§ XXXII.7. Продольный профиль горных дорог
В отличие от равнинной местности, где продольный профиль дает полную возможность представить себе расположение дороги на местности и конструкцию ее земляного полотна в каждой точке, в юрной местности при проложении дороги по косогору рабочая отметка по оси дороги не характеризует поперечный профиль и объемы земляных работ. Это вызывается тем, что при одной и той же отметке по оси дороги при различной крутизне косогора краям земляного полотна могут соответствовать большие или меньшие выемки, насыпи и подпорные стенки. Из-за частых изменений рельефа склонов рабочие отметки земляного полотна существенно изменяются на малом протяжении дороги. Поэтому при проектировании продольного профиля дорог в горной местности положение земляного полотна все время контролируют по поперечным профилям, добиваясь, чтобы при заданном уклоне проектной линии достигалось устойчивое положение земляного полотна без устройства подпорных стенок и по возможности уравновешивание объемов насыпной части и выемок.
' При постоянной отметке оси дороги в зависимости от ее положения по отношению к косогору стоимость земляного полотна меняется в значительной степени 2У6
(рис. XXXII.17). Для каждого поперечного уклона местности существует положение оси дороги, при котором стоимость земляного полотна с учетом в случае необходимости устройства подпорной стенки имеет наименьшее значение. Однако в полной мере руководствоваться принципом соблюдения минимальной стоимости " земляного полотна не удается, так как па крутых косогорах насыпная часть получается недостаточно устойчивой, а устройство подпорных стенок требует больших затрат ручного труда.
Поэтому на основе опыта проектирования и строительства дорог в горной местности рекомендуется, чтобы на косогорных участках в пределах выемки была расположена часть земляного полотна, не меньшая следующих величин:
Крутизна косогора, град . 20 25 30 35 40
Величина врезкн, % от общей ширины земляного
полотна 50—05 60—70 70—80 80 -100 100
Поскольку поперечные уклоны местности меняются на коротком протяжении, рациональное положение проектной линии на продольном профиле может быть найдено только после ряда попыток. На косогорных участках при изысканиях снимают поперечные профили во всех характерных местах изменения рельефа с тем, чтобы на камеральном этапе проектирования по ним можно было построить план местности в горизонталях.
Нанося проектную линию па продольный профиль горной дороги, все время проверяют получающееся расположение земляного полотна на поперечных профилях местности, построенных в масштабе 1 : 100—1 : 200. При этом пользуются построенными в том же масштабе прозрачными шаблонами поперечных профилей земляного полотна на косогоре. Для учета геологического строения местности следует использовать набор таких шаблонов для поперечников с откосами различной крутизны, подпорными и одевающими стенками. Наилучшее положение проектной линии достигается изменением гаага проектирования, величины продольного уклона и смещениями трассы па плане в горизонталях.
При нанесении проектной линии предельными продольными уклонами необходимо уменьшать их величины на участках кривых малых радиусов в плане, поскольку сопротивление движению автомобилей на кривых возрастает, а условия управления автомобилями осложняются.
По исследованиям проф. М. С. Замахаева, на кривых необходим) учитывать дополнительные затраты мощности двигателя, вызываемые боковым уводом шин, а также увеличение продольного уклона в результате сокращения длины пути автомобилей при проезде по внутренней полосе проезжей части. Строительные нормы и правила 1972 г. указывают следующие величины смягчения максимальных продольных уклонов:
Радиус кривых в плане, м 50 40 30 20 15
Минимальное требуемое снижение продольных уклонов, % Ю 20 30 40 50
Продольный уклон должен быть смягчен за 5—10 м с каждой стороны кривой.
При проектировании горных дорог следует избегав длинных затяжных участков с продольными уклонами, превышающими 60°/0(). При неизбежности этого через каждые 2—3 км необходимо предусматривать места для остановки автомобилей в виде горизонтальных участков или участков с продольным уклоном, не превышающим 20°/„о. длиной не менее 50 м. Земляное полотно в этих местах должно быть уширено, чтобы ос1а- новившиеся автомобили не мешали движению.
В исключительно сложных условиях рельефа разрешается на прямых участках увеличивать предельные продольные уклоны на 15— 20°/оа, чтобы снизить обьем и стоимость строительства. Целесообразность увеличения продольного уклона требуется обосновывать технико-экономическими расчетами. Однако такие учас1ки резко ухудшают транспортио-эксплуатационные качества дороги и значительно снижают эффективность автомобильных перевозок.
На затяжных спусках горных дорог иногда происходят аварии, связанные с неисправностями тормозов автомобилей В тех случаях, кзгда шзволяет рельеф местности, рекомендуется устраивать про- тивоаварийные (тормозные) съезды (рис. XXXII. 18). Автомобиль с отказавшими тормозами при движении по съезду иа подъем по покрытию с большим сопротивлением движению постепенно снижает скорость. Аварийные съезды обязательны в случаях, когда в конце затяжных спусков длиной более 3 км с уклонами более 60°/ов расположены кривые малых радиусов,
В процессе проектирования продольного профиля решают вопросы водоотвода — рассчитывают отверстия мостов, намечают места расположения безрасчетных искусственных сооружений, проектируют нагорные и водоотводные канавы, намечая их трассу иа плане в горизонталях. Сечение нагорных и водоотводных канав назначают по расчету. Во избежание размыва нагорным канавам не следует придавать больших уклонов, необходимо предусматривать укрепление их дна и откосов, за исключением случаев скальных грунтов.
