§ XXII.5. Рабочие чертежи
При разработке технического проекта дается принципиальное решение всех вопросов конструкции дороги и выбирается наиболее оптимальный вариант из намеченных при изысканиях на местности или при обработке материалов аэрофотосъемки. Однако при этом в сложных условиях местности, несмотря на детальность исследования, остается ряд вопросов, нуждающихся в уточнении. Они могут быть выполнены только на базе дополнительных инженерных изысканий.
К числу их относятся детальные инженерно-геологические обследования, необходимые для привязки типовых проектов искусственных сооружений, а также проектирования земляного полотна в неблагоприятных грунтово-гидрологических условиях.
Рабочие чертежи составляют применительно к трассе, разбитой на местности. Поэтому предпостроечпые изыскания, предшествующие разработке рабочих чертежей, начинают с восстановления трассы или выноса ее на местность на участках, где она проектировалась по материалам аэрофотоснимков. Эти работы нельзя выполнять формально. Необходимо иа основе детального изучения местных условий использовать все возможности улучшения плана и профиля дороги путем перетрассировок на небольших участках, добиваясь пространственной плавкости трассы, увеличения радиусов кривых в плане и продольном профиле, снижения продольных уклонов, лучшего согласования дороги с ландшафтом и обхода мест с неблагоприятными грунто- во-гидрологическими условиями.
На стадии разработки рабочих чертежей выполняют окончательную увязку элементов клотоидной трассы с определением параметров кривых для разбивки па местности и привязкой их характерных точек к местным предметам.
Проводимые уточнения трассы делают необходимым переработку ведомостей углов поворота, прямых и кривых, закрепления трассы, проектного километража. Исправления продолжения проектной линии изменяют объемы земляных работ. Оказывается необходимым также внесение исправлений в ведомость занимаемых земель. При составлении рабочих чертежей окончательно оформляют полосу под дорогу и площади, занимаемые временно, иа период строительства, с учетом фактической потребности площадей для высоких насыпей, глубоких выемок, пересечений п искусственных сооружений, зданий автотранспортной службы.
В процессе составления рабочих чертежей уточняют исходные данные для гидравлических расчетов искусственных сооружений, выполняя в случае необходимости новый расчет их отверстий. Рабочие чертежи разрабатывают на основе принципиальных проектных решений, принятых в утвержденном техническом проеше, детализируют и уточняют их на основании углубленного изучения .местных условий при окончательных предпостроечных изысканиях. " По рабочим чертежам осуществляют все строи гельно-моитажные работы, в связи с чем в них должны быть разработаны все детали конструкций соответствующих сооружений или их частей. Для надежности работы сооружений разработке рабочих чертежей должны предшествовать детальные обследования места строительства и инженерно- геологических условий.
При составлении рабочих чертежей проектная организация должна стремиться к повышению прочности и надежности работы сооружений, не допуская их удорожания и снижения капитальности. Ми в коем случае решения в рабочих чертежах не должны снижать техническую категорию и капитальность сооружений по сравнению с принятой в техническом проекте. Рабочие чертежи утверждаются руководителями организации-заказчика.
Как уже отмечалось выше, проектирование автомобильных дорог в хорошо изученных районах с несложными природными условиями, где уже накоплен опыт строительства и эксплуатации дорог и имеется широкая возможность использования типовых проектов, рекомендуется вести в одну стадию, разрабатывая техно-рабочие проекты, т. е. составляя сразу технический проект, обеспеченный рабочими чертежами.
§ ХХП.6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ
Намечаемый проектировщиком комплекс проектных решений должен обеспечивать нормальное функционирование дороги как инженерного сооружения в течение заданного расчетного срока. Способность дороги сохранять требуемые эксплуатационные характеристики при работе в условиях, предусмотренных проектным решением, называют ее надежностью
Проектировщик, назначая размеры всех элементов дороги, должен всегда принимать во внимание ряд обстоятельств, которые осложняют работу задуманного им сооружения и еще не в полной мере поддакмся учету при принятии им проектных решений.
В процессе эксплуатации может меняться характер воздействия на дорожную одежду и мосты внешних нагрузок — возможно появление случайных более тяжелых автомобилей, изменение состава движения, увеличение динамическою воздействия на покрытие из-за неровностей и деформаций одежды.
Влияющие на работу дороги природные факторы (температура, осадки, паводки, колебания уровня грунтовых вод) могут принимать значения, соответствующие более редкой частоте повторяемости, чем принятая при расчете.
При постройке дороги неизбежны отклонения от проектных размеров конструкций в пределах, допускаемых техническими правилами на приемку строительных работ. В процессе службы дороги происходит старение и износ многих материалов, что приводит к снижению прочности дорожных одежд. Щебень в конструктивных слоях дорожных одежд окатывается и дробится в результате многократных упругих прогибов одежды при проезде автомобилей. Пески дренирующих и морозозащитных слоев постепенно заиливаются. Органические вяжущие материалы становятся хрупкими и теряют свои вяжущие свойства.
