logo search
Бабков

§ XXXVI.8. Планировка городских набережных

При планировке набережных решаются две задачи — обеспечение проезда вдоль берега реки и укрепление берегов. Оформление набереж­ной должно гармонировать с архитектурным ансамблем застройки бе­реговой полосы.

Рис. XXXVI.!К Скема развязки движе­ния ори устройстве моста над набереж­ными

Располагая набережные в плане, руководствуются линией регули­рования — линией пересечения горизонта меженных вод с откосами берегов. Линию регулирования назначают таким образом, чтобы на­бережные имели плавное очертание, а берега реки были по возможнос­ти параллельны друг другу. Кроме того, линию регулирования увязы­вают с красной линией застройки на набережных для того, чтобы раз­

местить улицы необходимой шири­ны (рис. XXXVI.19).

Выполнение указанных требова­ний связано с необходимостью срез­ки или подсыпки берегов и плани­ровки прилегающей территории. Вертикальная планировка набе­режных должна предохранить от затопления прилегающие кварта­лы, а также защитить здания и дорожные сооружения от вредного воздействия грунтовых вод. Берега реки укрепляют против размыва кустарниками и деревьями, одерновкой, а при больших скоростях течения воды — одиночным мощением на слое мха или лучше щебня. Более совершенное укрепление откосов, обеспечивающее устойчивость и правильную форму берегов, делают из крупных камней, бетонных плит, кирпичной кладки или асфальтобетона.

В крупных городах берега укрепляют каменными, бетонными и же­лезобетонными подпорными стенами. При устойчивых берегах применя­ют бетонные и железобетонные одевающие стены (рис. XXXVI.20, а). Если же берег необходимо подсыпать, устраивают массивные подпор­ные стены на свайном основании (рис. XXXVI.20, б).

Ряс. XXXVI19. Поперечный профиль набережной в двух уровнях

Для пропуска кабелей в набережных делают специальные камеры. Выпуск водостоков проектируют выше уровня воды в реке, чтобы из­бежать подтопления водосточной сети. Иногда водовыпуск распола­гают ниже горизонта воды, чюбы набережные имели лучший вид, а во­довыпуск не промерзал зимой.

Ряс. ХХХ\'1.20. Стены:

а — .пеоа-оил, 0 — подпорная на свайном основании

Ввиду малого уклона рек продольный уклон набережных также очень мал. Поэтому водоотводные лотки проектируют пилообразного профиля о уклоном 50°/00 Водоприемные решетки ставят примерно через 50—60 м е выпуском воды в реку.

Поперечный профиль набережной при большой ширине проезжей части устраивают обычно двускатным, а при ширине до 10 м — одно­скатным с уклоном 15—25°/0о в сторону реки. Вдоль парапета или ре­шетки набережной строят тротуар шириной до 5 м.

В городах, где есть пассажирское речное городское сообщение, в на­бережных устраивают сходы к реке. Архитектурно оформленные еходы и трибуны устраивают также на участках, предназначенных для про­ведения водных спортивных состязаний.

Если примыкающий мост несколько выше набережной, то стену набережной и тротуар постепенно поднимают до его уровня. При зна­чительном возвышении моста тротуары и проезжую часть набережной можно пропускать под мостом.

При пропуске движения по набережной под береговыми пролетами моста подмостовой габарит должен иметь высоту 4,5—5,0 м. В этом слу­чае стена набережной примыкает к опоре моста.ПОСЛЕСЛОВИЕ

Основы методов проектирования автомобильных дорог изложены в учебнике в объеме и со степенью детализации, соответствующими тре­бованиям учебною плана подготовки инженеров-строителей автомо­бильных дорог. Они отражают современный уровень развития техни­ки. Однако проектирование дорог не является застывшей, раз и навсег­да сформировавшейся дисциплиной с четко очерченными границами. Меюды проектирования все время развиваются благодаря использо­ванию достижений смежных наук, учету опыта эксплуатации построен­ных дорог и широким специальным исследованиям. В своей практи­ческой деятельности инженер-проектировщик не сможет ограничивать­ся сведениями, почерпнутыми только из учебника. Ему необходимо следить за новыми достижениями по специальной литературе и прини­мать личное участие в совершенствовании теории и практики проекти­рования дорог.

