§ XXXVI 2. Поперечные профили улиц
Поперечные профили улиц разрабатывают исходя из данных о перспективной интенсивности движения, характере будущей застройки и положения улицы в плане уличной сети.
Поперечные профили для каждой категории улицы могут существенно различаться в зависимости от конкретных условий движения и ширины.
Характерная особенность поперечных профилей, применяемых на магистральных улицах общегородского значения (рис. XXXVI.5, о), заключается в выделении части улицы для транзитного движения и отделении проездов для местного движения. Иногда в полосе для транзитного движения в прямом и обратном направлениях устраивают раз делительную полосу шириной 3—5 м.
На магистральной улице с трамвайным движением (рис. XXXVI.5,б) велосипедные дорожки могут примыкать непосредственно к проезжей части или отделяться полосой газона. Полосы газона или древесных посадок прерываются в местах остановок общественного транспорта.
Улицы жилых кварталов чаще всего имеют поперечный профиль., изображенный на рис. XXXVI.5, е.
Примыкающие к городам автомобильные магистрали по мере приближения к городу постепенно изменяют свой поперечный профиль и внешнее оформление: ширина проезжей части увеличивается с 6—7 до 12—24 м, конструкция проезжей части совершенствуется, боковые канавы заменяются лотками с подземным отводом воды, появляются зеленые насаждения
На улицах больших городов при значительной интенсивности движения из-за остановок автомобилей у светофоров возникают продолжительные задержки и заторы движения. Скорость движения на улицах резко снижается, и для выезда из центральных районов города на загородные автомобильные дороги нужно затрачивать много времени. Чтобы увеличить пропускную способность улиц и улучшить условия транзитного движения, за рубежом (Япония, США и др.) в городах устраивают специальные улицы для движения с высокими скоростями— до 100—120 км/ч. Улицы скоростного движения изолированы от местного городского движения, все пересечения с другими улицами устраиваются в разных уровнях. Для выезда на улицу скоростного движения с прилегающих улиц устраивают специальные вьезды. Чтобы упростить строительство пересечений в разных уровнях, первое время улицы скоростного движения располагали преимущественно в выемках. Теперь скоростные улицы предпочитают устраивать на эстакадах, при этом упрощаются работы но строительству, сокращается потребность в перестройке подземных коммуникаций, уменьшается стоимость строительства. Оригинальные приемы расположения городских магистралей скоростного движения были применены в Токио.
В настоящее время в крупнейших городах СССР, в том числе в Москве, также проектируют и строят специальные дороги для скоростного движения автомобилен.
Рис. XXXVI.5 Поперечные профиля улиц:
— магистральная улица, б — магистральная улица общегородского назначения; в—улица жилого квартала;Л — тротуар, 2 — местное движение, 3 — транзитное движение; 4 — проезжая часть, 5 — обособленное трамвайное полото § XXXVI.3. ОСОБЕННОСТИ ИЗЫСКАНИЙ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГОРОДСКИХ ДОРОГ В ПЛАНЕ И ПРОДОЛЬНОМ ПРОФИЛЕ
По характеру, составу и объему изыскательские работы в городских условиях во многом походят на изыскания загородных дорог. Однако имеется и ряд особенностей, обусловливаемых городскими условиями.
При изысканиях для строительства новых и реконструкции существующих улиц общее направление и план улицы устанавливают по данным планировки города. На плане улицы обычно в масштабе 1:500 намечают базис — основную опорную линию для геодезических работ. Его принимают параллельным оси улицы, размещая так, чтобы движение не мешало работе геодезистов. Начальную и конечную точки и углы поворота базиса закрепляют на местности, привязывая к постоянным точкам.
В связи с большим количеством подземных коммуникаций и инженерных сооружений геодезические работы выполняют в городских условиях с большей точностью, чем иа загородных дорогах.
Трассу измеряют по базису, отмечая на местности пикеты через 100 м. На всех характерных местах намечают плюсовые точки. Для получения подробного и точного плана улицы на всех пикетах и плюсовых точках разбивают нормально к оси проезжей части поперечники до границ красной линии или линии застройки. Трассу нивелируют по базнсу с обязательной привязкой ко всем имеющимся вблизи реперам. При разбивке и нивелировке поперечников должны быть отмечены трамвайное полотно, крышки колодцев подземных коммуникаций, входы в здания, въезды во дворы, окна подвальных этажей, водоприемные решетки, канавы, ось и лотки проезжей части. Незастроенные участки нивелируют по линии оси въезда на расстояние 20 м, считая от бровки тротуара.