- Глава XVIII Общие сведения о переходах через водотоки
- § XVIII.1. Основные понятия. Виды переходов через водотоки
- § XVII 1.3. Речные долины и русла рек. Типы питания рек
- Глава XIX Гидрологические расчеты при проектировании мостовых переходов
- § XIX. 1. Задачи и принципы гидрологических расчетов
- § XIX.2. Методика прогноза максимальных расходов воды в реках
- § XIX.3. Определение уровней воды и скоростей течения, соответствующих максимальным расходам
- Глава XX Расчет отверстий больших и средних мостов
- § XX.1. Основные положения расчета отверстии мостов
- § XX.2. Учет природных деформации русел при проектировании мостовых переходов
- § XX 5. Расчет размывов на пойменных участках отверстий мостов
- § XX.7. Расчет отверстии больших и средних мостов
- 1. Если глубина заложения подошвы фундамента назначается но глубине залегания прочных пород, используемых в качестве основания 72
- Глава XXI Проектирование подходов к мостам и регуляционных сооружений
- § XXI. 1. Условия работы поименных насыпей
- § XXI.2. Проектирование поименных насыпей
- § XXI.3. Задачи и принципы регулирования рек у мостов
- § XXI,4. Конструкции регуляционных сооружений
- Глава xxiг
- § XXII. 1. Виды проектно-изыскательских работ
- § XXII 3. Требования к техническому проекту
- § XXII.5. Рабочие чертежи
- § XXI 1.7. Использование при проектировании автомобильных дорог электронно-вычислительных машин
- Глава XXIII Изыскания автомобильных дорог
- § XXIII.1. Организация работы изыскательской
- § Xx111.2. Проложение трассы на местности
- Масштаб 1.1000 Сечение горизонталей через I м V
- Глава XXIV Сравнение вариантов автомобильных дорог1
- § XXIV. 1. Сравнение вариантов дороги по строительным и эксплуатационным затратам
- § XXIV.2. Оценка вариантов автомобильных дорог, по пропускной способности
- Глава XXV
- § XXV. 1. Стереомодель местности
- Глава XXVI Технические изыскания мостовых переходов
- § XXVI. 1. Задачи и состав изыскании
- § XXVI.2. Подготовительные работы
- § XXVI.4. Гидрометрические работы
- § XXVI.5. Гидрологические работы
- § XXVI.6. Инженерно-геологические работы
- § XXVI.?. Особенности изысканий для реконструкции мостовых переходов
- § XXVI.8. Состав проекта мостового перехода
- Глава I содержит анализ режима реки на основе подробного описания характеристик водотока как топографических и метеорологических, так и гидрологических.
- Глава IV содержит результаты инженерно-геологических работ, имеющих первостепенное значение для выбора схемы сооружений перехода.
- Глава XXVII
- § XXVII.!. Особенности реконструкции дорог
- § XXVII.2. Прогнозирование интенсивности движения на реконструируемой дороге
- § XXVI 1.3. Технические изыскания при реконструкции дорог
- § XXVII.5. Реконструкция дороги в плане и продольном профиле
- § XXVII.6. Реконструкция дороги в поперечном профиле
- § XXVI 1.7. Мероприятия по устранению пучин
- § XXVII.8. Реконструкция и усиление дорожиой одежды
- Глава XXVIII Проектирование дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII. 1. Особенности проложения трассы в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII 2 конструкция земляного полотна дорог в районах вечной мерзлоты
- Проектирование дорог в заболоченных районах
- § XXIX.1. Образование, характеристика и виды болот
- § XXIX.2. Проложение трассы в болотистых районах
- § XXIX.3. Обследование болот при трассировании дороги
- § XXIX.4. Конструкция земляного полотна " на болотах
- Глава XXX
- § XXX. 1. Эрозия почв и образование оврагов
- § XXX.2. Трассирование дорог в зоне оврагов
- § XXX.3. Устройство плотин на пересечениях оврагов
- Глава XXXI Проектирование дорог в карстовых районах
- § XXXI.1. Карстовые процессы
- § XXXI.2. Проектирование дорог в карстовых районах
- Глава XXXII Проектирование дорог в горной местности
- § XXXII.1. Особенности горных районов
- § XXXII.2. Устойчивость горных склонов
- § XXXI 1.4. Развитие линии по склонам и перевальные дороги
- § XXXII.5. Проектирование серпантин
- § XXXI 1.6. Тоннели
- § XXXII.7. Продольный профиль горных дорог
- § XXXII.8. Поперечные профили горных дорог
- § XXXII.9. Проложение дороги по участкам осыпей и камнепадов
- § XXXII.10. Пересечение селевых выносов
- § XXXII.12. Защита дорог от лавин
- 1Ранииа распространения воздушной волны; сплошная линия — первый вариант трассы. Иупк1нрная линия — второй вариант трассы; 11л — прыгающая лавина. Лл — лотковая лалцт
- § XXXII.13. Особенности проектирования автомобильных дорог в сейсмических районах
- Глава XXXIII Проектирование автомобильных дорог в засушливых районах
- § XXXIII.1. Особенности засушливых районов.
- Глава XXXIV Особенности проектирования автомобильных магистралей
- § XXXIV. 1. Технические условия на проектирование автомобильных магистралей
- Глава XXXV Оборудование и благоустройство дорог
- § XXXV.1. Комплекс мероприятий по обслуживанию движения
- § XXXV.2. Средства информации водителей об условиях движения. Ограждения и направляющие устройства
- § XXXVI.1. Планировка уличной сети и элементы городских улиц
- § XXXVI 2. Поперечные профили улиц
- § XXXVI.4. Горизонтальная и вертикальная планировки
- § XXXVI.5. Проектирование перекрестков и городских площадей
- § XXXVI 7. Подходы к городским мостам
- § XXXVI.8. Планировка городских набережных
- 6Оглавление