2. Пуск Волжского автозавода
В начале проектных работ остро стоял вопрос: строить предприятие самим или опереться на опыт лучших западных фирм. Победила позиция сторонников сотрудничества с автомобильными предприятиями Запада, в ряду которых был выбран FIAT (Италия). Главными идеологами советско-итальянского сотрудничества с итальянской стороны был почетный президент FIAT Витторио Валетта, с советской - министр автомобильной промышленности Александр Михайлович Тарасов и его заместитель Виктор Николаевич Поляков. После серии уточняющих переговоров 15 августа 1966 г. в Москве В. Валетта и заместитель министра внешней торговли В.Н. Сушков заключили Генеральное соглашение между FIAT и Внешторгом СССР о разработке конструкции легкового автомобиля и строительстве автозавода. Следом министр автомобильной промышленности СССР А.М. Тарасов издал приказ о назначении генеральным директором ВАЗа заместителя министра автомобильной промышленности Виктора Николаевича Полякова.
Виктор Николаевич Поляков – генеральный директор Волжского автомобильного завода (1966–1975); Анатолий Анатольевич Житков – генеральный директор ПО «АвтоВАЗ» (1975–1982); Валентин Иванович Исаков –генеральный директор ПО «АвтоВАЗ» (1982 – 1988); Владимир Васильевич Каданников – генеральный директор Волжского производственного объединения «АвтоВАЗ» (1988–1996), председатель совета директоров ОАО «Авто-ВАЗ» (1996–2005), председатель совета директоров совместного предприятия «General Motors – АвтоВАЗ (2001–
2005); Алексей Васильевич Николаев – президент-генеральный директор АО «АвтоВАЗ» (1996–2002); Виталий Андреевич Вильчик – президент ОАО «АВТОВАЗ» (2002–2005); Игорь Эдуардович Есиповский – президент-генеральный директор ОАО «АвтоВАЗ», председатель совета директоров совместного предприятия «GM – АвтоВАЗ» (2005–2006); Владимир Владимирович Артяков – председатель совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» (2005–2006), президент ООО «Группа АВТОВАЗ» (2006–2007); Борис Сергеевич Алѐшин – президент ООО «Группа АвтоВАЗ»
(2007 – по настоящее время).
FIAT передал конструкторские и технологические документы на автомобиль FIAT-124, который был выбран в качестве базового, на инструмент, оснастку и оборудование, а также предоставил технический и рабочий проекты будущего автозавода. Советской стороне предстояло: во-первых, «довести» автомобиль FIAT-124 до возможности эксплуатации в условиях СССР (особенно климатических и дорожных), во-вторых, построить завод по выпуску 600 тыс. автомобилей в год (позже цифру увеличили до 660 тыс.) и, наконец, наладить производство отечественных легковых автомобилей.
Адаптацией конструкции FIAT-124 к российским условиям и конструкторским обеспечением запуска производства занимался советско-итальянский коллектив (представители FIAT, московского института НАМИ и молодого конструкторского бюро автозавода) под руководством Владимира Сергеевича Соловьѐва - главного конструктора ВАЗа, до этого работавшего главным конструктором Горьковского автомобильного завода. Создатели проекта будущего ВАЗ-2101 ориентировались на простого советского потребителя. Предполагалось, что пользоваться автомобилем будет обычная семья, состоящая из четырех - пяти человек. Кабину сделали несколько просторней, чем у популярного тогда «Москвича-408». Вес машины составлял 860 кг. Мощность двигателя – 60 л.с. Конструкция была проста, что делало автомобиль доступным по стоимости простому покупателю. Компоновка классическая: мотор спереди, багажник сзади, ведущие колеса – задние. При разработке конструкции автомобиля учитывалось, что будущие водители не будут опытными автомеханиками, поэтому система управления и эксплуатации была максимально упрощена. Капитальный ремонт автомобилю мог понадобиться лишь после того, как машина пройдет расстояние, равное десяти путешествиям из Москвы до Владиво- стока. Учли конструкторы суровый российский климат, крайнее разнообразие дорожных условий: автомобиль был оснащен другим двигателем, повышена прочность кузова, усилены ходовая часть и рулевое управление, увеличен дорожный просвет. Двигатель заводился с первой попытки после холодной ночевки на морозе при температуре -25°С. Были усилены отопление кабины и обдув стекол. Максимальная скорость доведена до 140 км/ч. В итоге FIAT-124 был преобразован для советского потребителя в ВАЗ-2101. Успешное сотрудничество с европейскими специалистами стало первой и уникальной школой для наших специалистов. На базе наработанного опыта через несколько лет вазовцы стали создавать собственные автомобили.
