§ XXX.3. Устройство плотин на пересечениях оврагов
При пересечении автомобильной дорогой небольших оврагов,когда высота насыпи не превышает 10—12 м, в степных и лесостепных районах европейской части СССР целесообразно устраивать пруды и водоемы. Устройство придорожного водохранилища должно быть обосновано гидрологическими расчетами, доказывающими возможность накопления в нем во время весеннего паводка количества воды, обеспечивающего потребление в течение лета
При устройстве придорожного водохранилища овраг пересекают дорогой в наиболее узком месте по возможности перпендикулярно к общему его направлению. При изысканиях по оси перехода закладывают через 20—25 м буровые скважины на глубину 10 м и шурфы для исследования поверхностных слоев грунта. В пределах зоны затопления должны быть заложены одна—две буровые скважины. При сильно водопроницаемых лёссовых или песчаных грунтах водохранилище на суходолах создать невозможно.
Подпорный юр1нонг водохранилища назначают исходя из целесообразного затопления местности зеркалом водохранилища. Бровка плотины должна возвышаться над ним на 0,75—1,0 м. Ширину плотины поверху принимают равной ширине земляного полотна дороги.
Для отсыпки плотин могут быть использованы местные грунты — глины, суглинки и супеси.
Верховой откос со стороны пруда укрепляют одиночным или двойным мощением на щебне, каменной наброской в плетневых клетках на слое гравия. Низовой откос укрепляют одериовкой, засевом трав, реже мощением.
Поперечный профиль земляной насыпной плотины (рис. XXX.7) отличается от дорожной насыпи лишь более пологими откосами, крутизна которых в зависимости от высоты насыпи и рода грунта приведена в табл. XXX .1.
Откос Верховой Низовой с | ! :2 1 : 1,5 | 1 : 2—1 : 2,5 1 : 2 | 1 : 2,5 1 : 1,75 | 1 : 2,5—1 : 3 1:2 | 1:3 Ы ,75 | 1:3 1:2 |
дренажом Низовой б.з | Ы ,75 | 1:2 | 1:2 | 1 I 2,25 | 1 :2,25 | 1 : 2,25 |
дренажа |
|
|
|
|
|
|
Наиболее часто устраивают плотину из однородного тщательно уплотненного грунта (рис XXX.7, а). При опасности фильтрации через основание плотины должен быть устроен противофильтрационпый зуб, а если плотина отсыпана из песка, —экран из глины, суглинка или торфа со степенью разложепности 50% и более. Если неглубоко от основания плотины находятся водонепроницаемые грунты, из которых отсыпана и сама плотина, для предотвращения опасности фильтрации в ее теле закладывают водонепроницаемое ядро из глинистых грунтов с. коэффициентом фильтрации пе более Ю-4 см/с, которое должно входить в подстилающий грунт. Размер ядра определяют из условия, чтобы градиент потока в его пределах составлял 4 < / < 10.
Если кривая депрессии в теле плотины выходит на низовой откос или в зону сезонного промерзания, для предотвращения вымывания грунта закладывают дренаж, перехватывающий и отводящий воду. Его выполняют в виде горизонтальной каменной призмы, расположенной у подошвы низового откоса и отделенной от тела плотины слоями фильтрующего материала постепенно уменьшающейся крупности.
Таблица XXXЛ Коэффициент заложения откосов при расчетной высоте плотины | 5 | — 10 м | более 5 м | ||
Глинистые | Песчаные | Глинистые | Песчаные | Глинистые | Песчаные |
грунты | грунты | грунты | грунта | грунты | грунты |
Для сброса паводковых вод на уровне подпертого горизонта у крал плотины на плотном материковом грунте располагают мост,
Рис. ХХХ.7. Поперечные профили земляных плотин: а — из однородных грунтов, б — с противофильтрационным зубом; в — с экраном; г — с водонепроницаемым ядром. I — супесь, суглинок, 2—песок; 3 — экран. 4 — дренаж, 5 — водонепроницаемое ядро, о — протпвофилырационный зуб
рассчитанный на пропуск паводкового расхода. Не следует строить водоспускные сооружения шахтного типа в виде железобетонных труб с затвором во входном оголовке, поскольку, как показал опыт эксплуатации, не удается предотвратить фильтрацию в зоне соприкасания грунта и стенок трубы.
Предусматривая в проекте насыпь-плотину, необходимо учитывать, что ее постройка требует очень тщательного производства работ. Известно много случаев, когда простояв один-два года, плотины разрушались и восстановить водохранилище не удавалось. К строительству насыпей следует привлекать гидротехников. Необходимо обеспечить тщательное уплотнение грунта в теле плотины и в сопряжениях плотины с основанием и склонами оврага.
