logo
Бабков

§ XXXVI.5. Проектирование перекрестков и городских площадей

Перекрестки городских улиц можно проектировать по различным схемам (рис. ХХХУ1.9). Схему перекрестка выбирают с учетом перс­пективных размеров и характера движения и, конечно, в зависимости от плана уличной сети.

На перекрестках улиц движение транспортных средств и пешеходов осложняется, что требует мероприятий, обеспечивающих безопасность и удобство движения. Для повышения безопасности пересечения в районах новой застройки следует проектировать с необходимым расстоянием видимости, подобно тому, как это делается иа загородных дорогах. Однако весьма часто существующая застройка не позволяет этого, поэтому на всех перекрестках с оживленным движением обычно устраивают светофоры.

Пересечения улиц с железными дорогами в одном уровне проекти­руют на горизонтальной площадке, которая должна заходить в обе сто­роны на расстояние не менее чем на 10 м от крайнего рельса пути.

Вертикальная планировка перекрестков зависит от значения и ка­тегорий пересекающихся улиц и направления продольных уклонов. Отметки оси проезжей части пересекаемой улицы могут сопрягаться или с отметками оси пересекающей улицы, или с отметками лотков пе­ресекающей улицы.

На магистральных улицах нельзя устраивать поперечные лотки. В некоторых случаях можно проектировать односкатный поперечный профиль иа перекрестке (риа. ХХХУ1.10).

Рис. ХХХУ1.9. Схемы перекрестков (пересечений): а—под прямым у1.юм 6 — иод косым углом; в ' I образное примыкание; г — у.образное примыкание; д — смешанное; с — вилообразное; ж — сложное

Для движения пешеходов па перекрестках предусматривают пере­ходы. выделенные на покрытии маркировочными знаками (металли­ческими кнопками, окраской или плитками из цветного асфальта). На улицах с оживленным движением для безопасности пешеходов устраи­вают подземные переходы или островки безопасности (рис. XXXVI.11).

Классификация площадей в зависимости от их назначения, распо­ложения и характера застройки дана в табл. XXXVI 10.

Ширину проезжей части и тротуаров на площадях назначают в за­висимости 01 интенсивности и состава движения на примыкающих ули­цах и от принятой организации движения. Схему организации дви­жения транспорта и пешеходов проектируют на плане площади в мас­штабе 1:500 При этом устанавливали число полос и направление дви­жения автомобилей, троллейбусов, трамваев, автобусов и предусматри­вают размещение светофоров, стоянок автомобилей и переходов.

При вертикальной планировке площади в зависимости от общего характера рельефа и уклонов примыкающих улиц применяют односкат­ную, выпуклую, вогнутую или сложную форму, удобную для движения и позволяющую отводить воду.

Площади

Таблица XXXVI.10

Назначение площади

Главные

Перед крупными общест- веннкмн зданиям,! и соору­жениями, стадионами, теат­рами, выставками, торговы­ми центрами и другими ме- с(амн массового посещения

Транспортные и иред- мос тые

Вокзалыше

Многофуикциона льныч транспортных узлов

Предзаводскве

Колхозных рынков

Для пешеходных подходов к общественным зданиям и для проведения демонстраций, парадов и народных празднеств

Для подъезда пассажирского транспорта и под­хода посетителей к общественным зданиям и со­оружениям, для размещения осишовочных пунк­тов транспорта и площадок для стоянки автомо­билей

Для распределения транспортных потоков по примыкающим улицам и дорогам, для размеще­ния пересечений и примыканий улиц а дорог как в одном,так и в разных уровнях

Для подъезда к зданиям и сооружениям внеш­него транспорта, для развязки движения транс­порта и пешеходов в одном н разных уровнях, для размещения остановочных пунктов транспор­та и площадок для стоянки автомобилей

Для размещения общественных зданий и соору­жений пригородного и городского фанспорта, подъездов и подходов к ним и для устройства пересадки пассажиров с одних видов транспорта иа другие

Для подходов к проходным предприятий, для развязки движения я размещения остановочных пунктов транспорта и площадок для стоянки ав­томобилей

Для организации движения, размещения оста­новочных пунктов транспорта и площадок для стоянки автомобиле