Можно считать, что наиболее актуальными задачами развития мето­дов проектирования па ближайшие годы должны явиться следующие:

  1. Более полный учет достижений теории автомобиля при обосно­вании фебований к элементам плана и продольного профиля автомо­бильных дорог. В настоящее время существует значительный разрыв между исследованиями устойчивости, управляемости и колебаний ав­томобилей при движении по дорожным покрытиям, всегда имеющим неровности, и упрощенными схемами, лежащими в основе современ­ных формул, которые используются при разработке норм и техничес­ких условий.

  2. Развитие принципов и методов ландшафтного проектирования с учетом требований охраны окружающей среды. Необходим более глу­бокий учет психофизиологических особенностей восприятия водителя­ми дорожных условий и всей обстановки движения. Проложение до­роги на местности и все элементы ее обустройства должны обеспечи­вать безопасность, удобство пассажирских и грузовых перевозок и оп­тимальные условия работы водителей. Дорожная обстановка должна быть понятна водителям и диктовать им рациональные режимы дви­жения.

  3. Переход от проектирования дорог на движение одиночных авто­мобилей с расчетными скоростями к проектированию дорог с учетом плотных потоков автомобилей, что особенно актуально в связи с опе­режающим развитием автомобильного транспорта по сравнению с при­ростом протяжения дорожной сети. Необходимо, чтобы дороги обес­печивали не только возможность проезда транспортных потоков, ио и оптимальную организацию их движения. Особое внимание следует обратить на проектирование вводов автомобильных дорог в города и го­родских дорог, работающих с весьма большой интенсивностью.

  4. Дальнейшее развитие принципов научного планировании начер­тания дорожной сети. На значительной части территории СССР дорож­ная сеть недостаточна, а ее технический уровень низок. Это дает прин­ципиальную возможность создания сети минимального необходимого протяжения, наилучшим образом сочетающей иьтересн гш/л-д га про- 394 мышленности, сельского и лесного хозяйства, пассажирских перево­зок и т. д. Сеть должна предусматривать стадийное развитие по мере освоения и заселения местности, а технические нормативы на дорогу должны учитывать технологические особенности производственного процесса. Потребуется коренное улучшение методов прогнозирования интенсивности и состава движения на дорогах ратного народнохозяй­ственного назначения в целях повышения надежности этих методов.

  5. Более глубокий учет природных условий СССР. Действующее дорожное районирование СССР явилось в свое время крупным дости­жением отечественной пауки и позволило лучше учитывать климати­ческие условия нашей страны при проектировании. Однако установ­ленные дорожные зоны слишком велики и объединяют районы с су­щественно отличающимися природными условиями. Необходим более дифференцированный точный учет местных условий, в том числе осо­бенностей микроклимата, обусловленных экспозицией дороги по отно- ношению к странам света, возвышением над уровнем моря, гидроло­гическими условиями н т. д.

  6. Обеспечение при проектировании круглогодичной стабильнос­ти водпо-теплового режима земляного полотна. Осенпе-весештее сни­жение прочности грунтов, на которое сейчас вынужденно ориентирует­ся проектирование дорожных одежд, недоиспользует возможности со­противления грунта нагрузками, приводит к расходованию больших количеств каменных материалов п омертвлению денежных средств.

Принцип сохранения грунтового основания в сухом состоянии дол­жен быть полностью реализован с привлечением всех возможностей современной химии для создания водо- и теплоизолирующих про­слоек.

  1. Совершенствование методов расчета дорожных одежд с перехо­дом от статических к динамическим расчеаам, учитывающим особен­ности кратковременного воздействия на дорожные одежды нагрузок от движущихся автомобилей и упруго-вязкого характера протекающих деформаций самих одежд и подстилающего грунта, а также накопления усталостных деформаций в конструкппшых слоях дорожной одежды.

  2. Создание и максимальное использование новых дорожно-строи­тельных материалов на основе местных каменных материалов и побэч- ных продуктов промышленности. Большие требования в связи с этим должны быть предъявлены к поискам методов комбинированной обра­ботки этих материалов для повышения их прочности, придания им стабильных свойств, морозо- и влагоусюйчивости, повышения срока их службы в дорожных одеждах. Необходимо расширить круг приме­няемых вяжущих материалов, более широко использовать в дорожных одеждах искусственные каменные материалы и укрепленные грунты.

