1Ранииа распространения воздушной волны; сплошная линия — первый вариант трассы. Иупк1нрная линия — второй вариант трассы; 11л — прыгающая лавина. Лл — лотковая лалцт
Рис. XXXII 36. Схема защиты дороги от лавин устройством лавгноотбойных
дамб.
а — план местносш и расположение дамб; б— лавиноо'бойпая дамба; о — лавиноотбойпая
дамба со рвом,
1 — путь движения лаьпны, 2 — ла'зиноотбойная стенка; 3— путь отклоненной лавины; 4 — давинорез; д — дорога, 5 — подпорная стенка; 7 — каменная наброска с тжладкой верхнего ряда, 3 — одевающая зыкладка крупным камнем; 9 — грунт
прыгающие лавины, которые вначале смещаются но каналу стока, а затем, когда он образует горизонтальную площадку пли уклон его увеличивается, взлетают с уступа и падают на дно долины.
При изысканиях горных дорог необходимо установить участки, опасные в отношении снежных обвалов. Это можно сделать на основе изучения карюграфического материала или данных аэрофотосъемки, а также непосредственным осмотром на местности. Следует учитывать, что на крутых склонах с уклоном более 60° больших накоплений снега не бывает, гак как он осыпается постепенно. Наиболее опасны склоны с крутизной 15—25°, на которых может накапливаться большое количество снега, постепенно приходящего в неустойчивое состояние.
Повторяясь из года в год, лавины оставляют на местности характерные следы. Они уничтожают на склонах хвойные деревья, имеющие стелющуюся корневую систему. Сохраняются лишь тонкоствольные деревья лиственных пород — береза, рябина и т. п., изгибаемые и прижимаемые к земле лавинами. В местах, конусов выноса лавнн снег сохраняется до июня — конца июля, что вызывает появление влаголюбивой растительности и запаздывание сезонных процессов роста. Однако необходимо учитывать, что наблюдения за
1
растительностью не могут выявить места образования лавин повторяемостью один раз в несколько десятилетий
При изысканиях следует избегать пересечения дорогой лавиноопасных мест. При невозможности обхода дорогу располагают над дном долины на такой высоте, чтобы ее не закрывали снежные завалы от скатывающихся лавин. При неизбежности пересечения лавиноопасных участке® дорогу следует прокладывать, через участки каналов стока, где легче всего построить снегозащитные галереи и где они будут иметь наименьшую длину.
На рис. XXXI 1.35 показаны два варианта трассы в районе со ^ снежными обвалами.
В первом варианте (сплошная линия) трасса проложена с развитием линии в пределах всего горного склона, она несколько раз пересекает лавиноопасные места. Во втором варианте (пунктирная линия) трасса развивается в пределах лесного массива, не подверженного опасности снежных обвалов, и только один раз пересекает лавиноопасное место в зоне лавинных лотков.
Для борьбы с завалами дорог лавинами предусматривают ряд мер, направленных на уменьшение накопления снега влавиносбор- ных бассейнах, повышение устойчивости снега на склонах, замедление движения масс снега, отклонение лавины от дороги или пропуск ее над дорогой.
Одним из источников поступления снега в ла- , випосборные бассейны является его сметание ветром с расположен-
г> ууут. ат г- ных ВЬ1ше наветренных Рис. ХХХП.З?. Снегозащитная гале- гкплнлп Ппя чапгпжя- рея. Выше на склоне хорошо разли- склонов. ДЛЯ задержании лавшюсборкий бассейн ния снега На плато уст
-
Рис. ХХХ1Т 38. Схемы протизолавиииых галерей! а — балочная консольная, б — арочная; 1 — стойка верховой опоры, 2 — железобетонная балка; 3 — вертикальная или наклонная стойка; 4— горизонтальная опорная балка; 5 — фундаментная подушка; 6 — фундаментная плита; 7 —фундамент верховых опор; 3 —засыпка; 9 — дренажный лоток; 10 — мощение; 11 — бетонное покрытие; 12 — тощий бетон
раивают каменные стены и устанавливают на зиму снегосбориые щиты, аналогичные по конструкции используемым для придорожных ограждений. На ровных гладких склонах лавиносборного бассейна для задержания снега сооружают каменные стены, земляные валы и террасы.
