§ XVII 1.3. Речные долины и русла рек. Типы питания рек
Осадки, выпадающие на земную поверхность в виде дождя, или вода, образующаяся при таянии снега, дают начало как элементарному, достаточно быстрому поверхностному стоку, так и весьма медленному подземному стоку.
Поверхностный сток начинается непосредственно на склонах рельефа вблизи водоразделов. По мере слияния отдельных струек вода собирается в местные понижения на склонах и стекает по уклонам в виде мелких ручейков. В результате слияния таких ручейков образуются сначала большие ручьи, а затем значительные водотоки — рекн, протекающие по относительно узким углублениям земной поверхности, называемым речными долинами. Территория, с которой происходит сток воды в реку, называется бассейном реки.
Последовательно сливающиеся реки, образуют все более и более крупные водотоки; совокупность таких рек называется речной системой (рис. XVIII.5), в которой можно выделить главную реку, впадающую в мор« или озеро, и ее притоки.
,
Несмотря на то, что склоновый элементарный сток происходит только периодически, сток рек, как правило, круглогодичен. Это объясняется тем, что для стекания значительного количества воды, собирающейся в реку большой длины, требуется большее время, чем д.|я опорожнения многочисленных небольших коротких склонов, питающих пеку. Кроме того, к поверхностному стоку присоединяются выходы подземных вод, приток которых в реку практически непрерывен. Конечно, при этом в годовом цикле стока наблюдается существенная неравномерность и, в частное™, могут быть выделены периоды стока максимального и минимального.
Речные долины образованы в большинстве случаев во время тектонических деформации земной поверхности или при движении древних ледников. Однако процесс формирования речных долин происходил и после их первичного образования н продолжается почти непрерывно под действием текущей воды.
Вода, стекающая по верхнему участку речной долины со значительным уклоном, многие тысячелетия разрушала рыхлые породы и выносила их вниз по течению. На остальном протяжении речной долины, где продольные уклоны значительно меньше, долгое время откладывалось большое количество продуктов разрушения верхнего ее участка.
Поэтому в поперечных разрезах среднего и нижнего участков речной долины всегда можно видеть слой наносов — аллювия, т. е. частиц грунта, принесенных водой. Под толщей этого слоя залегают породы первичной поверхности речной долины, образованной в древнем геоло! нческом процессе. Такие породы называются коренными (рис. XVIII.6, а).
По мере смыва рыхлых грунтов уклон верхнего участка речной долины уменьшается, а вместе с ним уменьшается и вынос наносов вниз по течению. Вследствие этого на нижележащих участках долины постепенно прекращав 1ся отложение наносов, а водный поток, смывая ранее отложившиеся наносы, врезается в толщу аллювия. В результате современные поперечные профили на основном протяжении речных долин характеризуются тем, что перенос наносов совершается, как правило, только на части ширины дна речной долины, которая называется руслом, дно которого понижено по отношению к остальной части дна долины, называемой поймой (рис. XVIII.6, б). Речные русла делятся на типы, соответственно процессу их изменения во времени (русловому процессу). Этот вопрос подробно рассмотрен в § XX.2.
Рис. XVIII6. Разрез речной долины» а — напластования грунтов; б—русло ц пойма реки; I — наносы; 2 — коренные породы; 3 — рус-, ло, 4 — пойма УВВ Рнс. Х\'Ш.7. Река на конусе выноса О 200 Ш 600 СМ Рис. XVIII,8. Грунтовый разрез рекя с поймами: / — растительный слой; 2— суглинок; Л — супесь; 4 — глина. 5 — пески разной к рунное; и 11.7). В этих случаях нижний участок речной долины называется конусом выноса.Наносы, переносимые реками в периоды максимального стокч можно подразделить на более крупные — руслоформирующие, которые перемещаются в придонных слоях потока, собираются в донных отложениях и участвуют в составе дна и стенок русла, и более мелкие — нерусловые, которые проносятся водой транзитом во взвешенном состоянии и в формировании русла практически ие участвуют. Некоторое количество нерусловых особо мелких наносов выносится водным потоком на поймы во время максимального стока и отклады- дыЕастся там в отдельных местах, где скорости течения особенно малы, образуя так называемый наилок поймы. Это приводит к тому, что верхние слон пойменных грунтов обычно мельче, чем грунты в русле, и обладают связностью (рис. XVI 11.8).