  3. Всемерное повышение роли технико-экономических обоснований принимаемых в проектах решений, развитие принципов вариантного проектирования. При этом необходим учет не только транспортпо- эксплуатационных качеств дорог и затрат на их строительство, но и возможно более полный и точный учет факторов, лишь косвенно оце­ниваемых в настоящее время, — влияния постройки дороги иа со­циально-экономическое развитие обслуживаемой дорогой зоны, удов­летворения требований охраны окружающей среды и эстетических требований

  4. Максимальное использование в качестве исходных материалов для проектирования аэрофотоснимков и снимков из космоса при одно­временном глубоком изучении грунтово-гидрологических условий о широким применением геофизических методов разведки поверхностных слоев грунта. Это не уменьшит значения наземных геодезических съемок на этапах восстановления трассы и рабочего проектирования.

  5. Авгомагизация проекшрования дорог на основе комплексной системы программ, начиная с технико-экономических обоснований, уточнения нормативов трассы применительно к перспективному со­ставу движения и трассирования по математической модели местности и кончая графической выдачей всех чертежей принятого варианта. Это не снизит значения творческого труда инженера, который на всех эта­пах проектирования будет оценивать предлагаемые машиной решения и вводить в них необходимые коррективы.

  6. Перевод расчетов мостовых переходов на использование теории движения потока жидкости с переменной массой, наиболее полно ото­бражающей фактические условия движения речного потока в русле почти неизменной ширины. Перевод расчета местных размывов па тео­ретическую основу взамен современной, грубо эмпирической.

Развитие региональных норм стока с малых водосборов как основы уточнения гидрологических расчетов, характеризуемых в насюящее время невысокой степенью достоверности.

Повышение требований к проектным решениям неизбежно связано с необходимостью углубления подготовки и расширением инженер­ною кругозора проектировщиков

.предметный указатель

А

Аварийный съезд 298 Автобусные остановки 356, 357. Автозаправочные станции 357 Автомобильные магистрали: в зоне оврагов 263 виражи 351—353 водоотвод 352—353 интенсивность движения 347, 348 поперечный профиль 349—353 продольный профиль 353, 354 проезжая часть 345—347 скорость движения 348 элементы плана и профиля 349 Аллювий 12, 38, 98. См также Нано­сы

Аккумуляция наносов, зона 13, 14, 41, 47, 106

Аэрофотосъемка: выбор места мостового перехода 195

геологические обследования 146, 147, 180

проложение трассы 135, 174—184 Б

Базис фотографирования 177, 178, 179 Балконы 306, 306

Баланс наносов 51—53, 58. 60, 65

Барханы 337, 344

Барханные цепи 338

Бассейн реки 11. См. тикгсе Водосбор

Батометр 203—205

Болота, виды 248, 249. Си ни же Трассирование дорог Земляное по­лотно

Быстротоки 265, 326 " В

Валы береговые 106, 107 Ц2 —■ водоудерживающие 263, 264

Вероятность превышения (ВП): максимального расхода 19—21

Вертушки 201, 202

Вечномерзлые грунты 230—234 См. также Земляное полотно

глубина оттаивания 236. 237

деятельный слой 230, 232. 233,

235 Виадуки 263

Водомерный график 16—17, 54. 197

высота 88, 99, 100

длина 88, 89,

набег 88, 89, 99

• удар 89

Воронка честного размывт 69, 70, 72, 73

Вспучивание — см Пучепие Выработки подземные 274, 275. См. также Карег

г

Габарит подмосювой 90, 92 Галереи на участках камнепада 309, 310

обследований-

микросейсморазведка 150, 152 сейсмоакустический метод 152—154, 315

электроразведка 150

электропрофилировапие 151, 152 «Гидрам-3». про1рамма 57, 60 Гидрограф 16, 17, 5

4Г, лоологнчссчне материалы, источни­ки ] 87

I идрометрические работы 195—205 I "убина бытовая 37, 38

Гт -бина заложения фундаментов опор 3/, 38, 58

Горные дороги: в сейсмических районах 324, 325 изыскания 283, 288, 289 искусственные сооружения, малые 321

на участках лавин 318—324

оползней 314—318 - . .