йВ связи е развитием автомо­бильного движения и увеличением числа автомобилей личного поль­зования возникла настоятельная необходимость устройства автомо­бильных стоянок на площадях у вокзалов, стадионов, театров и т. п. Автомобильные стоянки должны быть изолированы от транзитного движения, а въезд и выезд сделаны раздельными. Площадь автомо­бильной стоянки рассчитывают, ис­ходя из числа ожидаемых автомо­билей на стоянке и площади места, занимаемого одним автомобилем. Принимают, что легковой автомо­биль при однорядной установке занимает 20 м, при многоряд- иой — 25 м22, автобус — при одно­рядной установке — 32 м2, при многорядиой — 40 м2. Предстоя­щее в ближайшие годы резкое уве­личение количества легковых авто­мобилей потребует оборудования внеуличных подземных или многоэтажных стоянок.

Граница ла5пт \

Рис. XXXVI 10 Примыкание переулка с изменением поперечного профиля

е^. I I ::

С

с 2

к

1

')—<=>—1

3

ч

г

Рис. XXXVI.И. Схемы островков безо­пасности иа переходах через улицы: 1 — островок безопасности, 2 — цветной бе­тон. 3 — проезжая часть; 4 — тротуары; 5 — светящаяся тумба; б — цветные плитки

Рис. ХХХУ1,12. Схема планировки площади с кольцевым движением

На площадях, образующихся при соединении нескольких улиц или на подъездах к мосту, стоянки транспорта не предусматриваются, так как назначение площади огра­ничивается распределением движе­ния транспортных потоков, вли­вающихся с примыкающих улиц. Наиболее рациональная организа­ция движения на I аких площадях достигается устройством в центре направляющего островка в форме круга (рис. XXXVI.12) или дру­гой правильной фигуры. Размер круга назначают возможно боль­шим в зависимости от размера пло­щади. Однако при этом ширина проезда должна быть достаточной для заданной интенсивности дви­жения на вливающихся улицах. Чем больше улиц примыкает к пло­щади, тем больше должны быть ширина проезда и диаметр круга.

Рис. XXXVI 13. Схема движения, н® пересечении двух улиц:

а — в одном уровне; о [-. ратных уровнях с устройством тоннеля; ллъ; II — улица. ''' -рампа; /I' — юпнсль; /—■1 — транзитное движение; 5, У. И — правые попороты в, в. Ш, /2 — левые повороты

—|'|"|у р

Если форма площади не позволяет устроить центральный островок, организацию движения решают при помощи нескольких направляю- щих островков в виде разделительных полос или треугольников в обя­зательным регулированием движения.

При большом движении транспорта и пешеходов пересечения на транзитных магистралях делают в разных уровнях, устраивая тон­нели или эстакады.

Тоннель Сфоят в центральной части улицы с таким расчетом, чтобы транспорт мог поворачивать направо (рис XXXVI. 13). Для пешехо­дов также могут быть устроены специальные тоннели при большой ширине улиц и интенсивном движении транспорта.

. § XXXVI. б. ВОДООТВОД В ГОРОДСКИХ УСЛОВИЯХ

При поверхностной или открытой системе водоотвода воду отводят по лоткам или канавам в пониженные места и водотоки. При закрытом водоотводе вода, собирающаяся в логках проезжей часта, стекает в водоприемные колодцы, устраиваемые в лотках, а затем по трубам над­земного водостока в тальвеги и водотоки.

Применяют и комбинированную систему, когда на части улиц осуществляется поверхностный водоотвод для последующего- сброса воды в подъемный водосток.

Открытые канавы в городских условиях устраивать не следует, так как их трудно содержать в надлежащем санитарном состоянии, а к каждому дому необходимо устраивать переездные мостики или трубы.

Лучше отводить воду по лоткам, которые в городах образуют­ся при устройстве подзоров — откосов, укрепленных мощением или установкой бордюра.