Параллельно с конструированием велось строительство самого автозавода. Площадка предприятия составляла 560 га. Возводились теплоэлектроцентраль (ТЭЦ) мощностью 520 МВт, очистные сооружения, десятки километров дорог, трубопроводов и других коммуникаций. Технический проект стройки составил 300 томов. Впервые в отечественной и зарубежной практике строительство Волжского автомобильного завода велось методом параллельного и совмещенного во времени выполнения всех видов проектных, строительных, монтажных, пусконаладочных работ, что позволило значительно приблизить время пуска предприятия. Позднее эта система нашла применение при строительстве Камского автомобильного завода.
Строительные работы были начаты в январе 1967 г. В сводный пусковой комплекс вошли 132 объекта. Город, область и страна в целом «работали на ВАЗ». Был реорганизован и усилен Куйбышевгидрострой, начальником которого в тот период являлся Н.Ф. Семизоров. Создана новая сеть строительно-монтажных организаций: построены домостроительный комбинат и бетонный завод, созданы производства по выпуску отделочных мозаично-шлифованных плит, стального настила для кровель и т. д. Количество работающих на стройке и монтаже достигало 48 тыс. человек. Автомобили, бульдозеры, тракторы, краны поступали из 166 заводов страны, стройматериалы - от 200 предприятий сорока городов. Более 1150 заводов СССР снабжали стройку электрорадиоматериалами, лакокрасками, инструментами и запасными частями.
19 апреля 1970 г. в еще не сданном главном корпусе заработал конвейер, на котором были собраны первые 6 автомобилей. В августе того же года автозавод начал плановое производство автомобилей и их реализацию. Изначально главный конвейер двигался со скоростью 4,2 м/мин. Одновременно на одной его «нитке» собиралось 270 автомобилей. Сборкой были заняты в смену около 800 рабочих. За смену выпускалось 337 машин, за год (при двухсменном рабочем дне) - 220 тыс. на одной «нитке». Всего на заводе было построено три линии конвейера. Поэтому годовая производительность составляла 660 тыс. автомобилей. Была построена и четвертая «нитка» главного конвейера – резервная, на случай остановки для ремонта или профилактики одной из действующих. Впервые в истории отечественного машиностроения в Тольятти был сооружен конвейер нового типа – подвесной, толкающий.
Его преимущества на тот момент являлись неоспоримыми – он позволял нести собираемую машину на разных участках сборки на различной высоте, что давало возможность рабочим проводить сборочные операции на удобном для них уровне.
Продолжительность сооружения ВАЗа от первого колышка до первого автомобиля, сошедшего с конвейера, составила около 82 месяцев. 7 декабря 1973 г. промышленный комплекс Волжского автозавода был сдан правительственной комиссии с оценкой «отлично».