Основание, на котором возводится плотина, должно быть расчищено и уплотнено. Предварительно дерновый покров и поверхностные слои грунта с неразложившимися растениями и корнями, а также пронизанные ходами землеройных животных должны быть удалены или прорезаны водонепроницаемым зубом. Для сопряжения плотины с берегами оврагов отрывают траншеи, заполняемые материалом плотины с тщательным уплотнением. •
- Глава XVIII Общие сведения о переходах через водотоки
- § XVIII.1. Основные понятия. Виды переходов через водотоки
- § XVII 1.3. Речные долины и русла рек. Типы питания рек
- Глава XIX Гидрологические расчеты при проектировании мостовых переходов
- § XIX. 1. Задачи и принципы гидрологических расчетов
- § XIX.2. Методика прогноза максимальных расходов воды в реках
- § XIX.3. Определение уровней воды и скоростей течения, соответствующих максимальным расходам
- Глава XX Расчет отверстий больших и средних мостов
- § XX.1. Основные положения расчета отверстии мостов
- § XX.2. Учет природных деформации русел при проектировании мостовых переходов
- § XX 5. Расчет размывов на пойменных участках отверстий мостов
- § XX.7. Расчет отверстии больших и средних мостов
- 1. Если глубина заложения подошвы фундамента назначается но глубине залегания прочных пород, используемых в качестве основания 72
- Глава XXI Проектирование подходов к мостам и регуляционных сооружений
- § XXI. 1. Условия работы поименных насыпей
- § XXI.2. Проектирование поименных насыпей
- § XXI.3. Задачи и принципы регулирования рек у мостов
- § XXI,4. Конструкции регуляционных сооружений
- Глава xxiг
- § XXII. 1. Виды проектно-изыскательских работ
- § XXII 3. Требования к техническому проекту
- § XXII.5. Рабочие чертежи
- § XXI 1.7. Использование при проектировании автомобильных дорог электронно-вычислительных машин
- Глава XXIII Изыскания автомобильных дорог
- § XXIII.1. Организация работы изыскательской
- § Xx111.2. Проложение трассы на местности
- Масштаб 1.1000 Сечение горизонталей через I м V
- Глава XXIV Сравнение вариантов автомобильных дорог1
- § XXIV. 1. Сравнение вариантов дороги по строительным и эксплуатационным затратам
- § XXIV.2. Оценка вариантов автомобильных дорог, по пропускной способности
- Глава XXV
- § XXV. 1. Стереомодель местности
- Глава XXVI Технические изыскания мостовых переходов
- § XXVI. 1. Задачи и состав изыскании
- § XXVI.2. Подготовительные работы
- § XXVI.4. Гидрометрические работы
- § XXVI.5. Гидрологические работы
- § XXVI.6. Инженерно-геологические работы
- § XXVI.?. Особенности изысканий для реконструкции мостовых переходов
- § XXVI.8. Состав проекта мостового перехода
- Глава I содержит анализ режима реки на основе подробного описания характеристик водотока как топографических и метеорологических, так и гидрологических.
- Глава IV содержит результаты инженерно-геологических работ, имеющих первостепенное значение для выбора схемы сооружений перехода.
- Глава XXVII
- § XXVII.!. Особенности реконструкции дорог
- § XXVII.2. Прогнозирование интенсивности движения на реконструируемой дороге
- § XXVI 1.3. Технические изыскания при реконструкции дорог
- § XXVII.5. Реконструкция дороги в плане и продольном профиле
- § XXVII.6. Реконструкция дороги в поперечном профиле
- § XXVI 1.7. Мероприятия по устранению пучин
- § XXVII.8. Реконструкция и усиление дорожиой одежды
- Глава XXVIII Проектирование дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII. 1. Особенности проложения трассы в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII 2 конструкция земляного полотна дорог в районах вечной мерзлоты
- Проектирование дорог в заболоченных районах
- § XXIX.1. Образование, характеристика и виды болот
- § XXIX.2. Проложение трассы в болотистых районах
- § XXIX.3. Обследование болот при трассировании дороги
- § XXIX.4. Конструкция земляного полотна " на болотах
- Глава XXX
- § XXX. 1. Эрозия почв и образование оврагов
- § XXX.2. Трассирование дорог в зоне оврагов
- § XXX.3. Устройство плотин на пересечениях оврагов
- Глава XXXI Проектирование дорог в карстовых районах
- § XXXI.1. Карстовые процессы
- § XXXI.2. Проектирование дорог в карстовых районах
- Глава XXXII Проектирование дорог в горной местности
- § XXXII.1. Особенности горных районов
- § XXXII.2. Устойчивость горных склонов
- § XXXI 1.4. Развитие линии по склонам и перевальные дороги
- § XXXII.5. Проектирование серпантин
- § XXXI 1.6. Тоннели
- § XXXII.7. Продольный профиль горных дорог
- § XXXII.8. Поперечные профили горных дорог
- § XXXII.9. Проложение дороги по участкам осыпей и камнепадов
- § XXXII.10. Пересечение селевых выносов
- § XXXII.12. Защита дорог от лавин
- 1Ранииа распространения воздушной волны; сплошная линия — первый вариант трассы. Иупк1нрная линия — второй вариант трассы; 11л — прыгающая лавина. Лл — лотковая лалцт
- § XXXII.13. Особенности проектирования автомобильных дорог в сейсмических районах
- Глава XXXIII Проектирование автомобильных дорог в засушливых районах
- § XXXIII.1. Особенности засушливых районов.
- Глава XXXIV Особенности проектирования автомобильных магистралей
- § XXXIV. 1. Технические условия на проектирование автомобильных магистралей
- Глава XXXV Оборудование и благоустройство дорог
- § XXXV.1. Комплекс мероприятий по обслуживанию движения
- § XXXV.2. Средства информации водителей об условиях движения. Ограждения и направляющие устройства
- § XXXVI.1. Планировка уличной сети и элементы городских улиц
- § XXXVI 2. Поперечные профили улиц
- § XXXVI.4. Горизонтальная и вертикальная планировки
- § XXXVI.5. Проектирование перекрестков и городских площадей
- § XXXVI 7. Подходы к городским мостам
- § XXXVI.8. Планировка городских набережных
- 6Оглавление