§ XXXII.8. Поперечные профили горных дорог
Рис. XXXII 18. Схема устройства аварийного съезда с дороги: с! — план; б — продольный профиль; 1 — аварийный съезд; 2— песчаный вал
1.1,5 ЧИ.^,0 I НЬ<10 1} Рыхлые отложении ■>' т.т Г ЧТЛ-
.1.0-1,0
И1<Щ ЛШоШетрибанпиаяся , ^ скальная .порода ^ =■ „— мабобо&трива- ющаясп спальная порода.7Ш777Р77У/ф,
Рис. XXXII.19, Поперечные профили земляного полотна горных дорог в выемках: а — полунасыпь-полувыемка; б — дорога в полке при слабых кьтветрпз?ютчихС!1 породах; н—выемка в прочныл горных породах; г — ■ г Б слабых, лсгконыветриьающихся породах (с треугольными нанавачн н С канавами-резервами) 0 — выемка при пересечения скальных г.ород
Разнои прочности, е — выемки при пересечении г.ород разной прочности, /—граница полосы отвода-. 2 — нагорная канава, глубина по расчету, но не менее 06 м. 5—банкет, высота не более 0,6 м. 4 — уступы для устойчивости насыпной части-. 5 — укладываемый на откосы растительный грунт, 6 — бокоаои лоток, глубина не менее 0,3 и: 7 ~
уширенный кювет-транше
яНаиболее распространенным типом земляного полотна являются полунасыпи-полувыемки. Откосам насыпей и выемок придают заложение в соответствии с прочностью горных пород. Поскольку съезд с дороги потерявшего управляемость автомобиля в горной местности невозможен, на горных дорогах устраивают откосы максимальной крутизны, допускаемой слагающими их породами, устанавливая на обочинах надежные ограждения (см. § XXXV.2).
В изверженных породах более крутые откосы выемок назначают при сложении из плитообра-:ных отдельностей при редкой сетке вертикальных трещин, а также при столбчатых отдельностях, встречающихся в базальтах.
В осадочных породах допускаемая крутизна откоса в основном зависит от направления и угла падения пластов Если пласты имеют наклон к дороге, откосы выемок должны иметь крутизну мёныне наклона пластов.
При наклоне пластов в сторону от дороги или при их горизонтальном расположении откосы можно назначать близкими к вертикальным.
При изменении вида и строения породы по глубине выемки крутизну ее откосов назначают переменной (см. рис. XXXII. 16, е). Крутизну откосов принимают в соответствии с табл. XXX11.4.
Если откосы обладают прочностью, обеспечивающей устойчивость при большой крутизне заложения, но подвержены выветриванию, у их подошвы за боковой канавой устраивают полку, на которой скапливаются продукты выветривания.
Для назначения правильной крутизны откосов выемок особое значение имеют данные геологических обследований во время изысканий и наблюдения за крутизной и состоянием естественных обнажений и откосов на существующих дорогах.
При назначении крутизны откосов в скальных породах необходимо также учитывать предполагаемый способ производства работ. При разработке выемок взрывами зарядов большой мощности в глубоких минных колодцах и штольнях ранее монолитная прочная скала иа большом расстоянии от центра взрыва оказывается пронизанной густой сетью трещин. Это способствует ее интенсивному выветри- вани.о и осыпанию. В таких случаях даже в монолитных прочных
Таблица XXXII.4
За юженне откосов в горных породахГорные породы разрушенных в насыпях высотой от 1 до 6 м монолитных в нырмках
I : 0,2 1: 1—1 13
отсутствии трещин
1 : 0,5—1 1,5 I : 1,5
-
1 : 1,5 1 : 1,5 1 : 1—1 : 1,5 1 : 1,5
породах крутизну откосов нужно назначать применительно к трещиноватым породам. Следует также учитывать, что многие породы, например сланцы, аргиллиты, алевролиты и глинистые песчаники, обладающие в сухом состоянии достаточной прочностью, при увлажнении теряют ее и откосы интенсивно разрушаются.
Иа косогорах часто выклиниваются водопроницаемые слои, по которым происходит движение грунтовых вод. В этом случае предусматривают устройство перехватывающих дренажей (см. § VIII.3).
Канавы в скальных грунтах делают неглубокими, треугольного сечения с заложением внутреннего откоса 1 : З.В осыпающихся грунтах между откосом вцемки и наружной бровкой канавы устраивают берму шириной не менее 0,5 м, а канаве придают трапецеидальное очертание о откосами 1 : I—-1 : 0,5. Глубину и ширину канав по дну назначают по гидравлическому расчету, но не менее 0,3 м.
