logo search
Бабков

§ XXIX.2. Проложение трассы в болотистых районах

Строительство дорог на болотах обходится в 3—5 рат дороже, чем в обычных условиях. Поэтому всегда целесообразно обходить болота, если это не вызывает значительного удлинения и извилистости дороги. Болота следует стремиться пересекать в наиболее узком и мелком месте. При пересечении сплаэинных болот следует избегать проложения трассы в местах, где дно водоема имеет крутые склоны и возможно сползание земляного полотна

Точно соблюсти эти рекомендации не всегда удается. Часто в наи­более узком месте болото имеет большую глубину. Поэтому всегда должно быть намечено несколько вариантов трассы, из которых луч- шин выбирают на основе технико-экономического сравнения.

Необходимо внимательно изучить гидрологический режим болот, пересекаемых дорогами, и предусмотреть его стабильность. При этом следует учитывать, что насыпь, прорезающая торф или уплотняющая его своим весом, создает препятствие проходу водьг, может вызвать застой воды с верховой стороны и активизировать процессы забола­чивания.

Наиболее целесообразно пересекать болота перпендикулярно ^ направлению течения воды.

'' Трассу намечают на основе детального изучения карг крупного масштаба- в горизонталях и материалов аэрофотосъемки с после­дующим осмотром на местности назначенных вариантов. Современные методы дешифрирования аэрофотоснимков дают возможность с доста­точной точностью оконтурить болото и, используя эталонные снимки того же масштаба, определить условия поверхностного водоотвода с их площади, а также приближенно оценить вид и мощность торфя­ных отложений, их физико-механические свойства. Эти сведения дают возможность наметить варианты перехода. Известное представление о типе болота, стадии его развития и возможной глубине.можно сос­тавить при изысканиях на основе визуального осмотра.

Карликовые, чахлые сосны и сфагнум указывают па го, что болото верховое и находится в последней стадии своего развития, в связи с чем можно предполагать значительную толщину торфа. Смешанный лес — березы, осины, сосны — вырастает при сравнительно неболь­шой мощности торфа. Болота без кустарника и леса, но покрытые бурыми мхами, имеют большую глубину, чем болота травяные, по­росшие осокой и тростником На сплавииных болотах большая тол­щина сплавины наблюдается на участках, защищенных 01 действия господствующих ветров. Обычно-за выступающими над поверхностью болота островами минерального грунта ниже их по течению распо­лагаются глубокие участки болот со слабой несущей способностью сплавины.

Для полного представления об условиях проложения трассы и вы­бора лучшего ее направления должен быть снят план болота в гори­зонталях с изолиниями мощности слоев слабых грунтов

Масштаб г,тана и высоту сечений горизонталей назначают в за­висимости от размеров болота и ширины заснятой полосы обычно в масштабе 1 . 1000 — I : 2000 с сечением горизонталей 0,25—0 5 м (рис. XXIX 2).

Рис. ХХ1.\.2,План, продольный в поперечный профили болота: а —план болота с гориюншлнмн его дна и поверхности; 5 —изолинии толщины слоев тор­фа; и — продольный профиль трассы; г — профиль болота по поперечному к трассе на­правлению;

/ — зочянрозс.чные скважины; 2 — буровые скважины. 3 — горизонтали поверхности болотаа 4 — горизонтали дна болота; 5 — линии равных толщин слоя торфа