§ XXVI.5. Гидрологические работы
При малом числе лет наблюдений на постоянном водомерном посту многие высокие горизонты воды могут оказаться незафиксированными, В этом случае гидрологическую характеристику водотока можно существенно уточнить, определив отметки высоких горизонтов воды путем осмотра следов прохода половодья на местности с последующей их нивелировкой или опросом жителей приречных населенны
х
пунктов, в памяти которых сохранились данные о последствиях катастрофического половодья на реке. Во многих случаях на зданиях, сооружениях и т. и. также могут быть найдены отметки прохода высокою половодья.
Признаками высокого подъема уровня воды являются прежде всего отложения на берегах пойменных участков реки различных предметов (сучьев, стволов и т. п.), принесенных водой при подъеме уровня и оставшихся па берегу при спаде его. Достоверными такие следы можно считать лишь в том случае, если эти предметы обнаружены в большом количестве иа значительном протяжении, а отметки местности, где эти предметы находятся, оказываются устойчивыми. Такие следы сохраняются относительно малое количество лет. Значительно лучше сохраняются следы, оставляемые водой на размываемых берегах или на каменистых прибрежных скалах. На размываемых берегах ясно видны подмывы грунта, а на скалах смачиваемая часть отличается по цвету от верхней, несмачиваемой. Наконец, иногда можно судить о высоких половодьях по общей конфигурации разлива реки, В этом случае ситуационные особенности отдельных участков речной долины могут показать, до какого уровня покрывалась водой прибрежная территория.
Опрашивая старожилов о сохранившихся в их памяти случаях исключительно высокого половодья, следует проверять достоверность сообщаемых сведений обязательным сопоставлением отдельных указаний, связывая показанные следы половодья нивелировкой и тщательно осматривая строения и сооружения, к которым обычно приурочены показания. Необходимо убедиться в отсутствии просадок фундаментов домов или других их повреждений, которые могут сильно исказить сведения о половодьях. Опрос старожилов оформляют актами.
Для проектирования элементов сооружений мостового перехода необходимо знать ие только наивысшие годовые уровни, но и другие характеристики водотока. При отсутствии данных длительных наблюдений в месге перехода такие характеристики следует установить сличением материалов наблюдений водомерных постов ниже и выше места перехода реки (если такие посты имеются) или опросом местных работников и жителей, а некоторые данные собран во время работы водомерных постов, установленных при подготовке к изысканиям мостового перехода. К таким сведениям относятся данные об интенсивности и продолжительности ледохода, размерах льдин и толщине ледяного покрова реки, о характерных горизонтах воды. Желательно собрать также данные о самых ранних, поздних и средних датах наступления отдельных фаз режима реки.
В процессе проведения изыскательских работ приходится обследовать существующие мостовые переходы иа водотоке и устанавливать траектории судов и плотов, если река используется для перевозок грузов и сплава.Обследование существующих мостовых переходов позволяет представить будущие условия эксплуатации проектируемого мостового перехода. Удается получить реальные данные о скоростях течения у сооружений во время высоких половодий, о развитии волн у поймен- 208 ных насыпей, о развитии местных размывов, об эффективности ушн- рения русла и т. д. В ряде случаев, анализируя величины общих размывов, уже развившихся иод существующими мостами, можно составить без гидрометрических работ ясное представление о распределении расхода между руслом и поймами. Конечно, использование всех этих данных для проектирования нового мостового перехода должно сопровождаться анализом отличия условий работы обследованных мостовых переходов от проектируемого. Чаще всего только русловые условия довольно однообразны на значительном протяжении реки. Другие характеристики реки: залегание и состав коренных пород, амплитуда колебания уровня воды и ширина речной долины, т. е. ширина пойм, могут меняться даже на участке небольшой длины.
Траектории речных судов и плотов устанавливают описанным выше одноточечным методом с единственного пункта, высоко поднятого над уровнем воды. Для нанесения траектории на план следует навести крест нитей на уровень воды непосредственно у плывущего предмета.
