аморфная структура | |||
Физико-механические характеристики: влажность, % по массе сопротивление сдвигу, хгс/см3 модуль сжимаемости, мм/м, при р = 0,5 кгс/см2 водопроницаемость, м/сут | 400—650 0,4—0,2 200—350 0,02—0,5 | 600— 2000 0,2—0,1 350—500 0,5—2,0 | 150—450 0,2—0,1 100—250 мо-3 | 450— 1100 0,10— 0,06 200—350 МО-2 | 60—150 0,4—0,1 50—150 МО-1 | 150—400 0,1 150—400 1 • 10-' |
Преимущественный тип деформаций под насыпями | Уплотнение в пределах кош ура загружения | Выжимание грунта в сторону | Боковое выпирание с погружением насыпи на дно болота |
нимая проектные решения, необходимо учитывать местные особенности болот различных природных районов СССР.
Важное значение для проектирования земляного полот на автомобильных дорог имеет строение болота в вертикальном разрезе, отражающее условия его формирования и соотношение прочности отдельных его слоев. Инженерная классификация болот, принятая при проектировании и строительстве автомобильных и железных дорог, делит болота на три основных типа:
1 — заполненные торфом и другими болотными отложениями устойчивой консистенции, сжимающимися под весом насыпей высотой до 3 м;
II—заполненные торфом и другими болотными отложениями разной консистенции, в том числе и выдавливающимися под весом трехметровых насыпей;
III —заполненные илом и водой, часто имеющие на поверхности плавающую торфяную корку (сплавину)
Разработанная применительно к этим типам проф. И. Е. Евгенье- вым классификация делит болотные грунты на три типа, различающиеся по характеру деформаций под нагрузкой (табл. XXIX.1)
Конструкции земляного полотна на болотах выбирают с учетом строения болот, мощности и свойств отдельных слоев торфа. В ряде случаев для этого необходимы предварительные расчеты устойчивости, изложенные в § XIV.5.
- Глава XVIII Общие сведения о переходах через водотоки
- § XVIII.1. Основные понятия. Виды переходов через водотоки
- § XVII 1.3. Речные долины и русла рек. Типы питания рек
- Глава XIX Гидрологические расчеты при проектировании мостовых переходов
- § XIX. 1. Задачи и принципы гидрологических расчетов
- § XIX.2. Методика прогноза максимальных расходов воды в реках
- § XIX.3. Определение уровней воды и скоростей течения, соответствующих максимальным расходам
- Глава XX Расчет отверстий больших и средних мостов
- § XX.1. Основные положения расчета отверстии мостов
- § XX.2. Учет природных деформации русел при проектировании мостовых переходов
- § XX 5. Расчет размывов на пойменных участках отверстий мостов
- § XX.7. Расчет отверстии больших и средних мостов
- 1. Если глубина заложения подошвы фундамента назначается но глубине залегания прочных пород, используемых в качестве основания 72
- Глава XXI Проектирование подходов к мостам и регуляционных сооружений
- § XXI. 1. Условия работы поименных насыпей
- § XXI.2. Проектирование поименных насыпей
- § XXI.3. Задачи и принципы регулирования рек у мостов
- § XXI,4. Конструкции регуляционных сооружений
- Глава xxiг
- § XXII. 1. Виды проектно-изыскательских работ
- § XXII 3. Требования к техническому проекту
- § XXII.5. Рабочие чертежи
- § XXI 1.7. Использование при проектировании автомобильных дорог электронно-вычислительных машин
- Глава XXIII Изыскания автомобильных дорог
- § XXIII.1. Организация работы изыскательской
- § Xx111.2. Проложение трассы на местности
- Масштаб 1.1000 Сечение горизонталей через I м V
- Глава XXIV Сравнение вариантов автомобильных дорог1
- § XXIV. 1. Сравнение вариантов дороги по строительным и эксплуатационным затратам
- § XXIV.2. Оценка вариантов автомобильных дорог, по пропускной способности
- Глава XXV
- § XXV. 1. Стереомодель местности
- Глава XXVI Технические изыскания мостовых переходов
- § XXVI. 1. Задачи и состав изыскании
- § XXVI.2. Подготовительные работы
- § XXVI.4. Гидрометрические работы
- § XXVI.5. Гидрологические работы
- § XXVI.6. Инженерно-геологические работы
- § XXVI.?. Особенности изысканий для реконструкции мостовых переходов
- § XXVI.8. Состав проекта мостового перехода
- Глава I содержит анализ режима реки на основе подробного описания характеристик водотока как топографических и метеорологических, так и гидрологических.
