logo
История Ставрополя- Тольятти

2. Наш край в эпоху бронзы

В конце IV тыс. до н.э. древние люди научились использовать медь не в чистом виде, а с добавлением примесей мышьяка или олова. Такой сплав называется бронзой. Он превосходит по своим качествам чистую медь. К раннему периоду бронзового века относятся курганные могильники, объединяемые археологами в ямную культурно-историческую общность. Памятники этого типа распространены на огромной территории от Урала до Дуная, но в Самарском Поволжье известны только в южной, степной части. Поселения этих племен неизвестны. Носители ямной культуры являлись подвижными скотоводами и не оставались надолго в одном месте. Подобный образ жизни стал возможным благодаря изобретению упряжи и колесного транспорта. В составе стада преобладали овцы, свиней не разводили вообще.

В среднем периоде бронзового века на территории Поволжья на основе ямной сформировалась полтавкинская культурно-историческая общность, имевшая несколько иные традиции и обычаи. Следует отметить высокую степень уважения к умершим вождям – это выражалось в сооружении значительных по размеру курганов, что, в свою очередь, является свидетельством о выраженной стратификации полтавкинского общества. В Ставропольском районе полтавкинские захоронения известны у села Светлое озеро.

В XVII-XVIII вв. до н.э. в Среднем Поволжье и Приуралье начинается поздний бронзовый век. Регион вновь становится ареной этнических и культурных контактов. Народы леса и степи, востока и запада перемешались в процессе формирования новой – срубной – культуры.На обширных пространствах средневолжской лесостепи расположено огромное количество поселений и курганных могильников племен срубной культуры. Их обитатели вели комплексное скотоводческое хозяйство, в отличие от своих предшественников отдавая предпочтение разведению коров и лошадей. Это обеспечивало уществование многочисленного населения. Крупные, площадью до 300 м, жилища, разделенные внутри перегородками на несколько комнат, с очагом для обогрева и приготовления пищи в каждой из них – яркое свидетельство прочности родовых отношений в обществе носителей срубной культуры. Не противоречат этому и погребальные памятники: курганы, судя по половозрастному составу погребенных, вполне можно рассматривать как семейно-родовые усыпальницы. Важные сведения о создателях срубной культуры, их хозяйстве, устройстве жилищ и обряде погребения дали раскопки поселений и могильников Ставропольского района, расположенных около сел Хрящевка, Ягодное, Сусканское, Нижнее Санчелеево, Верхнее Санчелеево, Лопатино, Узюково, Зеленовка, Выселки, Ташѐл-

ка, Подстепки, Белозерки и др.