Все эти процессы имеют вероятностный характер. Его пытаются учесть при проектировании, вводя коэффициенты неопределенности работы, динамичности воздействия нагрузок и др. Однако при этом рассматриваются отдельные элементы дороги, а не условия последующей работы дороги в комплексе. Каждый из учитываемых факторов не имеет строго определенного значения. Его величину принимают при расчетах со степенью обеспеченности достаточно высокой, но все же не равной 100%, так как учет совпадения всех крайне редких воздействий привел бы к необходимости осуществления значительно более мощных конструкций, чем достаточно успешно эксплуатируемые в настоящее время.Изменения частоты воздействия на дорогу различных величин нагрузок и природных факторов подчиняются разным законам распределения. Так, например, колебания прочности земляною полотна подлине дороги лучше всего описываются бета-распределением, вероятность
появления тяжелых нагрузок — гамма-распределением, образования неровностей на покрытии — нормальным распределением и т. д. Суммарное воздействие всех влияющих факторов на дорогу является многофакюрным вероя шоетным процессом и степень надежности дороги в процессе ее службы все время меняется.
При неблагоприятном сочетании максимальных значений воздействующих факторов возможно нарушение нормального функционирования дороги — ее отказ как системы, обеспечивающей автомобильные перевозки. Степень серьезности и опасности отказов может быть различной и изменяться от невозможности движения автомобилей с расчетной скоростью из-за неожиданного роста интенсивности движения при массовых экстренных перевозках или потери ровности из-за пучин до полного прекращения движения из-за разрушения дорожной одежды проездом сверхтяжелой нагрузки.
Гарантировать отсутствие таких отказов невозможно, и при проектировании дороги необходимо все время стремиться находить решения, удовлетворяющие минимуму суммарных приведенных затрат народного хозяйства и общества за расчетный период службы дороги, добиваясь наименьшего значения выражения:
Сзагр =Сп+ Сдтп + (Стяп{) +Стр + Сн^, (XXII.1)
I- I
гдр Сп — стоимость строительства дороги; — потери от дорожнсГ-
трансгшртных происшествии; С07к — средняя стоимость ремонта элемента дороги после повреждений, вызванных воздействием неучтенного при расчете значения того или иного фактора; т — число элементов дороги, повреждения которых вызывают нарушения движения; щ — число возможных отказов за расчетный период; С 1р — затраты автотранспортных предприятий на перевозки; Сн х — косвенные потери народною хозяйства от возможных перерывов или ухудшения условий движения по дороге
Характерно, что величина каждого из членов, входящих в правую часть выражения (XXII.1), зависит от обеспечиваемой скорости движения по дороге транспортных потоков. Однако функциональные зависимости многих из этих выражений пока еще не раскрыты, в том числе не разрабсмана методика оценки косвенных потерь народного хозяйства, несмотря на их очень большие в ряде случаев величины. Наиболее детально исследован вопрос об обеспечении надежности дорожных одежд.
-Во многих случаях проектировщик имеет возможность широко варьировать размеры сооружений. Так, например, приняв минимальное возвышение насыпи в неблагоприятных гидрогеологических условиях и рассчитывая прочность дорожной одежды на пониженные значения модуля упругости грунта, он формально удовлетворит требованиям строительных норм и правил, однако подвергнет дорогу повышенному риску потери ровности покрытий в периоды переувлажнения или зимнего пучипообразования в неблагоприятные годы.
129
5 Зак 7 20
проектировщиков заключается в том, чтобы, ориентируясь на удовлетворение идеи этой зависимости, стремиться к гармоничности принимаемых решений, не допуская возможного ухудшения одних элементов за счет кажущейся экономии на других элементах.