- Глава IV содержит результаты инженерно-геологических работ, имеющих первостепенное значение для выбора схемы сооружений перехода.
- Глава XXVII
- § XXVII.!. Особенности реконструкции дорог
- § XXVII.2. Прогнозирование интенсивности движения на реконструируемой дороге
- § XXVI 1.3. Технические изыскания при реконструкции дорог
- § XXVII.5. Реконструкция дороги в плане и продольном профиле
- § XXVII.6. Реконструкция дороги в поперечном профиле
- § XXVI 1.7. Мероприятия по устранению пучин
- § XXVII.8. Реконструкция и усиление дорожиой одежды
- Глава XXVIII Проектирование дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII. 1. Особенности проложения трассы в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII 2 конструкция земляного полотна дорог в районах вечной мерзлоты
- Проектирование дорог в заболоченных районах
- § XXIX.1. Образование, характеристика и виды болот
- § XXIX.2. Проложение трассы в болотистых районах
- § XXIX.3. Обследование болот при трассировании дороги
- § XXIX.4. Конструкция земляного полотна " на болотах
- Глава XXX
- § XXX. 1. Эрозия почв и образование оврагов
- § XXX.2. Трассирование дорог в зоне оврагов
- § XXX.3. Устройство плотин на пересечениях оврагов
- Глава XXXI Проектирование дорог в карстовых районах
- § XXXI.1. Карстовые процессы
- § XXXI.2. Проектирование дорог в карстовых районах
- Глава XXXII Проектирование дорог в горной местности
- § XXXII.1. Особенности горных районов
- § XXXII.2. Устойчивость горных склонов
- § XXXI 1.4. Развитие линии по склонам и перевальные дороги
- § XXXII.5. Проектирование серпантин
- § XXXI 1.6. Тоннели
- § XXXII.7. Продольный профиль горных дорог
- § XXXII.8. Поперечные профили горных дорог
- § XXXII.9. Проложение дороги по участкам осыпей и камнепадов
- § XXXII.10. Пересечение селевых выносов
- § XXXII.12. Защита дорог от лавин
- 1Ранииа распространения воздушной волны; сплошная линия — первый вариант трассы. Иупк1нрная линия — второй вариант трассы; 11л — прыгающая лавина. Лл — лотковая лалцт
- § XXXII.13. Особенности проектирования автомобильных дорог в сейсмических районах
- Глава XXXIII Проектирование автомобильных дорог в засушливых районах
- § XXXIII.1. Особенности засушливых районов.
- Глава XXXIV Особенности проектирования автомобильных магистралей
- § XXXIV. 1. Технические условия на проектирование автомобильных магистралей
- Глава XXXV Оборудование и благоустройство дорог
- § XXXV.1. Комплекс мероприятий по обслуживанию движения
- § XXXV.2. Средства информации водителей об условиях движения. Ограждения и направляющие устройства
- § XXXVI.1. Планировка уличной сети и элементы городских улиц
- § XXXVI 2. Поперечные профили улиц
- § XXXVI.4. Горизонтальная и вертикальная планировки
- § XXXVI.5. Проектирование перекрестков и городских площадей
- § XXXVI 7. Подходы к городским мостам
- § XXXVI.8. Планировка городских набережных
- 6Оглавление