- Глава 1
- § 1. Ставрополь - Тольятти на карте России
- 2. Административная принадлежность Ставрополя-Тольятти
- 3. Геральдические символы Тольятти
- § 2. Географическое положение и зона влияния Тольятти
- Географическое положение города
- 2. Ставропольское Низменное Заволжье
- 3. Самарская Лука
- 4. Геологическая среда (горные породы, почвы, подземные воды)
- 5. Климат города
- 6. Растительный и животный мир города
- 7. Пригородный лес
- Глава 2
- § 3. Наш край в древности и средневековье
- 1. Каменный век в Среднем Поволжье
- 2. Наш край в эпоху бронзы
- 3. Пограничье леса и степи: территория Ставропольского района в раннем железном веке и раннем средневековье
- 4. Волжская Болгария (Булгария)
- 5. В составе Золотой Орды
- §4. Край в составе Московского государства (конец XVI – XVII вв.)
- 1. Вхождение в состав Российского государства
- 2. Кочевые народы и освоение края «наездом»
- 3. Появление первых постоянных поселений. Вотчины и поместья
- 4. Занятия населения
- § 5. Социальные конфликты на территории края
- 1. Волжская вольница
- 2. Край в Смутное время
- 3. Вольная колонизация и социальные конфликты
- 4. Движение под предводительством Степана Разина в Самарском крае
- Глава 3
- § 6. В.Н. Татищев и «город святого креста»
- 1. Основание Ставрополя и массовое переселение калмыков
- 2. Первые жители крепости и их занятия
- § 7. Ставрополь в период крестьянской войны под предводительством е.И. Пугачѐва
- 1. Военная служба ставропольских калмыков
- 2. Переход калмыков Ставропольского гарнизона в армию е.И. Пугачева
- 3. Участие крестьян Ставропольского уезда в восстании Пугачева
- 4. Взятие Ставропольской крепости. Окончание крестьянской войны в Заволжье
- § 8. Участие ставропольчан в Отечественной войне 1812 г.
- 1. Ставропольский калмыцкий полк в Отечественной войне 1812 г.
- 2. Действия отряда народного ополчения под командованием полковника и.И. Самойлова
- § 9. Провинциальный город
- 1. Административное устройство города
- 2. Численность, состав и занятия горожан
- 5. Храмы и священнослужители
- § 10. Ставропольское дворянство и крестьяне
- 1. Землевладельцы Ставропольского уезда
- 2. Имение Орловых-Давыдовых
- 3. Крестьянские волнения
- Глава 4
- XIX века
- § 11. Экономическая жизнь города
- 1. Торговля
- 2. Промыслы
- 3. Промышленное производство
- § 12. Система городского управления
- 1. Ставропольская городская дума
- 2. Направления деятельности городской думы
- 3. Ставропольский городской общественный банк
- § 13. Жители Ставрополя
- 1. Численность населения
- 2. Национальный и религиозный состав населения
- 3. Половозрастные характеристики населения
- 4. Сословия Ставрополя
- § 14. Народное образование, здравоохранение и духовная жизнь горожан
- 1. Училища, школы и прогимназия
- 2. Городская библиотека и книжная торговля
- 3. Образование и народничество
- 4. Городское здравоохранение
- 5. Судьба церквей Ставрополя
- 6. Святой Иоанн Кронштадтский в Ставрополе
- Глава 5
- § 15. Военные и революционные потрясения 1900 - 1907 годов
- 1. Ставрополь и Ставропольский уезд в начале хх в.
