§ XXXIII.1. Особенности засушливых районов.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОГ В РАЙОНАХ ИСКУССТВЕННОГО ОРОШЕНИЯ
Значительные пространства юго-восточной части Советского Союза заняты засушливыми пустынными и полупустынными территориями. Пустыни и полупустыни занимают около 10% площади СССР. Примерно 65 /о этой зоны покрыто сероземными почвами, 25 — песками и 10% — солончаками.
К полупустынным относятся пространства, расположенные южнее степной зоны: низовья Волги и Урала до Каспийского моря, Прикаспийская низменность, Волго-Уральский водораздел, Тургай- ская равнина. Зона пустынь занимает обширную Туранскую низменность и предгорья в пределах среднеазиатских союзных республик — Узбекской, Туркменской, Таджикской и частично Киргизской. Почти четыре пятых территории Туркменской ССР занимают песчаная пустыня Каракумы и каменистая Устюрт. Хотя в засушливых районах общее количество выпадающих осадков мало (100— 200 мм/год), они приурочены к холодному периоду года, когда испарение крайне невелико. В этот период они создают временное переувлажнение грунтов, которое в районах искусственного орошения усиливается из-за высокого стояния уровня грунтовых вод в результате полива полей я их весенне-зимних промывок в целях борьбы с засолением.
Работы по проектированию и строительству дорог в зоне пустынь
и полупустынь имеют свои особенности, зависящие от того, прокладывается ли трасса в орошаемых районах с плодородными почвами, в засоленных грунтах или в сыпучих "песках.
В СССР основным способом орошения является наземный самотечный полив, при котором вода тонким слоем или струей протекает по почве н впитывается в нее. Временные оросительные каналы устраивают только на период поливов и заравнивают перед началом других сельскохозяйственных работ.
Оросительная сеть состоит из каналов-оросительной, водосбор- но-сброс.ной и дренажной сетей. Она включает в себя (рис. XXXII 1.1);
магистральные каналы, по которым подается вода от источников орошения к поливным каналам;
распределительные каналы, получающие воду из магистральных каналов и распределяющие ее между хозяйствами, а также между отдельными поливными участками внутри хозяйства. В зависимости от близости к магистральным каналам различают распределители первого, второго и т. д. порядков;
временные оросители (внутрихозяйственные сети), которые состоят из оросительных каналов (оросительная сеть, при помощи которой производится полив) и борозд — выводных и поливных — для равномерного распределения воды из оросителей и по Поливному \ частку,
Водосборно-сбросная сеть предназначена для избыточных поверхностных вод из оросительной сети и с поливных участков.
Дренажная сеть служит для регулирования уровня грунтовых вод нл территории поливного участка. Она состоит из коллекторов и дрен- собиратслсй.
1 — река; 2 — водозаборное сооружение; 3 — плотина; 4— магистральный канал, 5 — распределительные каналы; 6 — временные оросительные каналы; 7 — выводные борозды; 8—поливные борозды; 9 — водосбросные каналы; 10—насаждения вдоль ка- Рис. XXXIII1. Схема оросительной зяйства и отвод их для строи- системы: тельства дороги требует весьма тщательных обоснований, особенно если он связан с нарушением севооборотов и перестройкой оросительных систем. налов
хлопковых 20—40 га и более.
Проектирование дорог в районах искусственного орошения усложняется малым уклоном местности, создающим затруднения при выборе пониженных участков для отвода воды из боковых канав Грунтовые воды в районах орошения стоят высоко — на 0,5—1,0 м от поверхности. Земли представляют большую ценность для сельского хо-
Сеть дорог общего пользования, включая важнейшие дороги районного значения, проектируют исходя из направления грузопотоков В целях наилучшего удовлетворения требований автомобильного транспорта. Дороги строят по обычным техническим условиям па элементы плана н профиля. Совмещение трассы дорог и каналов допускается только в порядке исключения на отдельных участках, если это неизбежно по условиям трассирования или предусматривается заданием. При этом приходится строить большое количество искусственных сооружений (до шести—восьми на километр) на пересечениях ответвляющихся каналов.
При проложении дорог в районах вновь осваиваемого орошения начертание сети каналов и направления дорог взаимно увязывают. Большие трудности возникают при проектировании дорог в районах, 1де еще используется старая оросительная сеть, бессистемно пересекающая земельные массивы. При изысканиях необходимо выяснить начертание перспективной сети и ориентироваться на нее, предусматривая сооружения иа существующей сети.
Внутрихозяйственные дороги, обслуживающие перевозки колхозов и совхозов, подъездные пути от хозяйственных центров к станциям железных дорог и пристаням, а также второстепенные дороги районного значения часто прокладывают вдоль распределительных каналов, не считаясь с некоторым удлинением пути, чтобы не занимать ценные земли и не нарушать сложившуюся систему землепользования.
Трассу автомобильных дорог в районах искусственного орошения наиболее целесообразно прокладывать по водоразделам и участкам местности, расположенным выше орошаемых полей. На равнинных участках с затрудненным водоотводом дорогу в насыпи можно располагать вдоль действующих открытых коллекторов — зауров, если их направления совпадают. При этом расстояние от подошвы насыпн или внешней бровки боковой канавы до бровки канала должно быть не менее 4,5 м.
Земляное полотно дорог, проходящих вдоль каналов, постоянно заполненных водой, находится в неблагоприятных условиях избыточного увлажнения. Поэтому дно корыта должно достаточно возвышаться над уровнем воды в оросительной сети или над уровнем грунтоьых вод, который вблизи от каналов в результате инфильтрации воды из каналов расположен выше, чем в окружающей местности.
