§ XXX.2. Трассирование дорог в зоне оврагов
Выбор направления трассы дорог в овражистой местности в значительной степени определяется положением населенных пунктов, между которыми прокладывается дорот а, и планом овражной сети. В центральных областях европейской части СССР, где выпадает сравнительно большое количество осадков, населенные пункты располагаются преимущественно на сухих возвышенных местах и водоразделах. В степных н засушливых районах более заселены пониженные долинные участки. В этих случаях при продолжении трассы по водоразделам приходится обходить вершины оврагов, устраивать специальные подъездные пути к населенным пунктам. Прн проектировании долинных участков трассы дорога пересекает большое число водотоков и оврагов вблизи их устья.
Рациональное направление трассы выбирают в зависимости от конфигурации овражной сети и категории дороги (рис. ХХХ.З). При развитой сети оврагов проложение дороги в обход оврагов снижает стоимость постройки, но приводит к большой извилистости трассы, перепробегу автомобилей. Поэтому дороги высших категорий следует прокладывать, приближаясь к кратчайшему направлению, не допуская, конечно, излишних пересечений оврагов. Увеличение объемов земляных работ и числа искусственных сооружений оправдывается в этом случае значительным удешевлением стоимости проезжей части и, самое главное, сокращением дорожно-транспортных расходов. В овраге возможно устройство придорожного водохранилища.
При проектировании дорог низших категорий, особенно сельских, решающим фактором является стоимость строительства. В этом случае чаще оказывается более выгодным вариант трассы, запроектированный с минимальным числом пересечений оврагов.
При обходе оврага трассу располагают на расстоянии 50—100 м от его вершины или отвершка, обязательно предусматривая в проекте мероприятия по закреплению оврага.
Несмотря на то, что ширина оврага и необходимые размеры водопропускного сооружения уменьшаются по мере приближения трассы к вершине оврага, располагать трассу непосредственно вблизи вершины, в зоне размыва, нерационально, так как потребуются дополнительные работы по защите земляного полотна и сооружения от размыва.
При направлении трассы вдоль речной долины не следует прокладывать дорогу по конусам выноса пересекаемых оврагов, где обычно наблюдается блуждание русла водотока. При большой интенсивности отложения наносов отверстие искусственного сооружения может быть занесено. Наиболее целесообразно пересекать овраги выше конуса выноса в пределах транзитной зоны оврага. Однако, если мелких оврагов очень много, трассу, чтобы не удлинять, прокладывают по конусам выноса, предусматривая для упорядочения протекания воды
Рис XXX 3 Проложение трассы в овражистом районе: У—1 V' — _;,!р.,, !;: и 1рассы; V — придорожное водохранилище
устройство подходных русел и дамб, направляющих поток в отверстие моста и предохраняющих земляное полотно от размыва, а отверстие искусственного сооружения — от засорения наносами. При пересечении широких и глубоких балок иногда приходится развивать трассу по их склонам для уменьшения объема земляных работ. Автомобильные магистрали с интенсивным движением пересекают глубокие долины и овраги большими виадуками в уровне их краев. Длина дороги сокращается, а автомобилям не приходится спускаться к расположенному на дне долины низкому мосту, а затем вновь подниматься вверх по склонам, совершая ненужную работу.
В овражистых районах, для которых характерны продольные уклоны местности, особое внимание следует обращать на укрепление откосов земляного полотна и боковых и водоотводных канав. В пылеватых и суглинистых грунтах обычная канава при размыве может быстро превратиться в овраг, разрушающий дорогу.
Образование оврага связано с формированием стока к нему воды со всей поверхности питающего бассейна. Закрепление только вершины оврага, как иногда делают дорожники, не устраняет причин роста оврага и часто не обеспечивает защиту дороги от растущего оврага В условиях социалистического народного хозяйства целесообразно проводить комплексную систему противоэрозионных мероприятий, распространяющуюся на весь водосборный бассейн и приводящую к активному замедлению и снижению стока. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О неотложных мерах по защите почв от ветровой и водной эрозии» (1967 г.) борьба с ветровой и водной эрозией почв рассматривается как одна из важнейших государственных задач в системе мер, направленных на дальнейшее развитие сельского хозяйства т граны. Постановление предусматривает противоэрозиоппую профилактику, агротехнические и агролесомелиоративные работы и строительство укрепительных сооружений
Активные мероприятия по закреплению оврагов преследуют три цели: снижение и замедление притока воды к оврагу, укрепление вершины оврага и закрепление его русла.
