§ XXVII.8. Реконструкция и усиление дорожиой одежды
Усиление дорожной одежды выполняют на основе тщательной проверки конструкции и. состояния одежды существующей дороги и расчетов необходимой толщины усилении. Расчеты ведут гемн же методами, как и вновь строящихся одежд, исходя из эквивалентного моду-
220
ля упругости существующей дорожной одежды, если она находится в удовлетворительном состоянии.
Многие старые дороги были построены без соблюдения правил размещения грунтов в насыпях и в очень низких отметках, не соответствующих климатическим и почвенно-грунтовым условиям местности. Усиливать одежду в этих условиях без изменения высоты насыпей нерационально. Поэтому должна быть предусмотрена предварительная досыпка земляного полотна. При значительном износе и неудовлетворительном состоянии тонкослойная старая одежда не представляет собой ценности и расходы на ее разборку не оправдываются стоимостью полученного материала. В этом случае насыпь отсыпают непосредственно на старое покрытие. Наиболее целесообразно, однако, чтобы старая одежда использовалась в качестве основания.
На участках дороги, где разборка старой одежды в связи с повышением бровки земляного полотна экономически оправдывается, материал старой одежды после кирковки сортируют и складывают в стороне. В дальнейшем его используют для слоев основания дорожной одежды, улучшая добавлением нового щебня или обработкой вяжущими материалами.
Если после соответствующего ремонта и усиления дорожная одежда будет отвечать требованиям перспективного движения, следует рассмотреть способы улучшения гидрогеологических условий земляного полотна путем углубления боковых канав и устройства канав для отвода воды з понижения местности. При высоком стоянии грунтовых вод должны быть запроектированы понижающие боковые дренажи.
Рис. ХХУП.9. Схема рычажного прогнбомера для измерения деформаций дорожных одежд: ^—установочные вингы прибора; 2 —станина прибора; 3— индикатор для измерения прогибов, укрепленный на неподвижной станине прибора; 4 — шарнир; 5 — рычаг; 6 — колес» испытательного автомобиля, 7 — стержень, опирающийся па покрытие: 8 — чаша прогиба дорожной одежды; Д — упругий прогиб дорожной одежды 8» 227
назна чинные меролр., я ти я по реконструкции | Утолшенио дорожной одежды | Разборка дере*" . ■< одежды, подъемнад'-'"я >огополотна 'ПН 7 ,,::!>но новой одежды | ||||||||||||||||||
Расчетная схема существующей, доротной одежды | Л, ему."' | а " ^ ^ й ^ | Л, ^^ п 0 ь3 КЗ гр | Л, __ по нг ^ щ н3 л | ||||||||||||||||
Е, исс/смг то Злюра прочности 1дд„ существующей воротной одежды 600 | С г^р Е.ю/1 | ■ | | |||||||||||||||||||
Тин местности | 2 | 1 | 3 | 2 I * | ||||||||||||||||
грцппа грунта | в 1 г | Б | А | В I- г | 0 | С | ||||||||||||||
но'-строниия в'.мня нога псо/пка | сз <- | Существующая | 0.8 | ОЛ | 0,6 I 0,2 | 0.6 | ||||||||||||||
ТребретсаСНиП | 0.8 | 1,0 | Ь,6~\ 05 | О.з | 1,2 И 08 | 1,01 а | ||||||||||||||||
Выемка.м |
|
|
| |||||||||||||||||
Состояние сч'гдестдующеа едь тды | Деформированное | Прочное | II | 1 ^ 11 «а | Деформированное | К® | ||||||||||||||
Модуль упругости грунта, нес/см' | Прини'оый по шаблонам |
| 400 |
| 280 |
| ||||||||||||||
По результатом измерении | 250 | 180 | 300 |
| 220 | 180 | 200 |
| от| 110 |
Рис. XXVII.10. График прочности дорожной одежды: об — асфальтобетон, щ — щебень; п — песок, гр — гравий; по—поверхностей обработка Виды грунта А — легкпя супесь; Б — супесь. В— суг^ииоч, Г—пылеватый суглинок
рожных одежд путем измерения рычажными прогибомерами (рис. XXVII.9) их про!ибов при наезде колеса автомобиля.
