logo
История Ставрополя- Тольятти

1. Училища, школы и прогимназия

Уровень образования жителей Ставрополя ХIХ в. соответствовал экономическим, политическим и социально-культурным потребностям типично провинциального российского городка. До реформы народного образования 1864 г. в уезде существовали приказные училища. Первые были созданы в сороковые годы XIX в. с целью подготовки мальчиков для работы писарями в удельных конторах и учениками ветеринаров. Учительский персонал училищ набирался из людей «всякого свободного и даже податного состояния», но преимущественно из местных священников. Женские школы появились в пятидесятые годы. В них обучались грамоте и молитвам крестьянские девочки. В 1863 г. в Ставропольском уезде по решению сельских бществ открылось 30 новых школ. 17 августа 1866 г. в Ставрополе открылся педагогический класс, где готовили сельских учительниц. В педагогическом классе ученицы изучали курс педагогики и дидактики, знакомясь с приемами обучения русскому языку и арифметике. В конце XIX в. в сѐлах края стали открываться и церковно-приходские начальные школы, вместо учителей там работали церковные служители. Всего в это время в уезде насчитывалось 143 школы, в которых обучалось только 22 % детей уезда. В школах не хватало учебников и парт, учителя получали мизерную зарплату и зачастую жили тут же в школе. Уровень грамотности горожан по-прежнему оставался крайне низким.

В лучшую сторону ситуация стала меняться после проведения земской реформы и реформы образования. Земства как выразители интересов всех сословий стали первыми считаться со стремлением народа к грамотности и создавать условия для его реализации. К середине 80-х гг. в Ставрополе и уезде насчитывалось уже 49 земских школ, при этом одна школа приходилась на более чем 3,5 тысячи человек. Расходы Ставропольского земства на содержание школ превышали 25 тысяч рублей, что, безусловно, было недостаточно. Поскольку земского бюджета на содержание

школ не хватало, то некоторые хозяйственные вопросы брали на себя городские и сельские общества. Они выделяли для школ помещения, обеспечивали ремонт и отопление, покупали классную мебель, оплачивали труд служителей. Так, в 1884 г. расходы Ставропольского земства и общественные расходы на содержание всех школ составили 24782 рубля: из них земства ассигновали 13723 рубля, общества – 11059 рублей.

В 1885 г. Министерством народного просвещения были изданы «Правила для выдачи льготных свидетельств», в которых определялся минимум требований к выпускнику начальной школы. Так, выпускная работа по письму предусматривала написание диктанта «без пропуска и искажения слов, с соблюдением знаков препинания. По арифметике, кроме четырех основных действий, ученикам необходимо было иметь понятие о русских мерах длины, веса, времени, сыпучих и жидких телах. По Закону Божьему требовалось знание молитв, священной истории, а также знакомство с церковными обрядами». С таким багажом знаний ученики покидали начальные школы Ставрополя.

Земство осуществляло и подбор учебных пособий. Особым успехом пользовались «Родное слово» и «Детский мир» К.Д. Ушинского, «Книга для первоначального чтения» В.И. Водовозова, «Азбука и уроки чтения» Н.В. Бунакова, «Наш друг» Н.А. Корфа.

В Ставрополе к началу ХХ столетия действовали одно городское двухклассное училище и три приходских училища: из них одно женское и два мужских.

Однако в целом, несмотря на усилия земства и общественности, решить проблему повышения уровня грамотности к концу XIX в. так и не удалось.