logo
История Ставрополя- Тольятти

4. Хранители истории города и городских традиций

В социокультурной сфере города важную функцию воспитания уважения к его истории выполняют наши музеи, в том числе и школьные.

Разнообразные формы работы проводит Тольяттинский краеведческий музей, собирающий свою уникальную по объему и содержанию коллекцию с 1962 г. Ежегодно его посещают до 150000 человек. Краеведческий музей является основным хранителем материальной и духовной культуры города. Его фонды насчитывают более 60 тысяч предметов. Самый древний музейный экспонат – геологический образец гранитогнейс, которому около 3-х миллиардов лет. Гордостью музея являются коллекции русских и зарубежных монет, мебели, предметы быта, редкие книги XVIII–XIX вв. Каждый год в мае музей проводит праздник «Музейный пикник», а в октябре ждет всех на День Дарения.

Экомузей «Наследие», созданный в 1996 г. на базе первого дома, перенесенного из зоны затопления в мае 1953 г., представляет собой новую форму социально-культурного наследования, направленную на сохранение городского историко-культурного ландшафта.

В 1998 г. получил «путевку в жизнь» уникальный проект Технического музея под эгидой ОАО «АВТОВАЗ». К моменту открытия в 2001 г. фонды музея насчитывали более 300 экспонатов, отражающих развитие автомобильной, бронетанковой, авиационной, инженерной, радиолокационной, железнодорожной и прочей техники, а также ракетно-артиллерийского и морского вооружения. Сегодня музейно-парковый комплекс занимает площадь 38 га и насчитывает более 460 экспонатов.

Самый большой и популярный экспонат музея – подводная лодка Б-307, доставленная с Балтийского моря.

В 2000 г. создан музей историко-культурного наследия города (градостроительства). Основной его целью является охрана 104 объектов и использование памятников истории и культуры города в воспитании его граждан. Под охрану в городе взято 35 градостроительных комплексов и единичных зданий, 26 мемориальных и памятных досок, 43 памятника монументального искусства, среди которых памятники Е.Н. Никонову, В.И. Жилину, К.Н. Викторову, У.М. Громовой, В.П. Носову, В.В. Баныкину и символ нашего города – памятник В.Н. Татищеву (автор – народный художник России, академик Российской Академии художеств, член президентского Совета по культуре А.И. Рукавишников).

В 1987 г. к празднованию 250-летия Ставрополя-Тольятти была открыта Тольяттинская картинная галерея (Художественный музей). Первоначально она имела статус филиала Самарского художественного музея, с 1992 г. – обрела самостоятельность. В 1991 г. в музей поступили значительное количество живописнографических произведений, несколько скульптурных работ из крупных городов России. Приехавшие из разных городов страны художники Ш. Зихерман, А. Иванцев, Е. Казанцев, Е. Латышева, В. Мацкевич, И. Дубровин, В. Петров, Б. Чиченин и др. создали Тольяттинское отделение художников России. Особое внимание музей уделяет художественным процессам, происходящим на волжской земле и, конечно же, в Тольятти.

Фонды галереи насчитывают порядка 700 произведений живописи, графики, скульптуры и изделий декоративно-прикладного искусства более 70 художников Тольятти. Здесь есть классические портреты, натюрморты, символические композиции, но большую часть работ составляют близкие нашему сердцу волжские пейзажи – Волга, Жигулевское море, Зольное, Ширяево, Бахилова поляна, городские окрестности. Музей уделяет большое внимание составлению авторских коллекций тольяттинских художников М. Зыкова, В. Филиппова, В. Бузина, С. Дергуна, И. Бурмистенко, С. и В. Кондулуковых, С. Галеты, Н. Климушкина.

Галерея организует летние ежегодные выставки-конкурсы по разным направлениям: «Радужка», «Художественное произведение года» с участием детей, студентов и преподавателей, «Художники городу» и др.

Большого города не может быть без большой культуры. Она постепенно прорастает, пускает корни и вызревает, закладывая основы городских традиций. Во второй половине ХХ и начале ХХI столетия был заложен крепкий фундамент культурной жизни Тольятти. Как она будет развиваться дальше, будет зависеть только от тебя.

ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН ГОРОДА с 1999 года

Дроздов Глеб Борисович (27.11.1940– 6.12.2000), родился в Орске, Оренбургской области.