При назначении рабочих отметок земляного полотна необходимо исходить из зимне-весеннего высокого уровня грунтовых вод, в период промывки полей, которую проводят в Узбекистане в январе—марте. В это время затрачивается от 5 до 15 тыс. м3 воды на 1 га, что сильно повышает уровень грунтовых вод, которые в отдельных случаях стоят на расстоянии 0,5—0,6 от поверхности земли. Летний подъем грунтовых вод в период поливки хлопчатника не оказывает вредного влияния на грунты земляного полотна в связи с значительным испарением.
Для дорог с твердыми покрытиями возвышение низа дорожной одежды корыта над источниками переувлажнения грунта должно приниматься как для местности с длительным стоянием поверхностных вод или высоким уровнем грунтовых вод.
На неорошаемых территориях, подлежащих освоению, при проектировании необходимо учитывать изменения водного режима в результате постройки оросительной и дренажной сеги.
Данные о расчетных уровнях воды и размерах элементов каналов оросительной системы приведены в табл. XXXIII.1
Если невозможно обеспечить необходимое возвышение дна корыта, над уровнем грунтовых вод, то в теле земляного полотна устраивают изолирующие и прерывающие капиллярное движение воды прослойки. Возведение земляного полотна в орошаемых районах нужно сочетать с общими планировочными работами при подготовке территории к орошению или же закладывать па непригодных для сельскохозяйственных целей участках специальные грунтовые карьеры. Излишки грунта из выемок должны быть спланированы в пониженных местах прилегающей местности с соблюдением требований к рекультивации земель. Земляное полотно дорог в зонах искусственного орошения устраивают в насыпях (рис. XXXII 1.2).
Рис. ХХХШ.2. Поперечные профили дорог в районах искусственного орошения: а — вдоль закрытых дренажей' и коллекторов; 6 — вдоль магистральных канав, в—вдоль открытых коллекторов; / — граница полосы отвода; 2 — снимаемый слой растительного грунта; 3 — расчетное возвышение низа дорожной одежды над уровнем грунтовых под; А — уровень 1 [тунговых вод. пониженный дренами или канавами; 5 — трубчатые дрены-коллекторы; 6 — максимальный уровень грунтовых вод до постройки оросительной системы; 7 — фильтрационный максимум уровня грунтовых БОА
| Уровень зер |
| 1 |
| кала воды | Превышение | Ширина |
Тип канала | над нижеле | уровня дамбы | |
жащим каналом или полем, см | канала над водой, см | вала м | |
Временный ороситель при поливе; |
|
|
|
по бороздам | 5—8 | 10 |
|
напуском | 6—12 | 10 | 0,3 |
затоплением | 20 | 10 | 0,3 |
Распределитель второго порядка , | 5—10 | 15 | 0,5—0 8 |
Распределитель первого порядка и ма |
|
| |
гистральные каналы при расходе, м3/с! |
|
|
|
менее 2 | 10—15 | 30 | 1,0—1 ,25 |
2—5 | 10—15 | <10 | 1,25 |
5-10 | 10—15 | 40 | 1 ,5 |
Ю— 20 | 10—15 | 40 | 2,0 / |
У дорог, построенных вдоль каналов, желательно сажать высокоствольные широколистные деревья (ива, тополь, тутовник), которые уменьшая испарение воды из каналов, перехватывают корнями просачивающуюся воду.
Мосты на пересечениях дорог е распределительными каналами . строят с минимальным возвышением низа, пролетного строяния над поверхностью воды, поскольку возможность паводка в каналах исключена. Это возвышение не должно превышать расстояния между верхом дамбы и уровнем воды в канале.
§ ХХХШ.2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОГ В ЗАСОЛЕННЫХ ГРУНТАХ
К засоленным относят грунты, содержащие в верхней метровой толще более 0,3% по массе лсгкорастворимых солей — хлористых, сернокислых и углекислых солей натрия, кальция и магния. Площадь засоленных почв достигает 3,4% территории СССР, а общая площадь земель, в пределах которых встречаются засоленные грунты, составляет не менее 10% территории СССР.
Почвы, содержащие в поверхностных слоях до глубины .1—2 м в свободном состоянии более 1 % лсгкорастворимых солей, называют солончаками. Они образуются в результате подтягивания к поверхности по капиллярам грунтовой, воды, содержащей растворимые соли. Эти соли при испарении воды накапливаются в верхних слоях грунта, Выпадающие во влажные периоды года атмосферные осадки, интенсивность которых в засушливых районах невелика, способны вымывать вниз лишь наиболее растворимые соли, большая же часть солей аккумулируется в верхних слоях грунта. В отдельных случаях количество солей бывает настолько, значительным, что онн выделяются слоем на поверхности грунта.
По внешним признакам различают солончаки: мокрые н корковые (шоры, соры) - солончаки на участках с высоким стоянием засоленных грунтовых вод, на поверхности которых в сухое время года выступает солевая корка. Мокрые солончаки относятся к категории слабых грунтов, и при проложении через них дороги приходится, как на болотах, считаться с осадками земляного полотна и возможностью выпирания грунта основания из-под насыпи;
пухлые, где под тонкой землистой коркой залегает рыхлый слой, изобилующий кристаллами солей, преимущественно сульфатов натрия и магния;
такыровидные, покрытые в сухое время сравнительно толстой глинистой коркой, разбитой сетью трещин на плитовидные отдельности, под которыми в грунте содержатся хлориды, сульфаты и гипс.