На разных участках реки деление фактически находящихся в движении наносов на руслоформирующие и нерусловые (взвешенные) меняется. Наносы, проходившие в верховьях реки в виде взвеси и не участвовавшие в формировании дна, на нижнем ее участке, где скорости течения снижаются из-за малости уклона, могут уже относиться к руслоформирующим.
Для коротких участков рек крупность руслофор.мируюш.нх наносов оказывается устойчивой на протяжении столетий соответственно устойчивости осредненного режима водного стока.
В случаях когда речь идет об устойчивости или деформациях русла на коротких участках рекн, достаточно изучать и учитывать перемещение только руслоформирующих наносов, хотя бы они и составляли меньшую часть твердого стока реки.
Нерусловые и руслоформирующие наносы обычно различаются по происхождению. Мельчайшая взвесь в основном образуется при склоновом поверхностном стоке за счет смыва частичек почвы, особенно интенсивного при почвах без растительности или распаханных и при крутых уклонах местности. Руслоформирующие наносы образуются главным образом при русловом стоке за счет разрушения коренных рыхлых пород в верховьях главной реки и ее притоков.
Описанное выше деление всего протяжения реки на три характерных участка необязательно для всех рек. В ряде случаев отсутствует средний участок — зона транзита и за участком эрозии непосредственно следует зона аккумуляции. Такое деление речной долины на два участка характерно для рек со все еще очень значительным выносом наносов из зоны эрозии. В этих условиях часто развивается большой конус выноса. Конус выноса, следующий непосредственно за зоной эрозии, также часто развивается у периодических водотоков. выносящих наносы на склоны рельефа или на поймы рек, где беспорядочно растекающийся водный поток теряет способность переносить наносы. На реках, впадающих в другие большие реки, т. е, на притоках главной реки, часто отсутствует зона аккумуляции.
Речная долина в плане почти никогда не бывает прямолинейной, а всегда извилиста. Ее ширина, образованная в древнем геологическом процессе, меняется по длине водотока иногда весьма значительно Русло реки тоже часто извилисто, причем его извилины не всегда повторяют извилины долины, 14
Характерной особенностью речных русел является малая изменяемость их ширины и средней глубины на достаточно длинных участках долины, что показывает на закономерную связь геометрических и гидравлических характеристик реки. Исключение составляют русла рек на конусах выноса, ширина которых иногда сильно меняется даже на коротком протяжении. Малая изменчивость ширины и глубины русла объясняется тем, что русло вырабатывается в современном процессе формирования речной долины и приспособлено к современному режиму водного и твердого стоков. Этот режим соответствует климатическим и геоморфологическим условиям, наблюдаемым в настоящее время, которые могут считаться практически неизменными в течение нескольких столетий — периода, на который рассчитаны строящиеся инженерные сооружения на реках, в том числе и мостовые переходы.
Рекн можно разделять по типам питания на четыре больших группы:
— реки с дождевыми паводками, питающиеся в течение года преимущественно дождевыми водами;
— реки с паводками (половодьями) от талых вод, питающиеся в течение года преимущественно водами от таяния снега;
III—реки с паводками (половодьями) от таяния ледников;
IV — реки с комбинированным (смешанным) питапием, подъемы уровня на которых обусловлены как дождевыми водами, так и стоком от таяния снега или ледников.
График изменения уровня воды во времени называется водомерным графиком для данного пункта и представляет собой наглядное изображение хода питания реки (рис. XVI 11.9).
Большинство рек СССР зимой покрывается льдом. Этот период называется периодом ледостава. Толщина льда соответствует местным климатическим условиям и обычно достигает нескольких десятков сантиметров.
Периоду ледостава предшествуют образование впутриводного льда (шуги) и краткий ледоход (шугоход). На ряде рек неподвижный ледяной покров не образуется и в течение всего холодного периода года наблюдается движение шуги.
Скопления шути, называемые зажорами, нередко приводят (например, на реках Средней Азии) к значительному подъему уровня воды перед препятствиями из внутриводного льда. Прорыв зажора сопровождается увеличением скорости течения.
При потеплении ледяной покров рек взламывается и начинается ледоход, чаще всего совпадающий с весенним половодьем. Только в отдельных случаях лед тает на месте. При ледоходе по воде плывут льдины, размер которых нередко достигает нескольких тысяч квадратных метров.