- Глава XVIII Общие сведения о переходах через водотоки
- § XVIII.1. Основные понятия. Виды переходов через водотоки
- § XVII 1.3. Речные долины и русла рек. Типы питания рек
- Глава XIX Гидрологические расчеты при проектировании мостовых переходов
- § XIX. 1. Задачи и принципы гидрологических расчетов
- § XIX.2. Методика прогноза максимальных расходов воды в реках
- § XIX.3. Определение уровней воды и скоростей течения, соответствующих максимальным расходам
- Глава XX Расчет отверстий больших и средних мостов
- § XX.1. Основные положения расчета отверстии мостов
- § XX.2. Учет природных деформации русел при проектировании мостовых переходов
- § XX 5. Расчет размывов на пойменных участках отверстий мостов
- § XX.7. Расчет отверстии больших и средних мостов
- 1. Если глубина заложения подошвы фундамента назначается но глубине залегания прочных пород, используемых в качестве основания 72
- Глава XXI Проектирование подходов к мостам и регуляционных сооружений
- § XXI. 1. Условия работы поименных насыпей
- § XXI.2. Проектирование поименных насыпей
- § XXI.3. Задачи и принципы регулирования рек у мостов
- § XXI,4. Конструкции регуляционных сооружений
- Глава xxiг
- § XXII. 1. Виды проектно-изыскательских работ
- § XXII 3. Требования к техническому проекту
- § XXII.5. Рабочие чертежи
- § XXI 1.7. Использование при проектировании автомобильных дорог электронно-вычислительных машин
- Глава XXIII Изыскания автомобильных дорог
- § XXIII.1. Организация работы изыскательской
- § Xx111.2. Проложение трассы на местности
- Масштаб 1.1000 Сечение горизонталей через I м V
- Глава XXIV Сравнение вариантов автомобильных дорог1
- § XXIV. 1. Сравнение вариантов дороги по строительным и эксплуатационным затратам
- § XXIV.2. Оценка вариантов автомобильных дорог, по пропускной способности
- Глава XXV
- § XXV. 1. Стереомодель местности
- Глава XXVI Технические изыскания мостовых переходов
- § XXVI. 1. Задачи и состав изыскании
- § XXVI.2. Подготовительные работы
- § XXVI.4. Гидрометрические работы
- § XXVI.5. Гидрологические работы
- § XXVI.6. Инженерно-геологические работы
- § XXVI.?. Особенности изысканий для реконструкции мостовых переходов
- § XXVI.8. Состав проекта мостового перехода
- Глава I содержит анализ режима реки на основе подробного описания характеристик водотока как топографических и метеорологических, так и гидрологических.
- Глава IV содержит результаты инженерно-геологических работ, имеющих первостепенное значение для выбора схемы сооружений перехода.
- Глава XXVII
- § XXVII.!. Особенности реконструкции дорог
- § XXVII.2. Прогнозирование интенсивности движения на реконструируемой дороге
- § XXVI 1.3. Технические изыскания при реконструкции дорог
- § XXVII.5. Реконструкция дороги в плане и продольном профиле
- § XXVII.6. Реконструкция дороги в поперечном профиле
- § XXVI 1.7. Мероприятия по устранению пучин
- § XXVII.8. Реконструкция и усиление дорожиой одежды
- Глава XXVIII Проектирование дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII. 1. Особенности проложения трассы в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII 2 конструкция земляного полотна дорог в районах вечной мерзлоты
- Проектирование дорог в заболоченных районах
- § XXIX.1. Образование, характеристика и виды болот
- § XXIX.2. Проложение трассы в болотистых районах
- § XXIX.3. Обследование болот при трассировании дороги
- § XXIX.4. Конструкция земляного полотна " на болотах
- Глава XXX
- § XXX. 1. Эрозия почв и образование оврагов
- § XXX.2. Трассирование дорог в зоне оврагов
- § XXX.3. Устройство плотин на пересечениях оврагов
- Глава XXXI Проектирование дорог в карстовых районах
- § XXXI.1. Карстовые процессы
- § XXXI.2. Проектирование дорог в карстовых районах
- Глава XXXII Проектирование дорог в горной местности
- § XXXII.1. Особенности горных районов
- § XXXII.2. Устойчивость горных склонов
- § XXXI 1.4. Развитие линии по склонам и перевальные дороги
- § XXXII.5. Проектирование серпантин
- § XXXI 1.6. Тоннели
- § XXXII.7. Продольный профиль горных дорог
- § XXXII.8. Поперечные профили горных дорог
- § XXXII.9. Проложение дороги по участкам осыпей и камнепадов
- § XXXII.10. Пересечение селевых выносов
- § XXXII.12. Защита дорог от лавин
- 1Ранииа распространения воздушной волны; сплошная линия — первый вариант трассы. Иупк1нрная линия — второй вариант трассы; 11л — прыгающая лавина. Лл — лотковая лалцт
- § XXXII.13. Особенности проектирования автомобильных дорог в сейсмических районах
- Глава XXXIII Проектирование автомобильных дорог в засушливых районах
- § XXXIII.1. Особенности засушливых районов.
- Глава XXXIV Особенности проектирования автомобильных магистралей
- § XXXIV. 1. Технические условия на проектирование автомобильных магистралей
- Глава XXXV Оборудование и благоустройство дорог
- § XXXV.1. Комплекс мероприятий по обслуживанию движения
- § XXXV.2. Средства информации водителей об условиях движения. Ограждения и направляющие устройства
- § XXXVI.1. Планировка уличной сети и элементы городских улиц
- § XXXVI 2. Поперечные профили улиц
- § XXXVI.4. Горизонтальная и вертикальная планировки
- § XXXVI.5. Проектирование перекрестков и городских площадей
- § XXXVI 7. Подходы к городским мостам
- § XXXVI.8. Планировка городских набережных
- 6Оглавление