Засоленные грунты обычно вкраплены отдельными пятнами среди других почв пустынь н полупустынь и расположены преимущественно в пониженных местах рельефа с близким уровнем стояния засоленных грунтовых сод (блюдца, впадины и озера). На орошаемых территориях, наоборот, пятна засоления располагаются на микроповышениях рельефа, где соли накапливаются за счет капиллярного поднятия
Засоление грунтов в разных районах страны неодинаково. Проф. В. А. Ковда выделяет четыре характерные виды соленакопления в почвах, основываясь на величине отпошения'содержащихся в грунте ионов С1- и 50?- (рис. XХХШ.З):
сульфатно-содовое (лесостепь), где в состав солей, находящихся в грунте, входят углекислый натрий Х;агС03, сернокислый натрий Ыа2504 и Ка85Ю3. Содержание солей в верхних горизон!ах солончаков не превышает 0,5—1,0%;
хлоридно-сульфатное (степи), в котором сульфаты Ка3Ю4 преобладают над хлоридами ЫаС1. Содержание солей в верхних горизонтах составляет 2—3%;
сульфатно-хлоридные (полупустыни), в котором хлориды преобладают над сульфатами (сернокислый натрий Ма^О^ сернокислый кальций СаЮ4, сернокислый магний М2504). Содержание солей в верхних горп'онтах солончаков равно 5—8%;
хле.рндное (пустыни), характеризующееся значительным преобладанием хлоридов над сульфатами.
В солончаках встречаются следующие соли: ЫаС1, ЫаЫ03, М§С12, М§504, СаЗО^, количество которых в верхних слоях достигает 15— 25%
Содержание водорастворимых солей в грунтах существенно влияет на их физико-механические свойства. При увлажнении засоленных грунтов их, сопротивление внешним нагрузкам резко снижается, а в дождливые периоды возможно оползание откосов насыпей и выемок.
Содержащиеся в грунте соли могут агрессивно воздействовать на дорожные покрытия. Сернокислые магний и натрий даже при содержании в количестве только 1% разрушают покрытия за два-три сезона. "Малоагрессивные соли ЫаС1, СаС12 не разрушают покрытий даже при содержании свыше 5%. Покрытия из известняковых пород более устойчивы, чем покрытия из изверженных пород."Разрушающее во (действие 3325 (V 10' >0' 4Г> 50" 60° 80 100" 120 , 140' 10О" 170* 180" 80"
Рис. ХХХШ 3. Схематическая карта зон распространения засоленных грунтов в СССР; 1 — сульфато-содовое; 2 — хлоридно-сулъфатное; 3 — сульфатне-хлориднсс; 4 — хлоридное
водорастворимых солей на бшумы и дегти проявляется в виде выщелачивания и эмульгирования вяжущего под влиянием солей. Наиболее устойчивы дорожные покрытия, построенные горячим способом с применением вязких битумов.
Учитывая трудности, возникающие при постройке земляного полотна и дорожных покрытий на насоленных грунтах, в первую очередь следует искать возможности обхода трассой участков наиболее интенсивного солеиакопления.
Участки различной степени засоления можно различать иа местности по специфическим видам растительности (солянки) Известны растения кальцифиты (показатели карбонатов), гипсофиты (показатели сульфатов, преимущественно гипса) и галофиты, растущие и местах хлоридного засоления.
Учитывая особенности использования засоленных грунтов в земляном'полотне и дорожных одеждах, Союздориии предложил различать пять видов засоления (табл. XXXI11.2).
Насыпи, отсыпанные из засоленных грунтов, содержащих легкорастворимые соли, в блаюпрнятных гидрологических условиях могут постепенно рассоляться.
Если же дорога пересекает солончаки в малой насыпи и неизбежно капиллярное проникание в земляное полотно грунтовой воды, содержащей растворимые соли, то возможен процесс дальнейшего засоления грунта насыпи.
Поскольку при постройке земляного полотна грунт перемешивается, степень засоления, по предложению проф. В. М. Берука, принято характеризовать средним содержанием солей в слое грунта, подлежащего перемещению в насыпь. Чаще всего определяют содержание солей в верхней метровой толще грунта, в пределах которой закладываются резервы.
Допустимое содерлгание солей различного состава в грунтах земляного полотна неодинаково. Хлористые соли КаС1, СаС12 М§С12 в малых количествах (до 3%) повышают устойчивость грунта и способст- гуют искусственному уплотнению; земляное полотно становится неустойчивым, лишь если их содержание превышает 8—10%. Присутствие 2—5% растворимых сернокислых солей К'азЗО^, М^ЗО} отрицательно влияет на уплотнение грунта, так как при кристаллизации в сухое время года они, увеличиваясь в объеме, разуплотняют земляное полотно.
