logo
История Ставрополя- Тольятти

2. Строительство гэс и города

Развертывание строительства повлекло за собой решение сопутствующих задач:

- формирование коллектива специалистов и квалифицированных рабочих, обеспечение их жильем, решение вопросов снабжения и бытового обслуживания населения;

- создание сети автомобильных дорог, в том числе автомагистрали Куйбышев – Ставрополь; пуск железнодорожных веток Царевщина – Жигулевское Море, Сызрань – Жигулевск;

- сооружение дополнительной линии электропередачи ЛЭП 110 Безымянка – Кунеевка, подводящей электричество от двух ТЭЦ Куйбышевской энергосистемы;

- налаживание надежной телефонной и телеграфной связи.

Решение этих вопросов пришлось на подготовительный период строительства (1951-1953 гг.). В наш город прибыли более 800 инженерно-технических работников, имевших богатейший опыт строительства Волго-Донского канала и Цимлянского гидроузла. В их числе Н.В. Разин – главный инженер КГС, В.В. Антонов – начальник строительно-монтажного управления левого берега, А.П. Александров –начальник СМУ правого берега и многие другие. Был сформирован квалифицированный аппарат служащих. Именно в это время в структуре Куйбышевгидростроя начал трудиться бывший фронтовик Николай Федорович Семизоров, позже возглавивший этот почти стотысячный коллектив. Спустя неполные двадцать лет КГС уже под руководством Н.Ф. Семизорова построил Тольятти и Жигулевск. В честь знаменитого земляка был назван один из бульваров. В 2002 г. перед бывшим зданием КГС открыли памятник работы Р. Ибояна – бюст Н.Ф. Семизорова.

При строительстве ГЭС, в непростое время середины ХХ столетия, остро не хватало кадров среднего звена: десятников, мастеров и прорабов. Для их подготовки по инициативе И.В. Комзина в Ставрополе в 1951 г. открыли филиал Куйбышевского индустриального института (будущий Тольяттинский государственный университет), вечерний гидротехникум и учебный комбинат Куйбышевгидростроя.

Начавшийся за подготовительным этап основных работ (1953 - 1957 гг.) характеризовался высокими темпами строительства и монтажа оборудования. Без преувеличения титанические объемы работ требовали применения и освоения высокопроизводительной, незнакомой тихому уездному городу техники: новых типов электрических экскаваторов, мощных бульдозеров, скреперов, большегрузных автосамосвалов, земснарядов производительностью 1000 м в час.

Поражает воображение и количество людей, задействованных в строительстве. Считается, что на возведении здания гидроэлектростанции, насыпной плотины, нижнего и верхнего судоходных шлюзов, других значимых объектах трудились около 60 тыс. человек. Всего на предприятиях, связанных со строительством ГЭС, были заняты почти 150 тыс. человек. Большую часть этих людей составляли осужденные, в том числе и по политическим статьям. Точных данных об их количестве нет до сих пор. Все лагерные пункты объединялись в Кунеевский исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ). Только в Жигулевске находилось пять отделений этого лагеря общей численностью более 20 тыс. человек. Кроме гидроузла заключенные трудились на строительстве дорог, линий электропередач, различных заводов, мастерских, складов, жилых домов и т. д. Возведение ГЭС многим из них стоило здоровья и жизни. Процессы реабилитации 90-х годов вернули невинно осужденным доброе имя, но не в наших силах вернуть этим людям годы жизни, проведенные в нечеловеческих условиях и тяжелейшем труде.

Инфраструктура жилой зоны гигантской стройки не соответствовала ее масштабам. Преобразованный в 1946 г. из села в город Ставрополь имел печальный вид. За годы войны его хозяйство серьезно обветшало. Часть жилищного фонда разобрали на дрова. Водопровод с шестью разборными колонками построили лишь в 1950 г., тогда же в помещении пожарной охраны оборудовали баню. Из промышленных предприятий работали небольшой завод по ремонту сельхозтехники, рыбзавод, пищекомбинат, лесопилка. Энергоресурсы состояли из одного старого движка мощностью 58 кВт. Артель «Заря» занималась пошивом одежды, приготовлением валенок, обуви, выделкой кож и овчин. Население Ставрополя насчитывало около 12 тыс. человек. Для размещения приезжавших работников и членов их семей была выбрана апробированная советская модель жилищного строительства - временное жильѐ барачного типа. Первые бараки были построены в районе современной железнодорожной насыпи у станции Жигулѐвское Море. В 1950 - 1958 гг. деревянные щитовые дома ускоренными темпами собирались в рабочих поселках Комсомольск, Шлюзовой, Третье и Пятое ВСО (3-й и 5-й отряды военизированной стрелковой ох-

раны), Портовый, находившихся на значительном удалении друг от друга. Всего построили 629,9 тыс. м2 такого жилья. Временные поселки не включались в городскую черту и развивались стихийно. Территория новой площадки Ставрополя для строительства капитальных домов использовалась недостаточно. Рабочие размещались в двухэтажных (до 32 комнат) постройках, разделѐнных на комнаты площадью 9 – 20 м2, каждая на одну семью. Бараки имели только центральное электроснабжение и печное отопление (уголь, дрова). Водопровода и канализации не было. Окрестное население обслуживали несколько наспех сооруженных общественных бань. Также малокомфортным было и жильѐ для специалистов. Бараки для инженерно-технических работников были рассчитаны на 2 - 4 семьи, каждая из которых занимала 2-3 комнаты. Это создавало огромное количество бытовых проблем. Некоторые семьи прожили в таких условиях около двадцати лет. Расселение жителей бараков было завершено лишь к концу 70-х годов.

Нерешенные бытовые вопросы никак не отражались на темпах и объемах строительства. В 1953 г. на объектах Куйбышевгидростроя широким фронтом началась укладка бетона. Ведущую роль играли арматурщики, электросварщики, бетонщики, бензорезчики, монтажники, такелажники. Соучастие в созидании «светлого коммунистического будущего», бесконечная вера в возможность создания справедливого и счастливого общества приводили к искренней заинтересованности рабочих в результатах своего труда, ответственному, далеко не формальному участию в социалистическом соревновании. Ярким примером творческого отношения к производству стала трудовая деятельность дважды Героя Социалистического Труда сварщика Алексея Улесова. Он возглавил бригаду по сварке конструкций методом «ванной сварки» и в процессе работы передал свой опыт более чем150 специалистам.

Летом 1955 г. на строительстве развернулось массовое соревнование за право участия в перекрытии реки. В ходе соревнования резко возросла производительность труда. 15 августа 1955 г. укладка бетона достигла 16020 м3, а объем земляных работ составил 280 тыс. м3 в сутки. Более 700 победителей соревнования получили право участвовать в перекрытии реки.

22 октября был наведен наплавной мост, на поверхности которого точно разметили места подхода и разворота машин. 30 октября 1955 г. начался последний штурм Волги. Строго по графику самосвалы сбрасывали в могучий поток реки бетонные пирамиды и каменные глыбы. За 19,5 часа река была перекрыта, самый тяжелый этап строительства был завершен.

1956 - 1957 гг. стали решающими по монтажу основного оборудования. 14 октября 1957 г. последний 20-й агрегат дал промышленный ток. Куйбышевская ГЭС вышла на проектную мощность. В августе 1958 г. правительственная комиссия приняла Куйбышевскую ГЭС в постоянную эксплуатацию.