3
Чтобы разделить движущуюся по склону лавииу на отдельные части, энергия которых гасится при ударе друг о друга, на "бтноси- телыю больших по площади склонах с успехом применяют лавиио- резы, устанавливаемые в шахматном порядке в виде направленных навстречу лавине клинообразных пирамид с углом при вершине 30—40° и высотой 4—6 м. Их делают из камня или грунта, облицованного камнем. Хорошие результаты были получены при устройстве лави^орезов из сборных бетонных элементов.
В.некоторых случаях скатывающаяся лавина может быть отклонена от дороги при помощи отбойных дамб в виде мощных подпорных стеи или земляных сооружений с надежным укреплением откосов, расположенных под углом не более 30" к направлению ее движения (рис. XXXII.36). Защищая дорогу от снега, эти сооружения не предохраняют ее от действия воздушной волны.
Наиболее надежным способом защиты дороги от лавин являются галереи. На рис. XXXII.37 хорошо заметны снегосборный бассейн- характерная воронка на склоне, в которой накапливается снег и лог, по которому происходит движение снежной лавины. Чтобы снежная масса проскальзывала по кровле без удара, галерею располагают обычно на полках, врезаемых в склоны тальвега, но которому скатывается лавина. Над галереей делают засыпку, с таким расчетом, чтобы получилось естественное продолжение склона местности или даже крутизна немного увеличилась. Протнволавинные сооружения рассчитывают на давление от удара и веса снежного обвала.
В настоящее время галереи строят преимущественно из сборных железобетонных элементов (рис. XXXII.38). Строившиеся в последнее время галереи в виде навесов, открытых с низовой стороны, оказались неудачными, так как при сходе лавин н сметанин ветром снега со склонов в результате возникновения воздушных завихрений заносились снегом. Поэтому пространство между стойками должно быть закрыто бетонными плитами.
- Глава XVIII Общие сведения о переходах через водотоки
- § XVIII.1. Основные понятия. Виды переходов через водотоки
- § XVII 1.3. Речные долины и русла рек. Типы питания рек
- Глава XIX Гидрологические расчеты при проектировании мостовых переходов
- § XIX. 1. Задачи и принципы гидрологических расчетов
- § XIX.2. Методика прогноза максимальных расходов воды в реках
- § XIX.3. Определение уровней воды и скоростей течения, соответствующих максимальным расходам
- Глава XX Расчет отверстий больших и средних мостов
- § XX.1. Основные положения расчета отверстии мостов
- § XX.2. Учет природных деформации русел при проектировании мостовых переходов
- § XX 5. Расчет размывов на пойменных участках отверстий мостов
- § XX.7. Расчет отверстии больших и средних мостов
- 1. Если глубина заложения подошвы фундамента назначается но глубине залегания прочных пород, используемых в качестве основания 72
- Глава XXI Проектирование подходов к мостам и регуляционных сооружений
- § XXI. 1. Условия работы поименных насыпей
- § XXI.2. Проектирование поименных насыпей
- § XXI.3. Задачи и принципы регулирования рек у мостов
- § XXI,4. Конструкции регуляционных сооружений
- Глава xxiг
- § XXII. 1. Виды проектно-изыскательских работ
- § XXII 3. Требования к техническому проекту
- § XXII.5. Рабочие чертежи
- § XXI 1.7. Использование при проектировании автомобильных дорог электронно-вычислительных машин
- Глава XXIII Изыскания автомобильных дорог
- § XXIII.1. Организация работы изыскательской
- § Xx111.2. Проложение трассы на местности
- Масштаб 1.1000 Сечение горизонталей через I м V
- Глава XXIV Сравнение вариантов автомобильных дорог1
- § XXIV. 1. Сравнение вариантов дороги по строительным и эксплуатационным затратам
- § XXIV.2. Оценка вариантов автомобильных дорог, по пропускной способности
- Глава XXV
- § XXV. 1. Стереомодель местности
- Глава XXVI Технические изыскания мостовых переходов
- § XXVI. 1. Задачи и состав изыскании
- § XXVI.2. Подготовительные работы
- § XXVI.4. Гидрометрические работы
- § XXVI.5. Гидрологические работы
- § XXVI.6. Инженерно-геологические работы
- § XXVI.?. Особенности изысканий для реконструкции мостовых переходов
- § XXVI.8. Состав проекта мостового перехода
- Глава I содержит анализ режима реки на основе подробного описания характеристик водотока как топографических и метеорологических, так и гидрологических.
