logo search
Бабков

§ XXIX.3. Обследование болот при трассировании дороги

На участках пересечения болот, первоначально намечаемых по материалам аэрофотосъемки или по картам в горизонталях, должны быть сняты план, продольные и поперечные профили, а также прове­дены зондирование, бурение, отбор и изучение образцов торфа.

По намеченным вариантам пересечения болота разбивают пикетаж с поперечниками через 100—200 м. Поперечники охватывают ширину 50—100 м в зависимости от глубины болота и рельефа его дна. Трассу и поперечники нивелируют, а также зондируют и бурят, чтобы уста­новить глубину болота и отобрать образцы торфа.

При обследовании должны быть собраны все данные, характери­зующие происхождение болота, состав торфа и условия его залегания (строение, мощность, плотность п степень разложенностн отельных слоев торфа), состав грунтов минерального дна, гидрологический ре­жим болота, наличие поблизости от места перехода грунтов, приго­дных для отсыпки насыпей, в первую очередь фильтрующих (круп­нозернистых, песчаных и гравелистых).

Зондирование болот выполняют вручную буром геолога, торфяным буром или двухдюймовым ручным буровым комплектом без обсадных труб. Для взятия образцов торфа с ненарушенной структурой устраи­вают опорные скважины с обсадными трубами диаметром не менее 127/115 мм Зондирование ведут одновременно с нивелированием через 25—50 м вдоль трассы. На каждом поперечнике в трех-пяти местах берут образцы для установления вида торфов и приближенной оценки их свойств Если предполагается использовать слабые 1руиты в ос­новании насыпей, их сопротивление сдвигу можно определять непо­средственно в полевых условиях при ручном бурении-лопастными сдви- гомерами-крыльчатками, а степень уплотнения — сопротивлением вдавливанию зопдов-пенетрометров с конусными наконечниками (рис. XXIX.3). На бологах с наклонным дном закладывают допол­нительные скважины на расстоянии 50—100 м от оси грассы. Болота зондируют или бурят с прониканием в минеральное дно на глубину не менее 0,5 м, а часть скважин на глубину 2—3 м.

При зондировании и бурении записывают в журнале послойную ха­рактеристику торфа с указанием степени разложенпости, плотности, влажности и ботанического состава. Одновременно отбирают образцы торфа для лабораторных испытаний Если предполагается проекти­ровать насыпь с оставлением торфа под насыпью, для компрессионных испытаний торфа с ненарушенной структурой должны быть взяты образцы с помощью специальных буров, снабженных стаканамн- грунтопосами.

При нивелировании болот из-за мягкости и зыбкости торфа возмож­ны ошибки. Для установки нивелира иногда в торф забивают колья Диаметром 5—8 см и длиной 50—70 см, имеющие зарубки для повы­шения сцепления с торфом; можно устанавливать нивелир на сколо­ченный из досок и уложенный на поверхность болота, треугольник.

Рис. ХХ1Х.З. Инструменты для испытания торфа: п— топфяной бур ТЬ-5 для взятия образцов торфа; 6 — едвигомер-крь'лъчатка СК-8 лля из­мерения сопротивления сдвигу; 1— винт, 2 — полуконус; 3 — нож, 4 — сердечник; 5 — ложка: *~ индикатор, 7 — крыльчат­ка; 8 — устройство для учета трения штанг о грунт; 0 — измерительная головка с рукояткой

Особенно целесообразны при работе на болотах нивелиры с самоуста­навливающейся горизонтальной линией визирования.

На сплавинных глубоких болотах с малой толщиной сплавины изыскательские партии иногда вынуждены работать зимой после того, как поверхность боло1а замерзнет и приобретет необходимую проч­ность.

Реперы на учасшах перехода болот закладывают на возвышенных местах и на берегах болот — в плотном минеральном грунте, где исключается возможность его осадки или смещения.

При необходимости съемки плана болота в горизонталях на боль­шой площади (для .изучения возможности проложения новых вариан­тов трассы или проектирования осушительных мероприятий) работают с тахеометром или мензулой, а зондирование или бурение болота вы­полняют позднее по намеченным направлениям трассы.