logo
История Ставрополя- Тольятти

4. Четвертое рождение Тольятти

Строительство Волжского автозавода – крупнейшего производителя легковых автомобилей не только в нашей стране, но и в Европе, изменило представление о Тольятти как о городе большой химии. Теперь все чаще его стали называть столицей отечественного автопрома. Что принесло с собою четвертое рождение?

Самым очевидным стало изменение облика Тольятти. За неполные 20 лет в степи рядом с Тольятти – преемником Ставрополя с его уютными улочками, трех-пятиэтажными домами, небольшими магазинчиками на первых этажах и обширным частным сектором вырос город с характерными широкими проспектами, крупными спортивными и культурно-просветительными учреждениями, благоустроенными согласно эталонам того времени жилыми районами, большим количеством зеленых насаждений. Можно много спорить о достоинствах и недостатках архитектурного облика Автограда, но то, что благодаря ему Тольятти стал многоплановым, неоднородным городом, отрицать невозможно.

Другими стали и жители города. Строить ВАЗ, жить в Тольятти приехали представители крупных городов с сильными культурно-историческими традициями и жители окрестных сел. Это были люди различных национальностей, культурного и образовательного потенциала, но их объединяли молодость, целеустремленность, энергия.

Именно оформившаяся в Автограде собственная городская среда, отличная от населения «старых» районов города, стала определять культурный и ментальный облик города, внося динамизм и молодой задор в любое начинание.

По численности населения Тольятти занял 18-е место в России. На сегодняшний момент это самый крупный город России, не являющийся столицей субъекта Российской Федерации, а Автоград — крупнейший жилой район Поволжья (свыше 435 тыс. человек).

Уникальным был и опыт единства заводской и городской жизни. Город строил завод, а завод – город. Основная часть жителей Автозаводского района работала на ВАЗе. Определяющее большинство объектов социально-бытовой и культурной сферы района находились на балансе завода, их работники – в штате предприятия. Цеха шефствовали над школами и детскими садами, во время субботников заводчане строили больницы и площадки детского отдыха внутри кварталов. Поэтому и сегодня город не мыслит себя без завода. ВАЗ стал не просто градообразующим пред-

приятием. ВАЗ – это неотъемлемая составляющая многообразной городской жизни.

А что изменилось с появлением автогиганта в стране? Волжский автозавод стимулировал процесс интенсификации всей советской экономики: были созданы новые технологии в отечественной химии, электротехнической промышленности, металлургии и машиностроении, расширились научно-технические контакты с Западом, возникли и были апробированы новые проектные и строительные технологии. «Жигули» и «Лады» изменили представления о нормах и правилах жизни, организации труда и быта. Автомобиль перестал быть роскошью и превратился в средство передвижения со всеми вытекающими отсюда последствиями – увеличением мобильности населения, появлением реальной возможности реализовать право на свободу передвижения в рамках государства. Барачная застройка и коммунальные квартиры ушли в прошлое. ВАЗ и Автоград реализовали, пусть даже частично, для первого советского послевоенного поколения мечту о комфортной, достойной, а главное – уважительной по отношению к человеку жизни.

ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН ГОРОДА с 2005 года

Демидовцев Марк Васильевич (р. 13.05.1929), родился в Павлово-на-Оке Горьковской области.

Окончил ремесленное училище № 37 завода п/я 50 г. Павлово-на-Оке (1943 -1945), Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной (1952 - 1960). Член Союза дизайнеров России. Член Союза архитекторов России.

Занимал должности от рабочего (слесарь-гравер) завода п/я 50 г. Павлово-на-Оке (1945 - 1952) до главного дизайнера управления НТЦ ОАО «АВТОВАЗ». В настоящее время – помощник вице-президента по техническому развитию ОАО «АВТО-ВАЗ» (с 1998).

Награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, Почета. Лауреат Премии Президента РФ в области литературы и искусства.

М.В. Демидовцев – участник международных конкурсов по дизайну автобусов в г. Ницце (Франция) в 1967 и 1969 годах. За оригинальность и новизну разработок был награжден двумя золотыми знаками, а завод благодаря деятельности М.В. Демидовцева отмечен Кубком президента Франции Шарля Де Голля. Разработал концепцию дизайн - центра и организовал его, руководил проектными работами всех разрабатываемых автомобилей АО «АВТОВАЗ». Имеет более сорока авторских свидетельств на промышленные образцы автомобилей Комитета по изобретениям СССР.

ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН ГОРОДА с 1981 года

Клейменов Семен Васильевич (р. 26.04.1934), родился в село Старо - Кленское Тамбовской области.

