§ XX.2. Учет природных деформации русел при проектировании мостовых переходов
Определение наибольших возможных бытовых глубин речного потока у различных опор моста называется прогнозом природных русловых деформаций. Природныё деформации соответствуют типу реки,
Со! ременный процесс формиро ванпя речного русла, т. е. выработка его форм и размеров, называется русловым процессом. Главная составная часть этого процесса — непрерывное взаимодействие водного потока с подвижным дном русла. Это взаимодействие приводит, с одной стороны, к образованию характерных форм рельефа дна, отвечающих скоростной структуре турбулентного речного потока, а с другой — к формированию паводочного скоростного поля потока, соответствующего вырабатываемым формам дна русла.
Как видно из рис. XX.2, взвешенные и донные руслоформирую- щиеГианосы размещаются по ширине русла неравномерно. Взвешенные насосы в основном проходят в зоне наибольших, а донные в зоне наименьших глубин. Эта неравномерность глубин является результатом действия поперечной циркуляции, возникающей в потоке под влиянием волн донных наносов и центробежных сил на поворотах русла.
Мелкие места па ширине дна русла представляют собой крупные скопления совместно перемещающихся донных наносов. В зависимости от места расположения эти крупные скопления носят названия: по- бочни (если прижаты к берегу русла), осередки и отмели (если с берегом не смыкаются). Они образуют характерные формы поперечных сечений русел рек.
В результате взаимодействия двух фаз потока устанавливаются формы и размеры русла, отображающие те современные условия, в которых протекает русловой процесс.
Несмотря на практически бесчисленное множество комбинаций числовых характеристик условий, в которых происходит формирование русел, количество типов русел ограничено. Число возможных ♦ипов речных русел можно установить теоретически; характеристики условий руслоформировання могут быть сведены в малое число физически различных групп, каждой из которых соответствует одна определенная русловая форма.
Рис. XX.2 Кривые элементарных расходов взвешенных и донных русло- формирующих наносов а — поперечный профиль рус."а, б — 'эпюры расходов наносов. Сп — взвешенные наносы. Од — дошше наносы
есть не только руслоформирующие наносы, поступающие на этот учалок в результате разрушения коренных пород в верховьях реки, но и иерусловые, значительно более мелкие наиосы, приносимые водным потоком с водосбора. Поэтому грунты, слагающие берега русла, отличаются некоторой связностью. Сопротивляемость этих грунтов размыву может быть охарактеризована величиной размывающей скорости с„. Фактическая скорость протекания водного потока в речном русле V может в отдельные периоды отличаться от ун в связи с тем, что водный сток меняется во времени.
Три геометрические характеристики русла обозначим: В — средняя ширина; Н — средняя глубина; / — уклон.
Некоторые из шести названных характеристик речного потока (<3, С, о, В, Н, /) являются внешними для данного участка реки, другие формируются в местном русловом процессе. В зависимости от того, что за участок реки рассматривается, меняется состав характеристик внешних условий формирования, но одна из них — расход водного потока С} — обязательно остается внешним фактором для любого участка. Это объясняется тем, что размер водного стока всегда определяется размерами и рельефом водосбора, климатическими условиями и состоянием поверхности, по которой происходит сток, а не условиями протекания потока по рассматриваемому короткому участку русла. Одновременно одна из шести характеристик участка реки — глубина Н — никогда не может быть заданной величиной в условиях свободного руслоформирования; она отображает лишь наполнение русла, т. е. положение свободной поверхности потока относительно его дна.
Остальные четыре характеристики участка реки могут быть как заданными величинами, определяемыми внешними условиями, так и результативными в русловом процессе. Например, ширина реки В может быть 01раничена, если ноток протекает через теснину, или формироваться в процессе размыва пойменных берегов. Уклон потока / может быть равен уклону речной долины или быть меньше его, если русло извилисто и Длина его развита по сравнению с длиной долины. Твердый сток О может быть внешним, поступающим сверху по течению, или формируемым на участке реки, расположенном в ее верховьях. Скорость потока у может быть равна размывающей скорости для пойменных береговых грунтоог;и, если скорость течения снижается в процессе формирования русла при размыве берегов, или быть значительно меньше размывающей скорости для берегов, если река протекает в теснине с прочными берегами.
Русло может формироваться только при относительно высоких скоростях течения, достаточных для того, чтобы размывать берега и переносить наносы в значительных количествах. Следовательно, выработка русловых форм происходит в основном во время паводков. Высота паводков меняется из года в год, но некоторые паводки встречаются наиболее часто и являются характерными для данной реки в среднем. Такие средние паводки, а следовательно и максимальные расходы воды, соответствующие им, можно называть руслоформирую- щимн. При паводках, меньших средней высоты, процесс формирования русла будет малоактивен. При очень высоких паводках могут проис- 40
Таблица XX.1 | Местные характеристики русла | Тип русла | Зона преимущественного распространения в долине главной реки |
<?, о, I у, и, а С, о, а (}. о, 1 С, о, в (В, I | в, н, а в, п I< ^долины В, И ^долины В, Н, V И, о, I Н, V, 0 | Каньон Меандрирующее (извилистое) Немеандрирующее (неизвилистое) Блуждающее Теснина I рода » II » | Зона эрозии » транзита и зона эрозии Зонз транзита » аккумуляции Любая зона То же |
ходить существенные временные изменения тех размеров и форм русел, которые вырабатываются во время частых паводков, по величине близких к среднему.
Шесть характеристик любого участка реки ф, о, О, В, Н, I связаны между собой всего тремя уравнениями: средней скорости течения (формула А. Шези), постоянства расхода воды вдоль рассматриваемого участка, расхода руслоформирующих наносов.
В связи е этим следует считать, что три характеристики руслового потока из шести являются результатом руслового процесса, протекающего в условиях, определяемых другими тремя (внешними) характеристиками. Учитывая, что одна их характеристик С? обязательно является внешней, а другая И никогда к внешним не относится, число возможных комбинаций трех внешних условий руслоформи- рования определяется как число сочетаний из остальных четырех характеристик (В, /, V, О) по две и равно шести. Таким образом определяется число возможных типов русел (табл. XX.1). Характерные формы русел показаны на рис. XX.3.
Принято различать два подтипа меандрирующих рек с извилистыми руслами. Если спрямление русла происходит только в результате такого сближения двух излучии, что водный поток прорывается кратчайшим путем, оставляя на пойме брошенную патоком подковообразную излучину — староречье, то такие реки называют реками завершенного меандрирования. При глубоких пойменных потоках и частом затоплении пойм развиваются мощные спрямляющие течения на поймах, в результате которых поток прорезывает себе в пойменных грунтах длинную промоину — спрямление, куда и устремляется задолго До того, как две излучины сблизятся. Такие реки называют реками с незавершенным меандрированием. Образующиеся и в этом случае брошенные излучины — староречья — уже не имеют явно выраженной подковоообразиой формы.
Форма речного русла любого типа может быть охарактеризована отношением его ширины к глубине. Непосредственно из выражения Расхода потока <3 = ВНу следует
А —
Н ~ '
Подставляя к правую часть этого равенства выражение глубины потока через скорость, уклон и шероховатость по формуле А. Шези, получим
В о/3'2
и
п? и4
В этой формуле скорость V и уклон / представляют собой фактические значения параметров потока, которые в одних случаях оказы-
-V
Рис. XX 3. Планы участков русел разных типов; а — меандрирующее русло (извилистое); б — иемеандрирующее; в — блуждающее
ваются заданными внешними условиями руслообразования, а в других— устанавливаются в результате руслового процесса, т.е. в соответствии с транспортированием наносов, поступающих сверху по течению. Формула справедлива только для среднего руслового расхода, под действием которого формируется русло реки. Глубины следует отсчитывать от уровня воды, соответствующего этому расходу.
