logo
Бабков

1Ранииа распространения воздушной волны; сплошная линия — первый вариант трассы. Иупк1нрная линия — второй вариант трассы; 11л — прыгающая лавина. Лл — лотковая лалцт

Рис. XXXII 36. Схема защиты дороги от лавин устройством лавгноотбойных

дамб.

а — план местносш и расположение дамб; б— лавиноо'бойпая дамба; о — лавиноотбойпая

дамба со рвом,

1 — путь движения лаьпны, 2 — ла'зиноотбойная стенка; 3— путь отклоненной лавины; 4 — давинорез; д — дорога, 5 — подпорная стенка; 7 — каменная наброска с тжладкой верхнего ряда, 3 — одевающая зыкладка крупным камнем; 9 — грунт

прыгающие лавины, которые вначале смещаются но каналу сто­ка, а затем, когда он образует горизонтальную площадку пли уклон его увеличивается, взлетают с уступа и падают на дно долины.

При изысканиях горных дорог необходимо установить участки, опасные в отношении снежных обвалов. Это можно сделать на основе изучения карюграфического материала или данных аэрофотосъемки, а также непосредственным осмотром на местности. Следует учиты­вать, что на крутых склонах с уклоном более 60° больших накопле­ний снега не бывает, гак как он осыпается постепенно. Наиболее опасны склоны с крутизной 15—25°, на которых может накапливать­ся большое количество снега, постепенно приходящего в неустойчи­вое состояние.

Повторяясь из года в год, лавины оставляют на местности ха­рактерные следы. Они уничтожают на склонах хвойные деревья, имеющие стелющуюся корневую систему. Сохраняются лишь тонкост­вольные деревья лиственных пород — береза, рябина и т. п., изгиба­емые и прижимаемые к земле лавинами. В местах, конусов выноса лавнн снег сохраняется до июня — конца июля, что вызывает появ­ление влаголюбивой растительности и запаздывание сезонных про­цессов роста. Однако необходимо учитывать, что наблюдения за

11 Зак. 726 32

1

растительностью не могут выявить места образования лавин повто­ряемостью один раз в несколько десятилетий

При изысканиях следует избегать пересечения дорогой лавино­опасных мест. При невозможности обхода дорогу располагают над дном долины на такой высоте, чтобы ее не закрывали снежные зава­лы от скатывающихся лавин. При неизбежности пересечения лавино­опасных участке® дорогу следует прокладывать, через участки ка­налов стока, где легче всего построить снегозащитные галереи и где они будут иметь наименьшую длину.

На рис. XXXI 1.35 показаны два варианта трассы в районе со ^ снежными обвалами.

В первом варианте (сплошная линия) трас­са проложена с разви­тием линии в пределах всего горного склона, она несколько раз пере­секает лавиноопасные места. Во втором ва­рианте (пунктирная ли­ния) трасса развивается в пределах лесного мас­сива, не подверженного опасности снежных об­валов, и только один раз пересекает лавино­опасное место в зоне лавинных лотков.

Для борьбы с зава­лами дорог лавинами предусматривают ряд мер, направленных на уменьшение накопле­ния снега влавиносбор- ных бассейнах, повыше­ние устойчивости снега на склонах, замедление движения масс снега, отклонение лавины от дороги или пропуск ее над дорогой.

Одним из источников поступления снега в ла- , випосборные бассейны является его сметание ветром с расположен-

г> ууут. ат г- ных ВЬ1ше наветренных Рис. ХХХП.З?. Снегозащитная гале- гкплнлп Ппя чапгпжя- рея. Выше на склоне хорошо разли- склонов. ДЛЯ задержа­нии лавшюсборкий бассейн ния снега На плато уст

-

Рис. ХХХ1Т 38. Схемы протизолавиииых галерей! а — балочная консольная, б — арочная; 1 — стойка верховой опоры, 2 — железобетонная балка; 3 — вертикальная или наклонная стойка; 4— горизонтальная опорная балка; 5 — фундаментная подушка; 6 — фундаментная плита; 7 —фундамент верховых опор; 3 —засыпка; 9 — дренажный лоток; 10 — мощение; 11 — бетонное покрытие; 12 — тощий бетон

раивают каменные стены и устанавливают на зиму снегосбориые щиты, аналогичные по конструкции используемым для придорож­ных ограждений. На ровных гладких склонах лавиносборного бас­сейна для задержания снега сооружают каменные стены, земляные валы и террасы.

11* . 32

3

Чтобы разделить движущуюся по склону лавииу на отдельные части, энергия которых гасится при ударе друг о друга, на "бтноси- телыю больших по площади склонах с успехом применяют лавиио- резы, устанавливаемые в шахматном порядке в виде направленных навстречу лавине клинообразных пирамид с углом при вершине 30—40° и высотой 4—6 м. Их делают из камня или грунта, облицо­ванного камнем. Хорошие результаты были получены при устройстве лави^орезов из сборных бетонных элементов.

В.некоторых случаях скатывающаяся лавина может быть отклоне­на от дороги при помощи отбойных дамб в виде мощных подпорных стеи или земляных сооружений с надежным укреплением откосов, расположенных под углом не более 30" к направлению ее движения (рис. XXXII.36). Защищая дорогу от снега, эти сооружения не пре­дохраняют ее от действия воздушной волны.

Наиболее надежным способом защиты дороги от лавин являются галереи. На рис. XXXII.37 хорошо заметны снегосборный бассейн- характерная воронка на склоне, в которой накапливается снег и лог, по которому происходит движение снежной лавины. Чтобы снежная масса проскальзывала по кровле без удара, галерею распо­лагают обычно на полках, врезаемых в склоны тальвега, но которому скатывается лавина. Над галереей делают засыпку, с таким расчетом, чтобы получилось естественное продолжение склона местности или даже крутизна немного увеличилась. Протнволавинные сооружения рассчитывают на давление от удара и веса снежного обвала.

В настоящее время галереи строят преимущественно из сборных железобетонных элементов (рис. XXXII.38). Строившиеся в послед­нее время галереи в виде навесов, открытых с низовой стороны, ока­зались неудачными, так как при сходе лавин н сметанин ветром снега со склонов в результате возникновения воздушных завихрений зано­сились снегом. Поэтому пространство между стойками должно быть закрыто бетонными плитами.