- Глава XVIII Общие сведения о переходах через водотоки
- § XVIII.1. Основные понятия. Виды переходов через водотоки
- § XVII 1.3. Речные долины и русла рек. Типы питания рек
- Глава XIX Гидрологические расчеты при проектировании мостовых переходов
- § XIX. 1. Задачи и принципы гидрологических расчетов
- § XIX.2. Методика прогноза максимальных расходов воды в реках
- § XIX.3. Определение уровней воды и скоростей течения, соответствующих максимальным расходам
- Глава XX Расчет отверстий больших и средних мостов
- § XX.1. Основные положения расчета отверстии мостов
- § XX.2. Учет природных деформации русел при проектировании мостовых переходов
- § XX 5. Расчет размывов на пойменных участках отверстий мостов
- § XX.7. Расчет отверстии больших и средних мостов
- 1. Если глубина заложения подошвы фундамента назначается но глубине залегания прочных пород, используемых в качестве основания 72
- Глава XXI Проектирование подходов к мостам и регуляционных сооружений
- § XXI. 1. Условия работы поименных насыпей
- § XXI.2. Проектирование поименных насыпей
- § XXI.3. Задачи и принципы регулирования рек у мостов
- § XXI,4. Конструкции регуляционных сооружений
- Глава xxiг
- § XXII. 1. Виды проектно-изыскательских работ
- § XXII 3. Требования к техническому проекту
- § XXII.5. Рабочие чертежи
- § XXI 1.7. Использование при проектировании автомобильных дорог электронно-вычислительных машин
- Глава XXIII Изыскания автомобильных дорог
- § XXIII.1. Организация работы изыскательской
- § Xx111.2. Проложение трассы на местности
- Масштаб 1.1000 Сечение горизонталей через I м V
- Глава XXIV Сравнение вариантов автомобильных дорог1
- § XXIV. 1. Сравнение вариантов дороги по строительным и эксплуатационным затратам
- § XXIV.2. Оценка вариантов автомобильных дорог, по пропускной способности
- Глава XXV
- § XXV. 1. Стереомодель местности
- Глава XXVI Технические изыскания мостовых переходов
- § XXVI. 1. Задачи и состав изыскании
- § XXVI.2. Подготовительные работы
- § XXVI.4. Гидрометрические работы
- § XXVI.5. Гидрологические работы
- § XXVI.6. Инженерно-геологические работы
- § XXVI.?. Особенности изысканий для реконструкции мостовых переходов
- § XXVI.8. Состав проекта мостового перехода
- Глава I содержит анализ режима реки на основе подробного описания характеристик водотока как топографических и метеорологических, так и гидрологических.
- Глава IV содержит результаты инженерно-геологических работ, имеющих первостепенное значение для выбора схемы сооружений перехода.
- Глава XXVII
- § XXVII.!. Особенности реконструкции дорог
- § XXVII.2. Прогнозирование интенсивности движения на реконструируемой дороге
- § XXVI 1.3. Технические изыскания при реконструкции дорог
- § XXVII.5. Реконструкция дороги в плане и продольном профиле
- § XXVII.6. Реконструкция дороги в поперечном профиле
- § XXVI 1.7. Мероприятия по устранению пучин
- § XXVII.8. Реконструкция и усиление дорожиой одежды
- Глава XXVIII Проектирование дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII. 1. Особенности проложения трассы в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII 2 конструкция земляного полотна дорог в районах вечной мерзлоты
- Проектирование дорог в заболоченных районах
- § XXIX.1. Образование, характеристика и виды болот
- § XXIX.2. Проложение трассы в болотистых районах
- § XXIX.3. Обследование болот при трассировании дороги
- § XXIX.4. Конструкция земляного полотна " на болотах
- Глава XXX
- § XXX. 1. Эрозия почв и образование оврагов
- § XXX.2. Трассирование дорог в зоне оврагов
- § XXX.3. Устройство плотин на пересечениях оврагов
- Глава XXXI Проектирование дорог в карстовых районах
- § XXXI.1. Карстовые процессы
- § XXXI.2. Проектирование дорог в карстовых районах
- Глава XXXII Проектирование дорог в горной местности
- § XXXII.1. Особенности горных районов
- § XXXII.2. Устойчивость горных склонов
- § XXXI 1.4. Развитие линии по склонам и перевальные дороги
- § XXXII.5. Проектирование серпантин
- § XXXI 1.6. Тоннели
- § XXXII.7. Продольный профиль горных дорог
- § XXXII.8. Поперечные профили горных дорог
- § XXXII.9. Проложение дороги по участкам осыпей и камнепадов
- § XXXII.10. Пересечение селевых выносов
- § XXXII.12. Защита дорог от лавин
- 1Ранииа распространения воздушной волны; сплошная линия — первый вариант трассы. Иупк1нрная линия — второй вариант трассы; 11л — прыгающая лавина. Лл — лотковая лалцт
- § XXXII.13. Особенности проектирования автомобильных дорог в сейсмических районах
- Глава XXXIII Проектирование автомобильных дорог в засушливых районах
- § XXXIII.1. Особенности засушливых районов.
- Глава XXXIV Особенности проектирования автомобильных магистралей
- § XXXIV. 1. Технические условия на проектирование автомобильных магистралей
- Глава XXXV Оборудование и благоустройство дорог
- § XXXV.1. Комплекс мероприятий по обслуживанию движения
- § XXXV.2. Средства информации водителей об условиях движения. Ограждения и направляющие устройства
- § XXXVI.1. Планировка уличной сети и элементы городских улиц
- § XXXVI 2. Поперечные профили улиц
- § XXXVI.4. Горизонтальная и вертикальная планировки
- § XXXVI.5. Проектирование перекрестков и городских площадей
- § XXXVI 7. Подходы к городским мостам
- § XXXVI.8. Планировка городских набережных
- 6Оглавление