Показатель формы русла [см. уравнение (XX.2)1 позволяет проанализировать влияние параметров речного потока на размеры русла- Так, увеличение уклона приводит к увеличению отношения В : Н, т. е. на больших уклонах русла рек относительно мельче. При увеличении скорости течения русло становится глубже н сужается. Большие реки существенно отличаются от малых по ширине русла и значительно меньше отличаются но глубине. Это объясняется тем, что увеличение еодиостн реки (расхода О) приводит к увеличению отношения В : Н, но реки с разными расходами воды протекающие в берегах, сложенных примерно одинаковыми грунтами, должны иметь примерно одну скорость течения, т. е. при одинаковых уклонах — одинаковую глубину. При этом следует обратить особое внимание на то, что скорость течения в реке, свободно формирующей свое русло, после прекращения размыва берегов соответствует сопротивляемости размыву береговых, а не донных грунтов. На дне реки частицы несвязного грунта, слагающие его, находятся в движении, т. е. фактическая скорость течения потока будет V = по одновременно V > у0, где ь'0 — размывающая скорость для подвижных дониых наносов, а», — размывающая скорость для береговых связных грунтов (пойменного наилка).
Чтобы оценить влияние крупности и расхода наносов на форму русла, следует найти отношение ширины к глубине исходя не из уравнения расхода воды, а из уравнения транспортирования наносов. Анализ показывает, что относительная ширина рек увеличивается с ростом расхода наносов. При этом реки, несущие крупные грунты -— гальку, валуны, — особенно мелки и широки.
Г Природные изменения равнинных меандрирующих рек (с извилистыми руслами) в подмостовых сечениях заключаются в боковых перемещениях русла, что должно учитываться путем введения максимальной бытовой глубины русла в расчет возможных русловых деформаций у всех опор моста. Продольные перемещения извилин русла могут йривести к смещению под мост наиболее глубокого сечения той излучины, на которой располагается мост. Следовательно, в расчет размывов следует вводить наибольшую из глубин, измеренных при изыска- лиях во многих створах, которые расположены на этой излучине, 'а не только в створе, где предполагается разместить мост.
Продольное смещение излучин может привести к дополнительному искривлению русла под мостом, т. е. к росту кривизны по сравнению с зафиксированной на изысканиях. Это искривление может также вызвать увеличение глубины русла. Такое увеличение глубин прогнозируют путем обследования крутых излучин русла в районе мостового перехода.
Рис АХ 4, Русловые деформации у мостов через меапдрирующпе реки; а — боковое смещение русла; б—прижим русла к насыпи, I — профпль до постройки моста; 2 — профиль через 75 ле:
Боковое перемещение русла меандрирующей р. Суры под мостом у Пензы (рис. ХХ.4, а) не было учтено в проекте. Поэтому фундамент опоры моста, к которой переместилось русло, не имел надлежащего заглубления. Это привело к необходимости реконструировать одну из опор для предохранения ее от подмыва.
Рис. ХХ.5, Прижимы излучин меандрирующей реки к насыпи
Смешение вогнутых берегов русел может происходить не только с верховой, но и с низовой стороны насыпи. Так, две сближающиеся излучины р. Лидь (рис. XX.5) угрожают подмывом обоим откосам земляного полотна па пойме.
Следует иметь в виду, что перемещение русел меандрирующих рек происходит медленно: обычно нужны десятилетия, чтобы русло переместилось от одного устоя моста к другому. Но все же сроки перемещения русел чаще всего короче срока службы сооружений перехода. Кроме того, стеснение реки сооружениями мостового перехода, как правило, интенсифицирует русловой процесс и свойственные реке изменения русла у моста могут происходить быстрее, чем до постройки перехода,
Определить темп природного перемещения русла меандрирующей реки в ряде случаев можно по возрасту растительности на поймах, покрытых кустарником или лесом. Возраст дерева на размываемом вогнутом берегу русла показывает, сколько лет русло не было в этой части речной долины. Расстояние от выпуклого, наращиваемого берега русла до дерева определенного возраста прямо указывает на скорость смещения берега (рис. XX.6).
Природные изменения в иодмостовых сечениях почти прямолинейных равнинных немеандрирующих рек, русла которых- не смещаются по речной долине, выражаются в перемещении вертикали е наибольшей глубиной йр.бтвх лишь в пределах русла. Ширина русла, которая иногда искусственно увеличивается, может быть меньше отверстия моста. Та кил! образом, возможность установления наибольшей глубины непосредственно у опоры должна учитываться при расчете размывов только у опор, размещаемых в русле реки. Продольное смещение побочней в пределах русла с неподвижными берегами может увеличить
Рис. ХХ.6. Схема к определению темпа бокового смещения русла меандрирующей реки
наибольшую бытовую глубину в подмостовом поперечном сечении русла, которая достигает максимума в тот момент, когда под мост смещается наиболее широкая и высокая часть (вершина) побочня (рис. XX.7, б). Поэтому в расчет должна вводиться наибольшая из глубин, измеренных во время изысканий на участке русла у проектируемой оси моста в нескольких створах, которые проходят через вершины побочней.
На рис. XX.7, а показано природное поперечное перемещение вертикали с наибольшей глубиной в русле р. Иртыш у Омска. Разбивка на пролеты моста через немеандрирующую реку, показанная на рис. XX.7, б, неправильна. Судоходные пролеты расположены только в глубокой части русла, в момент изысканий прижатой к правому берегу. С течением времени продольное перемещение скоплений наносов приведет к тому, что глубокая часть русла разместится у левого берега, а судоходные пролеты будут закрыты надвигающимся сверху побочнем.
Рис. ХХ.7. Русловые деформации у мостов через немеандраругощие реки: я — природное перемещение вертикали с наибольшей глубиной в руеле р. Иртыш у Омска; о — продольное перемещение побочней в русле иод мостом "через реку Томь
Блуждающие беспонмсчные реки меняют очертания поперечных сечений под мостами беспорядочно, так как скопления наносов в русле с неустойчивыми берегами перемещаются тоже беспорядочно. Место развития наибольшей глубины в подмостовом сечении неопределенно, поэтому наибольшая быто- Еая глубина может размещаться у любой из опор проектируемого моста. Так, на р. Сырдарье за 14 лет наибольшая глубина наблюдалась практически у всех опор моста (рис. ХХ.8).
В нижнем течении рек происходит процесс аккумулирования наносов, выносимых рекой из зоны эрозии. Происходящее при этом наращивание дна реки безопасно для опор моста, но приводит к другим опасным последствиям. На реках, несущих много наносов, отчетливо замечается занесение отверстий мостов наносами и значительное повышение уровня воды, что приводиI к уменьшению иодмостовых габаритов н подтоплению насыпей подходов. Например, дно русла на одном из участков р. Амударьи поднимается до 1,5 м в столетие. Особенно интенсивно идет этот процесс на конусах выноса малых блуждающих рек, впадающих в большие реки.
В связи с длительным сроком службы капитальных сооружении мостовых переходов вековые русловые изменения, связанные с понижением дна в зоне эрозии или наращиванием конуса выноса, также необходимо учитывать при проектировании переходов через водотоки.