Расположение дороги на косогоре в полупасыпи-полувыемке с уравновешенными объемами выемки и насыпной части теоретически соответствует минимальным объемам работ. Однако при отсыпке насыпной части земляного полотна теряется много грунта, бесполезно скатывающегося вниз по крутым горным склонам. Разделка склона ступенями часто не обеспечивает достаточно надежной связи насыпи с естественным склоном. В результате осадки насыпной части земляного полотна, тщательное уп тотнение которой трудно осуществить, в покрытии иногда появляются продольные трещины. Поэшму в последнее время, особенно из дорогзх I—III категорий, откатываются от поперечных профилей по типу полунасыпи-полувыемки и размещают земляное полотно исключительно в открытой с одной стороны выемке — вырезаемой в косогоре своеобразной полке (рис. XXXII. 19, б). Поперечный профиль типа «полка», несмотря на увеличение объема земляных работ, обеспечивает полную устойчивость земляного полотна на устойчивых горных склонах.
И а крутых склонах при устройстве насыпи на косогоре объем земляных рабог значительно увеличивается, так как ее откос располагается под небольшим углом к склону. Поэтому при откосах 1 : 1,5 и круче прибегают к устройству подпорных стен, а при крутизне 1 : 3 до 1 : 2 — банкетов из сухой кладки. Банкет выкладывают пз камней иевыветриваюгцихся пород, крупностью до 0,4 м (рис. XXXII.20).
Подпорные стены делают из камня, бегона и железобетона. Их размеры назначают по расчету методами, излагаемыми в курсах строительной механики и механики грунтов.
В первом приближении толщину понизу поддерживающих подпорных стен из сухой каменной кладки можно определить по эмпирическим формулам:
стены у откосов выемок
где к1 — разиица между уровнями верхней бровки откоса выемки п верха подпорной стены;с юны у откосов насыпей
а <8
где Н — высота стены.
Ширина стены поверху составляет 0,8—1,0 м. Глубину заложения фундаментов подпорных стен принимают не менее 0,25 м в скальных породах, 0,5 м в дренирующих неводонасыщенных грунтах и половины глубины промерзания в переувлажненных грунтах.
Железобетонные подпорные степы уголкового профиля с вертикальной стенкой переменной толщины и с наклонной фундаментной плитой удобны при монтаже. Их использование устраняет необходимость в применении ручного труда, неизбежного при строительстве стенок из каменной кладки
В 1965 г. во Франции были предложены подпорные стены из армированного грунта Они с успехом были применены на автомобильных дорогах Канады, США, ФРГ и ряда других стран.
Рис. XXXII 20. Поперечные профили насыпей на устойчивых косогорах с уклоной круче I : 3.
а — с устройством каменного низового бапкеча, 0 — с подпорной сюион, I — граница полосы отвода; 2 — нагорная канава; 3 — лоток глубиной 0,3—0,5 м
ЗОЙ
Подпорную степу собирают из шпунтовых металлических полос или железобетонных элеменюв, от которых в тело грунтовой засыпки при прослойном ее возведении закладывают тонкие оцинкованные стальные или дюралюминиевые полосы толщиной 3 мм, шириной 60—120 мм и длиной до 25 м (рис. XXXII.21 и XXXII.22). Для засыпки применяют крупнозернистые, хорошо фильтрующие материалы, через которые вода просачивается не застаиваясь. Во Франции считают, что они не должны содержать более 15% частиц мельче 0,075 мм.
Значения коэффициента трения засыпки из песка и гравия со стальной арматурой составляют 0,45—0,50, причем увлажнение грунтов повышает сопротивление полос выдергиванию. При должном качестве гальванизации стальных полос срок их службы ■ в грунте оценивают не менее 50 лет. При расчете подпорных стен из армированного грунта полагают, что боковое давление групт'а на облицовку стены воспринимается сопротивлением трения полос о грунт за пределами призмы обрушения по Кулону. Количество, длина и сечение полос должны быть достаточны для того, чтобы их сопротивление разрыву и выдергиванию из грунта превышало боковое давление грунта на облицовку. Кроме того, армированную часть грунта проверяют на сдвиг
Рис. XXXII21. Конструкция подпорной стены нз армированного грунта: 1 — металлические шпунтовые полосы, образующие наружную поверхность подпорной стенки: 2 — закладываемые в грунт металлические полосы, удерживающие подпорную стенку; перекрытие засыпка стенки; 4 - полос на сгыьах Рис. XXXII22. Поперечный профиль автомобильной дороги па косогоре с двумя подпорными стенами из армированного грунта- 1 — основная дорога; 2 — вспомпгатетышД путь для прохода дорожных чашпв во время строительства: 3 — подпорные стенки т армирозапного грунта
передавая на откое 30}
как подпорные стены, а лишь прикрывают его,
Рис. XXXII,23. Примеры одевающих подпорных стенок? а и б — подпорные степчн с дренажной засыпкой; а —с заделкой з скальную породу: / — слабая скала; // — крепкая скала; 1 — одевающая стенка, ^—отверстия для выпуска воды; 3 —дренажная засыпка;
непроницаемая заделка
Рис. ХХХП.24. Схемы полумостов? а — эстакада вместо высокой насыпи на косогоре; б — полумост; в —сочетание полумоста
с насыпью;
ЕЭ5 Щ&щ
^ИсШОШП
'
V
Рис, ХХХП.25. Примеры конструкций балконов?
