logo search
Бабков

§ XXXVI 2. Поперечные профили улиц

Поперечные профили улиц разрабатывают исходя из данных о пер­спективной интенсивности движения, характере будущей застройки и положения улицы в плане уличной сети.

Поперечные профили для каждой категории улицы могут сущест­венно различаться в зависимости от конкретных условий движения и ширины.

Характерная особенность поперечных профилей, применяемых на магистральных улицах общегородского значения (рис. XXXVI.5, о), заключается в выделении части улицы для транзитного движения и от­делении проездов для местного движения. Иногда в полосе для тран­зитного движения в прямом и обратном направлениях устраивают раз делительную полосу шириной 3—5 м.

На магистральной улице с трамвайным движением (рис. XXXVI.5,б) велосипедные дорожки могут примыкать непосредственно к проезжей части или отделяться полосой газона. Полосы газона или древесных посадок прерываются в местах остановок общественного транспорта.

Улицы жилых кварталов чаще всего имеют поперечный профиль., изображенный на рис. XXXVI.5, е.

Примыкающие к городам автомобильные магистрали по мере при­ближения к городу постепенно изменяют свой поперечный профиль и внешнее оформление: ширина проезжей части увеличивается с 6—7 до 12—24 м, конструкция проезжей части совершенствуется, боковые ка­навы заменяются лотками с подземным отводом воды, появляются зе­леные насаждения

На улицах больших городов при значительной интенсивности дви­жения из-за остановок автомобилей у светофоров возникают продол­жительные задержки и заторы движения. Скорость движения на ули­цах резко снижается, и для выезда из центральных районов города на загородные автомобильные дороги нужно затрачивать много времени. Чтобы увеличить пропускную способность улиц и улучшить условия транзитного движения, за рубежом (Япония, США и др.) в городах устраивают специальные улицы для движения с высокими скоростями— до 100—120 км/ч. Улицы скоростного движения изолированы от мест­ного городского движения, все пересечения с другими улицами устраи­ваются в разных уровнях. Для выезда на улицу скоростного движения с прилегающих улиц устраивают специальные вьезды. Чтобы упрос­тить строительство пересечений в разных уровнях, первое время ули­цы скоростного движения располагали преимущественно в выемках. Теперь скоростные улицы предпочитают устраивать на эстакадах, при этом упрощаются работы но строительству, сокращается потребность в перестройке подземных коммуникаций, уменьшается стоимость строительства. Оригинальные приемы расположения городских маги­стралей скоростного движения были применены в Токио.

В настоящее время в крупнейших городах СССР, в том числе в Мос­кве, также проектируют и строят специальные дороги для скоростного движения автомобилен.

Рис. XXXVI.5 Поперечные профиля улиц:

— магистральная улица, б — магистральная улица общегородского назначения; в—улица жилого квартала;Л — тротуар, 2 — местное движение, 3 — транзитное движение; 4 — проезжая часть, 5 — обо­собленное трамвайное полото § XXXVI.3. ОСОБЕННОСТИ ИЗЫСКАНИЙ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГОРОДСКИХ ДОРОГ В ПЛАНЕ И ПРОДОЛЬНОМ ПРОФИЛЕ

По характеру, составу и объему изыскательские работы в городских условиях во многом походят на изыскания загородных дорог. Однако имеется и ряд особенностей, обусловливаемых городскими усло­виями.

При изысканиях для строительства новых и реконструкции су­ществующих улиц общее направление и план улицы устанавливают по данным планировки города. На плане улицы обычно в масштабе 1:500 намечают базис — основную опорную линию для геодезических работ. Его принимают параллельным оси улицы, размещая так, чтобы движе­ние не мешало работе геодезистов. Начальную и конечную точки и углы поворота базиса закрепляют на местности, привязывая к постоянным точкам.

В связи с большим количеством подземных коммуникаций и инже­нерных сооружений геодезические работы выполняют в городских ус­ловиях с большей точностью, чем иа загородных дорогах.

Трассу измеряют по базису, отмечая на местности пикеты через 100 м. На всех характерных местах намечают плюсовые точки. Для по­лучения подробного и точного плана улицы на всех пикетах и плюсовых точках разбивают нормально к оси проезжей части поперечники до границ красной линии или линии застройки. Трассу нивелируют по базнсу с обязательной привязкой ко всем имеющимся вблизи реперам. При разбивке и нивелировке поперечников должны быть отмечены трамвайное полотно, крышки колодцев подземных коммуникаций, вхо­ды в здания, въезды во дворы, окна подвальных этажей, водоприемные решетки, канавы, ось и лотки проезжей части. Незастроенные участ­ки нивелируют по линии оси въезда на расстояние 20 м, считая от бров­ки тротуара.

При изысканиях для проектирования площадей участок разбивают на квадраты со сторонами 10—20 м в зависимости от рельефа и размера площади. Площадь нивелируют по квадратам.

Одновременно выполняют ночсенно-грунтовые и гидрологические обследования. Шурфы закладывают в среднем через 100 м. На участках глубоких выемок или близкого стояния грунтовых вод проводят бу­рение. По данным этих обследований составляют почвенно-грунтовой профиль и проектируют конструкцию проезжей части или, если нужно, дренажи и противопучинные мероприятия. Во время изысканий необ­ходимо точно установить местоположение, размеры и состояние су­ществующих подземных сооружений. При этом могут быть использо­ваны материалы (планы, чертежи) организаций, ведающих подземным хозяйством. На основе собранных во время изысканий материалов и исходных данных, указанных в задании на производство изысканий, разрабатываютодностадийный гехно-рабочнн проект, а в сложных усло­виях составляют вначале технический проект, а затем после допол­нительных изыскательских работ рабочие чертежи. 13 Зл« 728 377

Технический проект па строительство городской улицы включает следующие материалы:

план улицы в масштабе 1:500 или реже 1:2000, на котором указы­вают общую ширину и размеры проезжей части, тротуаров, велосипед­ных дорожек, зеленых насаждений, трамвайного полотна, размещение светильников, въезды во дворы и схему движения транспорта; проект вертикальной планировки в масштабе 1:500; поперечные профили в масштабах: горизонтальный— 1:2000, вер­тикальный— 1:200 или 1:100;

продольный профиль в масштабах: горизонтальный— 1:2000 или 1:1000, вертикальный — 1:200 или 1:100;

планы площадей, перекрестков и характерных узлов в масштабе 1:200—1:500;

проект водоотвода, включающий план и продольный профиль во­достока, чертежи водоприемных колодцев и пр.;

ведомости объемов работ по устройству земляного полотна, про­езжей части, тротуаров, газонов, водоотводных сооружений и др.; проект организации работ;

пояснительную записку, в которой обосновывают установленную ширину проезжей части, конструкцию дорожной одежды, а также при­нятые способы производства и организации работ. В особом разделе проектной записки приводятся данные по расчету и конструкции водо­отводных н инженерных сооружений; сводную смету на строительство.

В рабочих чертежах уточняют принятые в техническом проекте решения, более точно и подробно определяют объемы работ с учетом местных конкретных условий. Проект организации работ включает ли­нейный график, составленный с применением поточного метода работ. Стоимость строительных работ определяется уже по подробной смете.