Таблица ХХХШ.2 * | Отношение содержащаяся ионов | |
Засоление) | 01- | нсо-+со|- |
| 802- 4 | С1-+502- |
Хлоридное Сульфатно-хлоридное Хлоридно-сульфатное Сульфатное Содовое | >2,5 2,5-1,5 1,5—1,0 <1,0 '' | >0,33 |
Таблица ХХХП1.3 Степень засоления грунтов | Средне*- содержание солей в используемом слое грунта, % по массе при засолении | Возможность использования в дорожном строительс!ве при устройс [ вс | |||||
хлоридном и еульфатно- хлоридном | сульфатном, ХЛОридПО- сульфа гном и содовом | земляного полотна | оснований из грунта, укрепленного вя>кущимк | ||||
Слабозасолен ные | 0,3—1 | 0,3—0,5 | Пригодны | ||||
| (0,5—2) | (0,5-1) |
|
| |||
Среднезасоленные | 1-5 | 0,5—2 | Пригодны | Пригодны с | |||
| (2-5) | (1-3) |
| ограничением | |||
Сильнозасоленные | 5-8 | 2—5 | Пригодны с | Непрш одиы | |||
| (5-10) | (3-8) | ограничением |
| |||
Избыточно-засоленные | >8 | >5 | Непригодны" | ||||
| (>Ш) | (>8) |
|
|
Примечание. В скобках приведены нормативы, уточненные по опыту V дорожно- климатической зоны. ^
Допустимое содержание содей в грунте земляного полотна определяется их количеством, которое может быть растворено в воде, заполняющей поры грунта, уплотненного при оптимальной влажности. При этом вводят поправки на пленочную воду, пе растворяющую соли, и на увеличение объема сернокислых солей при кристаллизации. Классификация засоленных грунтов по пригодности для дорожных работ, предложенная проф. В. М. Безруком, приведена в табл. XXXIII.3.
При глубоком залегании грунтовых вод в сухих местах земляное полотно из слабозасоленных грунтов можно строить по обычным правилам, но предусматривая при этом возвышение низа дорожной одежды па 20% более нормативного (см. § VII.7). На участках с высоким уровнем стояния грунтовых вод или при невозможности обеспечения поверхностною водоотвода низ дорожной одежды должен возвышаться над источниками увлажнения на величину не менее чем указанная в табл. ХХХШ.4.
Если невозможно обеспечить указанное возвышение дна корыта, в насыпях укладывают гравийные'или щебеночные капилляропрерываю- щие прослойки толщиной 15—20 см. При отсутствии содового засоления
Таблица ХХХШ.4 Грунты насыпи | Возвышение низа дорожной одежды над уровнем грунтовых вод, м, при грунтах основания | |
|
| |
| слабо- н среднеза- соленных | сильнозасолеиных |
Пески мелкие, супеся легкие крупные Пески пылеватые, супеси легкие | 0,5 0,9 | 0,7 1,1 |
Супеси тяжелые, глины | 1,4 | 1,6 |
Супеси пылеватые, и тяжелые пыле | 1,6 | 1,9 |
ватые; суглинки легкие, легкие пыле |
|
|
ватые и тяжелые пылеватые |
| 2,4 |
Глинистые пылеватые грунты | — |
можно укладывать нсолирующие прослойки толщиной 3—5 ем из грунта, обработанного вязкими битумами и дегтями.
При глубоком залегании грунтовых вод земляное полотно из засоленных грунтов строят по типовым поперечным профилям.
Поперечные профили с резервами (рис. XXX111.4, а) допускают при глубине залегания грунтовых вод не менее I и. При этом дно резерва должно возвышаться не менее чем на 0,3 м над наивысшим уровнем грунтовых вод.
В средне- и силыюзасоленных грунтах необходимо особенно тщательно выполнять мероприятия по отводу воды от земляного полотна. В резервах вдоль краев устраивают специальные лотки для отвода води (рис. XXXII 1.4, б). При затрудненном отводе воды нз резерва у подошвы насыпи оставляют берму шириной 1—2 м (рис. ХХХШ.4, в).
Крутизну откосов насыпей, возводимых из боковых резервов на дорогах I—111 категорий в насыпях до 2 м, назначают 1:4..При большей высоте принимают откосы 1:1,5 в средне- и сильнозасоленных грунтах— 1:2. Безрезервный профиль из привозного грунта применяют при избыточном засолении грунта, высоком уровне грунтовых вод и затрудненном отводе воды.
Насыпи па мокрых в течение всего года глинистых и суглинистых солончаках с стоянием грунтовых вод менее 0,6 м от поверхности устраивают из привозных грунтов, предпочтительно песчаных или супесчаных. При использовании для снижения стоимости строительства других грунтов, засоленных в допустимых пределах, нижние слои насыпей на высоту, превышающую высоту капиллярного поднятия, необходимо отсыпать из песка или супеси.
Устойчивость насыпей против просадок с боковым выпиранием подстилают,-то грунта проверяют методами, изложенными в § XIV.4.
Более бпагоприятны для дорожного строительства по сравнению с засоленными грунты солонцовые, которые содержат в свободном виде легкорастворимые соли, преимущественно хлористый и сернокис-
Рис ХХХШ.4. Поперечные профили земляного полотна иа засоленных грунтах: о — насыпь с односторонним резервом; б—насыпь с резервом и продольным лотком; з- пасвшь с бермой и кювег-реюрвоы; ; - граница полосы оыюда, 2 — резерв (размер в зависимости ог потребного количеств'! * цуита; 3 — укрепление откосов ивсиип
лый натрий, на глубине более 56"см. Из их верхних почвенных горизонтов соли вымыты, но содержащиеся в грунте в поглощенном состоянии ионы натрия придают грунту ряд свойств, неблагоприятных для их использования в земляном полотне. Солонцовые грунты плохо водопроницаемы, а прн увлажнении сильно набухают. Их можно использовать в земляном полотне дорог с твердыми покрытиями, однако откосы таких иасыпей и выемок малоустойчивы и подвержены оползанию и сплывай. В связи с этим необходимо предусматривать укрепление откосов и обочин и тщательный отвод воды от земляного полотна.