а — балкон на заделанных в скалу консольных балках; б —балкон «а железобетонных
опорах;
1 — несущая консоль; 2 — анкерный блок, 3 — забетонированные в буровых скважинах анкерные стержни а~2 см; 4 — выравнивающий слой бетона; о — подкладка: 6— продольные балки, 7— тротуарная плита; 8 — продольные балки, поддерживающие тротуарную Плиту; 9 — предварительно и (готовленные элементы; 10 — бетон, укладываемый на месте; //—слой изоляции; 12 — дорожная одежда; 13 — переходная плита; 14 — дренирующая &асыпка; 15 — скала; 1о — поверхностный слой груша; 17 — монолитная жеаезобегонная
опор
а
свой всс и защищая его 01 природных воздействий Поэтому одевающие стенки имеют меньшую толщину, чем подпорные. Их поперечное очертание зависит ог конфигурации защищаемого откоса (рис. XXXII.23). Наиболее целесообразно заднюю поверхность одевающих стенок делать прямой, чтобы стенки имели возможность независимой осадки, устраивая за ними дренажную прослойку с выпусками для отвода скапливающейся воды, которая при замерзании могла бы разрушать стенку. На сухих откосах стенки можно устраивать с заделкой уступов в скальную породу. В некоторых случаях, если трещиноватость распространяется па небольшую глубину, хорошие результаты дает уположение откосов.
Целесообразно использовать для устройства одевающих стенок сборные бетонные элементы. Во многих случаях можно ограничиваться обработкой повсрхности трещиноватых скальных откосов торкретированием, особенно с использованием аэрированных цементных растворов, хорошо проникающих в трещины.
При устройстве выемок на крутых косогорах в монолитных скальных грунтах можно оставлять нависающие над дорогой скальные выступы. Такой поперечный профиль называется полутоннелем.
На крутых горных склонах, где требуется значительная высота подпорных стен, для уменьшения объема работ устраивают эстакады и полумосты (рис. XXXII.24), в которых часть земляного полотна располагается на каменных или бетонных опорах, а на обрывистых скальных склонах — балконы — консольные конструкции, закрепленные в скалу, на которых частично размещается земляное полотно (рис. ХХХП.25). Устройство опор балконов с закреплением в отвес- пых стенках скальных обрывов сложно, и поэтому для поддержания консолей стремятся устраивать вертикальные опоры или подкосы.
Для отвода воды, притекающей к дороге с вышележащих склонов, устраивают нагорные канавы, располагаемые с верховой стороны на расстоянии не менее 6 м от бровки выемки.