Темп понижения дна в зоне эрозии или наращивания конуса выноса АН : АТ можно установить сопоставлением съемок дна русла, проведенных в различные годы, или, что надежнее, сопоставлением нескольких кривых расхода Н = /((?), построенных в разные годы гидрометрическим путем. Расчетное изменение отметки дна русла вычисляется по сроку службы моста и темпу АН : ЛТ. Изменение уровня воды, соответствующего одному и тому же расходу, покажет повышение или понижение всей реки за время, прошедшее между двумя гидрометрическими измерениями.
Рис. ХХ.8. Перемещение наибольшей глубины по створу моста через блуждающую реку паводке на реке с поймами увеличение руслового расхода можег быть неодинаковым на отдельных участках длины русла вследствие разного разлива на попмы. Поэтому при высоких паводках может наблюдаться неравномерность в транспортировании наносов по длине реки, приводящая к размывам в одних местах, задержке наносов в других и, следовательно, к деформациям русла. Так, например, на беспойменном участке реки транспортирование наносов при паводке возрастет значительнее, чем на участке с широкими поймами, что приводит к дефициту наносов в начале беспойменного участка и к размыву Дна. Деформации такого рода, происходящие на реках вне связи с возведением инженерных сооружений, стесняющих поток, называются бытовыми размывами. Бытовой размыв может наблюдаться не только
Рис. ХХ.9 Бытовые изменения в теснине блуждающей реки: о — план участка реки; б— водомерный график; в — график отметок дна
на блуждающих реках, в теснинах (рис. ХХ.9), но и на равнинных реках, в местах сужения пойм. Например, закономерное углубление русла при затоплении пойм наблюдается на Волге в районе Печер- ских песков у г. Горького.
Бытовые размывы легко устанавливаются по геологическим разрезам рек, где обычно отчетливо видны периодически смываемые, а затем восстанавливаемые слои современного аллювия. Если створ мостового перевода находится на входе в участок резкого сужения речной долины, то полезно, проведя паводочные промеры глубин, установить понижение дна при уровнях различной высоты и экстраполировать кривую отметок дна до расчетного паводка (рис. XX. 10).
§ ХХ.З. ПРИНЦИПЫ РАСЧЕТА ОБЩЕГО РАЗМЫВА ПОД МОСТАМИ
Общий размыв под мостом происходит в результате стеснения водного потока подходами к мосту.
Отверстие моста может быть больше ширины речного русла. Поэтому ширина подмостового поперечного сечения потока в общем случае делится на две характерные части: русло, по которому, кроме воды, движутся руслоформирующие наносы, и пойменный участок (или участки), по которому в бытовом состоянии руслоформирующие наносы не движутся (рис. XX. 11, а).
До стеснения потока по руслу п пойменному участку отверстия моста проходили бытовые расходы воды и Ф„.я.м> сумма которых меньше полного расхода реки С!, так как некоторая доля воды протекала на остальной части ширины пойм. После перекрытия этой части ширины пойм незатопляемымЯ насыпями подходов к мосту по характерным участкам сжатого сечения реки будут проходить увеличенные 48расходы воды, которые обозначим Ср.м и Сл.м- Сумма их равна полному расходу реки (). Увеличение величин расходов вызывается сливом воды в отверстие моста с участков пойм, перекрытых неза- топляемыми насыпями (см. рис. XX.11, б).
Коэффициенты возрастания расходов в русле и на пойменном участке отверстия моста могут быть определены гидравлическим расчетом. При этом увеличение расхода в русле начнется лишь при тех уровнях, когда вода станет притекать к мосту с поймы. Чем выше уровень воды, тем больше будет приток к мосту с пойм и тем больше будут коэффициенты увеличения расходов:
рр ~ Фр. м • ^р.б> Рп ~ ^п. м • ^п б. м*
При этом рр < рш что следует непосредственно из уравнений Бер- нулли, составляемых раздельно для двух струй, проходящих через створ не стесненного по ширине потока и створ моста, т. е, Б и I (рис. XX.12).
Выполнив необходимые совместные преобразования этих двух уравнений Бернулли и уравнения неразрывности (ф = сопз!) и учитывая, что отметки уровней воды для обеих струй в расчетных створах одинаковы для русловой и пойменной частей потока, получаем расчетные формулы для определения рр и (Зп в виде:
Рп = УРЖРг-1)/Чч; а) ;
-1
1
(ХХ.4)
-ь V, рас ч
V8И
Рис. XX10. Изменение отметки дна русла Удва при бытовых размывах на равнинной реке
| \ /—/ ^ | ®!>мг |
|
|
|
с?Н1 |
|
|
Рис. XX.11. Схема к расчету общего размыва под мостами
в Г
Рис. XX.12. Схема к расчету распределения расхода воды по ширине иод- мостового сечения
В эти уравнения, кроме уже поясненных величин рц и рр, входят величины:
т = Оу — относительная величина руслового расхода и
р = коэффициент общего стеснения, а также некоторая
функция, характеризующая мостовой переход
Р(Ч1 (XX.5)
а+г?
' II"'2
где г] = : оп.(5 — отношение бытовых' екоростей; а = —:——— (здесь
/ с ТЛ
/б — бытовой уклон и /0 — расстояние между створами Ь и Г).
Этой приближенной формулой не учитывается влияние на Р (г|; а) длины струенаправляющих дамб /в. Однако оно достаточно мало (обычно до 5%), что позволяет им в этом расчете пренебрегать.
Система уравнений (XX.3) и (ХХ.4) может быть легко решена последовательными приближениями. Но чаще всего при расчете отверстий мостов устанавливают допустимую величину коэффициента увеличения расхода в русле рр, после чего рп находят прямым расчетом по формуле (XX.3), а общий допустимый коэффициент стеснения, определяющий необходимое отверстие моста, — из формулы (XX.6)1:
. + Т(1%Р) • -(ХХ6>
Из формул (XX.3)| и (XX.5) следует, что всегда ра > рр. Только при бесконечно большой длине зоны сжатия потока эти коэффициенты выравниваются: (Зп = (Зр = р.
Контроль правильности теоретически выведенных расчетных формул (XX.3) и (ХХ.4) был проведен но 43 лабораторным опытам ВОДГЕО, выполненным в 1956 г. Среднее отклонение составило всего 4%.
Входящее в расчетные формулы расстояние между створами Б и Г (см. рис. XX.12) рекомендуется принимать = ВМЛ1 —Ь,
или /0 = д (Яразл — Ц, соответственно при одной или двух равных
поймах. При неравных поймах /0 следует определять интерполяцией между приводимыми здесь крайними значениями.
Увеличение расходов воды, протекающей по обоим участкам отверстия моста, сопровождается возрастанием скоростей течения, что приводит к усиленному выносу частичек грунта, т. е. к размыву по крайней мере на одном из участков отверстия моста (в русле), а в ряде случаев и на обоих.
Размывы на двух характерных частях отверстия моста происходят по разным причинам.
На пойменных участках отверстия моста грунтовые частички в бытовых условиях неподвижны, так как фактическая бытовая скорость течения воды по пойме меньше размывающей, т.е. 5 < Размыв на этом участке начинается только при условии, что скорость стесненного потока превысит размывающую, т, е, при |3П > сн для наилка поймы.
При размыве глубина, а следовательно, и площадь поперечного сечения потока будут возрастать и скорость течения уменьшится, Углубление прекратится после того, как снижающаяся по мере размыва скорость станет равна размывающей, т. е. у„ м = ьн и смыва частиц грунта больше не будет.