§ ХХХШ.З. ОСОБЕННОСТИ ИЗЫСКАНИИ И СТРОИТЕЛЬСТВА ДОРОГ В ПЕСЧАНЫХ ПУСТЫНЯХ
Особенности климата и рельефа песчаных пустынь значительно усложняют условия строительства и эксплуатации дорог. Рельеф песчаных пустынь неустойчив. Чем выше скорость ветра у поверхности земли, тем более крупные частицы он перемещает (табл. ХХХШ 5).
Обтекание ветропесчаным Потоком неровностей песчаного рельефа сопровождается образованием участков местного повышения скоростей движения потока, завихрений, а также зон затишья. В зоне завихрения песок развеивается, а в зоне затишья откладывается.
Перемещение песчинок по направлению ветра вызывает общее движение поверхностных слоев псека в виде ряби Постепенно поднимаюсь по склонам песчаных холмов, песчинки после переноса через вершину скатываются и откладываются в зоне затишья е. подветренной стороны В результате этого песчаные холмы постепенно перемещаются по направлению ветра. Такие пески называют подвижными. Скорость перемещения песчаных бугров уменьшается с увеличением их высоты.
Различают следующие характерные формы рельефа песчаных пустынь, образующегося под воздействием ветра: бар чаны, барханные цепи, песчаные гряды, бугристые пески. Образование каждой из ли форм рельефа связано с определенными условиями перемещения песков, с силой и направлением господсшуютцих ветров.
Барханами (рис. ХХХШ.5, а) называют одиночные или расположенные группами песчаные холмы высотой до 3—5 м и более, шириной до 100 м, имеющие в плане форму лунного серпа с рогами, ориен тированными по направлению ветра Наветренный пологий склон в зависимости от крупности песка имеет крутизну ! :3—1:5, подветренный 1:1,5—1:2, Эта форма рельефа наиболее неустойчива и легко поддается действию ветра. Одиночные барханы образуются на окраинах сыпучих песков, на гладких, оголенных и плоских такырных7и солончаковыхРис. ХХХШ.В, Аэрофотоснимки типичных песчаных отложений: а — барханные пески (снимок с высоты 300 к); б— барханные цепи (снимок с высоты 3000 м); в — грядовые пески (уменьшены в 2 раза)
поверхностях при относительно небольшом количестве поступающего песка
В районах, где господствующие ветры в течение года дважды меняют свое основное направление (например, зимой дуют в одном направлении, а летом в противоположном), в массивах подвижных песков образуются барханные цепи (рис. XXXII 1.5, б), расположенные перпендикулярно к направлению ветров. Они имеют ширину поверху 10—12 м и более и длину до 2 км. Высота крупных барханных цепей может превышать 7 м. В зависимости от высоты барханных цепей расстояние между их гребнями составляет от 10—15 до 150 м. Крупные комплексные барханные цепи (даваньг) высотой 60—75 м расположены через 1,5—3,5 км.
■ Г рядовые пески (рис ХХХШ,5, в) как вытянутые по направлению господствующего ветра, так и расположенные перпендикулярно к нему длиной до 2—3 км отстоят друг от друга примерно на одинаковом расстоянии (в среднем 180 м).
Песчаные гряды являются конечной формой развития песчаного рельефа, когда барханные цепи достигают такой высоты, что ветер за одну смену направления успевает перестроить только верхнюю часть гряды и поступательные или колебательно-поступательные •движения прекращаются.
Бугристыми песками называют закрепленные растительностью невысокие песчаные холмы неправильного очертания. Высота песчаных холмов не превышает 6—8 м. Крутизна их склонов примерно одинакова во всех направлениях.
Для характеристики рельефа сыпучих песков при изысканиях полезно использовать аэрофотоснимки и авиационную разведку. 338Таблица XXXIII.5 Певок | Скорость ветра, м/о | Диаметр перемещаемых частиц, мм |
Тонкий | 0,25 | 0,07 |
Мелкий | 2,0 | 0,15 |
Средний | 5,0 | 0,35 |
Крупный | 7,5 | 0,75 |
Грубый | 11,5 | 1,5 |
Таблица ХХХГП.6 Степень | Площадь, по | Степень |
зарастания | крытая рази | подвижности |
поверхности | тельностью,*^ | песка |
Незаросшая | 0 | Очень |
|
| подвижны |
Слабо | Менее 15 | Подвижны |
заросшая |
|
|
Полузарос | 15—35 | Малопод |
шая |
| вижны |
Заросшая | Более 35 | Неподвиж |
|
| ны |
Подвижность песков связана со скоростью ветра, гранулометрическим составом песка, его влажностью н засоленностью, степенью закрепления песчаной поверхности растительностью (табл. ХХХШ.6).
Заросшие пески, у которых растительностью покрыто более 35— 40% поверхности, имеют стабильные формы рельефа. Однако в случае уничтожения растительности во время строительсгва или при последующей эксплуатации дороги они в короткий срок вновь приобретают подвижность. ч
На участках с рельефом, закрепленным растительностью, дорогу нужно проектировать с максимальным сохранением растительности и естественного рельефа в насыпях минимальной высоты, из привозного грунта, не закладывая резервов.
Основные сложности при проектировании дорог в зоне подвижных песков связаны с неустойчивостью форм песчаного рельефа
Количество переносимого песка зависит от энергии ве1ра, которая пропорциональна квадрату его скорости. Поэтому при оценке условий переноса песков большую помощь может оказать анализ «роз энергии», или динамических роз ветров. При построении динамических роз ветров по направлению каждого румба откладывают сумму произведений квадратов скоростей ветров на частоты их повторяемости (рис. ХХХШ.6) в периоды, когда происходит перенос песка. Время, когда песок связан влагой или покрыт снегом, исключается. Дипамп-
Рис. ХХХШ.6. Роза ветров:
а — обычная; б — динамическая
веские розы ветров особенно эффективны для опенки заносимости дороги песком и выбора мероприятий по защите дороги от песчаных заносов.