Окончил режиссерский факультет ГИТИСа (1966).

Занимал должности главного режиссера Саратовского цирка (1966), художественного руководителя тольяттинского театра «Колесо» (1988), руководителя курса студии ГИТИСа при театре «Колесо» (1990–1994), заведующего кафедрой актерского мастерства ОАНО ВПО «Волжский университет им. В.Н. Татищева» (1994–2000).

Лауреат Государственной премии РСФСР им. К. Станиславского (1974). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1977), народный артист России (1982). Почетный гражданин города Форт-Уорт (Техас, США, 1995).

Г.Б. Дроздов создал первый в России контрактный театр («Колесо», г. Тольятти, 1988). За годы работы им был поставлен 91 спектакль, 28 из них – в театре «Колесо». Основные постановки: «Мария Стюарт» Ф. Шиллера, «Банкрот» А. Островского, «Опера сумасшедших», «Ревизор» Н. Гоголя, «На дне» М. Горького, «Ромео и Джульетта» В. Шекспира и др. Г.Б. Дроздов принимал участие в международных театральных фестивалях (Франция, США и др.).

ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН ГОРОДА с 2002 года

Свердлов Владимир Михайлович (р. 20.08.1935), родился в Муроме Владимирской области.

Окончил детскую музыкальную школу г. Мурома (1951), музыкальное училище по классу скрипки в г. Иванове, Самарский институт культуры (1971–1976).

Занимал должности преподавателя по классу скрипки ДМШ № 1 г. Ставрополь-на-Волге, ДМШ № 2 г. Тольятти (1960), директора детской музыкальной школы № 4 (Музыкальная Академическая гимназия) г. Тольятти (с 1970 г. по настоящее время).

Заслуженный работник культуры РФ (1988).

В.М. Свердлов является одним из ведущих педагогов г. Тольятти. Его ученики работают преподавателями и артистами оркестров и ансамблей во многих городах России и за рубежом. На базе МАГ в Тольятти регулярно проводится Летняя творческая школа для музыкально одаренных детей. В.М. Свердлов избирался депутатом Автозаводского районного Совета народных депутатов, председателем Совета директоров учебных заведений искусств г. Тольятти.

Из интервью В.М. Свердлова студентам ТГУ

– Там, где сейчас памятник Татищеву, на откосе, куда приезжают молодожены возложить цветы, стоит бетонный парапет. Эти бетонные ступени построены по нашему ходатайству, чтобы там стоял хор, проводились хоровые праздники. И, как правило, на 9 мая, когда было уже тепло, со всех школ на автобусах съезжались дети. Мы собирали сводный оркестр, сводный хор и проводили праздники. А на пригорке сидели горожане и слушали пение детей.

– Что вы можете пожелать юным тольяттинцам?

– Любить тот дом, в котором вы живете, любить людей, которые вас окружают, внимательнее к ним относиться. И как сказано в стихах:

Люблю я Тольятти – мой город родной

С его синеокою Волгой-рекой,

Широкую грудь заводских корпусов

И запах пьянящий сосновых лесов.

ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН ГОРОДА с 2004 года

Спиваков Владимир Теодорович (р. 12.09.1944), родился в Уфе Башкирской АССР.

Окончил Музыкальную школу-десятилетку при Ленинградской консерватории (1945–1955), Центральную школу при Московской консерватории имени П.И. Чайковского (1955–1959), Московскую консерваторию в классе профессора Юрия Янкелевича, одновременно являлся вольным слушателем в классе Давида Ойстраха (1967).

Работал преподавателем в Музыкальном педагогическом институте имени Гнесиных. С 1975 г. началась его международная сольная карьера. В 1979 г. В. Спиваков создал камерный оркестр «Виртуозы Москвы». В 1983 г. оркестр получил официальное название Государственный камерный оркестр Министерства культуры СССР. С 1999 г. В. Спиваков – художественный руководитель и главный дирижер Российского национального оркестра.

Неоднократно награждался орденами и медалями, обладатель премий российских и зарубежных музыкальных конкурсов. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии СССР (1989).