Если русло реки извилисто, то льдины могут задерживаться, скапливаясь на поворотах и образуя ледяные заторы, сопровождаемые значительным подъемом уровня воды. При прорыве затора скорость течения воды и движение льдин, а также расход воды сильно увеличиваются, а уровень снижается,
При анализе водомерных графиков различных рек необходимо учитывать, что изменения уровня воды в отдельные моменты времени могут быть вызваны не только изменением притока воды в реку, но и заторами льда, зажорами шуги, а иногда и другими причинами (нагонными ветрами, подпором от другой реки, сливающейся с изучаемой рекой, н т. д.). Учет таких обстоятельств весь.иа важен для правильного перехода от водомерного графика к гидрографу, т. е. к графику изменения расходов во времени (рис. XVIII. 10). Площадь фигуры, образованной линией гидрографа и осями координат, представляет собой объем годового стока.
Площадь части этой фигуры, ограниченной двумя любыми ординатами, отвечает объему стока № за соответствующий интервал времени.
В зависимости от хода питания гидрографы и водомерные графики могут бьнь одномодальные (при одном паводке) или многомодальные (при нескольких паводках в течение года). Следует иметь в виду, что при нескольких паводках они могут быть различного происхождения. Так, на Амуре первое, чаще всего невысокое половодье образуется при стоке талых вод от таяния снега, а все остальные паводки относятся к дождевым. В отдельные годы дождевые паводки, обычно значительной высоты, оказываются ниже, чем половодье от стока талых вод.
Характерные очертания гидрографа и водомерного графика для конкретной реки сохраняются из года в год и отображают закономер-
а)и ТЛУНП Л в I 7 I 8\д МО 1/7Т7Л
ГЛТГПТ1Т1ТГ7ТПТ17Л7ГШ
1
ПТТз\и I 5 и 17 |В 1.9 \ЮМ1\П\
1 \г\з\и иТёТЛЛд Ьо\пМг I
т
Рис. ХУШ.Э. Водомерные графики рек разных типов питания:
В)Н г)н
я
Рис. XVIII 10. Гидрограф реки Рис. XVIII.11. Кривая расхода
иую шену времен года, но высота паводков меняется в широких пределах. Такая изменчивость размеров максимального стока вызвана, во-первых, множественностью факторов, определяющих высоту паводка, и, во-вторых, изменчивостью этих факторов из года в год. Например, высота половодья от талых вод зависит от объема снега, накопленного на водосборе в зимний период, от температуры воздуха в период таяния снега, наличия облаков, состояния почвы под снежным покровом и т. д.
Различные сочетания этих условий снеготаяния могут вызвать и различные по высоте половодья.
Двумя основными, первичными факторами, определяющими характер движения воды в реке, являются расход потока, изменяющийся по длине реки и во времени, и речное русло (его форма, размеры, строение и уклон). Все остальные характеристики режима речного стока — скорость течения, уклон водной поверхности, глубина потока и т. д. — являются вторичными, зависящими о! двух первичных. Однако по практическим соображениям простоты измерений за исходную характеристику водного режима реки в конкретном пункте часто выбирают не расход, а отмегку уровня свободной поверхности потока, изображая все другие характеристики водного стока как функции этого аргумента.
Связь уровня с расходом отображает влияние второго первичного фактора — русла, на режим водного стока. Если известна такая связь, устанавливаемая непосредственными измерениями, то замена расхода уровнем при изучении режима стока является чисто формальной.
,
- Глава XVIII Общие сведения о переходах через водотоки
- § XVIII.1. Основные понятия. Виды переходов через водотоки
- § XVII 1.3. Речные долины и русла рек. Типы питания рек
- Глава XIX Гидрологические расчеты при проектировании мостовых переходов
- § XIX. 1. Задачи и принципы гидрологических расчетов
- § XIX.2. Методика прогноза максимальных расходов воды в реках
- § XIX.3. Определение уровней воды и скоростей течения, соответствующих максимальным расходам
- Глава XX Расчет отверстий больших и средних мостов
- § XX.1. Основные положения расчета отверстии мостов
- § XX.2. Учет природных деформации русел при проектировании мостовых переходов
- § XX 5. Расчет размывов на пойменных участках отверстий мостов
- § XX.7. Расчет отверстии больших и средних мостов
- 1. Если глубина заложения подошвы фундамента назначается но глубине залегания прочных пород, используемых в качестве основания 72
- Глава XXI Проектирование подходов к мостам и регуляционных сооружений
- § XXI. 1. Условия работы поименных насыпей
- § XXI.2. Проектирование поименных насыпей
- § XXI.3. Задачи и принципы регулирования рек у мостов
- § XXI,4. Конструкции регуляционных сооружений
- Глава xxiг
- § XXII. 1. Виды проектно-изыскательских работ
- § XXII 3. Требования к техническому проекту
- § XXII.5. Рабочие чертежи
- § XXI 1.7. Использование при проектировании автомобильных дорог электронно-вычислительных машин
- Глава XXIII Изыскания автомобильных дорог
- § XXIII.1. Организация работы изыскательской
- § Xx111.2. Проложение трассы на местности
- Масштаб 1.1000 Сечение горизонталей через I м V
- Глава XXIV Сравнение вариантов автомобильных дорог1
- § XXIV. 1. Сравнение вариантов дороги по строительным и эксплуатационным затратам
- § XXIV.2. Оценка вариантов автомобильных дорог, по пропускной способности
- Глава XXV
- § XXV. 1. Стереомодель местности
- Глава XXVI Технические изыскания мостовых переходов
- § XXVI. 1. Задачи и состав изыскании
- § XXVI.2. Подготовительные работы
- § XXVI.4. Гидрометрические работы
- § XXVI.5. Гидрологические работы
- § XXVI.6. Инженерно-геологические работы
- § XXVI.?. Особенности изысканий для реконструкции мостовых переходов
- § XXVI.8. Состав проекта мостового перехода
- Глава I содержит анализ режима реки на основе подробного описания характеристик водотока как топографических и метеорологических, так и гидрологических.