- 2. Русско-японская война 1904 – 1905 гг. И предпосылки революции
- 3. Агитация революционных партий
- 4. Революционные потрясения в городе и уезде
- 5. Попытка эсеров поднять вооруженное восстание в Ставрополе
- 6. Итоги вооружѐнных выступлений
- § 16. Ставрополь в межреволюционный период
- 1. Столыпинская аграрная реформа в Ставропольском уезде
- 2. Ставрополь – город-курорт
- 3. Эпидемия холеры
- 4. В годы первой мировой войны
- § 17. В период февральской революции и двоевластия
- 1. Установление новой власти
- 2. Формирование Советов крестьянских и рабочих депутатов
- 3. Первые решения революционной власти
- Глава 6
- § 18. Установление Советской власти в городе. События гражданской войны на территории Ставропольского уезда
- 1. Борьба за установление Советской власти в Ставрополе и уезде
- 2. Реализация декрета «о земле» в Ставропольском уезде
- 3. Ставропольский уезд в период гражданской войны
- § 19. Социально-экономические и культурные преобразования
- 1. Хозяйственная жизнь города
- 2. Социально-культурные преобразования
- 3. Деятельность Ставропольского горисполкома по организации здравоохранения
- 4. Гонения на церковь
- § 20. Чапанное восстание на территории Ставропольского уезда
- 1. Причины крестьянского восстания
- 2. Ход восстания на территории Ставропольского уезда
- 3. Подавление чапанного восстания
- Глава 7
- § 21. Голод 1921 - 1922 годов и его последствия
- 1. Причины голода
- 2. Голод в Самарской губернии
- 3. Помощь церкви
- 4. Последствия голода
- § 22. Ставрополь в годы нэпа
- 1. Ставрополь: город-село
- 2. Население
- 3. Городская власть и общественные организации
- 4. Экономика
- § 23. Влияние процессов коллективизации на жизнь Ставрополя
- 1. Развитие местной промышленности на рубеже 20 - 30-х годов.
- 2. «Зона сплошной коллективизации»
- 3. Развитие промышленности района в период сплошной коллективизации
- 4. Хозяйство Ставропольского района во второй половине 30-х годов
- § 24. Развитие народного образования и культурная жизнь
- 1. Развитие народного образования
- 2. Культурно-просветительная работа в деревне в 20 - 30-е годы.
- 3. Культурная жизнь Ставрополя
- 4. Антирелигиозные мероприятия, закрытие храмов, репрессии в отношении священнослужителей
- Глава 8
- § 25. На отпор врагу
- 1. Начало Великой Отечественной в Ставрополе
- 2. Герои Советского Союза
- § 26. Хлеб Победы
- 1. Ставрополь в годы войны
- 2. Нефть Ставрополя
- 3. Одежда для фронтовиков
- § 27. В фонд обороны
- 1. Военная подготовка жителей
- 2. Институт военных переводчиков
- 3. Беженцы и вопросы снабжения населения
- 4. Возрождение религиозной жизни
- Глава 9
- § 28. Вклад гидростроителей и энергетиков в развитие города
- 1. Решение о строительстве гэс
- 2. Строительство гэс и города
- 3. Итоги строительства
- 4. Дальнейшее развитие электроэнергетики города
- § 29. «Большая химия» Тольятти
- 1. Новое направление в экономической жизни города
- 2. Строительство предприятий
- 3. Основные направления развития химических производств города
- 4. Изменения в жизни города
- § 30. Столица отечественного легкового автомобилестроения
- 1. Тольятти – площадка строительства первого отечественного завода по массовому производству легковых автомобилей
- 2. Пуск Волжского автозавода
- 3. Город - эталон – Автоград
- 4. Четвертое рождение Тольятти
- § 32. Городское самоуправление и общественно-политические организации
- 1. Городской Совет народных депутатов и городской комитет кпсс
- 2. Совет директоров промышленных предприятий города
- 3. Изменения в городской системе управления в 1990-е годы
- § 33. Развитие социальной сферы города
- 1. Система образования в Тольятти
- 2. Развитие здравоохранения
- 3. Система торговли и бытового обслуживания города
- 5. Социальная ответственность и благотворительность как основа решения социальных вопросов
- 5. Сми города
- § 34. Духовные традиции
- 1. Снос ставропольских храмов в связи с переносом города на новое место
- 2. Возрождение религиозной жизни: православные традиции города
- 3. Многоконфессионное устройство Тольятти
- § 35. Культура города
- 1. Архитектурные особенности города
- 2. Литературная жизнь города
- 3. Тольятти театральный
- 4. Хранители истории города и городских традиций