Окончил горнопромышленную школу, г. Кизил Пермской области (1951), техникум по специальности «Техника сельскохозяйственных машин» (1966).

Работал арматурщиком строительного управления, г. Кизил (1951 - 1953), мастером Чапыгинского Агрегатного завода (1956 - 1967), наладчиком автоматических линий МСП Волжского автомобильного завода (1967 - 1995).

Награжден орденами «Знак почета», Трудового Красного Знамени, Ленина, Дружбы народов. Герой Социалистического Труда (1973).

Из интервью С.В. Клейменова студентам ТГУ

– Каким вы видите наш город в будущем, на что следует обратить особое внимание городскому сообществу при планировании развития города?

– Я убежден в том, что, если мы хотим жить лучше, нам нужно самим стать чище. …В целом все общество от этого выигрывает. Общественное здание нужно начинать строить с фундамента. А фундамент –это люди порядочные, трудолюбивые, добрые. Только после того, как мы сформируем такие личности, наш город станет действительно процветающим, в котором будет жить комфортно всем.

Когда я перестал сквернословить, я стал себя не только лучше чувствовать, но мне легче стало общаться с людьми, я стал чувствовать в своей душе радость. Нужно вселять веру в людей! Люди, ищите добро в себе, через интеллект, через волю…

Пусть вам сопутствует удача, но удача сопутствует тем, кто свою волю берет в железные тиски своего интеллекта, тогда можно достичь, всего того, что хочешь. Однажды в троллейбусе я увидел плакат с таким изречением: «Если вам холодно или жарко, значит, вы неправильно одеты». А я, развивая эту мысль, хочу сказать: если вам больно или обидно, значит, подумайте, что вы сделали не так, проанализируйте свои поступки…

– Ваши пожелания юным тольяттинцам.

– Прежде всего, я желаю всем счастья… Хочу, чтобы молодые были все здоровыми, здравомыслящими, добрыми, жизнерадостными, трудолюбивыми, отзывчивыми, всегда старались прийти на помощь к нуждающимся в этой помощи. Пока они в силе, они должны зарабатывать себе счастливое будущее… Если хотя бы одному человеку легче от того, что ты есть на белом свете, значит, ты уже живешь не напрасно. Я желаю этого всем от всей души. Если все будет именно так, то наша старость будет обеспечена. И их тоже…

ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН ГОРОДА с 2005 года

Кожемякин Вениамин Ефимович (р. 27.12.1925), родился на хуторе Щучкин Приуральского района, Западно-Казахстанской области.

Окончил Рижское военно-пехотное училище, г. Стерлитамак Башкирской АССР (1943), Военный институт иностранных языков Красной Армии, г. Ставрополь Куйбышевской области (годичные курсы военных переводчиков немецкого языка) (1943), Всесоюзный юридический заочный институт (1955 - 1961).

Участник Великой Отечественной войны – военный переводчик разведотделов штабов 247-й стрелковой дивизии и 61-го стрелкового корпуса 1-го Белорусского фронта (1943 - 1945).

Занимал должности переводчика, адъютанта коменданта г. Берлин, адъютанта заместителя начальника штаба Туркестанского военного округа (1946 - 1947), заместителя начальника железнодорожного цеха Куйбышевского завода № 18 им. Ворошилова (1947 - 1949), начальника отдела УКГБ СССР по Куйбышевской области, по городу и порту Тольятти (1968 - 1987), советника заместителя ОАО «АвтоВАЗ» по экспорту и внешнеэкономическим связям (1987 - 1993).

Награжден орденами Отечественной войны, Красной Звезды, «За заслуги перед Отечеством», Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени. За долголетнюю и безупречную службу в органах КГБ СССР внесен в Книгу почета Управления (1985). За особые заслуги в деле обеспечения безопасности государства награжден именным холодным оружием – кортиком с символикой ФСБ России (2000).

Из интервью В.Е. Кожемякина студентам ТГУ

– Каким Вам запомнился Ставрополь при первом знакомстве?

– Я в Ставрополе побывал еще в 40-х годах, правда, недолго, всего месяца три. Того Ставрополя нет, он на дне Волги. Это был провинциальный городок, небольшой, одноэтажный, деревянные в основном хибарки, правда, школы были приличные. Ничем не примечательный, пыльный городок, но вот зелени было много. С того времени он сильно изменился.

– Ваши пожелания юным тольяттинцам.

– Пусть тольяттинцы прежде всего гордятся своим городом, учатся, осваивают специальности, которые нужны промышленности нашего города.

ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН ГОРОДА с 2000 года

Николаев Алексей Васильевич (р. 31.01.1935), родился в деревне Медведково Ярославской области.