С 1989 г., с момента первого приезда в Тольятти Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы», имя В.Т. Спивакова стоит рядом со многими значительными событиями культурной жизни нашего города. Благодаря В.Т. Спивакову мир узнал имена многих молодых тольяттинских музыкантов и художников, которым оказана материальная и творческая поддержка. В.Т. Спиваков подарил городу 12 прекрасных мастеровых скрипок, привлек в Тольятти лучших представителей из созвездия российских музыкантов и мастеров-педагогов, поддержал многие начинания в нашем городе, которые с его участием стали крупными проектами российского и международного масштаба: «Летняя творческая школа», «Детские ассамблеи искусств»", Молодежный симфонический оркестр Поволжья.

Контрольные вопросы

1. Каковы архитектурные особенности Тольятти?

2. Назовите имена тольяттинских поэтов и писателей. Какие произведения этих авторов вам известны?

3. Какие театры есть в Тольятти?

4. В чем специфика творчества тольяттинских художников?

5. Какую роль в нашей жизни играют городские музеи?

История в стихах и прозе

Николай Волгин «Стройка века» (фрагмент книги «Счастливого плавания»)

К концу вахты штурман облегченно вздыхает, показывая мне на огоньки впереди:

– Ставрополь показался.

Чем ближе к Ставрополю, тем больше появляется по нашему курсу огней, и скоро они занимают половину горизонта .

– А огней здесь с каждым рейсом все больше и больше! –замечает штурман.

– Здорово стройка растет, так, глядишь, ГЭС и Волгу нам скоро перекроет.

– Да тут в Жигулях целое зарево из огней!

– Возьмите правее! – вмешивается в наш разговор капитан, принимая командование на себя. – Надо зайти подальше для оборота.

– Есть!

– Приставать будешь учиться днем, – говорит он штурману. – А сейчас я сам подойду к пристани, - и по его четким командам мы быстро швартуемся к дебаркадеру. СТАВРОПОЛЬ – написано на его большой вывеске.

– Да и в самом Ставрополе тоже огней побольше стало, показывает штурман на россыпь огней за лесом.

И снова начинается уже привычная беготня и шум посадки, на которую я с интересом смотрю с края мостика.

Сразу после отвала меня приходит сменять Валерка, но я не в силах уйти с мостика: открывающаяся перед нами фантастическая картина удерживает меня.

Темное небо, черная громада Жигулей и в то же время ослепительно яркие на фоне ночи огни четко высвечивают громадную, ажурную мачту-опору на рукотворном каменном островке посреди русла и тросы канатной дороги со страхующими металлическими сетками, протянутыми на большой высоте поперек Волги. Они как будто спустились откуда-то из космоса во тьме ночи и неестественно, но величественно зависли над мерцающей здесь бликами огней водой. Видно, как ползут под тросами совсем крошечные отсюда вагонетки с камнем.

Ярко освещенные, громадные, тоже рукотворные, каменные гряды сдавили Волгу с обоих берегов, оставив реке неширокий рукав, к тому же разделенный островком от мачты на две протоки. На берегах, несмотря на позднее время, кипит работа – снуют машины с зажженными фарами, мелькают сполохами огни сварки.

– Прямо фантастика какая-то! Даже не верится, что такое может быть на самом деле! – осматриваясь кругом, поражаюсь я.

– А что ты хочешь? – откликнулся капитан. – Действительно стройка века, как пишут в газетах…

2000 г.

Рудольф Цепенев «Песня о Тольятти»

Теплоход на волне качается:

Нам поклон от пяти морей.

Мне дружить с тобой, не печалиться,

Город – пристань судьбы моей.

Ты зовешь к себе властно, молодо.

И в свободный от смены час

Я приду сквозь заката золото

На свиданье с тобой не раз.

Словно гладью по сердцу вышито:

Красота Жигулевских гор,

Портпоселок в цветенье вишенном

И красавец – сосновый бор.

Спора нет – справедлива истина –

Есть красивее города,

Но, Тольятти, к тебе приписан я

Сердцем собственным навсегда.

1982 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вот и закончилось путешествие по истории нашего города. Всего за один учебный год перед тобой пролетели триста лет жизни Ставрополя-Тольятти. Ты видел, как у подножья Жигулевских гор, на берегу Волги, в одном из самых красивых уголков России в 1737 г. была основана крепость, в которой несли службу крещеные калмыки. Узнал, как, потеряв статус оборонительного пункта, Ставрополь превратился в рядовой провинциальный городок с размеренным ритмом жизни, нарушаемым 2 раза в год сутолокой ярмарочной торговли и приездом курортников. Испытал гордость за земляков, отдававших свои силы на благо развития городского образования и здравоохранения. Прочувствовал боль и отчаяние ставропольчан, переживших ужасы крестьянских восстаний, войн и голода. Видел Ставрополь в статусе села и центра отечественной энергетики, химической индустрии и легкового автомобилестроения. Ты познакомился с людьми, создававшими наш город. И через их поступки, мысли, беды и радости прожил судьбу своей малой Родины, узнал, что же здесь было до тебя и без тебя.