Рычажный прогибомер состоит из опорной рамы и укрепленного - на ней шарнира длинного рычага с соотношением плеч 1:1 Прибор устанавливают на покрытии вдоль дороги таким образом, чтобы вертикальный измерительный стержень на конце рычага опирался на покрытие между спаренными шинами стоящего на покрытии автомобиля, соответствующего расчетной нагрузке. На другой конец рычага опирается стержень индикатора, установленного на опорной раме. Размеры прогибомера таковы, что опорная рама находится за предела- ■г.:и чаши прогиба от нагрузки.
После снятия начального огсчега по индикатору автомобиль отъезжает на 5—7 м и измерительный стержень оказывается за пределами новой чаши прогиба покрытия, Через 4—5 мин, когда упругий прогиб дорожной одежды восстанавливается, берут второй отсчет по индикатору. Разность отсчетов равна упругому прогибу одежды.
Быстрота проведения испытаний (в день можно сделать 80—100 измерений) дает возможность испытать весной в период оттаивания и наибольшего снижения прочности одежды участки дороги большего 2.28 протяжения. В настоящее время созданы установки, смонтированные на автомобилях, которые дают возможность измерять прогибы дорожной одежды непрерывно при проезде с малой скоростью.
Фактический общий модуль упругости дорожной одежды определяют по формуле
('р'2) , (XXVII.5)
где р — давление на покрытие; / — упругий прогиб; О — диаметр круга, равновеликого площади контакта автомобиля с покрытием; — коэффициент Пуассона, принимаемый равным 0,3.
Определяя по табл. XV,?, XV.8 требуемую величину модуля упруюстн для одежды с покрытием намечаемого типа при перспективном движении, проектируют необходимое усиление одежды. Для этого, зная Е1Реб и Д0бщ, необходимо найти толщину дополни тельного слоя утолщения.
На основе этих исследований вычерчивают эпюру прочности существующей дорожной одежды (рис. XXVII. 10). Показав на ней требуемый эквивалентный модуль деформации дорожной одежды, устанавливают участки, па которых требуется усиление одежды.
Уширение одежды выполняют полосами, разбирая существующую одежду у края покрытия на 10—20 см. На ушнрениях проектируют равнопрочную одежду с существующей, причем должен быть обеспечен отвод воды из дренирующих слоев одежды.
Поскольку конструкция и состояние дорожной одежды существующей дороги могут значительно различаться на протяжении дороги, способы реконструкции также могут быть разными. Необходимо, однако, стремиться к использованию одного оборудования, вида применяемых материалов, и однотипности технологических процессов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
АII е с т яп В К., Шак А М.Яковлев Ю М Испытание и оценка прочности нежестких дорожных одежд М., «Транспорт», 1977. 102 с.
Обследование траиспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог. М «Высшая школа», 1970 209 с. Авт.: В. Ф Бэбков О А. Ди- вочкин, В. С. Порожняков и др.
Реконструкция автомобильных дорог М , «Транспорт», 1978 263 с, Авт.: В. Ф. Бабков, В. М, Могилевич, В. К. Некрасов и др,Раздел восьмой
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОРОГ в сложных ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ
- Глава XVIII Общие сведения о переходах через водотоки
- § XVIII.1. Основные понятия. Виды переходов через водотоки
- § XVII 1.3. Речные долины и русла рек. Типы питания рек
- Глава XIX Гидрологические расчеты при проектировании мостовых переходов
- § XIX. 1. Задачи и принципы гидрологических расчетов
- § XIX.2. Методика прогноза максимальных расходов воды в реках
- § XIX.3. Определение уровней воды и скоростей течения, соответствующих максимальным расходам
- Глава XX Расчет отверстий больших и средних мостов
- § XX.1. Основные положения расчета отверстии мостов
- § XX.2. Учет природных деформации русел при проектировании мостовых переходов
- § XX 5. Расчет размывов на пойменных участках отверстий мостов
- § XX.7. Расчет отверстии больших и средних мостов
- 1. Если глубина заложения подошвы фундамента назначается но глубине залегания прочных пород, используемых в качестве основания 72
- Глава XXI Проектирование подходов к мостам и регуляционных сооружений
- § XXI. 1. Условия работы поименных насыпей
- § XXI.2. Проектирование поименных насыпей
- § XXI.3. Задачи и принципы регулирования рек у мостов
- § XXI,4. Конструкции регуляционных сооружений
- Глава xxiг
- § XXII. 1. Виды проектно-изыскательских работ
- § XXII 3. Требования к техническому проекту
- § XXII.5. Рабочие чертежи
- § XXI 1.7. Использование при проектировании автомобильных дорог электронно-вычислительных машин
- Глава XXIII Изыскания автомобильных дорог
- § XXIII.1. Организация работы изыскательской
- § Xx111.2. Проложение трассы на местности
- Масштаб 1.1000 Сечение горизонталей через I м V
- Глава XXIV Сравнение вариантов автомобильных дорог1
- § XXIV. 1. Сравнение вариантов дороги по строительным и эксплуатационным затратам
- § XXIV.2. Оценка вариантов автомобильных дорог, по пропускной способности
- Глава XXV
- § XXV. 1. Стереомодель местности
- Глава XXVI Технические изыскания мостовых переходов
- § XXVI. 1. Задачи и состав изыскании
- § XXVI.2. Подготовительные работы
- § XXVI.4. Гидрометрические работы
- § XXVI.5. Гидрологические работы
- § XXVI.6. Инженерно-геологические работы
- § XXVI.?. Особенности изысканий для реконструкции мостовых переходов
- § XXVI.8. Состав проекта мостового перехода
- Глава I содержит анализ режима реки на основе подробного описания характеристик водотока как топографических и метеорологических, так и гидрологических.
