logo
История Ставрополя- Тольятти

1. Архитектурные особенности города

Культура Тольятти развивалась по мере строительства города. В первую очередь можно отметить изменения в его внешнем облике. Архитектура каждого района нашего города уникальна. Бараки, появившиеся при строительстве ГЭС, в основном были снесены в 1980-х годах. Единственное место, где можно встретить жилые дома барачного типа, – Портпоселок. В Центральном районе сохранилось много частных деревянных домов, перенесенных из старого Ставрополя.

К архитектурным особенностям города относится часть поселка Шлюзовой, представляющая собой целостный ансамбль эпохи советского классицизма. Строили его ленинградские архитекторы, поэтому называется он порой «маленьким Петербургом». Арки, колонны, нестандартные балконы и мансарды украшают десятки домов на улицах Никонова, Матросова, Коммунистической. Но после правительственного постановления 1955 г. «О борьбе с архитектурными излишествами» строительство подобных сооружений было прекращено. Жертвами борьбы с «излишествами» стали здания городской думы и мэрии, проекты которых были значительно упрощены.

В Центральном и Комсомольском районах много пятиэтажных зданий хрущевского периода. В свое время они должны были решить жилищную проблему, а затем уступить место новому поколению более качественных зданий. Однако из временного жилья «хрущевки» превратились в долговременное. Лишь несколько кварталов этих районов застроены 9-, 14- и 16-этажными зданиями.

В 1960-е годы началась застройка Автозаводского района, сформированного из типовых жилых комплексов, образующих целые кварталы. Комплексность застройки предполагала связь жилых зданий с транспортом, магазинами, детскими садами, школами, поликлиниками, кинотеатрами и т. д. Район, создававшийся для проживания строителей и работников АВТОВАЗа, стал первым в стране, построенным без времянок и бараков. Однако кварталы-близнецы типовой застройки не особенно радовали глаз, так как не имели своей индивидуальности. Лишь в 90-е годы новые кварталы города стали застраиваться по особым проектам.

Впрочем, и в Автозаводском районе есть свои архитектурные достопримечательности: торговый центр «Русь на Волге», уникальные здания Дворца культуры и техники ВАЗа и Дворца детского и юношеского творчества, Спасо-Преображенский собор. В 1990-е годы вдоль лесной зоны, отделяющей Автозаводский район от Центрального, вырос современный коттеджный поселок.

Однако при застройке Автозаводского района практически не использовалась прибрежная зона. Благоустройство береговых склонов – это перспективное направление в развитии архитектурного облика города.