logo search
История Ставрополя- Тольятти

4. Движение под предводительством Степана Разина в Самарском крае

Документы XVII в. не содержат сведений о самостоятельных вооруженных выступлениях населения Самарского края. Недовольство жителей крепостническими порядками, действиями вотчинной администрации могло вылиться в форму вооруженного восстания только при появлении поблизости крупных повстанческих центров. Это убедительно подтверждают события развернувшегося в Среднем Поволжье массового движения под предводительством Степана Разина. В повстанческом движении приняло участие большинство населения Самарского края. Люди выступали не против отдельных злоупотреблений и за соблюдение норм феодальной законности, а против всей системы эксплуатации.

В августе 1670 г. Степан Разин двинул к Самаре главные силы. Перед наступлением он остановился около Переволокской слободы, устроив лагерь в лесу, в овраге Сухая Брусяна, недалеко от села Большая Рязань. В летописи села Усолье говорится: «Постоянное пристанище Разина или городок Разина был среди леса, в одной версте от нынешнего села Рязани; признаки его — заросшие уже большим лесом –до сих пор тут видны». Лагерь расположился на небольшом, обособленном холме, опоясанном земляным валом. Отсюда войска пошли по долине реки Усы, пересекли Самарскую Луку, заняли село Усолье и вышли на Волгу выше Самары, отрезав крепость от верхневолжских городов. «А самарцы с ним не бились, а сдавались ему, Стеньке, без бою...». По-видимому, восстание в Самаре началось еще до прихода разинских стругов под город. Степану Разину с его атаманами местные жители открыли ворота крепости сами. Разинцы объявили самарцам волю, освободили население от уплаты налога и податей, отменили долги, выпустили на волю сидевших в тюрьме должников. Воевода Иван Алфимов и его помощники были утоплены в Волге. В городе устроили самоуправление по типу казачьего круга. На сторону разинцев перешли не только рядовые приборные люди, но и сотники Мишка Хомутов и Алешка Торшилов. Разинские отряды недолго оставались в городке, вскоре они стали готовиться к походу на Симбирск.

По приказу Степана Разина в Жигулевских горах, на Молодецком кургане, поставили наблюдательный пункт. С его вершины Волга была видна на десятки километров. Атаман расставил на реке верных людей и наказал им никого не пропускать по Волге ни вверх, ни вниз. Ехать по Волге можно было, только имея на руках письменный пропуск с печатью Разина. При появлении вражеского судна дозорные поднимали тревогу, и разинские струги бросались в атаку. По берегам Усы были расставлены заградительные отряды. Закрепив за собою Самарскую Луку, Разин с отрядом в 20 тысяч человек 4 сентября подошел к Симбирску. С ними «...было самарян 50 человек и конных стрельцов 40 человек». Взять город казакам не удалось.

После поражения Разина под Симбирском осенью 1670 г. Самарский край стал одним из центров сбора мятежных сил, стекавшихся с Яика, южных городков, крепостей и слобод Симбирско-Корсунской черты. Здесь появились такие крупные предводители повстанцев, как Леско Черкашенин – названный брат Степана Тимофеевича, Ромашка Тимофеев, Михаил Бешеный и другие. Тимофеев после разгрома под Симбирском привел в Надеинское Усолье отряд повстанцев численностью около 500 человек. Монастырские жители примкнули к разинскому атаману, пополнив его отряд. Позднее, в октябре, Тимофеев перешел в Самару, забрал продовольствие, снаряжение, «зелье» и ушел в гущу разворачивающихся в Симбирском крае сражений, под Урень. После ухода атамана жители Усолья в ноябре послали в Симбирск делегацию из промышленника Феодосия, священника и 5 крестьян «...от всех усольцев, чтоб великий государь пожаловал их, велел вины им отдать, что они были у Стеньки Разина». Однако последующие события показали, что симпатии усольцев все-таки были на стороне восставших.

Отряды повстанцев стояли не только в Самаре и в Усольских слободах, но и в других крупных селениях края — Рождествено, Выползово, Жигулевке, жители которых пополняли их состав. Недаром потом, при розыске, многие крестьяне этих селений были причислены к «пущим ворам» и сосланы на Север, а то и повешены.

Долгую зиму и весну 1671 г. жители Самарского края не подчинялись правительственной администрации. Все это время самарцы посылали доверенных лиц на Дон прознать, как там Разин. 14 апреля 1671 г. Разин был схвачен, а 6 июня 1671 г.четвертован в Москве. До наших дней сохранились легенды о похождениях Степана Разина на Самарской Луке. Пещера рядом с Поповым оврагом носит его имя. По преданью, из этой пещеры Разин хотел проделать сквозной ход через всю Самарскую Луку с выходом на Волгу около Молодецкого кургана. В окрестностях Александровки находится Красненькая поляна. Существует предание, что в XVII в. на ней был стан Степана Разина.

