logo
История Ставрополя- Тольятти

2. Имение Орловых-Давыдовых

Вотчины графов Орловых являлись крупнейшими землевладениями в районе Самарской Луки. Усольская вотчина Орловых располагалась в центре Самарского и Ставропольского уездов. Центром вотчины являлось село Усолье. Братья жили в имении только летом. Здесь находился небольшой зверинец, имелась хорошая библиотека, коллекция оружия и предметов искусства. Хозяева и их гости развлекались охотой.

Вотчина представляла собой небольшое государство со своими законами. В обособленной усадьбе, состоявшей из каменных зданий, располагались вотчинная контора, мастерские, постройки под складские нужды, для хранения денег, архив, караульные помещения и даже «заколодная» – вотчинная тюрьма. Дворовый штат Усольской вотчины составлял более 200 человек. Контора располагала собственной полицией с огнестрельным оружием, называвшейся «ружейниками».

Орловские крестьяне не могли без разрешения помещика создать семью или отлучиться. Крепостных использовали на работах по возведению господских жилых помещений и хозяйственных построек. Барщинных крестьян «после паровой пашни» определяли «к кирпичной работе». Оброчные же крестьяне осуществляли перевозку сырья для обжига кирпичей.

Одним из выдающихся представителей рода Орловых был Владимир Григорьевич Орлов (1743-1831). Он не только отменил барщину в 1805 г., но и пошел на заключение договора с крестьянским общинным самоуправлением. Встав на путь ограничения эксплуатации, он сделал все работы на помещика платными. На этих условиях крестьян можно было привлекать только в свободное от полевых работ время. На сходах крестьяне приняли мирские приговоры с обязательством платить оброк по 10 руб. в год с души мужского пола дважды: в марте и декабре. «За сей оброк будем всегда благодарны. О сбавке просить не станем. Ежели мы оброку платить не

станем сполна, то продать нас или положить снова на пашню», - говорилось в обязательствах крестьян. В неурожайные годы помещики кормили крестьян, давали вольную малодостаточным крепостным за выкуп или без него. На самые тяжѐлые наказания требовалось согласие помещика.

В 1827 г. граф В.Г. Орлов переселил крепостных крестьян из села Кунеевка Карсунского уезда на Кунью Воложку, в Ставропольский уезд, что послужило основанием деревни Кунеевки. В 1831 г. деревню унаследовал Владимир Петрович Орлов-Давыдов. Он обучался в Италии, Англии, Франции и Германии. Находясь в Лондоне, он сошелся с братьями Александром и Николаем Тургеневыми. Проживая во Франции, познакомился с работой парламента. Все это отразилось на формировании его политических убеждений – В.Г. Орлов являлся сторонником проведения коренных политических реформ в России. В своих вотчинах он стремился внедрять передовые методы ведения хозяйства. Основной упор им был сделан на закупку и применение сельскохозяйственной техники. Вместо денежно-оброчной ренты в его имениях крестьяне были переведены на издольщину. В 1832 г. граф отпустил всю дворню, предоставив возможность вести самостоятельно хозяйство, снизил оброк до 20 рублей, безлошадных и безземельных крестьян обеспечил тягловым и молочным скотом, выделил семенной материал. В приказе вотчинной конторы от 8 июня 1829 г. борковскому волостному выборному сообщалось: «До сведения конторы дошло, что кунеевские крестьяне бедного состояния, не имеющие своей запашки и посева, во время жнитва отлучаются на сторону для своей работы; свои же крестьяне, имеющие достаточное хлебопашество, нанимают жнецов, приходящих из дальних мест. Предписывается: во время жнитва крестьян, не имеющих своего посева, на сторону отнюдь не пущать, а давать им работу у своих вотчинных крестьян по вольной цене, а тем крестьянам, которые имеют довольное количество в посеве хлеба и не могут обойтись в уборке хлеба без найма, строжайше подтвердить, дабы они посторонних работников не нанимали, а брали бы своих и платили им вольную цену с десятины или поденно».

Кунеевское сельское общество оказывало помощь маломощным крестьянским семьям, снимая с них части оброка, податей и перекладывая на «прожиточных» крестьян, для чего в деревне избирали «складчиков – людей совестных, умных и справедливых». Кунеевский «мир» нес, в порядке круговой поруки, ответственность за своевременный сбор, хранение оброчных денег, за убытки, причиненные владельцу крестьянами.