В случае небольшого сжатия потока при постройке мостового перехода скорость течения на пойменном участке отверстия моста возрастает также незначительно и может не превысить размывающую; в этих случаях размыв пойменного участка под мостом не начнется.
Расчетной формулой для определения глубины после размыва на пойменном участке отверстия моста может служить простое равенство
А„.н=Рп?п.в:»н- (ХХ-7)
Па русловом участке отверстия моста размыв начинается по другой причине. В русле реки частички наносов, слагающие дно, находятся в движении даже в бытовых условиях, когда скорость течения равна Ур.б. Следовательно, размывающая скорость для частичек грунта, слагающих дно, т. е. для руслоформирующих наносов, превышена еще до стеснения потока.
Бытовой скорости течения в русле соответствует определенный расход руслоформирующих наносов. При увеличении скорости течения в русле под мостом до [ЗрРр.а > Ур.б при сжатии потока подходами к мосту транспортирование этих наносов под мостом усиливается. Поэтому происходит нарушение баланса между ; поступлением наносов к мосту сверху по течению и выносом наносов из-под моста потоком с увеличенной скоростью.
Усиленный вынос наносов из-под моста означает ежесекундный захват потоком, протекающим с увеличенной скоростью, некоторого количества грунта, слагающегося дно русла на сжатом участке реки. Через начальный створ на элементарный участок руслового потока длиной й1 поступают руслоформирующие наносы в количестве С в каждую единицу времени. Расход наносов может быть переменным как по времени, так и по длине потока, т. е. 0 = 1 ((, I). Через второй, конечный створ, этого участка в тот же момент времени выходит измененный расход наносов, отличающийся от О на величину приращения расхода наносов по длине потока, т. е, (рис, XX.13).
а+аа=а + — ш. ' (хх.8)
» д1
Приращение расхода руслоформирующих наносов может образоваться при сохранении ширины русла только за счет разрушения его дна. При этом можно написать равенство: приток наносов плюс размыв равняется выносу наносов, т. е.
ош+ш = (а + аа)<и. (хх.9)
За элементарный отрезок времени М приращение объема потока ЛШ в связи с размывом дна будет равно превышению объема выноса наиосов через второй створ над поступлением наносов через первый створ, т. е.
дО д1 (XX.10) аш.
Приращение объема потока на участке постоянной длины (11 можно выразить через.увеличение площади его поперечного сечения, которая может меняться как во времени, так и по длине потока, т. е, ш = { ({, /). Поэтому
<кл
(XX.12)
(XX.11)
Сравнивая два последних выражения, получаем
■ лш.
1
т. е. скорость приращения площади сечения потока с течением времени равна градиенту изменения расхода руслоформирующих наносов по длине потока. Это дифференциальное уравнение в общем виде не интегрируется. Для практического его использования уравнение (XX. 12) записывают в конечных разностях. Скорость изменения площади поперечного сечения равна
Рис XX. 13. Схема к выводу уравнения баланса наносов (XX.14)
(XX.13)
м м
Скорость понижения дна может быть выражена при известном Дсо = ВрДЬ (где Вр — местная ширина русла) формулой А к __ вг~0 д &1 ~ Вр&1 АН
где АЯ — площадь размываемого дна па элементарном участке длиной А1
(XX. 15)
ДЦ7 = Д/гДП.
Очевидно, размыв прекратится при условии, что его скорость, определяемая формулами (XX. 13) и (XX. 14), станет равна нулю. Таким образом, размы
в
в русле является следствием нарушения баланса наносов (02 > О,), а прекращение размыва соответствует восстановлению баланса (О^Су.
В связи с различными причинами прекращения общего размыва (т. е. восстановление баланса наносов или снижение скорости до размывающей) его необходимо рассчитывать раздельно для русла и пойменного участка отверстия моста.
§ ХХ.4. РАСЧЕТ РАЗМЫВОВ В РУСЛАХ ПОД МОСТАМИ
Расчеты размыва (понижения) дна русла под мостом могут быть выполнены различными приемами, отличающимися детальностью на основе полученного выше уравнения баланса наносов (XX.12).
Наиболее общий и полный прием расчета заключается в последовательном определении глубин под мостом по весьма длинной серии возможных паводков и междупаводочных периодов. За серию паводков принимается обычно натурная последовательность уже наблюдавшихся паводков, прошедших еще до постройки моста, так как высоты будущих идущих один за другим паводков еще неизвестны. Такой общий прием разработан в гидротехническом проектировании еще в начале 30-х годов, когда стало известно уравнение баланса наносов (XX.12), составленное в 1926 г.
При расчете, выполняемом по уравнению (XX.14), учитывают, что поток, стесненный сооружениями мостового перехода и протекающий с увеличенной скоростью, сильно взмучивает наносы, слагающие дно, которые в значительном количестве переносятся водой во взвеси и лишь в небольшом количестве влечением по дну В гидротехническом проектировании обычно поэтому считают, что можно ограничиваться при определении расходов наносов, входящих в формулу (XX.14), учетом только взвешенных наносов руслоформирующих фракций, применяя для этого зависимости, обязательно установленные натурным путем для конкретного водотока на изысканиях; только пр# отсутствии натурных данных используют различные полуэмпирические формулы.
При выполнении этого расчета неправильно было бы учитывать только донные наносы, составляющие для песчаных мелких грунтов лишь меньшую часть общего количества наносов, участвующих в формировании дна русла. В этом случае расчет даст неоправданно низкие темпы размыва дна русла, а фактический процесс размыва пойдет значительно быстрее, чем может оказаться опасным.
Расчет размыва дна длительной серией наблюдавшихся последовательных паводков сводится к следующему. Весь участок русла длиной /0 (рис. XX.14), который будет подвергаться размыву перед мостом, делится не менее чем на пять—восемь элементарных участков длиной Д/ с площадью дна ДЙ (рис. XX. 14, а). Объединение всех элементарных участков в один длиной 1„ искажает расчет и делает его неправильным. Наиболее просто расчет ведут последовательно по элементам длины и времени, строя ступенчатое очертание размытого Дна. При использовании уравнения (XX.14) допускают, что за малое время А( уровень и расход потока не меняются, а приращение глубин
ы
происходит только за счет размыва дна. Кроме тою, считают, что приращение глубины за короткое время так мало, что транспортирующая способность потока, разная от створа к створу, не меняется в данном створе за малое время А(.
Общую длину участка размыва перед мостом принимают равной расстоянию от моста до створа наибольшего подпора перед мостом:
/=—) (XX.16)
1 + (ВМ:В6)'
где Вд — ширина разлива реки; — отверстие моста, которое для этого расчета должно быть известно; Вм — ширина меньшей из пойм; Вб — ширина большей из пойм.
Для односторонней и равных двусторонних пойм формула принимает вид:
(XX.17)
1п—Вп и—■
При определении транспортирующей способности потока О учитывают, что может измениться состав руслоформирующих наносов, т. е. могут быть вовлечены в движение частицы из тех слоев грунта, которые будут обнажены в процессе размыва (рис. XX.14, б). В необходимых случаях учитывают ограничение размыва плотными грунтами или породами.