Минимал ьныи уклон канав и лотков принимается в исклю­

чительных случаях 3®'00. 386

Закрытый водоотвод широко применяют в городах, особенно при равнинном, плоском рельефе, затрудняющем устройство канав и лот­ков. Если есть подземный водосток, улицу можно проектировать с ук­лоном менее 5°/00, но в этом случае лотки делают пилообразного профи­ля с уклонами 4—5"/00 Этот профиль получается за счет изменения глубины лотка в пределах 10—20 см и поперечного уклона проезжей части в полосе, примыкающей к лотку, на ширине 1—2 м

Размеры пилообразных лотков (рис. XXXVI. 14) составляют:

I ~ . х — I т — п_т — п

где I —расстояние между водоприемными кододцауи, м; т — возвышение борта тротуара над решеткой, м, п — возвышение борта тротуара на водораз­деле, м; — продольный уклон борта; 12 — продольный уклон лотка;

Во всех понижениях пилообразного профиля лотка через каждые 40—60 м размещаются водоприемные колодцы (рис. XX XVI. 15).

При проектировании водоотвода в населенных пунктах в первую очередь устанавливают направление основных водосточных магист­ралей, совмещая их с пониженными местами и тальвегами. Магистраль закрытого водостока обычно располагают по направлению улиц и па­раллельно линии застройки, но бывают случаи, когда по условиям рельефа водосток прокладывают через территорию квартала. Водоот­водные устройства на прилегающих территориях проектируют с уче­том сброса воды в главную магистраль.

Из водоприемных колодцев, располагаемых в лотках, вода по отвод­ным трубам диаметром 30—40 см поступает в трубу водостока. Водо­сток каждой улицы через разветвленную сеть примыкающих уличных водостоков присоединяют к магистральному водостоку, сбрасываю­щему сточные воды в реку или тальвег.

Глубину проложения магистрального водостока назначают с таким расчетом, чтобы к нему можно было подвести водосточные трубы с при­легающих улиц. Уклон труб водостока обычно принимают равным ук­лону местности и проверяют расчетом. Минимальный продольный ук­лон определяют из условия, чтобы при заполнении водостока на высоты скорость была не менее 0,75 м/с во избежание отложения нано­сов.

Чтобы вода не замерзла в трубах при промерзании грунта, глубину заложения водостока назначают не менее глубины промерзания грун­та, увеличенной на 0,3 м при диа­метрах труб до 500мм. При боль­ших диаметрах труб разрешается их заглубление на глубину про­мерзания за вычетом 0,5 м.

Рис. XXXVI. 14. Схематический про­дольный профиль лотка; / — верх борта тротуара; 2 —дао лотка; 3 — колодцы

Элементы водосточной сети, рас­стояния между дождеприемными колодцами и размеры сечений труб водостока в городских условиях

Рис XXXVI.15. Водоприемный,

сборный колодец. А — верхнее кольцо; Б •— среднее кольцо; В — нижнее кольцо

рассчитывают по методу предельных интенсивностей, разработанному проф. П. Ф. Горбачевым и принятому для проектирования город­ских водостоков. Сечения лотков, каиав и дорожных труб опреде­ляют по формулам гидравлики.

Метод предельных интенсивностей заключается в том, что рас­четная интенсивность дождя принимается соответствующей продол­жительности дождя, равной времени протекания воды от наиболее удаленной границы бассейна до расчетного сечения. 388

Для определения интенсивности дсждя ^ (л/с га) пользуются фор­мулой

^ < (XXX У1.3)

где п — показатель степени, определяемый по картам изолиний; — интенсивность ливня, л/с иа 1 га, для данного населенного пункта при про­должительности 20 мин и вероятности превышения I раз в год, определяемая для разных районов СССР по картам изолиний; С — климатический коэффи­циент; р — повторяемость расчетного ливня, годы; I — продолжительность ллвня, мин

Расход ливневых вод определяют по формуле

<2 = Щр, (ХХХУ1.4)

где Р —■ площадь бассейна, га; ц — интенсивность дождя, л/с на 1 га; <р — коэффициент стока, учитывающий потери

Продолжительность расчетного дождя принимается равной «вре­мени добегания» (см. гл. IX). В городских условиях это время пробега воды по склонам территорий до первого водоприемного колодца, а да­лее по подземным трубопроводам. Скорость отекания зависит от рас­хода воды. Поэтому задача расчета еюка решается последовательными приближениями.

При высоком стоянии грунтовых вод для осушения земляною по­лотна и понижения уровня грунтовых вод в городских условиях устраи­вают дренажи, конструкция которых и методы расчета аналогичны при­меняемым на загородных дорогах (см. гл, VIII).