logo search
Бабков

§ XXIII.1. Организация работы изыскательской

ПАРТИИ

На выполнение проектно-изыскательских работ проектные орга­низации получают от заказчиков задания, в которых указаны пунк­ты, через которые должна пройти проектируемая дорога, примерное ее протяжение и категория дороги, сроки представления проекта. Сто­имость изыскательских и проектных работ устанавливают на основе задания на проектирование но утвержденному «Сборнику цен на про­ектные и изыскательские работы».

Для производства изысканий больших маршрутов трассу разбивают на участки протяжением по 50—100 км в зависимости от сложности рельефа и наличия участков со сложным геологическим строением таким образом, чтобы изыскания всего маршрута были закончены к од­ному сроку. Границы участков—места смыкания изыскательских пар­тий, обычно назначают в местах, где не потребуются варианты трас­сы — вблизи населенных пунктов или мостовых переходов.

Изыскания каждого участка поручают одной изыскательской партии, выделяя на переходы больших рек специальные партии.

При работе на одном маршруте нескольких партий их объединяют в экспедицию, возглавляемую начальником экспедиции, который осуществляет общее руководство и координацию их деятельности, утверждает выбранную трассу, контролирует качество съемочных ра­бот и решает на месте возникающие у начальников изыскательских партий вопросы. Обычно в штат экспедиции входят также главный ин­женер (заместитель начальника экспедиции), который является автором комплексного проекта дороги, геолог и инженер по искусственным сооружениям. Все они являются помощниками начальника экспеди­ции по своему кругу'вопросов. Кроме того, имеются помощник на­чальника изыскательской партии по хозяйственной части, бухгалтер, кладовщик, лаборанты, радист и др. Руководители экспедиции ре­гулярно посещают изыскательские партии, проверяют качество работ и помогают в решении сложных вопросов.

При работе в отдаленных местностях для руководства полевыми подразделениями могут быть использованы портативные приемо-пере- дающие радиостанции. Радиотелефонные переговоры ведут в опре­деленные часы, согласованные с соответствующими подразделениями Министерства связи, 132 ■ Состав изыскательских партии зависит от сложности природных н климатических условий района проложен и я 1расеы. Иногда партия может быть расчленена па несколько групп —дорожных или геологи­ческих отрядов.

Изыскательская партия, работающая в средних условиях пересе­ченного рельефа, состоит из 40—50 чел. В нее входят: начальник партии и его помощник (главный инженер проекта), инженер-геолог и инженер-дорожник, старшие техники -пикетажист, нивелировщик, по топографическим и геологическим съемкам, съемке бассейнов, по­перечников и по камеральной работе, буровой мастер, водитель, заЕ- хоз, десятник и 25—30 рабочих.

Для работы по вешению линии и измерению углов требуются че­тыре рабочих, па пикетаж — четыре, на съемку бассейнов — два, ниве­лирование — шесть, на грунтово-геологнческие обследования — пять, на топографическую съемку и съемку поперечников —■ пять рабочих.

Дополнительные рабочие необходимы в "лесистой местности для рубки просек, при обследованиях больших болот, а также при выпол­нении специальных видов работ —съемки мостовых переходов, раз­ведки геофизическими методами, обследования оползневых участков и др.

До выезда изыскательской партии на место работ должны быть составлены план и календарный график работ, четко распределены обязанности между сотрудниками и проведен их инструктаж, решен вопрос об обеспечении изыскательской партии рабочей силой'и транс­портными средствами.

Все 1 еодезичеекге и гидромефичеекпе инструменты, геологиче­ское оборудование, радиоаппаратура, фотоаппараты и фотопринад­лежности дотжны быть тщательно осмотрены и выверены.

Партия должна быть снабжена инструментами и походным ин­вентарем, чертежными и канцелярскими принадлежностями, бумагой, ведомостями и бланками, полевыми журналами, комплектами инструк­ций, таблиц и справочных пособий. Начальник изыска 1ельскоп партии должен иметь документы, разрешающие производство геодезических и инжеперночеологических съемочных работ, рубку просек в лесу и обследование существующих мостов, а также документы, обеспе­чивающие необходимое содействие местных организаций. Началь­нику партии выдается четкое задание на производство изысканий.

До выезда па полевые работы личный состав партии-должен из­учить материалы технико-экономического обоснования. Нужно собрать и изучить картографические, литературные и справочные материалы по району изысканий. В этот же период детализируют с учетом рель­ефа и ситуации по картам и аэрофотоснимкам направление трассы, в принципе ранее намеченное в технико-экономическом обоснова­нии. Устанавливают контрольные точки, определяющие положение дороги — участки пересечения больших водотоков, железных дорог и автомобильных дорог высших категорий, приближения к населен­ным пунктам или прохода через них, расположение основных углов поворота и т. д. При этом не учитывают мелкие подробности рельефа.

Избранное в общих чертах направление трассы детально изучают по стерсомоделям местности или по топографическим картам круп­ного масштаба с горизонталями и подробной ситуацией местности. При использовании карт необходимо обращать внимание на год их съемки, так как за несколько десятилетий местность может сильно изменить­ся — населенные пункты разрастаются, появляются новые промыш­ленные предприятия, строятся железные дороги, прокладываются газопроводы и линии электропередач, которые мо!ут потребовать из­менения избранного в камеральных условиях направления трассы.

В процессе изучения проложения трасы на карге намечают места, которые необходимо особенно детально обследовать на местности.

Следует избс!ать распространенной ошибки, заключающейся в преимущественном учете при трассировании положения дороги в пла­не. Необходимо одновременно анализировать продольный «профиль, соответствующий каждому участку плана, с точки зрения удачности сочетания продольных уклонов и обеспечения пространственной плав­ности трассы.