В движении песков возможны следующие режимы: посту 1ательное движение, когда в течение года ветры одного направления резко преобладают над ветрами остальных направлений;
колебательное движение, когда летнее и зимнее действие ветров примерно уравновешивается и барханные цепи, периодически изменяя свое очертание, остаются на месте;
поступательно-колебательное движение, когда барханные цепи, периодически отступая, перемещаются в одном направлении, причем скорость перемещения песков в одном направлении меньше, чем в другом. Вопрос о движении песков в пустынях СССР достаточно хорошо изучен; составлены карты движения песков.
Наибольшие трудности при проектировании дорог возникают в районах поступательного перемещения песков. В связи с подвижностью рельефа песчаной поверхности отметки трассы, полученные при изысканиях, к моменту развертывания строительства оказываются изменившимися, что должно учитываться при рабочем проектировании.
При составлении планов организации дорожно-строительных работ в пустынях, а также развертывании службы эксплуатации необходимо учитывать резко континентальный климат, отсутствие воды и малую населенность. Практически пе всегда возможно одновременно развернуть строительство па всем протяжении трассы, так как приходится предварительно устраивать временные дороги, чтобы по ннм подвозить материалы, воду и т. д.
При трассировании дорог следует по возможности избегать участков подвижных песков, даже если это связано с некоторым удлинением трассы. Необходимо стремиться использовать такыры и солончаки, через которые песок переносится не задерживаясь. В закрепленных растительностью песках наиболее удобны для проложения трассы ма.корасчлененные формы рельефа.
Наиболее благоприятны в отношении меньшей заносимости участки дорог, направленные перпендикулярно к элементам песчаного рельефа или параллельные ему. В первом случае дорога заносится только песком, приносимым ветрами, направленными под углом менее 30° к продольной оси гряды эолового рельефа. Эти ветры бывают реже и кратковременнее, чем ветры преобладающих направлений.
При проложении дороги параллельно подвижным формам рельефа она в большей степени подвержена заносам, поэтому ближайшие барханные цепн должны быть закреплены установкой на их наветренных склонах механических защит.
При пересечении барханов, гряд или цепей рекомендуется выбирать наиболее низкие участки, не боясь в случае необходимости устройства выемок и высоких насыпей. Трассу дороги следует максимально удалять от приближающихся форм рельефа, предусматривая их закрепление и возможность переноса песка через дорогу. В барханных цепях или грядовых песках целесообразно располагать трассу в межбар- хапиых понижениях в нулевых отметках или использовать одну из 340 цепей для устройства земляного полотна. Расположение земляного полотна на склонах песчаных элементов рельефа всегда бывает связано с необходимостью сложных укрепительных работ и Не приводит обычно к положительным результатам.
Трассу дороги удаляют от гряд или барханов не менее чем на двухкратную их высоту. Руководствуясь розой вегров, можно установить, к какой стороне гряд можно наиболее безопасно приближать дорогу.
Земляное полотно дороги проектируют в невысоких насыпях с рабочей отметкой 0,5—0,6 м и пологими откосами 1:4—1:5. Мелкие резервы, глубиной до 0,2 м располагают с наветренной стороны. Насып I высотой более 1 м через межгрядовые или межбарханные понижения следует проектировать с использованием песка из уширяемых выемок или карьеров, размещаемых не ближе 50. м от дороги с подветренной полосы. При отсыпке их из мелкого барханного песка откосам придают крутизну 1:2. Поверх земляного полотна и на его откосах укладывают слои связного грунта, защищающие песок от выдувания и проникания в него каменных материалов дорожной одежды (рис. XXX111.7).
Высокие насыпи можно отсыпать нормального поперечного профиля с заложением откосов 1:1,5. Насыпи высошй до 2 м на дорогах I категории отсыпают с откосами 1:3 (рис. ХХХШ.8).
Улучшение продуваемости выемок уположиваиием их откосов в районах переноса песков не может полностью устранить опасность песчаных заносов. Поэтому ограничиваются тем, что выемки делают с откосами 1:2, разделывая их под насыпь высотой 0,3—0,4 м с откосами 1:4, Дорожное полотно в выемках уширяют, устраивая бермы шириной не менее 4—0 м, на которых во время сильных ветров откладывается песок, не прерывая движение по дороге (рис. ХХХШ.9).
В зависимости от местных условий откосы и обочины насыпей и выемок укрепляют связным грунтом, грунтами, обработанными вяжущими, мощением, щитами, сделанными из ветвей деревьев или кустарников.
В заросших песках земляное полотно устраивают с откосами 1:2, избегая повреждения растительности на придорожной полосе. Па не- заросших песках предусматривают планировку придорожной полосы на ширину 15—40 м, разравнивая на ней подвижные формы рельефа.
Рис. ХХХШ.7. Укрепление земляного полотна в зоне подвижных песков от развевания ветром: насыпь из песка; 2 — защитный слоя нз связного труита толщиной 10—30 см, 3— основание дорожной одежды; — покрытие
Рис. ХХХШ 8 Поперечите профили насыпей в районах распространения песков с незаросшей и слабозаросшей поверхностью, с —в насыпях; б —в нулевых отметках; ; — Гранина полосы отвода; 2 — защитный слой из связного грунта толщиной 10—20 см; 3 — резерв (размеры в зависимости от высоты пасыг.и); 4 — планировка на глубину не
более 0.2 м
За пределами придорожной полосы на ширину до 200 м подвижные 4ормы рельефа должны быть закреплены механическими щитами или растител ьност ыо.
