logo search
Бабков

§ XXVI. 1. Задачи и состав изыскании

Проект мостового перехода составляют на основе результатов комплекса геодезических, геологических, гидрологических и гидро, метрических работ, называемых изысканиями мостового перехода- В отдельных сложных случаях полевые материалы для проектирования дополняются лабораторными исследованиями моделей мостового пере­хода.

В проекте мостового перехода должно быть обосновано место пере­хода реки, т. е. доказано, что выбранный переход наилучшим образом удовлетворяет требованиям задания на проектирование: обеспечено наивыгоднейшее положение трассы с точки зрения обслуживания хо­зяйственного района; строительно-эксплуатационные затраты на со­оружения и транспортные расходы на перевозки минимальны; обеспе­чена безопасность движения, определяемая устойчивостью соору- 184 жений мостового перехода; выполнены требования судоходных и сплавных органов и т. д.

В проекте должны бьпь установлены основные размеры всех сооружений мостового перехода, достаточные для пропуска грузов и обеспечения сопротивляемости сооружений разрушающему действию водного потока, не ограничивающие нормального использования во­дотока в хозяйственных целях (для судоходства, сплава, водоснабже­ния, энергоснабжения и т. д.) и одновременно требующие минималь­ных затрат на переход реки.

Проект должен содержать также конструктивные решения для всех сооружений перехода, обоснованные необходимыми расчетами на прочность и устойчивость.

В соответствии с перечнем задач, решаемых при проектировании мостовых переходов, при изысканиях необходимо выполнить следую­щие работы:

геодезические съемки — трассирование линии, съемку планов (ситуационных и в горизонталях), съемку профилей;

гидрологическое обследование — сбор материалов, характеризу­ющих режим водотока; морфометричсское обследование речной до­лины;

гидрометрические работы — съсмку плана речного дна, опреде­ление скоростей течения, расходов воды, характеристик руслового процесса (а в отдельных случаях и измерения твердого стока);

инженерно-геологические изыскания —составление геологических разрезов, грунтовое обследование, гидрогеологическое обследование, поиски местных строительных материалов;

прочие работы — изучение взаимосвязи мостового перехода с дру­гими сооружениями на- реке; установление условий судоходства, сплава и пр.; изучение условий эксплуатации существующих мостовых переходов.

Для изыскания мостовых переходов, как правило, организуют специализированные изыскательские партии. Только на незначитель­ных водотоках эти работы поручают основной партии, ведущей трас­сирование дороги.

Проектирование мостовых переходов ведут последовательным стадиями. Для обоснования строительства мостового перехода во время титульных экономических изысканий автомобильной дороги должны быть получены данные о перспективных перевозках, ожидае­мых объемах строительных работ, а также о примерной стоимости мо­стового перехода по различным вариантам места перехода реки. На этой стадии должен быть решен вопрос о типе перехода через водо­ток. Специальные экономические изыскания организуют только для автономных мостовых переходов, например, связывающих части го­рода, расположенные на разных берегах реки.Для решения технических вопросов во время обоснования необ­ходимости строительства мостового перехода используют преиму­щественно подготовительный или камеральный период технических изысканий (в частности, сбор картографических и гидрологических ма­териалов). Собираемые при этом материалы должны позволить хотя бы приближенно определить размеры отверстия моста, длину и высоту насыпей подходов к мосту, т. е. те параметры мостового перехода, ^оторые в основном определяют стоимость его строительства. Только в особо сложных случаях выполняют минимальный объем полевых Съемок.

Технический проект мостового перехода разрабатывают в объеме, позволяющем окончательно установить наивыгоднейшее положение (в плане и профиле) трассы дороги при пересечении реки, необходи­мую величину отверстия моста и размеры других сооружений мосто­вого перехода. В проекте должна быть решена консфукция моста п других сооружений перехода, выбран материал сооружении, подсчи­тан объем работ, установлены способ и стоимость постройки мосто­вого перехода по выбранному варианту трассы.

Основным методом разработки технического проекта является вариантное проектирование. Окончательное решение о месте пересе­чения реки и основных размерах сооружений мостового перехода принимают только на основании подробной разработки и сравнения возможных вариантов проложения дороги и конструкций сооружений.

Составлению технического проекта предшествуют подробные технические изыскания мостового перехода, проводимые в полном объе­ме, так как в техническом проекте должна быть выполнена главная часть проекта перехода — определение основных размеров всех соору­жений.

Для выполнения последней стадии проекта — составления рабочих чертежей — могут производиться дополнительные полевые обследо­вания— предпостроечные изыскания, имеющие целью уточнить от­дельные данные подробных изысканий, например бурение непосред­ственно у мест расположения опор моста, схема которого окончатель­но выбрана при утверждении технического проекта, и т. д. Эту стадию проекта, как правило, выполняют лишь на основе технического про­екта и материалов подробных технических изысканий.

Перед началом изысканий мостового перехода устанавливают кон­кретный перечень работ, подлежащих выполнению, и план их про­ведения. Календарный план изысканий намечают исходя из установ­ленных сроков производства работ, но с учетом того, что отдельные виды работ можно выполнять только в строго определенный период года, например гидрометрические — во время прохода паводка, а гео­дезические — при отсутствии снежного покрова.

Партии, работающие на изысканиях мостовых переходов, наряду с обычным оборудованием снабжаются также гидрометрическими при­борами. Для натурного определения связи твердого стока со ско­ростью течения реки в тех случах, когда необходимо уточнение расче­тов развития размывов во времени, оборудование изыскательской партии должно включать батометры для определения расходов взве­шенных и донных наносов.

На время гидрометрических работ партию снабжают плавучими средствами—весельными или моторными лодками, а при работах иа особо больших реках — понтонами. На узких реках с сильным тече­нием гидрометрические работы лучше вести с подвесной люльки, 186