logo search
Бабков

§ XXXII.9. Проложение дороги по участкам осыпей и камнепадов

При трассировании дороги по долинам горных рек иногда при­ходится пересекать осыпи — отложения мелкообломочных продуктов распада сильно подверженных выветриванию горных пород на кру­тых склонах. Осыпи скапливаются у подошвы склонов в виде валов или конусов, состоящих из природного щебня с небольшой при­месью грунтовых частиц. В верхней части в зависимости от крупности частиц и их петрографического состава осыпи имеют крутизну до 40—45°, соответствующую углу естественного откоса материала осы­пи в водоиасыщенном состоянии. В нижней части (шлейф осыпи) осыпь более полога.В зависимости от интенсивности поступления материала разли­чают осыпи действующие, рост которых продолжается, затухающие и затухшие. Затухшие осыпи зарастают травой, кустарниками 306 и деревьями. Материал осыпей даже заросших находится в состоянии неустойчивого равновесия. Подрезка нижней части осыпи выемкой, сейсмические толчки, перегрузка построенной насыпью могут вновь активизировать осыпь и привести ее в движение.

Канд. геогр. наук П. И. Пушкин предложил характеризовать осыпи по степени их подвижности коэффициентами подвижности

К = где ос — угол наклона поверхности осыпи и <р — угол ес­тественного откоса для материалов, из которых еложена осыпь:

Степень подвижности .... Подвижная Слабо Относительно

(«живая») подвижная неподвижная Коэффициент подвижности . . 0,7—1 0,5—0,7 0,5

При трассировании дороги подвижные осыпи следует обходить; если это невозможно, необходимо предусмотреть мероприятия для обеспечения устойчивости земляного полотна. Осыпи с коэффициен­тами подвижности менее 0,5 могут быть использованы для размеще­ния земляного полотна в насыпях без дополнительных сооружений.

Спускающиеся в реку шлейфы осыпей, сложенных из крупно­обломочного, хорошо фильтрующего материала, можно пересекать дорогой. Если осыпь закрепилась и на ее поверхности сформировался слой почвы, покрывшийся растительностью, дорогу проектируют обычным методом, прокладывая в насыпях. При действующей осыпи, когда происходит накопление отложений, перед дорогой возводят улавливающую стенку для задерживания и накапливания осы­пающихся обломков. Стенки устраивают из сухой кладки высотой 1,5—2 м, шириной 0,8—1 м при глубине заложения не менее 0,5 м.

При малом поступлении материала осыпи стенку периодически наращивают и строят дополнительные на массиве осыпи (рис. ХХХ11.26). При активных мощных осыпях, шлейф которых

Рис. ХХХП.26. Схема защиты дороги, проходящей по шлейфу слабоподвнжной осыпи, подпорными стенками. Цифры указывают последовательность,возведения

стенок


достигает берега водотока, часто оказывается более целесообразным перенести трассу на другой склон долины, что бывает связано с пост­ройкой двух мостов При мощных шлейфах осыпей возможна про­ходка тоннелем.

Материалы осыпей можно успешно использовать для отсыпки насыпей, а если они удовлетворяют требованиям к прочности камен­ных материалов, то и для устройства дорожной одежды и приготов­ления бетона.

В ряде случаев при малом объеме накопившегося в осыпи мате­риала вместо гого, чтобы строить верховые подпорные стены, целесо­образнее убрать осыпь, использовав ее материал для устройства насыпей.

Многие участки горных дорог подвержены обвалам — внезапному обрушению с крутых склонов гор обломков горной породы. Причи­ной обвалов является чрезмерная крутизна склонов, на которых не могу г удержаться обломки, потерявшие связь с основным массивом. Обвалам способствуют: разрушение горных пород процессами вывет­ривания, подрезка наклонных пластов при устройстве земляного полотна, трещиноватость горных пород как естественная из-за тектонических нарушений, так и вызванная применением при строи­тельстве массовых взрывов, расширение воды при замерзании в тре­щинах горных пород, сейсмические толчки и др.

Участки обвалов при изысканиях всегда целесообразно обходить. При невозможности этого за такими участками в процессе эксплуа­тации дороги должен осуществляться непрерывный контроль. Ра­бочие-верхолазы должны регулярно осматривать откосы и сбрасы­вать в периоды отсутствия движения крупные камни, начинающие терять устойчивость.

Рис. XXXII.27. Улавливающие валы и стенки:

а — улавливающая стенка у бровки дороги; б — улавливающий ров с валом в пределах пологого участка косогора (пунктиром показана траектория падения камней)

Рис. XXXII.28. Защитные галереи на участках камнепада: а — общий вид: б — поперечное сечение галереи на автомобильной магистрали; 3 — улавливающий ров; 2 — обычаый грунт, 3 — гравийная смесь; 4 дренажный. слой, 5 — галорся из сборных железобетонных элементов а — ииювая подпорная стенка. 7 — анкер, закрепляющий продольную бетонную балку; 8 — металлическая стойкаНа участках, где обвалы и камнепады особенно вероятны, для защиты от падения мелких камней около дороги устанавливают на склонах металлические удерживающие решетчатые щиты или за­вешивают откос сеткой из толстой проволоки (Л = 3 мм) с ячейкой 6x5 см.

Для защиты от крупных камней около дороги устраивают улав­ливающие рвы с валом пли улавливающие стенки (рис. XXXI 1.27). Их размеры назначают по методу, предложенному проф. Н. М. Рой- нишвили. Он основан на расчетах траектории движения камня, скатывающегося с подскакиваниями по склону с ломаным попереч­ным профилем При определении скоростей вводят коэффициенты, учитывающие сопротивления, испытываемые камнем при движении, и потери энергии при ударах. Улавливающая стена рассчитывается > на удар камня.

На дорогах с интенсивным движением па участках с камне­падами в некоторых случаях приходится строить защитные га­лереи (рис. XXXII.28). Поперечное сечение такой галереи, пост­роенной на автомобильной магистрали в Швейцарии, показано на рис. XXXII.28, б.