Водомерный график и гидрограф половодья заменяются ступенчатыми графиками (рис, XX. 14, е) , и для всего участка русла длиной 10
Рис XX 14 Схемы к расчету развития размыва во времени: 1 — битовое дно; 2 и 3 — слои аллювия; 4 — коренные породы. / — верхний предел размыва (Лр.м в) //—нижний предел размыва (^р.м.и); III - ческий размыв (бр.м.г)
строят кривые |Зр = { (/) для каждой из ступеней изменения уровня воды. Как показали лабораторные опыты, эти кривые приближенно отображают линейную связь Рр и I. Однако расчет может быть уточнен введением нелинейной связи.
Имея эти данные для первого интервала времени, подсчитывают транспортирующие способности потока по всем створам, определяя расходы воды в русле = Ррфр.б. Значение <2р.б берут по кривой расхода (рис. XX. 14, г). Тогда, последовательно используя уравнение (XX. 14) для каждой пары створов, можно приближенно определить средние величины понижения дна на каждом из участков для этого интервала времени (рис. XX.14, <Э).
Затем для нового интервала времени вычисляют транспортирующие способности потока с учетом изменения глубины не только в связи с повышением или понижением уровня воды АН, но и в связи с размывом дна за предыдущий интервал времени А/г. Учитывается при этом и изменение состава руслоформирующих наносов, если оно происходит.
В качестве исходных формул для определения транспортирующей способности потока (при отсутствии натурных данных о транспорте наносов) рекомендуется использовать теоретико-экспериментальные формулы И. И. Леви:
для взвешенных наносов (м3/с)
0,2 (14-г) к
1/4 (XX.18) С.= й1/4
щ
(XX. 19) (XX.20) л/ь <Ы ~ а" -^гг— определяется по табл XX 2 в зависимости от крупности наносов. а Для перехода к суточным расходам наносов в формулы (XX. 18), (XX.19) надо вводить множитель 86 400 (число секунд в сутках). При определении расхода взвешенных наносов подлежат учету Только руслоформирующие фракции. Все остальные, более мелкие наносы, не участвующие в формировании дна, в расчет не вводятся. При этом можно учесть, но обязательно по данным натурных измерений, Разницу средней крупности донных и взвешенных наносов,
о„
где V — гидравлическая крупнпсть наноспв, м/с; у — плотность наносов (обычно 2650 кгс/м3); г — коэффициент порозности грунта, зависящий от крупности частиц (в среднем 0,65); 4 — крупность частиц грунта, м; Вр — ширина потока в русле, м; к — глубина потока, м; а — скорость потока, м/с; ч0 —- начальная скорость движения наносов, определяемая формуло
й
Таблица XX.2 Грунт (условное название) | Разновидность | и. ММ | Донная размывающая скорость *>н д. и/с | 1Н д- Я'"6 |
Песок | Мелкий | 0,05—0,25 | 0,20 | 0 55—0,60 |
| Средний | 0,25—1,00 | 0,20 | 0.60—0,65 |
| Крупный | 1,00—2,50 | 0,20—0,25 | 0,65—0,70 |
Границ | Мелкий | 2,50—5 | 0,25—0,35 | 0,70—0,85 |
Средний | 5—10 | 0,35—0,50 | 0,85—1,10 | |
| Крупный | 10—15 | 0,50—0 00 | 1,10—1,20 |
Галька | Мелкая | 15-25 | 0,60—0,80 | 1,20—1 ,50 |
| Средняя | 25—40 | 0,80—1,00 | 1,50—1,70 |
| Крупная | 40—75 | 1,00—1,35 | 1,70—2,10 |
Булыжник | Мелкий | 75—100 | 1,35—1,60 | 2,10—2,35 |
| Средний | 100—150 | 1,60—1,95 | 2,35—2,60 |
| Крупный | 150—200 | 1,95—2,25 | 2,60—2,95 |
Валуны | Мелкие | 200—300 | ' 2,25—2,75 | 2,95—3,35 |
| Средние | 300—400 | 2,75-3,15 | 3,35—3,70 |
| Крупные | >400 | >3,15 | >3,70 |
Расчет можно всстн в табличной форме для каждого интервала времени (табл. ХХ.З). Для подсчета глубин смыва по створам при известных В1, В2, Л/гср и А/гх используют формулу
В,
Д/12^Д/гср + (Д/гср— ДЛ,) — •
№ интервала | ы | и, м | № створа | н | В | Рр | «р | V | Г', | и—г). | о1 | |||
i | 3 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ч | 10 | 11 | 12 | |||
1 | Л/| | Я. | 0 | '«р. б! | йр.о | 1 |
| "р-01 |
|
|
| |||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
2... |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
М |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
2 | Д/г |
| .0 Лр-бг |
| 1 | Ср-бг |
|
|
|
| ||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
2... |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
М | | |
|
|
|
|
|
|
При постоянной ширине В1 — В2 Ак2 - = 2ДНС1) — Д/ц.
Применение ЭЦВМ существенно сокращает время, потребное для таких расчетов. Рекомендуется использование для этой цели про- 1раммы, разработанной Г. А. Федотовым в Гипротрансмосте и МАДИ для БЭСМ-4 (Гидрам-3)*. Эта программа дает возможность расчета не только размывов перед мостом и под ним, но и размывов и отложений наносов за мостом. При расчете учитывается изменение формы свободной поверхности стесненного потока.
Расчетный наводок вызовет только наименьший возможный размыв в случае его прохода сразу после постройки мостового перехода, т, е. по неразмытому дну. Такой размыв, заканчивающийся обычно на спаде паводка, будем называть верхним пределом (рис. XX.14, е). Если расчетный паводок будет проходить по дну, уже размытому лре- дыдущими, хотя и меньшими, т. е. нерасчетными, паводками, то размыв под мостом может существенно возрасти. Очевидно, размыв все же не может превосходить второго, нижнего, предела, которым будем называть наибольший возможный размыв, вызываемый достаточно длительным, но не бесконечным воздействием максимального расчетного паводочного расхода, заканчивающийся в связи с этим обязательно при
'Федотов Г. А Расчеты мостовых переходов с применением ЭЦВМ. М., «Транспорт», 197? '208 с. Таблица XX.3 (о—ип) | >|/4 | А | 0 | 40 | 4' | лср | да | Л?'ср | ДА | 2ДЙ | |||||
Н | 1 4 | 1 5 | 1(1 |
| 1 - | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | |||||
| 'р 0, |
| Со, |
|
| 1 |
| 0 | 0 | ||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||
| •р-б, | Сбг |
| 1 ! 1 |
|
| 0 | 0 | |||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||
1 ! |
|
|
|
наивысшем уровне расчетного паводка (см. рис. XX.14, е). Оба предела размыва могут быть установлены расчетом но уравнению (XX.14).
В ряде случаев два этих предела возможного размыва совпадают, т. е. проход единственного расчетного паводка вызывает наибольший возможный размыв. Это происходит при паводках с медленным подъемом уровня воды. В других условиях между этими пределами может быть существенная разница. Величина расхождения зависит главным образом от степени стеснения потока, формы паводочных гидрографов, длины зоны размыва (т. е. объема смыва) и крупности наносов.
Назначение глубин заложения фундаментов опор моста по верхнему пределу размыва было бы опасным (за исключением случая совпадения верхнего и нижнего пределов). Одновременно назначение глубины заложения фундаментов опор моста по нижнему пределу размыва было бы в ряде случаев экономически неоправданным, хотя и безопасным для устойчивости моста. Наиболее точным является расчет глубин размыва по длительной серии натурных паводков (см. выше), что требует наличия исходных данных, необходимых для такого расчета, и практически обязательного использования ЭЦВМ в связи с большим объемом счета.