- Глава IV содержит результаты инженерно-геологических работ, имеющих первостепенное значение для выбора схемы сооружений перехода.
- Глава XXVII
- § XXVII.!. Особенности реконструкции дорог
- § XXVII.2. Прогнозирование интенсивности движения на реконструируемой дороге
- § XXVI 1.3. Технические изыскания при реконструкции дорог
- § XXVII.5. Реконструкция дороги в плане и продольном профиле
- § XXVII.6. Реконструкция дороги в поперечном профиле
- § XXVI 1.7. Мероприятия по устранению пучин
- § XXVII.8. Реконструкция и усиление дорожиой одежды
- Глава XXVIII Проектирование дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII. 1. Особенности проложения трассы в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII 2 конструкция земляного полотна дорог в районах вечной мерзлоты
- Проектирование дорог в заболоченных районах
- § XXIX.1. Образование, характеристика и виды болот
- § XXIX.2. Проложение трассы в болотистых районах
- § XXIX.3. Обследование болот при трассировании дороги
- § XXIX.4. Конструкция земляного полотна " на болотах
- Глава XXX
- § XXX. 1. Эрозия почв и образование оврагов
- § XXX.2. Трассирование дорог в зоне оврагов
- § XXX.3. Устройство плотин на пересечениях оврагов
- Глава XXXI Проектирование дорог в карстовых районах
- § XXXI.1. Карстовые процессы
- § XXXI.2. Проектирование дорог в карстовых районах
- Глава XXXII Проектирование дорог в горной местности
- § XXXII.1. Особенности горных районов
- § XXXII.2. Устойчивость горных склонов
- § XXXI 1.4. Развитие линии по склонам и перевальные дороги
- § XXXII.5. Проектирование серпантин
- § XXXI 1.6. Тоннели
- § XXXII.7. Продольный профиль горных дорог
- § XXXII.8. Поперечные профили горных дорог
- § XXXII.9. Проложение дороги по участкам осыпей и камнепадов
- § XXXII.10. Пересечение селевых выносов
- § XXXII.12. Защита дорог от лавин
- 1Ранииа распространения воздушной волны; сплошная линия — первый вариант трассы. Иупк1нрная линия — второй вариант трассы; 11л — прыгающая лавина. Лл — лотковая лалцт
- § XXXII.13. Особенности проектирования автомобильных дорог в сейсмических районах
- Глава XXXIII Проектирование автомобильных дорог в засушливых районах
- § XXXIII.1. Особенности засушливых районов.
- Глава XXXIV Особенности проектирования автомобильных магистралей
- § XXXIV. 1. Технические условия на проектирование автомобильных магистралей
- Глава XXXV Оборудование и благоустройство дорог
- § XXXV.1. Комплекс мероприятий по обслуживанию движения
- § XXXV.2. Средства информации водителей об условиях движения. Ограждения и направляющие устройства
- § XXXVI.1. Планировка уличной сети и элементы городских улиц
- § XXXVI 2. Поперечные профили улиц
- § XXXVI.4. Горизонтальная и вертикальная планировки
- § XXXVI.5. Проектирование перекрестков и городских площадей
- § XXXVI 7. Подходы к городским мостам
- § XXXVI.8. Планировка городских набережных
- 6Оглавление