Для уменьшения и замедления стока воды с. площади водосборного бассейна наиболее целесообразны агротехнические мероприятия — распахивание почвы при подготовке к посевам сельскохозяйственных культур поперек склонов, полосное размещение сельскохозяйственных культур, создание травяного покрова на крутых склонах, выращивание полезащитных лесных полос.
Наиболее интенсивно размывается вершина оврага. Для замедления притока к вершине воды во время ливней на непосредственно прилегающей полосе иногда устраивают систему земляных валов, замедляющих сток, задерживающих его или распределяющих между несколькими руслами, отводя его к расположенным поблизости отверш- кам (рис. XXX.4, а и б).
Для удержания притекающей воды на придорожной полосе иногда устраивают два-три водозадерживающихтзала (рис. XXX.4, в) высотой Ь. от 1 до 2 м н шириной по гребню с от 0,5 (валы узкого профиля) до 2,5 м. Валы после уплотнения и осадки должны на 0,2—0,5 м возвышаться над уровнем воды, которая может за ними накопиться. Валы располагают вдоль горизонталей, загибая их конечные участки вверх по склону. Трассируют валы по отрезкам прямых, гребень их должен быть горизонтален. Валы могут быть защитными (глухими), когда вода из прудка может уходить, только достигнув высоты'греб- ня вала, и открытыми, когда в конце загибов устраивают пониженное место для слива воды. Расстояние между валами назначают в зависимости от крутизны местности из условия
I
где Ь — расстояние между осями валов; к — высота вала; > — уклон местности.
Ближайший к вершине оврага водозадерживающий вал располагают обычно на расстоянии 10—15 м от вершины оврага, причем ие ближе чем па две-три глубины оврага в вершине. Через каждые 100 м задерживающих валов делают поперечные шпоры, прерывающие течение воды вдоль вала. Может допускаться зарегулированный спуск части стока на укрепленный склон. Для этого в валах устраивают фильтрующие прослойки или закладывают трубы, выходы из которых укрепляют для предотвращения размыва. Высоту валов и глубину канав назначают по расчету на полное удержание количества воды, собирающейся после таяния снега или выпадения ливня при 10%-ной обеспеченности.
Рис. XXX 4. Схемы расположения Еодозадсрживающих и водоотподящих валов: а размещение водозадерживающнх валов у вершины оврага; б — валы, отводящие воду к головному сооружению одного из оврагов; о —поперечное сечение водозалерживаюш,егп . вала; 1 — граг.ины бассейна; 2 — окрытая перемычка, 3 — глухая перемычка; 1 — шпоры; 5 — вершина оврага
Рис XXX.5. Схемы сооружений для закрепления вершины оврага: о —быстроток; 6 —бетонный перепад с шахтным водосбросом; в —консольный водосброс? г — перепады
Чтобы перехватить вею воду и направить ее в головное приемное сооружение, вблизи от вершины оврага устраивают направляющие водосборные валы высотой около 0,75 м
Наиболее сложно осущес! вляется укрепление головной части овра- 'гов. Чтобы безопасно сбросить талые и ливневые воды на дно оврагов, строят специальные сооружения. Ими можно обеспечить сброс воды с бассейнов площадью до 15—20 1а Если рядом расположено несколько отвершков, сооружение строят иа одном из них, подводя к нему воду от других отвершков укрепленными канавами. Головные сооружения устраивают в виде трубчатых железобетонных или асбоцементных водоспусков из труб диаметром 0,5—1,0 м, перепадов, водобойных колодцев и консольных водосборов (леек), предназначенных для спуска воды, притекающей к оврагу, на его дио и гашения ее энергии (рис. XXX.5) Расчет их необходимо вести иа пропуск расходов той же повторяемости, что и малых искусственных сооружений на дороге. По опыту Молдавской ССР лотки применимы при расходах до 15 м3/с и разности высот 40 м, трубчатые водосбросы— До 2 мя/с при той же высоте. Шахтные водосбросы — при высоте падения до 15 м. Консольные водосбросы при скальном дне допустимы
при разности высот до 40 м и расходах до 15 м3/е. При нескальных грунтах применимость их ограничивается разностью высот 5 м и расходами м3/с. Стойка должна быть заглублена не менее чем на 2 м ниже дна возможной воронки размыва.