– А дальше, – спросишь ты, – что будет дальше?

За год ты вырос, дорогой друг. Заканчиваешь девятый класс. Пришла пора определяться с выбором своего жизненного пути. А значит – и жизни твоего города.

Каким он будет через пять, десять, тридцать, сто лет, во многом зависит от тебя.

Вспомни спор А. Змеева и В.Н. Татищева. Может быть, за столь мощным индустриальным прорывом наш город сможет реализовать прорыв интеллектуальный. И имя «Епифания» – богоявленная, просвещенная, несущая свет истинного знания – будет реализовано. Ведь в замысле В.Н. Татищева, человека с государственным мышлением, была заложена перспектива этого места как преумножающего славу России.

Понимание собственной истории делает обоснованными наши размышления о будущем. С высоты птичьего полета, любуясь ночным городом, ты уже способен увидеть то, что не подвластно взгляду, что пробуждает мысль и раздвигает горизонты, создает пространство для реализации мечты.

Удачи тебе, дорогой друг, В ТВОРЧЕСТВЕ И СОЗИДАНИИ!

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

Глава 1. Наш город.

§ 1. Ставрополь-Тольятти на карте России

§ 2. Природные условия и географическое положение

История в стихах и прозе

Глава 2. Территория Ставропольского района с древнейших времен до XVII века

§ 3. Наш край в древности и средневековье.

§ 4. Край в составе Московского государства (конец XVI-XVII вв.)

§ 5. Социальные конфликты на территории края

История в стихах и прозе

Глава 3. Ставрополье в ХVIII – первой половине ХIХ вв.

§ 6. В.Н. Татищев и «город святого креста»

§ 7. Ставрополь в период крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева.

§ 8. Участие ставропольчан в Отечественной войне 1812 г.

§ 9. Провинциальный город

§ 10. Ставропольское дворянство и крестьяне

История в стихах и прозе

Глава 4. Ставрополь в составе Самарской губернии во второй половине ХIХ века

§ 11. Экономическая жизнь города

§ 12. Система городского управления

§ 13. Жители Ставрополя

§ 14. Народное образование, здравоохранение и духовная жизнь горожан

История в стихах и прозе

Глава 5. Ставрополь в первые десятилетия ХХ в.

§ 15. Военные и революционные потрясения 1900 – 1907 гг.

§ 16. Ставрополь в межреволюционный период

§ 17. В период февральской революции и двоевластия

История в стихах и прозе

Глава 6. В период гражданского противостояния (ноябрь 1917 – 1920 гг.)

§ 18. Установление советской власти в городе. События Гражданской войны на территории Ставропольского уезда

§ 19. Социально-экономические и культурные преобразования

§ 20. Чапанное восстание на территории Ставропольского уезда

История в стихах и прозе

Глава 7. Жизнь ставропольчан в 20 - 30-е годы ХХ века

§ 21. Голод 1921 – 1922 гг. и его последствия

§ 22. Ставрополь в годы нэпа

§ 23. Влияние процессов коллективизации на жизнь горожан

§ 24. Развитие народного образования и культурная жизнь

История в стихах и прозе

Глава 8. Ставрополь в годы Великой Отечественной войны

§ 25. На отпор врагу.

§ 26. Хлеб победы

§ 27. В фонд обороны

История в стихах и прозе

Глава 9. Тольятти во второй половине ХХ – начале ХХI вв.

§ 28. Вклад гидростроителей и энергетиков в развитие города

§ 29. «Большая химия» Тольятти

§ 30. Столица отечественного легкового автомобилестроения

§ 31. Население города

§ 32. Городское самоуправление и общественно-политические организации

§ 33. Развитие социальной сферы города

§ 34. Духовные традиции

§ 35. Культура города

История в стихах и прозе

Заключение.

Рекомендуемая литература