осыпей 306- 308

поперечгый профиль 296, 298 306 продольный профиль 236—298 развитие по склонам 284, 285. 288

См. также Серпазшни трассирование по долинам рек 280 — 284

Горные склоны: выветривание 277, 278 деформации 279, 280 сгруьтура 277

съемка поперечных профилей 283, 284

График водомерный — см Вгдочер-

пый график -- занимаемых земель 122, 126

Грунты — сл также Земляное полот­но:

болотные, классификация 250—251 вечномерзлые 230—234 ■ засоленные 332—336 солонцовые 336, 337

д '

Дамбы налосозадерживающие 312

■ струенаправляющие 84, 87, 94, 101. См. также Регуляционные сооруже­ния

конструкция 107, 108 • криволинейные 101, 102, 109

прямолинейные 103, 104

106 См. также Размыв Дешифрирование аэроснимков 146, 179, 180

Длина моста экономичная 37 Дорожки велосипедные 370

3

Зажоры 15, 16

Закрепление трассы: в высотном отношении 143

сейсмических районах Земляное полотно: в орошаемых районах 329, 330

из засоленных грунтов 334—336 на болотах 255—258 повышение отметок 223 укрепление 282 уширение 224, 225 Знаки дорожные 359—361

И

Изобары 197, 198

Изыскания дорог (14, (15, 117, 126, 132

горных 288, 289

• в карстовых районах 269, 271,

272

■ в районах болот 253—255

для реконструкции 216—219

• инженерно-геологические 115—

154

■ техника безопасности 158—161

186

для реконструкции 210—211

■ камеральные 181 —191

техника безопасности 161

Изыскате тьская партия 132—136, 186,

216, 217, 255

Календарный график строительных

работ 123-125 Кэрст, образование 269—273

Карьеры дорожно-строительных мате­риалов— см. Месторождения Категории сложности местности по ге­ологическому строению 147 Клетчатка вероятностей 28, 30

Кольматаж 112

Комплексы придорожные 357—359 Конус выноса 13—15, 29, 47, 81

горных рек 283

лавия 320

оврага 259, 262

аварийности 169—172, 174, 220 асимметрии 23—25, 29, 30 безопасности 171—174, 220 вариации 23—25, 28, 29 возрастания расходов в русле 49, 50, 78

ежегодною прироста интенсивно­сти движения 166 модульные 23, 25 относительной шероховат ости 89 снижения пропускной способности

168,169,368 стеснения потока 50, 66, 68, 78, 85, 312

увеличения расхода 49, 51 формы опоры моста 70, 71 Шези 33

шероховатости 33, 34, 35 эффективности капиталовложений (экономической эффективности) 11, 165 Кривые:

вероятностей 22, 27, 28 расходов 17, 29—31, 33, 34, 47, 200 связи расходов 26, 27, 31, 33

Л

Лавины 318—324 Лавинорезы 324 Ледостав 15

Ледоход 15, 87, 206 ' . :

к

Ледяные переправы 5 .. . - .

Магистрали автомобильные — см Ав­томобильные магистрали

Микросейсморазведка — см Геофи­зические методы геологических об­следований Мно! олстнемерзлые грунты — см. Веч-

померзлые грунты Морфометричеекий способ расчете 33—35

Мостовые переходы 4, 5, 18, 36

в городе 389, 390

■ выбор места 8, 189—191, 195

продольный профиль 90, 91

реконструкция 210, 211

состав проекта 211, 212

стоимость 7, 19. 21, 36, 37

-— на автомагистралях ,354

грасбордеры 5

Мотели 357

Н

Набережные 391 — 393 Надежность доро! и 128, 129 . Наилок пончы 14, 51 Наледи 245