Для надежности работы головных сооружений в их конструкции должны быть предусмотрены эффективные меры против фильтрации воды вдоль сооружения и подмыва их снизу при размывании падающей водой дна оврага. В верховой части сооружений устраивают направляющие валы и противофильтрационные шпоры, заглубляемые в грунг, укрепляют подходное русло на большом расстоянии. В процессе эксплуатации за этими сооружениями необходимы повседневный надзор и своевременный ремонт. Несоблюдение этих требований приводит к неизбежному подмыву, а часто и к разрушению дорогостоящих сооружений.
Русловые и донные сооружения для борьбы с дальнейшим углублением оврага и задержания продуктов размыва состоит из системы запруд высотой не более 0,7 м и перепадов, уменьшающих скорость
течения воды по дну оврага. Их устраивают капитального типа из бетонных элементов или каменной кладки и облегченные — в виде хворостяных или плетневых запруд. Хорошо использовать новый хворост свежей рубки, который легко укореняется. Концы запруд врезают в боковые С1енки оврага на 1 м во избежание подмыва водой его склонов
Между запрудами постепенно откладываются наносы. С течением времени дно оврага повышается и уполаживается. Расстояние между запрудами назначают так, чтобы верх нижней запруды был расположен примерно на уровне дна выше расположенной плотины Ниже запруды на расстоянии 2—3 м дно оврага укрепляют мощением или каменной наброской
Важное значение для закрепления оврагов и прекращения их размыва имеет посадка у верховьев оврага, вблизи его склонов и берегов деревьев и кустарников полосой шириной не менее 15—20 м РИйв^СоГы7нТаеХ"ПР°ТИ' (Рис- XXX 6). В зависимости от
/-полоса луга <3-10 м>; г - кустарнике- КЛИМаТИЧвСКИХ УСЛОВИИ МСС.ТНОСТИ вые посадки на водоподводящих лощичак; МОГУТ быТЬ Применены Д\'б, ЯСеИЬ, 3 — древесно-кустарннковые посадки (20— ^
(на песках), из кустарников — акация, жимолость, смородина, терн, шиповник и др. В пределах полосы насаждений развивается травянистый покров, укрепляющий своей корневой системой верхние слои почвы, задерживающий влагу и тем самым уменьшающий сток воды в овраг. После проведения активных мероприятий по борьбе с ростом и размывом оврага рекомендуется насаждать лес по склонам и в русле самого оврага для оконча!ельного его закрепления.
Закрепление придорожных оврагов требует ряда лет. Начатое строителями, оно завершается уже в процессе эксплуатации дороги.
Проект активных мероприятий по укреплению оврагов разрабатывают на основе данных, собранных в процессе изысканий, в увязке с планами местных сельскохозяйственных организаций. Необходимо иметь детальный план оврага и прилегающей водосборной площади в масштабе 1 : 2000 — 1 : 5000 в горизонталях.
- Глава XVIII Общие сведения о переходах через водотоки
- § XVIII.1. Основные понятия. Виды переходов через водотоки
- § XVII 1.3. Речные долины и русла рек. Типы питания рек
- Глава XIX Гидрологические расчеты при проектировании мостовых переходов
- § XIX. 1. Задачи и принципы гидрологических расчетов
- § XIX.2. Методика прогноза максимальных расходов воды в реках
- § XIX.3. Определение уровней воды и скоростей течения, соответствующих максимальным расходам
- Глава XX Расчет отверстий больших и средних мостов
- § XX.1. Основные положения расчета отверстии мостов
- § XX.2. Учет природных деформации русел при проектировании мостовых переходов
- § XX 5. Расчет размывов на пойменных участках отверстий мостов
- § XX.7. Расчет отверстии больших и средних мостов
- 1. Если глубина заложения подошвы фундамента назначается но глубине залегания прочных пород, используемых в качестве основания 72
- Глава XXI Проектирование подходов к мостам и регуляционных сооружений
- § XXI. 1. Условия работы поименных насыпей
- § XXI.2. Проектирование поименных насыпей
- § XXI.3. Задачи и принципы регулирования рек у мостов
- § XXI,4. Конструкции регуляционных сооружений
- Глава xxiг
- § XXII. 1. Виды проектно-изыскательских работ
- § XXII 3. Требования к техническому проекту
- § XXII.5. Рабочие чертежи
- § XXI 1.7. Использование при проектировании автомобильных дорог электронно-вычислительных машин
- Глава XXIII Изыскания автомобильных дорог
- § XXIII.1. Организация работы изыскательской
- § Xx111.2. Проложение трассы на местности
- Масштаб 1.1000 Сечение горизонталей через I м V
- Глава XXIV Сравнение вариантов автомобильных дорог1
- § XXIV. 1. Сравнение вариантов дороги по строительным и эксплуатационным затратам
- § XXIV.2. Оценка вариантов автомобильных дорог, по пропускной способности
- Глава XXV
- § XXV. 1. Стереомодель местности
- Глава XXVI Технические изыскания мостовых переходов
- § XXVI. 1. Задачи и состав изыскании
- § XXVI.2. Подготовительные работы
- § XXVI.4. Гидрометрические работы
- § XXVI.5. Гидрологические работы
- § XXVI.6. Инженерно-геологические работы
- § XXVI.?. Особенности изысканий для реконструкции мостовых переходов
- § XXVI.8. Состав проекта мостового перехода
- Глава I содержит анализ режима реки на основе подробного описания характеристик водотока как топографических и метеорологических, так и гидрологических.