Тщательное предварительное изучение района изысканий позволяет правильно оценить объем предстоящих полевых рабо! и степень их сложности, наметить порядок проведения изысканий и определить необходимый состав и оборудование изыскательской партии.

Перечень оборудования, необходимого для работы современной изыскательской партии, весьма обширен. Он включает геодезические инструменты, гидрометрическое снаряжение, инструменты и механизмы для инжсиерн0-1с0л01нчсскнх работ (буровые станки), транспортные средства и снаряжение, лагерное и хозяйственное оснащение (налами, походные кровати, спальные мешки, переносные железные печи для работы в холодное время года), кухонную и столовую посуду, спецодежду, фотопринадлежности, чертежные и канцелярские принад­лежности, медикагленты и культинсевтарь. При работе в малонаселен­ных и отдаленных районах партию снабжают охотничьим оружием и приемо-передаточными станциями для радиотелефонных перего­воров Для снабжения партии, работающих в отдаленных районах, продовольствием и хранения записного имущества организуют базы экспедиции, рассчитанные на обеспечение потребностей изыскатель­ской экспедиции на весь рабочий период.

Транспортные средства (автомобили повышенной проходимости, гусеничные вездеходы, моторные катера и лодки, вертолеты, вьюч­ные лошади) обычно заблаговре.менно арендуют в специализированных месшых организациях района изысканий. Для малых транспортных работ — перевозки инструментов, материалов, продовольствия и самих работников пользуются подводами или вьючными животными.

Полевые изыскания имеют большое значение, даже если проекти­рование ведется в основном по материалам аэрофотосъемки. Деталь­ный осмотр местности дает возможность существенно дополнить обо­снованность проектных решений в части земляного полотна, оценки гидрологических условий и проектирования системы водоотвода.

Следует учитывать, что обширные возможности фотограмметрии, существенно облегчая работы изыскателей и способствуя выбору на- 134 илучшей трассы, не могут все же полностью исключить необходи­мость наземных изысканий. Расходы на проектно-изыскательские работы обычно не превышают 1,5% от стоимости строительства до­роги. Между тем любое совершенствование проектных решений по данным обследований на местности способствует существенному сни­жению затрат на постройку дороги.

Обязательным условием высококачественной разработки проектов являются полнота и надежность нолевых материалов. Поэтому все материалы полевых геодезических, почвенно-грунтовых и прочих схе­мок должны быть обработаны, пока изыскательские партии находятся вблизи от места работ. Это позволяет в случае обнаружения ошибок провести поверочные измерения.

Все журналы геодезических измерений (угломерный, пикетажный, нивелировочный, тахеометрический и др.) должны обрабатываться исполнителями вечером в день съемки. После сверки и определения невязок вычерчивают план трассы, продольные и поперечные про­фили, планы отдельных сложных мест, схемы существующих искус­ственных сооружений, составляют ведомость прямых, кривых и углов поворота, реперов и т. д. На продольные профили начерно наносят проектную линию, проверяя, пе превышены ли допускаемые продоль­ные уклоны и обеспечиваются ли требования водоотвода. Своевременно проявляют все снятые фотографии отдельных мест трассы и, исполь­зуя негативы, в специальном журнале делают их привязку к пике­тажу, записывая те особенности, которые было решено зафиксировать на снимке.

При изысканиях в сложных природных услових для выполнения большого объема камеральных работ в состав партии включают спе­циальных техников, занятых только оформлением материалов.

Изыскательская партия должна собрать также материалы, необ­ходимые для разработки в проекте раздела «Организация строитель­ства». При этом должны быть выяснены следующие вопросы:

возможность размещения подразделений строительной организа­ции в находящихся в районе трассы населенных пунктах;

возможность получения электроэнергии и условия подключения к энергосети, расположение баз топлива и смазочных материалов;

возможность разгрузки на близлежащих железнодорожных стан­циях массовых строительных грузов и необходимое их дооборудование;

наличие площадок для устройства автобаз, размещения асфальто­бетонных и цементобетонных заводов, заводов железобетонных кон­струкций, возможности обеспечения их водой; особенность строительного сезона и т. д.

Дружная и производительная работа изыскательской партии во многом определяется сплоченностью ее коллектива, развершванием социалистического соревнования за повышение качества работ, сокра­щение сроков их проведения, экономию средств и материалов. Ру­ководство партии должно повседневно проводить политико-воспита­тельную работу с личным составом, уделять время технической учебе и организовывать досуг технического персонала и рабочих. Работа партии должна быть ритмичной, без гонки и авралов. В отдаленных местностях изыскательская партия должна поддерживать связь в местными партийными и советскими органами.

Выезд партии из района изысканий разрешается лишь после за­вершения всех камеральных работ по обработке собранных данных, при полной уверенности в их точности, правильности и достаточности.

По окончании полевых работ трассу и материалы, полученные при изысканиях, принимает комиссия из представителей организации, заказывающей проект.

Комиссия имеет право потребовать изменения отдельных участков трассы и сбора дополнительных материалов.

По возвращении с изысканий партия представляет следующие материалы, дающие характеристику проложения дороги: топографи­ческую карту с вариантами трассы и указанием местоположения карьеров; детальный план трассы в масштабе 1 : 10 000 (для горной местности 1 : 5000) и отдельных сложных мест в масштабе 1 : 5000— 1 : 500; продольный профиль и поперечные профили местности в харак­терных местах; расчеты отверстий искусственных сооружений и схемы существующих мостов и труб на используемых участках дороги; дан­ные почвенно-грунтовых и инженерно-геологических обследований и поиска месторождений дорожно-строительных материалов; карты согласований выбранного направления трассы; нолевые журналы и по­яснительную записку.