logo search
Бабков

§ XXVI.?. Особенности изысканий для реконструкции мостовых переходов

Состав изыскательских работ, выполняемых при реконструкции мостовых переходов, зависит от целей реконструкции.

Во многих случаях реконструкция мостового перехода вызывает­ся увеличением интенсивности движения по дороге или необходимостью увеличения высоты подмостовых габаритов в связи с развитием судо­ходства и сплава или в связи с подъемом уровня воды в реке вследствие постройки плотины ГЭС

Мостовой переход как система гидротехнических сооружений при этом не подвергается реконструкции, условия рабош сооружений ие меняются, и гидрологические и гидрометрические работы не требуются.

Однако нередко встречаются необходимость исправления мостового перехода в связи с явно неблагополучными условиями работы его со­оружении. В реконструкции нуждаются: переходы, где обнаружена недостаточная высота насыпей подходов, в результате чего они затап­ливаются во время высоких паводков; переходы, насыпям которых угрожает подмыв от приблизившихся излучин меандрирующего рус­ла; переходы, на которых природные русловые деформации привели к неудовлетворительному расположению судового хода на участке у моста; переходы, на которых развились недопустимые размывы, угро­жающие целости дополнительных пойменных мостов, основного моста или регуляционных сооружений, и т. д. Во всех этих случаях рекон­струкция связана с обеспечением устойчивости сооружений, работаю­щих как гидротехнические, и в состав изыскательских работ обяза­тельно включают гидрологические и гидрометрические обследования, а также сбор сведений об условиях работы ранее существовавших сооружений.

Состав изыскательских работ, устанавливаемых каждый раз от­дельно, непосредственно связывается с задачами реконструкции. Так, при повышении ранее затопляемых пойменных насыпей должен быть решен вопрос о величине дополнительного размыва под мостом, для чего проводят оценку количества воды, переливающейся через насыпь. Некоторые частные расходы измеряют и в том случае, если при ре- 210 конструкции предполагается закрытие дополнительных мостов на пой­лах с направлением воды под основной мост.

При подмывах насыпей и.регуляционных сооружений состав изыс­кательских работ связывается с возможными приемами работ по ре­конструкции перехода. На меандрирующих реках возможно спрям­ление русел с выключением извилин, угрожающей сооружениям. В этих случаях проводят геодезические работы, достаточные для про­ектирования спрямляющего русла. На немеандрирующих и блуждаю­щих реках, а также иа тех меандрирующих реках, где спрямление невозможно, необходимы широкие промерные работы для проекти­рования защитных гибких покрытий или поперечных сооружений — струеотбойников.

В ряде случаев возникает необходимость изменения размеров и формы регуляционных сооружений о целью устранения неправиль­ности течений и размывов вблизи от моста.

Поскольку процесс изменения русла меняет со временем свою ин­тенсивность, а иногда и направление, необходимо тщательно проанали­зировать весь комплекс сведений о работе реконструируемого мостово­го перехода, чтобы получить данные о степени угрозы сооружению и срочности работ по реконструкции.

Следует отметить, что закономерное изменение русла периодически требует изменения системы регулирования, поэтому возникновение этой необходимости всегда относить к ошибкам проекта перехода нет оснований.

Наконец, в отдельных случаях наблюдаются подмывы опор мостов из-за неверного прогноза развития глубин около них. В таких случа­ях должна быть обследована возможность увеличения устойчивости существующих опор или принято решение об их перестройке, для че­го необходимо выполнить детальное геологическое обследование и прогноз русловых деформаций, как для вновь проектируемого мосто­вого перехода.