Наносы 12—14 - I

м

87, 91. См. также Насыпи поймен­ные

Насыпи пойменные' возвышение бровки 38. 91 грунты, подбор 98, 99 откосы 94, 95, 98 • повреждения 95 укрепление 95—100 условия рабО|Ы 86 -90 ширина 94 Насыпи фильтрующие 326 Невязка хода, допустимая 144 Нивелирование 143, 144 — фотограмметрическое 182, 183 Нуль-балансовый метод расчета 69

Обвалы 308—310

Обследования инжеперпотеологиче-

екие 126 Овраги, образование 259—261

Ограждения 361, 362 Озеленение — см. Насаждения Опознаки 176, 177 Оползай 282, 314—318 Опоры моста 7, 36

расчет размыва 70-72

Организация строительства Мб, 117. См также. Календарный график строительных работ Оросительная сеть 328 Осыпи 282. 306—308 Отверстие моста 36, 48. 68, 72, 106

с сохранением поименно! о уча­стка 77, 78 с уширенным руслом 76, 77

Отвод земель — см. График занимае­мых земель Отказ дороги 129

Отмостка 63, 65, 68, 79 ' ,,

Охрана природы 116 .'

Л .

Паводок 15. 16. 18, 19, 34, 87. 90

183

Паромная переправа 4, 6 Перекрестки улнц 383, 384 , -, . Перепады 265, 326 Переходы через водотоки 3—7 Пески бугрчегые 338

*. = /(*. е.. 25

■VI- 34

,т д , , „т о , 70

Ли==62/5/гз/5 )Ч (XX.38) 92

[±1 118

Ьгч> =-^М^2р-2Гсо52Г>)—25— , (XXI.11) 123

/1л = _Ц=г_-*1 , (XX 1.16) 142

прор.ктно-изыскательские работы 148

Е^ЕВ= 0,12. 208

^ = ЛГтахр1р« Р. 210

1,2 212

5 =-еНрясч. 285

± + ±. 289

д2 = С)йк, 291

а) 392

ООО о о'оооооо 444

д ' 492

— ситуационный 191—193

съемка 144, 288

Планировка городов 365, 366

сети 177, 178, 183 Плотины земляные 267—269 Площадки для остановки автомоби­лей 355. 356 Площади 384—386 .. .. —

Подходы затопляемые 4, 6, 86

Показатель экономичности — см. Ко­эффициент экономической эффек­тивности

Половодье 15, 17, 18, 80, 93, 94. См.

также Паводок Полоса краевая 349, 350 -- разделительная 345, 349—353

Поплавки 202, 203

Поправка гарантийная 25, 63 73 Г Прикопки 149

Природные русловые деформации: 1 на реках блуждающих 47

меандрирующих 46

— — иечеаидрпрующих 42 -45 прогноз 38—48 Прогибомер 227, 228 Прогноз расходов максимальных: . аналитический 21—27 графоаналитический 21, 22 Прогноз расчетного -уровня 29, 30 Пролеты судоходные 92, 93 Пропускная способность — с". Гра­фик пропускной способности Пустыни 327 Пучины 225, 226 ■ допустимая величина 326,

7р

Рабочие чеотежи 115, 126, 127, 146,

186, 378 Радиус гидравлический 33 Разметка дорожная 361 Размыв 36. См. также Расчет размыва

Ранжированный ряд максимальных уровней 30, 93

расходов 21, 22, 25

Растекания зона 83, 84

Расход наносов взвешенных 55, 60, 61

донных 55, 61

из\.ерение 196, 203—205

Расход потока 17 бытовой 48

■ максимальный 18—22, См.. так­

же Прог тоз расходов

■ относительный пойменный 34,

35

русловой 34, 47

полный 49 , .

руслоформирующий 40

селевого 311

Расчет размыва допустимого максимального 72—75

для мосте наименьшей длины

75—76

— с сохранением поймен­ного участка отверстия 77, 78

с уширенным руслом

76, 77

через блуждающую реку

местного 68—72

общего 48—53 '

— в русле 51—65 ■— на пойме 51, 65—68 ограничения по 1сологическим ус­ловиям 78—80 перед мостом, длина участка 54 применение ЭЦВМ 57—59 Расчетный судоходный уровень (РСУ) 92, 93, 94