- Глава IV содержит результаты инженерно-геологических работ, имеющих первостепенное значение для выбора схемы сооружений перехода.
- Глава XXVII
- § XXVII.!. Особенности реконструкции дорог
- § XXVII.2. Прогнозирование интенсивности движения на реконструируемой дороге
- § XXVI 1.3. Технические изыскания при реконструкции дорог
- § XXVII.5. Реконструкция дороги в плане и продольном профиле
- § XXVII.6. Реконструкция дороги в поперечном профиле
- § XXVI 1.7. Мероприятия по устранению пучин
- § XXVII.8. Реконструкция и усиление дорожиой одежды
- Глава XXVIII Проектирование дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII. 1. Особенности проложения трассы в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII 2 конструкция земляного полотна дорог в районах вечной мерзлоты
- Проектирование дорог в заболоченных районах
- § XXIX.1. Образование, характеристика и виды болот
- § XXIX.2. Проложение трассы в болотистых районах
- § XXIX.3. Обследование болот при трассировании дороги
- § XXIX.4. Конструкция земляного полотна " на болотах
- Глава XXX
- § XXX. 1. Эрозия почв и образование оврагов
- § XXX.2. Трассирование дорог в зоне оврагов
- § XXX.3. Устройство плотин на пересечениях оврагов
- Глава XXXI Проектирование дорог в карстовых районах
- § XXXI.1. Карстовые процессы
- § XXXI.2. Проектирование дорог в карстовых районах
- Глава XXXII Проектирование дорог в горной местности
- § XXXII.1. Особенности горных районов
- § XXXII.2. Устойчивость горных склонов
- § XXXI 1.4. Развитие линии по склонам и перевальные дороги
- § XXXII.5. Проектирование серпантин
- § XXXI 1.6. Тоннели
- § XXXII.7. Продольный профиль горных дорог
- § XXXII.8. Поперечные профили горных дорог
- § XXXII.9. Проложение дороги по участкам осыпей и камнепадов
- § XXXII.10. Пересечение селевых выносов
- § XXXII.12. Защита дорог от лавин
- 1Ранииа распространения воздушной волны; сплошная линия — первый вариант трассы. Иупк1нрная линия — второй вариант трассы; 11л — прыгающая лавина. Лл — лотковая лалцт
- § XXXII.13. Особенности проектирования автомобильных дорог в сейсмических районах
- Глава XXXIII Проектирование автомобильных дорог в засушливых районах
- § XXXIII.1. Особенности засушливых районов.
- Глава XXXIV Особенности проектирования автомобильных магистралей
- § XXXIV. 1. Технические условия на проектирование автомобильных магистралей
- Глава XXXV Оборудование и благоустройство дорог
- § XXXV.1. Комплекс мероприятий по обслуживанию движения
- § XXXV.2. Средства информации водителей об условиях движения. Ограждения и направляющие устройства
- § XXXVI.1. Планировка уличной сети и элементы городских улиц
- § XXXVI 2. Поперечные профили улиц
- § XXXVI.4. Горизонтальная и вертикальная планировки
- § XXXVI.5. Проектирование перекрестков и городских площадей
- § XXXVI 7. Подходы к городским мостам
- § XXXVI.8. Планировка городских набережных
- 6Оглавление