При изысканиях для проектирования площадей участок разбивают на квадраты со сторонами 10—20 м в зависимости от рельефа и размера площади. Площадь нивелируют по квадратам.
Одновременно выполняют ночсенно-грунтовые и гидрологические обследования. Шурфы закладывают в среднем через 100 м. На участках глубоких выемок или близкого стояния грунтовых вод проводят бурение. По данным этих обследований составляют почвенно-грунтовой профиль и проектируют конструкцию проезжей части или, если нужно, дренажи и противопучинные мероприятия. Во время изысканий необходимо точно установить местоположение, размеры и состояние существующих подземных сооружений. При этом могут быть использованы материалы (планы, чертежи) организаций, ведающих подземным хозяйством. На основе собранных во время изысканий материалов и исходных данных, указанных в задании на производство изысканий, разрабатываютодностадийный гехно-рабочнн проект, а в сложных условиях составляют вначале технический проект, а затем после дополнительных изыскательских работ рабочие чертежи. 13 Зл« 728 377
Технический проект па строительство городской улицы включает следующие материалы:
план улицы в масштабе 1:500 или реже 1:2000, на котором указывают общую ширину и размеры проезжей части, тротуаров, велосипедных дорожек, зеленых насаждений, трамвайного полотна, размещение светильников, въезды во дворы и схему движения транспорта; проект вертикальной планировки в масштабе 1:500; поперечные профили в масштабах: горизонтальный— 1:2000, вертикальный— 1:200 или 1:100;
продольный профиль в масштабах: горизонтальный— 1:2000 или 1:1000, вертикальный — 1:200 или 1:100;
планы площадей, перекрестков и характерных узлов в масштабе 1:200—1:500;
проект водоотвода, включающий план и продольный профиль водостока, чертежи водоприемных колодцев и пр.;
ведомости объемов работ по устройству земляного полотна, проезжей части, тротуаров, газонов, водоотводных сооружений и др.; проект организации работ;
пояснительную записку, в которой обосновывают установленную ширину проезжей части, конструкцию дорожной одежды, а также принятые способы производства и организации работ. В особом разделе проектной записки приводятся данные по расчету и конструкции водоотводных н инженерных сооружений; сводную смету на строительство.
В рабочих чертежах уточняют принятые в техническом проекте решения, более точно и подробно определяют объемы работ с учетом местных конкретных условий. Проект организации работ включает линейный график, составленный с применением поточного метода работ. Стоимость строительных работ определяется уже по подробной смете.
- Глава XVIII Общие сведения о переходах через водотоки
- § XVIII.1. Основные понятия. Виды переходов через водотоки
- § XVII 1.3. Речные долины и русла рек. Типы питания рек
- Глава XIX Гидрологические расчеты при проектировании мостовых переходов
- § XIX. 1. Задачи и принципы гидрологических расчетов
- § XIX.2. Методика прогноза максимальных расходов воды в реках
- § XIX.3. Определение уровней воды и скоростей течения, соответствующих максимальным расходам
- Глава XX Расчет отверстий больших и средних мостов
- § XX.1. Основные положения расчета отверстии мостов
- § XX.2. Учет природных деформации русел при проектировании мостовых переходов
- § XX 5. Расчет размывов на пойменных участках отверстий мостов
- § XX.7. Расчет отверстии больших и средних мостов
- 1. Если глубина заложения подошвы фундамента назначается но глубине залегания прочных пород, используемых в качестве основания 72
- Глава XXI Проектирование подходов к мостам и регуляционных сооружений
- § XXI. 1. Условия работы поименных насыпей
- § XXI.2. Проектирование поименных насыпей
- § XXI.3. Задачи и принципы регулирования рек у мостов
- § XXI,4. Конструкции регуляционных сооружений
- Глава xxiг
- § XXII. 1. Виды проектно-изыскательских работ
- § XXII 3. Требования к техническому проекту
- § XXII.5. Рабочие чертежи
- § XXI 1.7. Использование при проектировании автомобильных дорог электронно-вычислительных машин
- Глава XXIII Изыскания автомобильных дорог
- § XXIII.1. Организация работы изыскательской
- § Xx111.2. Проложение трассы на местности
- Масштаб 1.1000 Сечение горизонталей через I м V
- Глава XXIV Сравнение вариантов автомобильных дорог1
- § XXIV. 1. Сравнение вариантов дороги по строительным и эксплуатационным затратам
- § XXIV.2. Оценка вариантов автомобильных дорог, по пропускной способности
- Глава XXV
- § XXV. 1. Стереомодель местности
- Глава XXVI Технические изыскания мостовых переходов
- § XXVI. 1. Задачи и состав изыскании
- § XXVI.2. Подготовительные работы
- § XXVI.4. Гидрометрические работы
- § XXVI.5. Гидрологические работы
- § XXVI.6. Инженерно-геологические работы
- § XXVI.?. Особенности изысканий для реконструкции мостовых переходов
- § XXVI.8. Состав проекта мостового перехода
- Глава I содержит анализ режима реки на основе подробного описания характеристик водотока как топографических и метеорологических, так и гидрологических.