- Глава IV содержит результаты инженерно-геологических работ, имеющих первостепенное значение для выбора схемы сооружений перехода.
- Глава XXVII
- § XXVII.!. Особенности реконструкции дорог
- § XXVII.2. Прогнозирование интенсивности движения на реконструируемой дороге
- § XXVI 1.3. Технические изыскания при реконструкции дорог
- § XXVII.5. Реконструкция дороги в плане и продольном профиле
- § XXVII.6. Реконструкция дороги в поперечном профиле
- § XXVI 1.7. Мероприятия по устранению пучин
- § XXVII.8. Реконструкция и усиление дорожиой одежды
- Глава XXVIII Проектирование дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII. 1. Особенности проложения трассы в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII 2 конструкция земляного полотна дорог в районах вечной мерзлоты
- Проектирование дорог в заболоченных районах
- § XXIX.1. Образование, характеристика и виды болот
- § XXIX.2. Проложение трассы в болотистых районах
- § XXIX.3. Обследование болот при трассировании дороги
- § XXIX.4. Конструкция земляного полотна " на болотах
- Глава XXX
- § XXX. 1. Эрозия почв и образование оврагов
- § XXX.2. Трассирование дорог в зоне оврагов
- § XXX.3. Устройство плотин на пересечениях оврагов
- Глава XXXI Проектирование дорог в карстовых районах
- § XXXI.1. Карстовые процессы
- § XXXI.2. Проектирование дорог в карстовых районах
- Глава XXXII Проектирование дорог в горной местности
- § XXXII.1. Особенности горных районов
- § XXXII.2. Устойчивость горных склонов
- § XXXI 1.4. Развитие линии по склонам и перевальные дороги
- § XXXII.5. Проектирование серпантин
- § XXXI 1.6. Тоннели
- § XXXII.7. Продольный профиль горных дорог
- § XXXII.8. Поперечные профили горных дорог
- § XXXII.9. Проложение дороги по участкам осыпей и камнепадов
- § XXXII.10. Пересечение селевых выносов
- § XXXII.12. Защита дорог от лавин
- 1Ранииа распространения воздушной волны; сплошная линия — первый вариант трассы. Иупк1нрная линия — второй вариант трассы; 11л — прыгающая лавина. Лл — лотковая лалцт
- § XXXII.13. Особенности проектирования автомобильных дорог в сейсмических районах
- Глава XXXIII Проектирование автомобильных дорог в засушливых районах
- § XXXIII.1. Особенности засушливых районов.
- Глава XXXIV Особенности проектирования автомобильных магистралей
- § XXXIV. 1. Технические условия на проектирование автомобильных магистралей
- Глава XXXV Оборудование и благоустройство дорог
- § XXXV.1. Комплекс мероприятий по обслуживанию движения
- § XXXV.2. Средства информации водителей об условиях движения. Ограждения и направляющие устройства
- § XXXVI.1. Планировка уличной сети и элементы городских улиц
- § XXXVI 2. Поперечные профили улиц
- § XXXVI.4. Горизонтальная и вертикальная планировки
- § XXXVI.5. Проектирование перекрестков и городских площадей
- § XXXVI 7. Подходы к городским мостам
- § XXXVI.8. Планировка городских набережных
- 6Оглавление