- Глава IV содержит результаты инженерно-геологических работ, имеющих первостепенное значение для выбора схемы сооружений перехода.
- Глава XXVII
- § XXVII.!. Особенности реконструкции дорог
- § XXVII.2. Прогнозирование интенсивности движения на реконструируемой дороге
- § XXVI 1.3. Технические изыскания при реконструкции дорог
- § XXVII.5. Реконструкция дороги в плане и продольном профиле
- § XXVII.6. Реконструкция дороги в поперечном профиле
- § XXVI 1.7. Мероприятия по устранению пучин
- § XXVII.8. Реконструкция и усиление дорожиой одежды
- Глава XXVIII Проектирование дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII. 1. Особенности проложения трассы в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII 2 конструкция земляного полотна дорог в районах вечной мерзлоты
- Проектирование дорог в заболоченных районах
- § XXIX.1. Образование, характеристика и виды болот
- § XXIX.2. Проложение трассы в болотистых районах
- § XXIX.3. Обследование болот при трассировании дороги
- § XXIX.4. Конструкция земляного полотна " на болотах
- Глава XXX
- § XXX. 1. Эрозия почв и образование оврагов
- § XXX.2. Трассирование дорог в зоне оврагов
- § XXX.3. Устройство плотин на пересечениях оврагов
- Глава XXXI Проектирование дорог в карстовых районах
- § XXXI.1. Карстовые процессы
- § XXXI.2. Проектирование дорог в карстовых районах
- Глава XXXII Проектирование дорог в горной местности
- § XXXII.1. Особенности горных районов
- § XXXII.2. Устойчивость горных склонов
- § XXXI 1.4. Развитие линии по склонам и перевальные дороги
- § XXXII.5. Проектирование серпантин
- § XXXI 1.6. Тоннели
- § XXXII.7. Продольный профиль горных дорог
- § XXXII.8. Поперечные профили горных дорог
- § XXXII.9. Проложение дороги по участкам осыпей и камнепадов
- § XXXII.10. Пересечение селевых выносов
- § XXXII.12. Защита дорог от лавин
- 1Ранииа распространения воздушной волны; сплошная линия — первый вариант трассы. Иупк1нрная линия — второй вариант трассы; 11л — прыгающая лавина. Лл — лотковая лалцт
- § XXXII.13. Особенности проектирования автомобильных дорог в сейсмических районах
- Глава XXXIII Проектирование автомобильных дорог в засушливых районах
- § XXXIII.1. Особенности засушливых районов.
- Глава XXXIV Особенности проектирования автомобильных магистралей
- § XXXIV. 1. Технические условия на проектирование автомобильных магистралей
- Глава XXXV Оборудование и благоустройство дорог
- § XXXV.1. Комплекс мероприятий по обслуживанию движения
- § XXXV.2. Средства информации водителей об условиях движения. Ограждения и направляющие устройства
- § XXXVI.1. Планировка уличной сети и элементы городских улиц
- § XXXVI 2. Поперечные профили улиц
- § XXXVI.4. Горизонтальная и вертикальная планировки
- § XXXVI.5. Проектирование перекрестков и городских площадей
- § XXXVI 7. Подходы к городским мостам
- § XXXVI.8. Планировка городских набережных
- 6Оглавление