logo
Бабков

§ XXVI.5. Гидрологические работы

При малом числе лет наблюдений на постоянном водомерном посту многие высокие горизонты воды могут оказаться незафиксированными, В этом случае гидрологическую характеристику водотока можно су­щественно уточнить, определив отметки высоких горизонтов воды пу­тем осмотра следов прохода половодья на местности с последую­щей их нивелировкой или опросом жителей приречных населенны

х

пунктов, в памяти которых сохранились данные о последствиях ката­строфического половодья на реке. Во многих случаях на зданиях, сооружениях и т. и. также могут быть найдены отметки прохода вы­сокою половодья.

Признаками высокого подъема уровня воды являются прежде все­го отложения на берегах пойменных участков реки различных пред­метов (сучьев, стволов и т. п.), принесенных водой при подъеме уровня и оставшихся па берегу при спаде его. Достоверными такие следы мож­но считать лишь в том случае, если эти предметы обнаружены в боль­шом количестве иа значительном протяжении, а отметки местности, где эти предметы находятся, оказываются устойчивыми. Такие следы сохраняются относительно малое количество лет. Значительно лучше сохраняются следы, оставляемые водой на размываемых берегах или на каменистых прибрежных скалах. На размываемых берегах ясно видны подмывы грунта, а на скалах смачиваемая часть отличается по цвету от верхней, несмачиваемой. Наконец, иногда можно судить о высоких половодьях по общей конфигурации разлива реки, В этом случае ситуационные особенности отдельных участков речной долины могут показать, до какого уровня покрывалась водой прибрежная тер­ритория.

Опрашивая старожилов о сохранившихся в их памяти случаях исключительно высокого половодья, следует проверять достоверность сообщаемых сведений обязательным сопоставлением отдельных ука­заний, связывая показанные следы половодья нивелировкой и тща­тельно осматривая строения и сооружения, к которым обычно приуро­чены показания. Необходимо убедиться в отсутствии просадок фун­даментов домов или других их повреждений, которые могут сильно ис­казить сведения о половодьях. Опрос старожилов оформляют актами.

Для проектирования элементов сооружений мостового перехода необходимо знать ие только наивысшие годовые уровни, но и другие характеристики водотока. При отсутствии данных длительных наблю­дений в месге перехода такие характеристики следует установить сличением материалов наблюдений водомерных постов ниже и выше места перехода реки (если такие посты имеются) или опросом местных работников и жителей, а некоторые данные собран во время работы водомерных постов, установленных при подготовке к изысканиям мос­тового перехода. К таким сведениям относятся данные об интенсивности и продолжительности ледохода, размерах льдин и толщине ледяного покрова реки, о характерных горизонтах воды. Желательно собрать также данные о самых ранних, поздних и средних датах наступления отдельных фаз режима реки.

В процессе проведения изыскательских работ приходится обсле­довать существующие мостовые переходы иа водотоке и устанавливать траектории судов и плотов, если река используется для перевозок грузов и сплава.Обследование существующих мостовых переходов позволяет пред­ставить будущие условия эксплуатации проектируемого мостового пе­рехода. Удается получить реальные данные о скоростях течения у со­оружений во время высоких половодий, о развитии волн у поймен- 208 ных насыпей, о развитии местных размывов, об эффективности ушн- рения русла и т. д. В ряде случаев, анализируя величины общих раз­мывов, уже развившихся иод существующими мостами, можно соста­вить без гидрометрических работ ясное представление о распределе­нии расхода между руслом и поймами. Конечно, использование всех этих данных для проектирования нового мостового перехода должно сопровождаться анализом отличия условий работы обследованных мостовых переходов от проектируемого. Чаще всего только русловые условия довольно однообразны на значительном протяжении реки. Другие характеристики реки: залегание и состав коренных пород, амп­литуда колебания уровня воды и ширина речной долины, т. е. ширина пойм, могут меняться даже на участке небольшой длины.

Траектории речных судов и плотов устанавливают описанным выше одноточечным методом с единственного пункта, высоко поднятого над уровнем воды. Для нанесения траектории на план следует навести крест нитей на уровень воды непосредственно у плывущего предмета.