- Глава XVIII Общие сведения о переходах через водотоки
- § XVIII.1. Основные понятия. Виды переходов через водотоки
- § XVII 1.3. Речные долины и русла рек. Типы питания рек
- Глава XIX Гидрологические расчеты при проектировании мостовых переходов
- § XIX. 1. Задачи и принципы гидрологических расчетов
- § XIX.2. Методика прогноза максимальных расходов воды в реках
- § XIX.3. Определение уровней воды и скоростей течения, соответствующих максимальным расходам
- Глава XX Расчет отверстий больших и средних мостов
- § XX.1. Основные положения расчета отверстии мостов
- § XX.2. Учет природных деформации русел при проектировании мостовых переходов
- § XX 5. Расчет размывов на пойменных участках отверстий мостов
- § XX.7. Расчет отверстии больших и средних мостов
- 1. Если глубина заложения подошвы фундамента назначается но глубине залегания прочных пород, используемых в качестве основания 72
- Глава XXI Проектирование подходов к мостам и регуляционных сооружений
- § XXI. 1. Условия работы поименных насыпей
- § XXI.2. Проектирование поименных насыпей
- § XXI.3. Задачи и принципы регулирования рек у мостов
- § XXI,4. Конструкции регуляционных сооружений
- Глава xxiг
- § XXII. 1. Виды проектно-изыскательских работ
- § XXII 3. Требования к техническому проекту
- § XXII.5. Рабочие чертежи
- § XXI 1.7. Использование при проектировании автомобильных дорог электронно-вычислительных машин
- Глава XXIII Изыскания автомобильных дорог
- § XXIII.1. Организация работы изыскательской
- § Xx111.2. Проложение трассы на местности
- Масштаб 1.1000 Сечение горизонталей через I м V
- Глава XXIV Сравнение вариантов автомобильных дорог1
- § XXIV. 1. Сравнение вариантов дороги по строительным и эксплуатационным затратам
- § XXIV.2. Оценка вариантов автомобильных дорог, по пропускной способности
- Глава XXV
- § XXV. 1. Стереомодель местности
- Глава XXVI Технические изыскания мостовых переходов
- § XXVI. 1. Задачи и состав изыскании
- § XXVI.2. Подготовительные работы
- § XXVI.4. Гидрометрические работы
- § XXVI.5. Гидрологические работы
- § XXVI.6. Инженерно-геологические работы
- § XXVI.?. Особенности изысканий для реконструкции мостовых переходов
- § XXVI.8. Состав проекта мостового перехода
- Глава I содержит анализ режима реки на основе подробного описания характеристик водотока как топографических и метеорологических, так и гидрологических.
- Глава IV содержит результаты инженерно-геологических работ, имеющих первостепенное значение для выбора схемы сооружений перехода.
- Глава XXVII
- § XXVII.!. Особенности реконструкции дорог
- § XXVII.2. Прогнозирование интенсивности движения на реконструируемой дороге
- § XXVI 1.3. Технические изыскания при реконструкции дорог
- § XXVII.5. Реконструкция дороги в плане и продольном профиле
- § XXVII.6. Реконструкция дороги в поперечном профиле
- § XXVI 1.7. Мероприятия по устранению пучин
- § XXVII.8. Реконструкция и усиление дорожиой одежды
- Глава XXVIII Проектирование дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII. 1. Особенности проложения трассы в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII 2 конструкция земляного полотна дорог в районах вечной мерзлоты
- Проектирование дорог в заболоченных районах
- § XXIX.1. Образование, характеристика и виды болот
- § XXIX.2. Проложение трассы в болотистых районах
- § XXIX.3. Обследование болот при трассировании дороги
- § XXIX.4. Конструкция земляного полотна " на болотах
- Глава XXX
- § XXX. 1. Эрозия почв и образование оврагов
- § XXX.2. Трассирование дорог в зоне оврагов
- § XXX.3. Устройство плотин на пересечениях оврагов
- Глава XXXI Проектирование дорог в карстовых районах
- § XXXI.1. Карстовые процессы
- § XXXI.2. Проектирование дорог в карстовых районах
- Глава XXXII Проектирование дорог в горной местности
- § XXXII.1. Особенности горных районов
- § XXXII.2. Устойчивость горных склонов
- § XXXI 1.4. Развитие линии по склонам и перевальные дороги
- § XXXII.5. Проектирование серпантин
- § XXXI 1.6. Тоннели
- § XXXII.7. Продольный профиль горных дорог
- § XXXII.8. Поперечные профили горных дорог
- § XXXII.9. Проложение дороги по участкам осыпей и камнепадов
- § XXXII.10. Пересечение селевых выносов
- § XXXII.12. Защита дорог от лавин
- 1Ранииа распространения воздушной волны; сплошная линия — первый вариант трассы. Иупк1нрная линия — второй вариант трассы; 11л — прыгающая лавина. Лл — лотковая лалцт
- § XXXII.13. Особенности проектирования автомобильных дорог в сейсмических районах
- Глава XXXIII Проектирование автомобильных дорог в засушливых районах
- § XXXIII.1. Особенности засушливых районов.
- Глава XXXIV Особенности проектирования автомобильных магистралей
- § XXXIV. 1. Технические условия на проектирование автомобильных магистралей
- Глава XXXV Оборудование и благоустройство дорог
- § XXXV.1. Комплекс мероприятий по обслуживанию движения
- § XXXV.2. Средства информации водителей об условиях движения. Ограждения и направляющие устройства
- § XXXVI.1. Планировка уличной сети и элементы городских улиц
- § XXXVI 2. Поперечные профили улиц
- § XXXVI.4. Горизонтальная и вертикальная планировки
- § XXXVI.5. Проектирование перекрестков и городских площадей
- § XXXVI 7. Подходы к городским мостам
- § XXXVI.8. Планировка городских набережных
- 6Оглавление