logo
История Ставрополя- Тольятти

1. Вхождение в состав Российского государства

В середине XVI в. после длительного противостояния Москва завоевала Казанское и Астраханское ханства. Вследствие этого Среднее и Нижнее Поволжье, а также Приуралье вошли в состав Руси. Волга (с этого момента действительно русская река) стала важнейшей транспортной артерией, связывающей Россию со странами Востока. Большое значение для еѐ экономики имели природные богатства волжской акватории, прежде всего рыба, а также самосадочная соль из озер Нижнего Поволжья. Однако освоение новых земель русскими крестьянами и помещиками, создание государственной системы управления первоначально происходило только на территории бывшего Казанского ханства. Ниже устья Камы московское правительство могло держать под своим контролем лишь волжский путь. Для этого весной на Волгу между Казанью и Астраханью посылались так называемые «плавные рати» - отряды служилых людей, охранявшие наиболее важные и опасные места –устья рек Самары, Большого Иргиза, волжскую Переволоку (между Доном и Волгой) – весь сезон навигации, а осенью возвращавшиеся домой. Только в конце 80-х –

начале 90-х гг. в местах бывших стоянок «плавных ратей» были основаны русские города–крепости: Самара (1586 г.), Царицын (1589 г.) и Саратов (1591 г.). Уже в это время в документах, связанных с волжским судоходством, встречаются сведения о стоянках русских судов в устье Куньей Воложки, там, где позднее был основан Ставрополь.