logo
История Ставрополя- Тольятти

2. Национальный и религиозный состав населения

Большинство жителей города, как и уезда, было русскими. Лишь на севере Ставропольского уезда (ныне территория республики Татарстан) имелись волости с преобладающим татарским населением. Существовали отдельные чувашские и мордовские села и деревни – результат длительной колонизации нашего края, начавшейся еще в XVII в. Но, учитывая малоподвижность сельского населения, слабую распространенность отходничества и аграрный характер занятий большинства жителей Ставрополя, мало чем отличавшегося от богатых торговых сел, притока сельского населения в город не происходило. Национальный состав города оставался однородным. После откочевки калмыков в 1842 г. в городе их не осталось. Ряд должностей Ставрополя –городничий, управляющий удельными имениями, податной инспектор, винный и соляной пристав, градской лекарь – занимали прибалтийские немцы. Управляющими акцизнооткупным комиссионерством были немцы с баронскими титулами. Несмотря на то, что земли будущей Самарской губернии стали одним из центров немецкой колонизации Поволжья в XVIII в., немецких колоний на территории Ставропольского уезда не было.

Подавляющее большинство жителей были православными. В то же время насчитывалось около 18 тысяч мусульман и 2 тысяч иудеев. Об этом свидетельствуют мусульманское и иудейское кладбища. Достаточно сложно сказать о количестве раскольников и сектантов в Ставрополе. В Ставропольском уезде существовали секты Спасова согласия, поморская, белокриничного толка, молоканская, в том числе достаточно радикальные, например, беспоповцы и хлысты. Но влияние сектантов в уездном центре было незначительным. Количество староверов, судя по отчетам, также было невелико. Примечательно, что в Ставрополе, кроме православных храмов, не существовало других культовых построек (мечетей, кирх, костелов), что убедительнее любых документов свидетельствует о преобладании одной религиозной общины.