Определение нижнего предела размыва может быть выполнено весьма просто по так называемому уравнению предельного баланса наносов [см. уравнение (XX.22)]. По этому же уравнению легко может быть рассчитан также размыв, вызываемый серией одинаковых расчетных паводков. Так как проход одинаковых расчетных паводков только предположителен, то и размыв, ими вызываемый, называют гипотетическим. Этот размыв весьма близок к фактическому, вызываемому длительной серией различных по высоте паводков с обязательным проходом расчетного паводка в конце многоводного периода по дну русла, уже размытому многими, предыдущими, нерасчетными паводками.
Глубину заложения фундаментов опор моста можно поэтому на- з гачать по просто определяемому гипотетическому размыву, который либо совпадает с нижним пределом, либо лежит между верхним и нижним пределами размыва (см. рис. XX.14, е).
Проход высоких паводков с малым интервалом времени между ними всегда приводит к значительным размывам. На рис. XX.15 показано
очертание дна под мостом через р. Волгу после паводков 1934 и 1936 гг. Хотя оба паводка были ниже наблюдавшегося наивысшего (1926 г.), прошедшего до постройки моста, они произвели больше 60% максимального возможного размыва, соответствующего расчетному паводку 1926 г.
|
| |||
|
| |||
| о | а к сэ 5: 2 | ГТТГ |
|
Рис. ХХ.15 Развитие размывов под мостом через р. Волгу 1 — уровень и очертание дна после паводка в 1934 г.. 2 — то же, в 1936 г.
Для правильной оценки влияния паводков, предшествующих расчетному, следует учитывать и 58ш |
|
| / \ Пойма |
- |
|
- |
|
г « сцщ. ..1,1 г . . 1 „ |
сэ ^ ^ а & & э
Ш 1931г. Рис. XX.16. Размыв под мостом через р. Сож: а — многолетний ряд паводкоз, пропущенных мостом; б — водомерный график наибольшего паводка, в —- очертание дна под мостом, 1 — до прохода наибольшего паводка; 2—после прохода наибольшего паводка, 3 — через 15 лет после прохода наибольшего пазодка
данные о фактическом развитии размывов под давно существующими мостами. Данные по мосту через р. Сож, где расчетный паводок прошел лишь на 57-й год после постройки перехода, приведены на рис. XX. 16. Паводками, которые были ниже расчетного, прошедшими за 56 лет, русло под мостом было значительно размыто, и перед расчетным паводком уровень дна уже понизился на 9,7 м. За расчетный паводок 1931 г. дно было еще размыто всего на Зм, н его отметка совпала с нижним пределом размыва. Особенно опасно, когда расчетный высокий паводок проходит после ряда достаточно высоких паводков многоводного периода. Эти данные свидетельствуют об опасности игнорирования размывов, происходящих до года прохода расчетного паводка.
Многочисленными расчетами размывов, вызываемых длительными сериями натурных паводков, установлено, что действительный размыв совпадает с нижним пределом размыва и одновременно с гипотетическим размывом при коэффициенте общего стеснения потока р 1,4 [см. формулу (XX.4)|. Если коэффициент общего стеснения потока лежит в пределах от 1,4 До 2,0, то действительный размыв совпадает с гипотетическим, но оказывается меньшим, чем нижний предел размыва. Обычно значения р = 2 являются предельными из допускаемых при проектировании мостовых переходов. При больших степенях стеснения потока (Р > 2) размыв следует рассчитывать по длительной серии натурных паводков, используя ЭЦВМ
,
Как показали систематические расчеты, выполненные Г. А. Федотовым на ЭЦВМ с помощью программы «Гидрам-3», размыв, вызываемый серией одинаковых расчетных паводков, для конкретных условий проектируемого перехода не зависит от длины зоны размыва, крупности грунтов, длительности паводка, а зависит лишь от степени стеснения потока и от формы (полноты) водомерного графика расчетного паводка Н = / ({). Число же паводков, при котором достигается гипотетический размыв, зависит от объема зоны размыва перед мостом, крупности грунтов и длительности затопления пойм при паводках.
Гипотетический размыв является нижним пределом размыва, вызываемого паводком, который ниже расчетного на величину АН, определяемую эмпирической формулой
АН = (1 —Я1/3) Нтя х, (XX.21)
где П — /'(.р : /г,пах — полнота расчетного паводка, /гтаЛ- — средняя и наибольшая высота расчетного паводка над уровнем поймы (рис. ХХ.14, ж).
При этом:
Я 0,2 0,3 0.4 0.5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0
1 —/71'3 . . 0,42 0,33 0,27 0,21 0,16 0,11 0,07 0,04 О
Расчет.по нижнему пределу размыва, или по гипотетическому размыву, удобен тем, что дает возможность непосредственного назначения отверстия моста. Это одно из преимуществ такого расчета, так как прямое назначение отверстия моста при расчете размыва по верхнему пределу невозможно. Верхний же предел размыва может быть рассчитан лишь для моста, длина которого задана.
Как оказывается, при определении нижнего предела размыва от наибольшего паводка, или гипотетического размыва от серии таких паводков теряет также остроту вопрос о выборе исходной формулы того или иного автора для определения расхода наносов, что делает этот расчет весьма объективным. Кроме того, полностью снимается и вопрос о расчетной формуле для определения длины участка размыва, так как эта длина в расчет по предельному балансу не входит совсем.
Из уравнения баланса наносов (XX. 12) непосредственно следует, что прекращению размыва отвечает скорость размына, равная нулю,
т. е. = 0, а следовательно, и нулевой градиент расхода наносов до
вдоль размытого русла -щ- = 0, т. е. О — сопз1. Поскольку на участок
размыва поступает строго определенный суммарный бытбвой расход руслоформирующих наносов (взвешенных и донных), то после полною завершения размыва на пике паводка и под мостом будет проходить тот же расход наносов. Для определения измененных (по сравнению с бытовыми) размеров размытого русла под мостом достаточно составить и приравнять два выражения расхода наносов в бытовых условиях и под мостом после окончания размыва. Это равенство называется уравнением предельного баланса наносов. Оно соответствует только моменту прекращения размыва
сб = ак. (ХХ.22)Для определения расхода наносов обоих видов используют известные полуэмиирическне формулы, при этом формулы различных авторов легко могут быть приведены к общему виду (так как структура их практически одинакова):
С = (ХХ.23)
где т, к — маломеняющиеся показатели степени; А — функция крупддрти наносов Значения А достаточно сильно разнятся в формулах разных автор'бв. Этот множитель зависит от крупности наносов А = / (й)
Подставляя в формулу (XX.22) выражение расхода наиосов в бытовом состоянии, т. е. вводя в расчет бытовую скорость в, бытовую ширину и среднюю глубину русла Вв 6 и /гр Б, а также выражение расхода наносов под мостом после размыва, вычисленное по скорости после размыва и измененным размерам русла Вр.„ и Нр м, получим, сокращая А (поскольку состав наносов после окончания предельного размыва одинаков по всей длине зоны размыва):
,т д , , „т о ,
v б б л Ср. в n _ "р. м°р. м Л Ир, м \
Лр.6 ' *р.м '
или
V — у ^ / Др. я \ т /У») "' I ь'Р- в I . (XX.24) м р \ Др. м/ \ ^р. б / \ } _ аО« I
V Ир. м /
Сокращать множитель А можно потому, что после завершения размыва река будет проносить вниз по течению на всей длине зоны размыва лишь обычные для нее руслоформирующие наносы.