- Глава IV содержит результаты инженерно-геологических работ, имеющих первостепенное значение для выбора схемы сооружений перехода.
- Глава XXVII
- § XXVII.!. Особенности реконструкции дорог
- § XXVII.2. Прогнозирование интенсивности движения на реконструируемой дороге
- § XXVI 1.3. Технические изыскания при реконструкции дорог
- § XXVII.5. Реконструкция дороги в плане и продольном профиле
- § XXVII.6. Реконструкция дороги в поперечном профиле
- § XXVI 1.7. Мероприятия по устранению пучин
- § XXVII.8. Реконструкция и усиление дорожиой одежды
- Глава XXVIII Проектирование дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII. 1. Особенности проложения трассы в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII 2 конструкция земляного полотна дорог в районах вечной мерзлоты
- Проектирование дорог в заболоченных районах
- § XXIX.1. Образование, характеристика и виды болот
- § XXIX.2. Проложение трассы в болотистых районах
- § XXIX.3. Обследование болот при трассировании дороги
- § XXIX.4. Конструкция земляного полотна " на болотах
- Глава XXX
- § XXX. 1. Эрозия почв и образование оврагов
- § XXX.2. Трассирование дорог в зоне оврагов
- § XXX.3. Устройство плотин на пересечениях оврагов
- Глава XXXI Проектирование дорог в карстовых районах
- § XXXI.1. Карстовые процессы
- § XXXI.2. Проектирование дорог в карстовых районах
- Глава XXXII Проектирование дорог в горной местности
- § XXXII.1. Особенности горных районов
- § XXXII.2. Устойчивость горных склонов
- § XXXI 1.4. Развитие линии по склонам и перевальные дороги
- § XXXII.5. Проектирование серпантин
- § XXXI 1.6. Тоннели
- § XXXII.7. Продольный профиль горных дорог
- § XXXII.8. Поперечные профили горных дорог
- § XXXII.9. Проложение дороги по участкам осыпей и камнепадов
- § XXXII.10. Пересечение селевых выносов
- § XXXII.12. Защита дорог от лавин
- 1Ранииа распространения воздушной волны; сплошная линия — первый вариант трассы. Иупк1нрная линия — второй вариант трассы; 11л — прыгающая лавина. Лл — лотковая лалцт
- § XXXII.13. Особенности проектирования автомобильных дорог в сейсмических районах
- Глава XXXIII Проектирование автомобильных дорог в засушливых районах
- § XXXIII.1. Особенности засушливых районов.
- Глава XXXIV Особенности проектирования автомобильных магистралей
- § XXXIV. 1. Технические условия на проектирование автомобильных магистралей
- Глава XXXV Оборудование и благоустройство дорог
- § XXXV.1. Комплекс мероприятий по обслуживанию движения
- § XXXV.2. Средства информации водителей об условиях движения. Ограждения и направляющие устройства
- § XXXVI.1. Планировка уличной сети и элементы городских улиц
- § XXXVI 2. Поперечные профили улиц
- § XXXVI.4. Горизонтальная и вертикальная планировки
- § XXXVI.5. Проектирование перекрестков и городских площадей
- § XXXVI 7. Подходы к городским мостам
- § XXXVI.8. Планировка городских набережных
- 6Оглавление