В связи с высокой впитьшаемоетью воды в песок водоперепуекные сооружения в глубине песков не строят Водоотвод должен быть обеспечен лишь на участках такыров, а также па участках трассы у окраины песков, куда вода может стекать во время редких ливней с холмов, покрытых водонепроницаемыми породами.
Рис. ХХХШ.9. Поперечные профили выемок в незароспшх и елабозаросших песках: а—раскрытая выемка глубиной до 2 м; б—выемка, разделанная под насыпь; а—выемка глубиной более 2 м; 1—граница полосы отвода, 2 — защитный слой из связного грунта толщиной 10—20 см 342
§ ХХХШ.4. закрепление ПЕСКОВ
Возведение земляного полотна автомобильной дороги изменяет условия движения ветропесчаного потока. В образовавшихся у дороги зонах затишья возникают песчаные отложения, а в местах образования завихрений возможно развеивание песка, из которого отсыпано земляное полотно, что должно быть учтено при проектировании дороги.
' Уполаживание поперечною профиля земляного полотна пе может полностью защитить дорогу от заносов. Свободный, без образования отложений перенос песка через дорогу происходит лишь при очень пологих 01 косах с заложением 1:15—1:20. Необходимо также закрепить песчаный рельеф на придорожной полосе.
Вполне надежной и долговременной защитой дороги от песчаных заносов служит посадка вдоль нее широкой полосы трав и кустарников. Однако для создания придорожных защитных насаждений требуется несколько лет. Для ряда случаев, например при сильно засоленных и силыюподвижных песках, а также при глубоком'залегании грунтовых вод, успешные методы закрепления песков растительностью пока еще не найдены
Наряду с укреплением песков растительностью для уменьшения переноса песков используют механическую защиту — ограждение щитами. Действие такой Защиты сводится к созданию около щитов зон затишья, в которых откладывается песок. Наблюдения показали, что очертание валов песка около линии ограждений зависит от проницаемости установленных щитов для ветрового потока.
Около сплошных щитов отложения накапливаются преимущественно передщитами. У полностью отработанного (занесенного) щи га отложения имеют треуюльное сечение'с наклоном, равным углу внутреннего трения песка.
Вэлее целесообразны решетчатые щиты, через которые песок проносится ветром. При этом скорость ветра гаси гея и песок равномерным слоем откладывается за щитом. Длина песчаных отложений получается тем большей, чем выше процент просветов в щите (рис ХХХШ.10). Такие щиты можно легко переставлять на новое место после их отработки.
■ Формы рельефа закрепляют установкой миогорядных сплошных щшов: высоких, полускрытых и скрытых (рис. XXX 111.11). Усти- лочная защита используется для укрепления земляного полотна.
Рис. ХХХШ.10. Зависимость песчаных отложений от плотности щитов: / — отложення за щитом; // — отложения перед щитом; / — линия установки щитов; 2 — сплошной щит; 3 — Ш.ИГ с 25% просветов; 4 — щит с 50% просветов
Рис. ХХХШ 11-. Различные типы сплошных ограждений! / — высокие; //—полускрытые; III— скрытые, IV — устилочные
изменяющимся а течение года направлением ветров) или обеспечить накопление песчаных валов.
Одиночные барханы, наступающие на дорогу, можно перепустить через дорогу с малой скоростью, укрепляя нижнюю часть бархана клеточными и скрытыми защитами, с тем чтобы перевевае.мый песок не затруднял эксплуатации дороги. По мере переноса через дорогу песка с верхней части бархана укрепление постепенно снимают, открывая для переноса новые слои песка.
Использование щитов для задержания песка и выравнивания рельефа имеет недостаток — чрезвычайно большую трудоемкость и необходимость непрерывного творческого надзора за работой установленных линий ограждений.. Комплекс мероприятий по закреплению песков должен обязательно завершаться посадкой растительности.
Закрепляющее действие растительности на пески выражается в снижении скорости ветрового потока стеблями растений, в закреплении песка сильно развитой корневой системой и в постепенном появлении связности песчаного покрова в результате накопления в нем растительных остатков.
Растительность для закрепления того или иного участка песков должен выбирать специалист — агролесомелиоратор.
Работы по искусственному укреплению песков растительностью сводятся к засеву трав и посадке черенков кустарниковых растений пескоукрепителей при обязательном одновременном закреплении рельефа песков розливом вяжущих материалов (эмульсии из маловязких битумов или битумов, разжиженных мазутом и нефтью).