Зная, что <2 = Вки, легко получить выражение средней глубины в русле после размыва:
41=1 1_.°ом УнТ
\ о /
Значения показателей степени в формулах (XX,24) и (XX.25) соответственно формулам расхода наносов, предлагаемых разными исследователями, колеблются в узких пределах, что дает возможность, не отдавая предпочтения ни одной из исходных зависимостей, принять средневзвешенные величины т = 4 и к — 0,4 —0,5.
Наибольшие отклонения показателей степени по данным различных авторов от принятых выше составляют около 10%, а в основном значительно меньше.
Последние множители формул (XX.24) и (XX.25) могут быть приравнены единице по ряду причин: во-первых, с увеличением глубины после размыва одновременно возрастают размывающая скорость у0 и русловая в связи с чем можно положить
со» : ^р м ~ с1об '■ ар.6'
во-вторых, отношение разностей N — — ) входит в формулы в степе
ни от 0,25 до 0,20. Следовательно, если это отношение достигнет даже 1,15 (чего практически быть не может), то последние множители формул (XX.24) и (XX.25) не будут отклоняться от единицы более чем на 3%. В связи с этим расчетные формулы (выведенные О. В. Андреевым в 1956 г.) могут быть написаны с учетом приведенных числовых значений показателей степени в простом виде:
(XX.26)
\ Ор. м / \ У р.б / Ч Ор. м /
Формулы справедливы как для определения нижнего предела, так и для гипотетического размыва. Глубины отсчитываготся в первом случае от уровня Нтвх, а во втором — от Нта]1 — АН.
Ширина русла под мостом должна вводиться в расчет за вычетом ширины опор, в нем стоящих. Величина Рр соответствует стеснению потока подходами к мосту и различна для определения нижнего предела, или гипотетического размыва.
Из формулы (XX.27) непосредственно следует, что увеличение ширины русла под мостом по сравнению с бытовой шириной желательно, так как глубины в русле при этом уменьшаются. Однако для того, чтобы уширение русла способствовало уменьшению глубины, необходимо, чтобы увеличение руслового расхода под мостом, неизбежное при уши- рении русла, было бы меньше влияния уширеиия русла, т. е,
(XX.28)
где <?р м1 = Ррфр-б = Рр?р.в ^р.б— расход в неуширенном русле под мостом; <2р.Мз - <?р.м1 п.в (Вр.м — Вр.б) — то же, в уширень-ом.
Увеличение руслового расхода объясняется объединением с руслом части пойменного участка, несущего расход: Рп9п.б (-®р м — ^р.б).
Из приведенного выше неравенства следует, что уширение русла целесообразно лишь в определенных пределах отношения с/п б : <7Р в (см. § XX.7).
Переход от средней глубины в русле после размыва к наибольшей, по которой будут назначаться отметки заложения фундаментов, можно выполнить по обычно используемому предположению, что после размыва отношение максимальной русловой глубины к средней русловой сохранится равным бытовому отношение этих глубин (рис. XX. 17). Конечно, некоторая погрешность при этом неизбежна, 62
В ряде случаев это бытовое отношение не сохраняется. Непосредственным расчетом оно определено быть не может. Даже данные рис. XX. 17 показывают наличие отдельных отклонений до 25%, а они могут быть и большими. Поэтому расчет по бытовому отношению максимальной и средней глубин требует обязательного введения в дальнейшем гарантийных поправок к окончательным результатам расчета максимальных глубин.
Сопоставление контрольных расчетов по формуле (XX.27) о данными о фактических профилях размывов для ряда давно депству- щих переходов, где нет геологического ограничения размыва, указывает на то, что предельные глубины в некоторых случаях были превзойдены, но не более чем на 9%, или 1,2 м, а в большинстве случаев натурные глубины были близки к расчетным. Это же подтвердили н данные как отечественных, так и зарубежных лабораторных опытов.
а |
| С |
|
са со 5 |
|
| ■ |
сэ с* |
|
|
|
|
|
|
|
ьр1
Рис. XX 17. Соотношение наибольшей и средней глубин русла до размыва и после него Кружками показаны точки, соответствующие мостам с уши- рением русла
Рис. ХХ.18. Схема к расчету отмостки' а — изменение конфигурации сечения; б - схема образования отмостки; I — до размыоа; 2 — после размыва
если оно возможно. Увеличение площади поперечного сечения потока в русле прекратится после того, как средняя скорость снизится до значения м, определяемого формулой (XX.26). Однако отношение максимальной и средней глубин после размыва не будет равно бытовому отношению, а несколько уменьшится.
Пласты грунтов, обнажаемые в зоне наибольших глубин в процессе размыва, будут ограничивать углубление русла только в том случае, если эти грунты не могут быть вынесены сжатым потоком из-под моста, т. е. только при условии, что скорость потока будет меньше размывающей для этих грунтов. Зная среднюю скорость течения, которая должна устанавливаться в русле после размыва, распределение средних скоростей на всех вертикалях по ширине русла и размывающие скорости для пластов грунта, которы е могут быть обнажены в процессе размыва, т. е. в пределах до глубины Нр,ш шах, определяемой формулой (XX.27), можно установить, будет ли тот или иной пласт грунта ограничивать размыв в зоне наибольших глубин.
Для русел немеаидрирующих и блуждающих рек, а также для начальных и конечных участков излучин меандрирующих рек средние скорости па вертикалях практически равны средней по сечению. Тогда размываемость любого пласта грунта может быть проверена по неравенству
Ур.м^о- (XX,29)
где средняя скорость в русле ир-м определяется формулой (XX,26)
Ограничению размыва по геологическим условиям отвечает неравенство су,, <
Величины размывающих скоростей течения для несвязных грунтов определяются по табл. ХХ.2. Переход к средней скорости для вертикали с максимальной глубиной должен выполняться по формуле XX.20. Для связных грунтов Vо определяют непосредственно по последней графе табл. ХХ.4, поскольку глубины во время паводков в размытых руслах рек всегда превышают 3 м.
В тех случаях, когда величина максимальной глубины после размыва в русле будет определяться геологическими условиями, т. е. наличием пластов неподвижных частиц грунта, которые не могут быть
Таблица ХХ.4 |
|
| Средние рлзмынаютцие ско | ||||
Гругты | Разновидности | Плотность, т/м1 | рости | течения Яи | м/с, при глу- е, м | ||
|
| 0,1 1 | 9 | * | |||
Глини, тяжелые | Малоплотные | 1,2 | 0,3,5 | 0,40 | 0,45 | 0,50 | |
и тощие суглинки | Средней плотности | 1,2—1,65 | 0,70 | 0,85 | 0,95 | 1 ,10 | |
| Плотные | 1 65—2,05 | 1,00 | 1 ,20 | 1,40 | 1,50 | |
Лесси | Очень плотные | 2,05—2,15 | 1,40 | 1,70 | 1,90 | 2,10 | |
Средней плотности | 1,2—1,65 | 0,60 | 0,70 | 0,80 | 0,85 | ||
| Плотные | 1,65—2,05 | 0,80 | 1,00 | 1,20 | 1,30 | |
| Очень плотные | 2,05 -2,15 | 1,10 | 1,30 | 1,50 | 1,70 |
сдвинуты текущей водой, уравнение предельного баланса наносов, очевидно, определяет только среднюю по сечению скорость и среднюю глубину. В связи с двумя возможными причинами прекращения размыва на наиболее глубокой вертикали надо обязательно выполнить два расчета максимальной глубины после размыва в русле по формулам (XX.27) и (XX.29). Окончательно принимается меньшая из глубин, определенных этими двумя расчетами.