После казни атамана Федор Шелудяк, стоявший во главе восставших в Астрахани, пытался повторить поход по Волге. В Самаре он соединился с отрядом «Ывашки Констентинова» (Ивана Константинова) и двинулся в Симбирск, но был разбит царскими войсками и отошел на Самарскую Луку. На одном из утесов, недалеко от села Моркваши Шелудяк устроил наблюдательный пункт. Этот утес и поныне носит его имя. Позднее Шелудяк был вынужден оставить Самару и отойти в Астрахань, где в 1672 г. его схватили и казнили. После разгрома Шелудяка почти две тысячи человек его войска отступили к Надеинскому Усолью.

Тяжела была участь побежденных: одних казнили через повешение, пустив по Волге плоты с виселицами, других сослали в далекие северные места. Не получая обнадеживающих известий, люди из Усолья перешли к Самаре, а затем «разбрелись врозь». Крестьянская война затухала. В конце июня 1671 г. сочувствовавшие разинцам горожане и сельчане принесли властям повинную. Так завершилась длившаяся почти год эпопея вольной жизни в Самарском крае. Дух вольницы оставался в характерах жителей Самарской Луки и спустя почти два столетия. Художник Илья Репин, побывавший в селе Моркваши в 1870 г., записал: «Какой красивый народ… И откуда у них такая независимость… эта осанка, полная достоинства? Всем здесь говорят «ты» обыватели, и за этим чувствуется равенство. Никакого подхалимства, никакой замашки услужить господам – словом, никакого холопства».

Контрольные вопросы

1. Когда и почему на территории нашего края появилась Волжская вольница?

2. Как повлияла на развитие нашего края охватившая страну Смута? Какие меры предпринимались государством для наведения порядка? Расскажите об острожке Гордея Пальчикова.

3. Проанализируйте причины социальных конфликтов второй половины XVII в. Какие формы приобретало сопротивление населения?

4. Какие исторические сведения о Степане Разине содержатся в летописи села Усолье?

5. Почему многие крестьяне селений нашего края были причислены к «пущим ворам» после разгрома сил Степана Разина?

История в стихах и прозе

Легенда о Степане Разине

Как поется в песне «Из-за острова на стрежень…», в одном из своих походов в Персию пленил Степан Разин красавицу-княжну и, поднимаясь вверх по Волге, сыграл здесь свадьбу. Но наутро возроптали товарищи атамана, обвиняя в предательстве вольной жизни и друзей своих. И тогда повелел Степан Разин бросить княжну в воды и начать новый пир, в честь прежней вольной жизни. И притихли удалые вольники… Говорят, что эта легенда – быль, и свидетелем этой истории был голландский путешественник Ян Стрейс, который отразил ее в своих записках.

Предполагают также, что утес Стеньки Разина, о котором поется в песне «Есть на Волге утес….», - это Молодецкий курган. Считается, что здесь и на горе Стрельной были разинские стоянки, а в пещерах и потайных подземельях Жигулей до сих пор хранятся сокровища атамана.

Записано Д.Н. Садовниковым в 70-е гг. ХIХ в.

Дмитрий Садовников

«В Жигулях»

... Курганы, кручи и вершины

Теснятся в неприветный ряд,

До сей поры они хранят

Свои суровые былины...

Зайдет ли речь о давней были,

Нам старики передают:

"Здесь из оврага выходили,

Там барки грабили, а тут -

На самой вышке, у Дурмана,

В лесу разбойничий был стан,

Да Стеньки - слышь ты - атамана

Подстерегали караван!.."

Под шапкой утренних туманов

Молчат сосновые леса51

Про удальство и чудеса

Давно погибших атаманов...

Давно в горах не свищет пуля,

Кистень в лесу не сторожит,

Лишь чайка в воздухе дрожит,

Свою добычу карауля...

Из труб поселка дым взлетает,

Земля сохою поднята,

Стучит топор, и выплывают

В горах седые беркута...

Но дух людей, которым тесен

Казался мир в избытке сил,

Родной напев поволжских песен

В своем размахе сохранил.

И песня та, путиной долгой,

И величава, и стройна -

Несется вместе с синей Волгой,

Кидая в душу семена...

Кто песню вольную заслышит,

Кто от души ее споет, -

Любое сердце расколышет,

Любые цепи разорвет!..

22 января 1883 г.