logo search
Бабков

§ XXVII.2. Прогнозирование интенсивности движения на реконструируемой дороге

В отличие от определения расчетной интенсивности движения на вновь строящихся дорогах, которое ведут методом оценки возможных грузовых и пассажирских потоков между населенными пунктами, про­мышленными и сельскохозяйственными предприятиями, расположен­ными в зоне, обслуживаемой новой дорогой, расчеты перспективной интенсивности для реконструируемых дорог основываются преиму­щественно на экстраполяции данных учета движения по существую­щей дороге5. Для этого на сети дорог органы дорожной службы систе­матически проводят учет количества автомобилей, проходящих через контрольные пункты. В последнее время для этой цели широко исполь­зуют автоматизированные счетчики.Наблюдения за ряд лет дают возможность установить тенденции увеличения интенсивности движения. Перспективную интенсивность движения определяют методом экстраполирования, добавляя к най­денной интенсивности грузопотоки от намеченных или строящихся в зоне дороги предприятий. Особенностью этого метода является прогно­зирование на сроки, соизмеримые с наличием исходных данных, и поэ­

тому его точность во многом зави- ы,тыс адт/сут сит от правильности принятой ги­потезы о закономерностях дальней­шего изменения движения. Очень часто точки, соответствующие дан­ным учета движения, располагают­ся на графике изменения интен­сивности движения по годам с не­которым разбросом и дают возмож­ность с практически одинаковой погрешностью применить при об­работке разные закономерное 1н экст раполироваиия (рис.ХХУП. 1). Поэтому выбор гипотезы измене­ния интенсивности движения по годам должен сочетаться с анали­зом характера предстоящего раз­вития района, обслуживаемого реконструируемой дорогой, и ро­ста транзитного движения.

Наибольшее распространение находят следующие предположения:

(XXVII.Ь)

N0 Ве

N1

(XXVII.3)

1. Рост интенсивности движения по линейной зависимости, обычно наблюдающийся на дорогах магистрального типа при достаточно гус­той сети дорог с усовершенствованными покрытиями, а также па до­рогах сельскохозяйственных районов, где объем продукции системати­чески возрастает в связи с проводимыми мероприятиями по интенси­фикации сельскохозяйственного производства:

Л^ = Л'0(1 +Ы),

где Л1; — интенсивность движения в расчетный год, авт./сут; — то же, в исходный год; Ь = -)—^ — коэффициент ежегодного прироста интенсив­ности при абсолютной величине прироста р процентов; I — время прогнозиро­вания, годы,

  1. Возрастающие темпы интенсивности движения, связанные с быстрым хозяйственным освоением обслуживаемой дорогами терри­тории, опережающие темпы дорожного строительства:

= • (XXVII.2)

1/

> у;

/

>

К

Л

•Л

Рис, XXVII.1. График прсинозирова- ния интенсивности движения по дач­ным учета: I — Л'!-72*'+Ю56*+10160 (авт/с): 2 — Л- =2000^ + 10 ООО (авт/с), 3 — интенсивность но данным учета

1356 то мм те ып то то

Первоначальное резкое возрастание интенсивности движения с последующим очень медленным приростом или даже спадом, харак­терным для дорог, ведущих к крупным строительным объектам, где интенсивность движения вначале кидается грузами, поступающими на строительство. В подобных случаях закономерности нарастания ин­тенсивности могут быть выражены логистической криво

й

где б — экспонента кривой, характеризующая верхний предел возможной интенсивности движения, определяемый объемами и темпами строительства;

в'« , „ к= ; т—параметр кривои, равный р при г = 0.

В—Ы о

Любой характер изменения интенсивности может быть выражен уравнением полиномов вида

N1 = N0 + а( + +... + тР, (X X УП.4)

в котором необходимое число членов ряда зависит от вида кривой за­висимости и наличия данных учета движения.

Использование для определения интенсивности движения методов экстраполирования предполагает, что в течение всего интервала вре­мени от начала учета движения до расчетного срока сохраняется по­стоянная закономерность изменения интенсивности. События, вызы­вающие в период, на который проводилось экстраполирование, неожи­данный прирост интенсивности (ввод в зоне, обслуживаемой дорогой, крупного грузообразующего предприятия, увеличение количества ав­томобилей в связи с вводом новых автомобильных заводов и т. п.), мо­гут вносить в результаты прогнозирования существенные погрешности. Поэтому результаты экстраполирования тем более надежны, чем мень­ший период времени они охватывают. Их всегда желательно сопос­тавлять с материалами технико-экономических изысканий, вводя по­правочные коэффициенты на основе анализа роста интенсивности дви­жения на введенных в последние годы в эксплуатацию дорогах.