logo search
Бабков

§ XXVII.!. Особенности реконструкции дорог

Дорогу реконструируют (перестраивают) тогда, когда ее транспорт­ные качества перестают соответствовать требованиям возросшего дви­жения. При этом возникает необходимость переустройства всей доро­ги или ее отдельных участков по более высоким техническим норма­тивам. Необходимость реконструкции дороги обосновывают резуль­татами экономических изысканий для расчета перспективной интен­сивности движения, наблюдениями за интенсивностью и скоростями движения и данными учета количества дорожно-транспортных прои­сшествий.

Разработка проектов реконструкции должна быть направлена на увеличение пропускной способности дороги, повышение ско­ростей движения автомобилей и обеспечение безопасности дви­жения.

Обычно дороги, нуждающиеся в реконструкции, бывают неодно­родны по транспортно-эксплуатационным показателям — наряду с участками, удовлетворительно справляющимися с пропуском движе­ния, па них имеются места значительного снижения скоростей автомо­билей, повышенной аварийности и возникновения заторов. Поэтому в проектах реконструкции дороги предусматривают:

улучшение плана и продольного профиля — спрямление извилис­тых участков, увеличение радиусов кривых, устройство виражей, уширении и переходных кривых, смягчение крутых продольных укло­нов, обеспечение видимости, постройку дополнительных полос проез­жей части для движения на подъем грузовых автомобилей и автомо­бильных поездов;

устройство пересечений в разных уровнях с железными и автомо­бильными дорогами или улучшение конструкции пересечений в одном уровне путем постройки направляющих островков; строительство обходов населенных пунктов; уширение земляного полотна и проезжей части; усиление дорожной одежды и совершенствование типов покры­тий, устройство краевых полос;

перестройку земляного полотна для повышения его устойчивости, особенно в местах, подверженных пучинообразованию, на болотах, оползневых участках и т. д.;

перестройку искусственных сооружений в соответствии с новыми габаритами и нагрузками;

строительство линейных зданий, станций обслуживания, пунктов технической помощи, бензозаправочных станций, гостиниц, столовых, площадок отдыха, а также установку указательных и других до­рожных знаков;

декоративное, снегозащитное и архитектурное оформление дороги.

Реконструкция дороги требует комплексного улучшения всех ее элементов. Неправильно сводить ее, как иногда делают, к постройке усовершенствованных покрытий на заниженном земляном полотне, построенном на неудовлетворительной трассе с недостаточной види­мостью, кривыми малых радиусов и т.д. Это приводит к резкому уве­личению числа дорожно-транспортпых происшествий, при незначи­тельном возрастании средних технических скоростей. В то же время неправильно требовать при реконструкции дорог перестройки всех элементов в соответствии с требованиями современных технических условий на дороги той же категории, что и реконструируемая. Пере­страивать нужно только те участки дороги, которые являются при­чиной повышенной аварийности или резко снижают транспортные качества дороги. Разработка качественного и экономичного проекта реконструкции дороги требует внимательного и вдумчивого изучения условий движения по существующей дороге и анализа причин, вы­зывающих дорожно-транспортные происшествия.

Намеченные улучшения трассы в плане, поперечном и продольном профилях, а также мероприятия по реконструкции дорожных соору­жений должны быть обоснованы технико-экономическими расчетами, сопоставляющими строительные затраты с выигрышем от улучшения условий движения и снижения количества дорожно-транспортных происшествий.