Обработанная корка песка, не препятствуя прорастанию травы, приостанавливает развевание песка и ие задерживает песок, приносимый со стороны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
М о т ы л е в Ю. Л. Устойчивость земляного полотна автомобильных дорог в засушливых и пустынных районах. М., «Транспорт», 1969. 230 е
Петров М, П. Подвижные пески и борьба с ними. М., Географгиэ, 1950, 454 с.Раздел девятый
ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ, ГОРОДСКИХ ДОРОГ И УЛИЦ
- Глава XVIII Общие сведения о переходах через водотоки
- § XVIII.1. Основные понятия. Виды переходов через водотоки
- § XVII 1.3. Речные долины и русла рек. Типы питания рек
- Глава XIX Гидрологические расчеты при проектировании мостовых переходов
- § XIX. 1. Задачи и принципы гидрологических расчетов
- § XIX.2. Методика прогноза максимальных расходов воды в реках
- § XIX.3. Определение уровней воды и скоростей течения, соответствующих максимальным расходам
- Глава XX Расчет отверстий больших и средних мостов
- § XX.1. Основные положения расчета отверстии мостов
- § XX.2. Учет природных деформации русел при проектировании мостовых переходов
- § XX 5. Расчет размывов на пойменных участках отверстий мостов
- § XX.7. Расчет отверстии больших и средних мостов
- 1. Если глубина заложения подошвы фундамента назначается но глубине залегания прочных пород, используемых в качестве основания 72
- Глава XXI Проектирование подходов к мостам и регуляционных сооружений
- § XXI. 1. Условия работы поименных насыпей
- § XXI.2. Проектирование поименных насыпей
- § XXI.3. Задачи и принципы регулирования рек у мостов
- § XXI,4. Конструкции регуляционных сооружений
- Глава xxiг
- § XXII. 1. Виды проектно-изыскательских работ
- § XXII 3. Требования к техническому проекту
- § XXII.5. Рабочие чертежи
- § XXI 1.7. Использование при проектировании автомобильных дорог электронно-вычислительных машин
- Глава XXIII Изыскания автомобильных дорог
- § XXIII.1. Организация работы изыскательской
- § Xx111.2. Проложение трассы на местности
- Масштаб 1.1000 Сечение горизонталей через I м V
- Глава XXIV Сравнение вариантов автомобильных дорог1
- § XXIV. 1. Сравнение вариантов дороги по строительным и эксплуатационным затратам
- § XXIV.2. Оценка вариантов автомобильных дорог, по пропускной способности
- Глава XXV
- § XXV. 1. Стереомодель местности
- Глава XXVI Технические изыскания мостовых переходов
- § XXVI. 1. Задачи и состав изыскании
- § XXVI.2. Подготовительные работы
- § XXVI.4. Гидрометрические работы
- § XXVI.5. Гидрологические работы
- § XXVI.6. Инженерно-геологические работы
- § XXVI.?. Особенности изысканий для реконструкции мостовых переходов
- § XXVI.8. Состав проекта мостового перехода
- Глава I содержит анализ режима реки на основе подробного описания характеристик водотока как топографических и метеорологических, так и гидрологических.
- Глава IV содержит результаты инженерно-геологических работ, имеющих первостепенное значение для выбора схемы сооружений перехода.
- Глава XXVII
- § XXVII.!. Особенности реконструкции дорог
- § XXVII.2. Прогнозирование интенсивности движения на реконструируемой дороге
- § XXVI 1.3. Технические изыскания при реконструкции дорог
- § XXVII.5. Реконструкция дороги в плане и продольном профиле
- § XXVII.6. Реконструкция дороги в поперечном профиле
- § XXVI 1.7. Мероприятия по устранению пучин
- § XXVII.8. Реконструкция и усиление дорожиой одежды
- Глава XXVIII Проектирование дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII. 1. Особенности проложения трассы в районах распространения вечномерзлых грунтов
- § XXVIII 2 конструкция земляного полотна дорог в районах вечной мерзлоты
- Проектирование дорог в заболоченных районах
- § XXIX.1. Образование, характеристика и виды болот
- § XXIX.2. Проложение трассы в болотистых районах
- § XXIX.3. Обследование болот при трассировании дороги
- § XXIX.4. Конструкция земляного полотна " на болотах
- Глава XXX
- § XXX. 1. Эрозия почв и образование оврагов
- § XXX.2. Трассирование дорог в зоне оврагов
- § XXX.3. Устройство плотин на пересечениях оврагов
- Глава XXXI Проектирование дорог в карстовых районах
- § XXXI.1. Карстовые процессы
- § XXXI.2. Проектирование дорог в карстовых районах
- Глава XXXII Проектирование дорог в горной местности
- § XXXII.1. Особенности горных районов
- § XXXII.2. Устойчивость горных склонов
- § XXXI 1.4. Развитие линии по склонам и перевальные дороги
- § XXXII.5. Проектирование серпантин
- § XXXI 1.6. Тоннели
- § XXXII.7. Продольный профиль горных дорог
- § XXXII.8. Поперечные профили горных дорог
- § XXXII.9. Проложение дороги по участкам осыпей и камнепадов
- § XXXII.10. Пересечение селевых выносов
- § XXXII.12. Защита дорог от лавин
- 1Ранииа распространения воздушной волны; сплошная линия — первый вариант трассы. Иупк1нрная линия — второй вариант трассы; 11л — прыгающая лавина. Лл — лотковая лалцт
- § XXXII.13. Особенности проектирования автомобильных дорог в сейсмических районах
- Глава XXXIII Проектирование автомобильных дорог в засушливых районах
- § XXXIII.1. Особенности засушливых районов.
- Глава XXXIV Особенности проектирования автомобильных магистралей
- § XXXIV. 1. Технические условия на проектирование автомобильных магистралей
- Глава XXXV Оборудование и благоустройство дорог
- § XXXV.1. Комплекс мероприятий по обслуживанию движения
- § XXXV.2. Средства информации водителей об условиях движения. Ограждения и направляющие устройства
- § XXXVI.1. Планировка уличной сети и элементы городских улиц
- § XXXVI 2. Поперечные профили улиц
- § XXXVI.4. Горизонтальная и вертикальная планировки
- § XXXVI.5. Проектирование перекрестков и городских площадей
- § XXXVI 7. Подходы к городским мостам
- § XXXVI.8. Планировка городских набережных
- 6Оглавление