Регуляционные сооружения 3, 10, 84, 100, 107. См. также Дамбы

на блуждающих реках 104, 106,

111—113 Рейки водомерные 196 Реки блуждающие 41, 47, 64, 80- 83, 104 ,. , ь,

в плане 222, 223 — продольном профиле 223 дорожной одежды 226—229 земляною полотна 224—226 изучение режимов двпженит 2!9— 221

изыскания 216 -219 прогнозиротззние интенсивности дей-

жепня 214—216 экономическая эффективность 163 Реконструкция мостовых переходов,

изыскания 210, 211 Рекультивация земель 118 Реперы 143. 190, 255 Речная долина 11—15. 36, 90 91

Роза ветров 339 <<•■.>

Русло реки 12—15, 17

Русловой процесс 39

С

Сдвигомер- крыльчатка 253, 254 Сейсмические районы 324, 325 Сейсмоакустическая разведка — см. Геофизические методы геологиче­ских обследований Селевые выносы 282, 310, 311 Геледук 313 Серпантины 289

Слой деятельный 230, 231, 233 Сметы 117

Скважины буровые 148, 149, 207—209 Скорость движения автомобилей в городах 367

на магистралях 348. См. также Гра­фик скоростей движения автомо­билей

Скорость течения потока: в русле после размыва 61, 62 допускаемая 98 измерение 195, 198—203 на пойме средняя сжатого потока 65

при максимальном расходе 32—34 размывающая 40, 43, 56, 62, С), 66, 80, 10

9Согласования проектных решений 119" Солончаки 332

Спрямление русла 104, 105, 282 Стены одевающие 303, 304, 306, 392

Стереомодель местности 174—184 Стеснение потом 9, 36, 37, 72. См. так­же Коэффициент стеснения Сток речной 8, 19

водный 13, 15, 18

годовой, объем 16

твердый 14, 15, 40. См. также

Наносы Сток поверхностный 11, 12

Стоянки автомобильные 355, 385 Съемки геодезические 140—145

: " Т

Теплоизоляционные слои 226, 240, 241

Технике экономический доклад (ТЭД) !!6

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) 116, 117, 146

Технический проект автомобильной дороти 115, 117—

120, 123, 126 инженер но-геологические изыскания

мостового перехода 186 оформление 121—126 согласование 119 сравнение вариантов 162, 163

'1ехно-рабочий проект 115, 227, 216, 377

Тоннели иа горных дорогах 294-296

Тормозной съезд — см Аварийный съезд

Торф 249, 250-253, 255-257 ' •

Траверсы 97, 98, 108, 108

Трамвайное полотно 370, 371

Транзит ианосоа, зона 13, 14, 41. '262

Транспортирующая способность пото­ка 54, 55, См. также Расход нано­сов ....

Трасса дороги

варианты 116, 136 , ,

в районах болотистых 251 ■ горных — см Горные дороги

вынос па местность с карт и аэро-

сшшкоп 138 закрепление 141, 143 проложение на местности 136—140 магистральный ход 137—140 ироложенне иа местности 136—НО

Тюфяки защитные 108—III

У

Удлинение ряда непрерывных наблю­дений — см Кривая связи расходов Уклон потока 40-, 41, 50, 84. 85, 197

изыскания 377, 378 классификация 366, 367 планировка вертикальная 379—383

Уравнение баланса наносов см. Ба­ланс наносов Уровень воды 17, 30, 84, 85, 91

Усиление дорожной одежды 226-229 Устои 36

Уширение дорожной одежды 529

Фундаменты опор — см. Глубина за- южения

Функция, характеризующая мостовой переход 5

0ш

Шаблоны для подбора кривых на сте­реомодели местности 181

проектирования серпантин 292,

293 Шуга 15 Шугоход 15 Шурфы 148, 149

Э

ЭВМ;

проектирование автомобильных до­рог 180—132

по аэрофотоснимкам 183

расчеты мосюиьтх переходов

Электроразведка — см. Геофизичес- ские методы геологических обследо­ваний

Эпюра скорости автомобиля, сглажен-' нал 221

Эрозии зона 13, 14, 41, 37

Эрозия почв — см Овраги

Эстакады на болотах 257

Эталон технического проекта 120

Эффективность капитальных вложе­ний 116, 163, 164, 16