При расчете максимальной глубины размыва в случае ограничения ее пластом трудиоразмываемого неоднородного несвязного грунта, содержащего крупные частицы, необходимо иметь в виду, что возможно вымывание мелких частичек грунта и укрупнение поверхностного слоя этого пласта, которое носит название отмостки (рис. XX. 18, б). Если известна скорость после размыва, то, приравнивая ее к размывающей для слоя отмостки = можно установить крупность частиц отмостки О, соответствующую прекращению размыва. Имея данные о гранулометрическом составе пласта, в котором содержатся частицы крупнее О, можно рассчитать, какой объем мелкого грунта должен быть вымыт из верхних слоев пласта, чтобы на его поверхности образовался двойной слой отмостки крупностью О. Если объем частичек грунта крупнее О составляет р (%) от общего объема грунта, то можно рассчитать величину смыва поверхности пласта (см. рис. XX.18, б): Дп = 20001р.
При использовании уравнения предельного баланса наносов следует учитывать, что расчет максимальной глубины выполняется с не-' которой погрешностью. Еще в большей степени это относится к расчету развития размыва во времени как по одному, так и по серии паводков, для которого требуется значительно больше натурных данных и все же остается только предположительной фактическая последовательность и высота будущих паводков или отсутствие размыва предыдущими паводками при расчете верхнего предела размыва.
В связи с этим при расчете глубин после размыва следует вводить гарантийные запасы тем большие, чем менее изучен водоток. При мор- фометричеекой основе проекта запасы должны быть больше, чем прн основе гидрометрической.
- Глава XVIII Общие сведения о переходах через водотоки
- § XVIII.1. Основные понятия. Виды переходов через водотоки
- § XVII 1.3. Речные долины и русла рек. Типы питания рек
- Глава XIX Гидрологические расчеты при проектировании мостовых переходов
- § XIX. 1. Задачи и принципы гидрологических расчетов
- § XIX.2. Методика прогноза максимальных расходов воды в реках
- § XIX.3. Определение уровней воды и скоростей течения, соответствующих максимальным расходам
- Глава XX Расчет отверстий больших и средних мостов
- § XX.1. Основные положения расчета отверстии мостов
- § XX.2. Учет природных деформации русел при проектировании мостовых переходов
- § XX 5. Расчет размывов на пойменных участках отверстий мостов
- § XX.7. Расчет отверстии больших и средних мостов
- 1. Если глубина заложения подошвы фундамента назначается но глубине залегания прочных пород, используемых в качестве основания 72
- Глава XXI Проектирование подходов к мостам и регуляционных сооружений
- § XXI. 1. Условия работы поименных насыпей
- § XXI.2. Проектирование поименных насыпей
- § XXI.3. Задачи и принципы регулирования рек у мостов
- § XXI,4. Конструкции регуляционных сооружений
- Глава xxiг
- § XXII. 1. Виды проектно-изыскательских работ
- § XXII 3. Требования к техническому проекту
- § XXII.5. Рабочие чертежи
- § XXI 1.7. Использование при проектировании автомобильных дорог электронно-вычислительных машин
- Глава XXIII Изыскания автомобильных дорог
- § XXIII.1. Организация работы изыскательской
- § Xx111.2. Проложение трассы на местности
- Масштаб 1.1000 Сечение горизонталей через I м V
- Глава XXIV Сравнение вариантов автомобильных дорог1
- § XXIV. 1. Сравнение вариантов дороги по строительным и эксплуатационным затратам
- § XXIV.2. Оценка вариантов автомобильных дорог, по пропускной способности
- Глава XXV
- § XXV. 1. Стереомодель местности
- Глава XXVI Технические изыскания мостовых переходов
- § XXVI. 1. Задачи и состав изыскании
- § XXVI.2. Подготовительные работы
- § XXVI.4. Гидрометрические работы
- § XXVI.5. Гидрологические работы
- § XXVI.6. Инженерно-геологические работы
- § XXVI.?. Особенности изысканий для реконструкции мостовых переходов
- § XXVI.8. Состав проекта мостового перехода
- Глава I содержит анализ режима реки на основе подробного описания характеристик водотока как топографических и метеорологических, так и гидрологических.
- Глава IV содержит результаты инженерно-геологических работ, имеющих первостепенное значение для выбора схемы сооружений перехода.
- Глава XXVII
- § XXVII.!. Особенности реконструкции дорог
- § XXVII.2. Прогнозирование интенсивности движения на реконструируемой дороге
- § XXVI 1.3. Технические изыскания при реконструкции дорог
- § XXVII.5. Реконструкция дороги в плане и продольном профиле
- § XXVII.6. Реконструкция дороги в поперечном профиле
- § XXVI 1.7. Мероприятия по устранению пучин
- § XXVII.8. Реконструкция и усиление дорожиой одежды
- Глава XXVIII Проектирование дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII. 1. Особенности проложения трассы в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII 2 конструкция земляного полотна дорог в районах вечной мерзлоты
- Проектирование дорог в заболоченных районах
- § XXIX.1. Образование, характеристика и виды болот
- § XXIX.2. Проложение трассы в болотистых районах
- § XXIX.3. Обследование болот при трассировании дороги
- § XXIX.4. Конструкция земляного полотна " на болотах
- Глава XXX
- § XXX. 1. Эрозия почв и образование оврагов
- § XXX.2. Трассирование дорог в зоне оврагов
- § XXX.3. Устройство плотин на пересечениях оврагов
- Глава XXXI Проектирование дорог в карстовых районах
- § XXXI.1. Карстовые процессы
- § XXXI.2. Проектирование дорог в карстовых районах
- Глава XXXII Проектирование дорог в горной местности
- § XXXII.1. Особенности горных районов
- § XXXII.2. Устойчивость горных склонов
- § XXXI 1.4. Развитие линии по склонам и перевальные дороги
- § XXXII.5. Проектирование серпантин
- § XXXI 1.6. Тоннели
- § XXXII.7. Продольный профиль горных дорог
- § XXXII.8. Поперечные профили горных дорог
- § XXXII.9. Проложение дороги по участкам осыпей и камнепадов
- § XXXII.10. Пересечение селевых выносов
- § XXXII.12. Защита дорог от лавин
- 1Ранииа распространения воздушной волны; сплошная линия — первый вариант трассы. Иупк1нрная линия — второй вариант трассы; 11л — прыгающая лавина. Лл — лотковая лалцт
- § XXXII.13. Особенности проектирования автомобильных дорог в сейсмических районах
- Глава XXXIII Проектирование автомобильных дорог в засушливых районах
- § XXXIII.1. Особенности засушливых районов.
- Глава XXXIV Особенности проектирования автомобильных магистралей
- § XXXIV. 1. Технические условия на проектирование автомобильных магистралей
- Глава XXXV Оборудование и благоустройство дорог
- § XXXV.1. Комплекс мероприятий по обслуживанию движения
- § XXXV.2. Средства информации водителей об условиях движения. Ограждения и направляющие устройства
- § XXXVI.1. Планировка уличной сети и элементы городских улиц
- § XXXVI 2. Поперечные профили улиц
- § XXXVI.4. Горизонтальная и вертикальная планировки
- § XXXVI.5. Проектирование перекрестков и городских площадей
- § XXXVI 7. Подходы к городским мостам
- § XXXVI.8. Планировка городских набережных
- 6Оглавление