Окончил ремесленное училище г. Ярославля (1952), школу рабочей молодежи (1954), Всесоюзный заочный политехнический институт по специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты» (1964).

Занимал должности от наладчика металлорежущих станков Ярославского автозавода (1952) до президента - генерального директора АО АвтоВАЗ (1996 - 2002).

Внес весомый вклад в строительство города. При активном финансовом участии ВАЗа и лично под руководством А.В. Николаева был воздвигнут памятник основателю города В.Н. Татищеву, соборный комплекс Автозаводского района, каскад фонтанов в Парке Победы, созданы социальные гостиницы, центр общения пенсионеров.

Награжден орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством». Заслуженный машиностроитель Российской Федерации. Лауреат Государственной премии СССР в области техники (1980).

ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН ГОРОДА с 1995 года

Поляков Виктор Николаевич (03.03.1915 - 2004), родился в Томске.

Окончил Московский автомобильно-дорожный институт (1938).

Начал трудовую карьеру учеником слесаря автошколы ФЗУ г. Москвы (1930). Занимал должности генерального директора Волжского автомобильного завода (1966 -1975), министра автомобильной промышленности СССР (1975 - 1986), эксперта Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (1986), директора аналитического центра АО «АвтоВАЗ» (1999 - 2004).

Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, 4 орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством». Герой Социалистического Труда (1971).

В.Н. Поляков, будучи руководителем Волжского автомобильного завода, внес большой вклад в развитие города Тольятти. Расширял социальную сферу (базы отдыха, профилактории, спортивные комплексы), при его содействии большинство рабочих ВАЗа были обеспечены жильем и автомобилями.

Из выступления В.Н. Полякова на торжественном вечере, посвященном 30-летию выпуска первого автомобиля, 20 апреля 2000 г.

…Нужно, чтобы завод продолжал жить. И для этого нужен напряженный труд. Любой медленный, вялый труд рождает слабых людей. От суровых, тяжелых условий вырабатываются сильные характеры, появляются сильные люди.

Из интервью газете «Волжский автостроитель», 1 – 4 февраля 2000 г.

– Меняются поколения. Меняются психология, жизненная ориентация. Что бы Вы хотели пожелать тем, кто придет нам на смену в ХХI веке?

– Тем, кто придет нам на смену, я желаю быть лучше нас, желаю им не поддаваться всесилию стяжательства.

ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН ГОРОДА с 2006 года

Ясинский Александр Ибрагимович (р. 20.07.1929), родился в Минске.

Окончил Минское специальное ремесленное училище (1946), Минский финансовый техникум, Ленинградский финансово-экономический институт (1953), аспирантуру института экономики АН БССР.

В период Великой Отечественной войны находился на оккупированной территории, был связным Минского подполья (1941-1942), воевал в составе партизанского отряда бригады им. Чкалова, впоследствии – бригады «За Советскую Беларусь» (1943-1944).

С 1970 года трудовая деятельность А.И. Ясинского связана с Волжским автомобильным заводом города Тольятти. Прошел трудовой путь от заместителя начальника планово-экономического управления до заместителя генерального директора ВАЗа по экономике. С 1998 г. возглавил Совет ветеранов войны и труда ОАО «АВТОВАЗ». Депутат, вице-спикер Тольяттинской городской Думы III созыва.

Награжден орденами Трудового Красного Знамени, Отечественной войны II степени. Заслуженный экономист РСФСР (1989).

Из интервью А.И. Ясинского студентам ТГУ

- Какие задачи Вы считаете актуальными в организации жизни города сегодня?

- Самая актуальная задача – это пересмотр отношения к местному самоуправлению.

Надо разделить полномочия сверху донизу. Установить правила, по которым предприятия, занимающиеся только местной территорией и не экспортирующие результаты своей деятельности дальше муниципалитета, принадлежали бы местному самоуправлению. Работающие на весь регион – к областному. На страну – к федеральному. При такой системе, гарантирую, избиратель поменяет свою психологию: будет голосовать только за тех, кто в состоянии делать благо для своей территории. Только так город заживет обеспеченно и самостоятельно.

Контрольные вопросы

1. Когда было принято решение о строительстве автомобильного завода в Тольятти? Почему для строительства завода была выбрана тольяттинская площадка?

2. Расскажите об основных этапах строительства завода. Когда промышленный комплекс Волжского автозавода был сдан в эксплуатацию?

3. Почему Автоград называют новым городом? В чем специфика его строительства?

4. Объясните, почему строительство Волжского автозавода называют четвертым рождением города?